«МАЛАЯ ГОЛОВА» (икон., неол.) — редкий московский рублевик 1742 года с малым погрудным портретом Елизаветы (чеканился на рублевиках Иоанна III).
«МАЛЕНЬКАЯ ГОЛОВКА» (икон.) — языковой нумизматический памятник, название петербургского рублевика 1754—1757 годов с портретом Елизаветы работы Б.Скотта.
«МАЛЫЙ ВСАДНИК» (спец., неол.) — медная копейка, чеканившаяся в 1713—1714 годах на Набережном (НД) и Кадашевском (МД) дворах.
«МАРЬЯЖ» (разг. «МАРЬЯЖНЫЙ» РУБЛЬ, трад. «СВАДЕБНЫЙ») — языковой нумизматический памятник, название редкого рублевика (без обозначения номинала), отчеканенного в 1841 году по случаю бракосочетания наследника престола Великого Князя Александра Николаевича и Великой Княжны Марии Александровны. Автор штемпелей Г. И. Гу бе.
«МАТРОСКА» («МАТРОСИК») (трад., икон.) - московский рублевик 1723—1725 годов. Фрагмент римского доспеха напоминает рисунок тельняшки — отсюда и жаргонизм.
«МИКРОСКОПИСТ» (ирон., неол.) — коллекционер, чрезмерно интересующийся очень мелкими деталями изображения и поиском микроскопических различий внутри одной разновидности монеты в ущерб исследованию гораздо более важных моментов и своему зрению.
«МИКСТУРА» (неол.) — часть дублетного фонда, подборка монет, искусственно составленная опытным коллекционером (дилером), имеющая некоторую видимость естественно сформировавшегося комплекса разнородных монет, предлагаемого покупателю только целиком. Состоит из «затравки» — нескольких монет, имеющих хоть какой-то интерес, и большего количества «наполнителя» (фактически, неликвидов), для реализации которых «микстура» и составлена.
«МОЛДАВИЯ» («МОЛДАВКА», балк. «САДОГУ- РЫ») (трад.) — любая молдово-валашская монета (3 КО- ПЬЕКЬ / 2 ПАРА и 3 ДЕНГИ / ПАРА), чеканившаяся в 1771—1774 годах в Садогурах, с использованием бронзы турецких пушек.
«МОЛОДОЙ ПЕТР» (икон.) — языковой нумизматический памятник, название рублевика 1704—1705 годов. 32-летний царь изображен молодым человеком. Автор штемпелей Ф.Алексеев.
«МОСКОВСКАЯ КАТЯ»1 (икон., трад.) — рублевик, чеканившийся на Красном дворе с левосторонним (в 1725—1726 годах) и правосторонним (в 1726—1727 годах) портретом Екатерины I.
«МОСКОВСКАЯ КАТЯ»2 (икон., трад.) — рублевик, чеканившийся в 1762—1769 годах в Москве (жаргонизм обычно не применяют к очень редким монетам 1770 и 1775 годов с портретом работы В.Климентова). Автор штемпелей Т.И.Иванов.
«МОСКОВСКИЙ ПЕТР» («МОСКОВСКИЙ РУБЛЬ») (спец., трад.) — обобщенное название, используемое иногда для обозначения рублевика 1707, 1712 либо 1714 года. Однако у монет каждого года есть и собственное обозначение, используемое едва ли не чаще.
«МЯТЕЖ» («МЯТЕЖНАЯ ВАРШАВА», «ОСАЖДЕННАЯ ВАРШАВА», «ПОЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ») (арх., полит.) — языковой нумизматический памятник, название любой из монет, чеканившихся в 1831 году в Варшаве во время Польского восстания (дукат, 5 и 2 злотых, 10 и 3 гроша).
«НА ПОРЯДОК» (неол.) — укоренившийся примитивный термин. Означает, что в каталоге данная монета занимает соседнюю колонку оценок, в соответствии с ее более высоким (или низким) качеством по отношению к той, с которой сравнивается.
«НАПОЛНИТЕЛЬ» (неол.) — часть дублетного фонда, состоящая из слабых монет, являющаяся частью специально собранного коллекционером (дилером) комплекса («микстуры»).
«НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОКРАИНЫ» («ОКРАИНЫ», «ПРОВИНЦИИ») (разг.) — монеты специальных выпусков, чеканившиеся с середины XVIII по начало XX века для национальных окраин: Прибалтики — в 1756—1757 годах, Грузии — в 1804—1833 годах, Польши — в 1815—1865 годах, для Финляндии — в 1864—1917 годах. Крупный, сложный и интересный комплекс, органично входящий в массив монет императорского периода.
«НЕДОЛЛАРОВАЯ» МОНЕТА — нумизматический неологизм 1990-х годов, находящаяся в продаже монета, низкая степень сохранности которой определяет относительно невысокую и обычно достаточно стабильную цену в инфлирующих рублях. У такой монеты фактически не было долларовой цены: она не была бы постоянной, да и как-то неловко оценивать в долларах вытертую или деформированную монету.
НЕКОЛЛЕКЦИОННАЯ МОНЕТА (НЕМАЯ МОНЕТА) (проф., разг., метаф.) — любая монета очень низкой степени сохранности, у которой нельзя определить дату чеканки, монетный двор, знак минцмейстера и декоративные детали, способствующие уточнению разновидности данной монеты.
Владимир РЗАЕВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 36 (апрель 2006), стр.142