Обычай преподносить подарок на блюде укоренился в России очень давно. известно, что еще в XVI—XVII Веках подносные блюда, выполненные из различных материалов, широко использовались в царском обиходе, во время церковных праздников в свадебном обряде.
Царь традиционно одаривал хлебом свое окружение, духовенство и «прочие чины» в день именин и на первой неделе поста. Патриарх же в пост преподносил царскому семейству коли во (вареную пшеницу с медом и ягодами), которое присылал на серебряных блюдах. На Пасху царь раздавал в Успенском соборе Кремля расписные пасхальные яйца, которые «подносились в деревянных блюдах и чашах, обитых серебряною золоченую басмой или бархатом».
Обычай дарения хлеба и соли на блюде во второй половине XIX столетия получил в России новую жизнь. Подносные блюда изготавливались по заказам различных обществ и лиц для подарков императору, государственным чиновникам, почетным гостям в дни юбилеев, именин, свадебных церемоний. Блюда выполнялись из различных материалов — дорогостоящего и дешевого металла, керамики, папье-маше, дерева. Наибольшее распространение получили деревянные блюда, богато украшенные резным декором и памятными надписями, так как дерево считалось «исконно народным» материалом, наиболее полно отражающим специфику русского искусства. Возросший интерес общества к историческому прошлому страны, судьбе нации способствовал бурному развитию истории, археологии и этнографии. В 1860— 1870-е годы остро встал вопрос о создании национальной художественной промышленности, поддержке ремесел. Была создана «Комиссия по исследованию кустарной промышленности России», в Петербурге, Москве и других городах открылись художественно-промышленные музеи, общества, занимавшиеся публикацией и пропагандой произведений русской культуры. Активными проводниками «русского стиля» в искусстве стали Центральное Строгановское художественно-промышленное училище и Центральное училище технического рисования барона Б. Штиглица, готовившие кадры для художественной промышленности. Известно, что творческому методу стиля историзм свойственен научно-достоверный характер. В его основе — сходство с первоисточником, своеобразное цитирование традиционных форм, мотивов, техник. Это во многом объясняет возникшую в то время острую потребность художественного рынка в разного рода красочных альбомах, журналах с образцами народных орнаментов, украшений древних рукописных книг и так далее. Наиболее значимыми среди них были шеститомное издание «Древности Российского государства» (1849 —1853) с рисунками Ф.Солнцева, журнал «Мотивы русской архитектуры» (1870—1880) и другие издания, предназначенные для любителей старины и художников «как подручный архив идей и материалов для всякого рода орнаментовки». Ориентация на средневековое и народное искусство привела к появлению двух линий развития в художественном дереве, опирающихся на древнерусские и народные (в понимании того времени — крестьянские) традиции.
Древнерусская линия имела «элитарную» направленность. Заказчиками интерьеров, утвари в стиле допетровской Руси были, как правило, представители аристократии и богатого купечества. Подносные блюда стали органичным элементом такого интерьера. Известно также, что в числе других даров царской семье они экспонировались в одной из галерей Большого Кремлевского дворца.
В художественном языке произведений преобладала подчеркнутая декоративность, «красивое» означало — богато украшенное, имеющее достоверные аналоги в средневековом прошлом. Блюда выполнялись из дерева дорогих пород с нарочитой демонстрацией профессионального умения резчиков. Широко использовались возможности имитации дерева под другие материалы. Для украшения блюд избирались мотивы, имевшие значение национальных символов, — двуглавые орлы, гербы древних городов, а также их виды, заимствованные с гравюр, орнаменты старинных рукописей, геометризированные растительные узоры, а также отдельные элементы декора иных исторических стилей (акантовые листья, пальметты, рокайльные мотивы и другое).
Круг мастерских, изготавливавших деревянные подносные блюда древнерусской линии, был очень небольшим: резчики Петербурга (мастера Большой Охты — Н.Леонтьев, Кондратьев), Сергиевского Посада, Москвы (фирма И. П.Хлебникова, выпускавшая деревянные блюда с серебряными накладками; Строгановское художественно-промышленное училище). Наибольшей известностью пользовалась московская мастерская К. К. Шольца.
Карл Карлович Шольц (1847—1907) был мещанином Садово-Набережной слободы, получившим образование в частном пансионе. В московские купцы II гильдии он был зачислен только в 1896 году. Его токарное заведение и магазин по продаже токарного и бильярдного товара располагались в доме Тверского подворья на Кузнецком мосту. «Магазин русских изделий» был открыт в этом доме в 1843 году «под влиянием славянофильских идей для пропаганды русской промышленности». Мастерская К. Шольца занималась также изготовлением костяных резных изделий. В 1882 году на Всероссийскую художественно-промышленную выставку в Москве она представила Распятие, бюст и коробку из слоновой кости, которые были отмечены бронзовой медалью. В 1908 году владения К. К. Шольца перешли к его вдове Эммелине-Екатерине-Терезе Шольц (1853—?), вступившей в самостоятельное купечество II гильдии с сыновьями Карлом Рейнгольдом (1881 — ?) и Робертом (1884—?). К 1915 году Шольцы имели мастерскую художественной резьбы в Неглинном переулке. Они сохранили на изделиях мастерской прежнее клеймо К.К.Шольца (на оборотной стороне блюд известны резные, выжженные клейма в виде ленты с раздвоенными концами или овальный штамп мастерской с гербовыми печатями). Вопрос о круге мастеров, работавших у Шольца, пока остается открытым. Вполне вероятно, что это были профессиональные художники, окончившие Строгановское художественно-промышленное училище. Косвенным свидетельством тому служит близость рнаментальных схем, мотивов узоров блюд мастерской К.К. Шольца, заимствованных из альбомов образцов древних орнаментов, подготовленных преподавателями Строгановского училища (Д.И.Бутовским, М.В.Васильевым), и разработок композиций прикладных изделий учеников училища. Памятные блюда изготавливались в мастерской К.К.Шольца с 1870-х по 1910-е годы. Коллекции этих произведений, хранящиеся в музеях «Московский Кремль», Государственный Эрмитаж, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник (далее Сергиево-Посадский музей), позволяют говорить об устойчивой совокупности их формально-технических признаков и композиционных схем. Блюда диаметром 40—60 см выполнены на токарном станке из ореха, разновидностей красного дерева, кипариса.
Они неглубокие, с невысоким основанием и широкими плоскими бортами. На нескольких блюдах собрания музея «Московский Кремль» сохранились овальная костяная пластинка или выжженный штамп с надписями на русском и французском языках: «Москва. Токарь В.Шиллинр> и резное клеймо К.К.Шольца. Возможно, В.Шиллинг имел собственное токарное заведение с правом клеймения и поставлял в мастерскую К.Шольца токарные формы блюд. Самое раннее клейменое блюдо мастерской К.К. Шольца, датированное 1872 годом, и близкое ему по стилистическим и технологическим признакам блюдо 1870-х годов относятся к древнерусской линии «русского стиля». По сохранившимся номерам на оборотных сторонах блюд, вошедших в «Опись Московской Оружейной палаты» 1893 года, удалось выяснить, что оба они были подарены с хлебом и солью императору Алекса!upy Николаевичу (1855 —1881) Московским Городским обществом. Очевидно, подарок был сделан в связи с городской реформой 1870 года. Самые поздние клейменые блюда, подаренные Николаю II, датированы 1912—1913 годами и связаны с памятными датами — 100-летием войны 1812 года и 300-летием дома Романовых.
Эволюция в развитии этой линии «русского стиля» достаточно заметна. Так, в отличие от изделий 1870-х годов с четкой, несколько суховатой графической проработкой узоров, блюда 1890-х годов характеризуются более живописной трактовкой рельефа. Она складывается из восточных геометризированных растительных мотивов с включением розеток с двуглавыми орлами, птицами с книжных заставок, вариантами узоров плетенки. На зеркалах блюд, заполненных разновеликими концентрическими кругами из стрельчатых листьев, пальметт, высоко выступающих «жемчужин», изображаются Георгий Победоносец с московского герба или инициалы императоров на фоне развернутой мантии, увенчанной короной. По форме поздние блюда со сложными фигурными бортиками, высокими закраинами и иногда «ложчатой» проработкой зеркала напоминают серебряные и золотые изделия восточной или европейской работы. Традиционная для Средневековья техника плоскорельефной резьбы строится на богатой игре различных фактур дерева — более отполированной на верхних, выпуклых гранях орнамента, чуть шероховатой — на его боковых сторонах. Фон, отмеченный мельчайшими насечками или частыми штрихами, соотносится с канфаренным фоном металлических изделий.
Дарственные надписи, выполненные высоким рельефом или металлическими накладками, подчеркивают особую значимость предметов. Вариативность отдельных элементов композиционных схем ряда памятников позволяет предположить, что заказчикам в мастерской К. К.Шольца предлагали образцы или заготовки блюд с незаполненными местами дя дарственных надписей, розеток (буквы, гербы городов могли быть в дальнейшем вырезаны, наклеены или выгравированы на металлических пластинах). Блюдо 1898 года, которое было подарено Николаю II и Александре Федоровне московским Купеческим обществом, а ныне хранится в Сергиево-Посадском музее, близко по декору к блюдам из собрания музея «Московский Кремль». Отдельные композиции подносных блюд сохранялись на протяжении сорока лет, что во многом затрудняет атрибуцию произведений.
К концу XIX века подносные блюда широко вошли в русский быт. Из года в год спрос на них увеличивался Изготовлением заказных блюд древнерусской линии «русского стиля» занимались несколько резчиков Сергиевского Посада: Иван Семенович Хрустачев (1842— 1914), Василий Алексеевич Хрустачев (1875 — 1950), Иван Алексеевич Цырюльников (умер в конце 1920-х гг.), Токаревы — Сергей Иванович (1869—?), изготавливавший токарные формы блюд и Николай Федорович, исполнявший резные украшения.
В декоре произведений присутствовали сюжетные композиции, заимствованные с картин и гравюр русских художников, портретные изображения русских царей, виды монастырей. Одно из блюд 1913 года с видом Новоспасского монастыря работы Василия Алексеевича Хрустачева хранится в собрании музея «Московский Кремль». Его создание связано с памятным событием — посещением императором Николаем II усыпальницы дома Романовых. Достаточно любопытна история создания тарелки 1890 года работы посадского резчика Ивана Алексеевича Цырюльникова, хранящейся в Сергиево-Посадском музее. Она была подарена Городским обществом Сергиевского Посада московскому генерал-губернатору, князю Владимиру Андреевичу Долгорукову, в надежде на успешное разрешение притязаний городских властей добиться для Сергиевского Посада административной самостоятельности и переименования его в город Радонеж (до 1920 года город входил в состав Дмитровского уезда Московской губернии). На зеркале блюда — высокорельефный, резной архитектурный пейзаж с панорамным видом ансамбля Троице-Сергиевой Лавры, имеющий многоплановое построение, заимствованное с литографии 1874 года Ивана Ивановича Старченкова (1844—?). Обрамлением пейзажа служат дарственная надпись и широкая полоса узора-плетенки. Композиция исполнена с большим мастерством и отличается точностью, тщательностью в передаче деталей.
По обычаю, блюда дарили в паре с солонками. На донышках некоторых солонок второй половины XIX века сохранились такие надписи, как, например: «№ 35 къ блюду № 50». Некоторые из солонок музея «Московский Кремль» и Сергиево-Посадского музея, судя по формально-техническим признакам, элементам декора, возможно, происходят из мастерской К.К.Шольца. Форма предметов напоминает традиционный древнерусский трон, у которого «сиденье» откидывается и служит крышкой. Солонки выполнены из красного дерева в технике долбления, украшены густым узором плетенки и изображением двуглавых орлов с гербами древних городов. Они являют пример высочайшей, доведенной до виртуозности техники исполнения, однако достоинства дерева как материала здесь отступают на второй план. Достоверность, скрупулезность в передаче деталей, предназначенных для близкого рассмотрения (декор короны, гербы городов), делают предметы суховатыми , измельчшшыми. Солонки, выполнявшиеся как в дереве, так и в серебре в мастерских Строгановского художествен но-промышленного училища, повторяют форму древних или современных им братин, потиров, чаш, кадильниц. Простые токарные формы и декор изделий были рассчитаны на массового покупателя.
Наибольшее распространение с 1870-х годов во всех слоях общества и особенно в среде интеллигенции получили подносные блюда с крестьянской атрибутикой. Они относятся к иной линии «русского стиля», условно названной нами «народной» и базирующейся на тематике, образных и знаковых элементах крестьянской культуры. Народнические настроения того времени в художественном дереве выразились в буквальной, обязательно узнаваемой передаче форм, приемов, декора крестьянских изделий. В композициях блюд используются элементы художественного оформления, заимствованные из предшествующих исторических стилей: концентрические круги из геометризованных фигур, пальметт и так далее, мотив венка из дубовых, лавровых листьев, желудей, колосьев, цветов (чаще всего василька), перевитых лентами, с включением широких лент с раздвоенными концами и резными надписями на них: «Хлеб — соль» и изречениями типа: «Хлеб, соль ешь, а правду режь», указывающими на связь с народными изделиями. Здесь же помещены собранные в группы орудия крестьянского труда: грабли, косы, лопаты, серпы, плуги. Блюда выполнялись из дешевых мягких пород дерева в технике плоскорельефной резьбы, построенной па приемах сопоставления различных фактур дерева, мягкой трактовки растительных мотивов. Несмотря на определенное обобщение орудия труда на блюдах изображались достаточно реалистично, с точной передачей не только их конструкции, но и отдельных деталей, что делало изделие еще и занимательным. В пару к блюдам изготавливались солонки в формах колодцев, ушатов, бочек, стульев. Искусство национально-романтического направления стиля «историзм» стало необходимым этапом осмысления традиций русской культуры в декоративно-прикладном искусстве. Накопленный опыт позволил художникам в 1880—1890-е годы перейти к качественно новому периоду. Это направление развивалось уже в русле модерна и получило название «неорусский стиль».
В эти годы происходит постепенное обновление художественного языка произведений. На смену субъективно-лирическому методу пришел научно-достоверный, принципом формообразования которого становится условность, органичность, следующие из глубинных закономерностей развития традиционной культуры. Появляется стремление к эстетическому переосмыслению, образному восприятию древнерусских и народных памятников, которые воспринимались теперь в качестве темы для вариаций. Расширяется круг источников: это уже не только альбомы с образцами древних произведений, но и натурные зарисовки, подлинные образцы народного искусства. В конце XIX — начале XX века изготовлением подносных блюд начали заниматься художественные школы и мастерские, находившиеся в ведении земских организаций, богатых меценатов.
В Сергиевском Посаде, по инициативе Московского губернского земства, в 1891 году были созданы Учебные игрушечная и художественно-столярная мастерские с рисовальным классом при них (до 1903 года столярная мастерская не имела полной самостоятельности и существовала как отдел игрушечной мастерской). Работу мастерских курировал московский Торгово-промышленный музей кустарных изделий (далее — Кустарный музей), который привлек к разработке образцов профессиональных художников. В первом прейскуранте столярной мастерской за 1903 год среди разнообразного ассортимента значатся «Тарелки и блюда для хлеба и соли из липы, ореха и клена. Резные, раскрашенные и нераскрашенные, по рисункам известных художников, разных размеров (от 4 до 10 вершков в диаметре), с геометрической и рельефной резьбой». Провести четкую границу между национально-романтическим направлением стилей историзм и модерн (особенно периода становления) не всегда возможно. На отдельных памятниках их качества смешиваются. Источником орнаментации подносного блюда работы земской столярной мастерской послужил рисунок Н.Симакова из альбома «Русский орнамент в старинных образцах художественно-промышленного производства» (1882). На нем изображен фрагмент узора древнего иконостаса, хранившегося в XIX столетии в Музее Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Если художник, разрабатывавший образец блюда, еще копийно воспроизводит орнамент иконостаса, то он уже достаточно свободен в выборе средств художественного выражения. Жесткий ритм, застылость композиционных схем прежних образцов «русского стиля» сменились подвижностью узора, решенного, в отличие от первоисточника, более обобщенно, с подчеркнуто неровными очертаниями контура, ясно читаемыми на темном «канфаренном» фоне. Возможно, это блюдо — один из первых образцов новой техники плоскорельефной резьбы, получившей впоследствии название «абрамцево-кудринской».
Ее рождение связано с деятельностью художественно-столярных мастерских Сергиевского Посада и усадьбы Абрамцево. Блюда, подаренные Николаю II в память 100-летия войны 1812 года и 300-летия дома Романовых Московским военным Пантелеймоновским братством хоругвеносцев, Обществом русских националистов и Ильинско-Слободской добровольной пожарной дружиной, объединяют одни и те же технологические и стилистические признаки. Это плоскорельефный орнамент с неровным, заоваленным контуром, как бы выбирающим изображение из фона, тонирование в темно-коричневый цвет, подкраска отдельных деталей узора разноцветными неяркими морилками или их высветление и, наконец, обязательная лакировка или полировка изделия воском. Декор строится из стилизованных многолепестковых цветков и цветов-розеток, особых лапчатых листьев, упругих листьев-завитков, фигур птиц, плотно заполняющих поверхность широких бортов. Изображения плавных, округлых очертаний пружинят или мягко перетекают одно в другое, создавая иллюзию движения узора по кругу. Зеркало часто остается гладким или заполняется дарственными надписями, вставками старинных медных икон или крестов. Наряду с блюдами «абрамцево-кудринского образца» в мастерской Сергиевского Посада изготавливались блюда, декорированные рельефной фигуративной резьбой, росписью, металлическими чеканными пластинами. Из воспоминаний заведующего мастерской В.И.Соколова известно, что памятные блюда с изображением Георгия Победоносца были изготовлены по эскизам архитектора А.В.Щусева и художника Е.Г.Теляковского, сотрудника Кустарного музея, для поднесения императору Николаю II от Государственной Думы и Московской губернской управы. Одним из наиболее талантливых художников Кустарного музея, разрабатывавшим для земских мастерских Сергиевского Посада образцы и проекты основного ассортимента изделий, был А.А.Суворов. Для его работ характерно использование в качестве декоративных мотивов крупных стилизованных фантазийных многолепестковых цветов, бутонов, изогнутых листьев, плавно перетекающих друг в друга, сплетающихся в целостные венки. Цветовой строй произведений характеризует свойственная «неорусскому стилю» гамма из зелено-оливковых, серых оттенков, оживляемых вкраплениями белого, синего и гранатового цветов. Высветление отдельных участков орнамента усиливает игру светотени, выявляя сочный, «живописный» рельеф. На зеркалах блюд традиционно изображаются гербы и дарственные надписи старинной вязью в техниках контурной и рельефной резьбы.
Таким образом, коллекции подносных блюд второй половины XIX — начала XX века, представленные памятниками лучших мастерских своего времени, позволяют проследить стилистические особенности и изменения в использовании национальных традиций в художественном дереве.
Светлана ГОРОЖАНИНА
Иллюстрации предоставлены автором.
Фото Игоря НАРИЖНОГО.