Сегодня буквально на наших глазах возникает новый сегмент коллекционирования в бонистике — так называемая «скрипофилия». В основе этого названия — два греческих слова: «scrip» (документ) и «philos» (любить), и подразумеваются под этим понятием различные аспекты собирательства коллекций документов, в том числе — акций и облигаций как денежных обязательств, следовательно — денежных документов.
После признания Б.Ельциным в 1992 году правопреемственности современной России по отношению к царским долгам был подписан меморандум, в соответствии с которым наше правительство обязалось выплатить Франции $400000000 для погашения российских ценных бумаг дооктябрьского периода. Так была поставлена точка в более чем 70-летней драматической истории, начавшейся в 1918 году, когда пришедшие к власти большевики аннулировали внутренние и внешние долги.
Всего начиная с 1880 года во Франции было размещено около 10 миллионов «русских» ценных бумаг на сумму примерно в 5 миллиардов золотых франков. По мнению Ивана Рослякова («Аргументы и факты»), к моменту подписания меморандума физически их сохранилось не более 4 миллионов штук.
После погашения долга оставшиеся акции и облигации через французских антикваров и российских дилеров хлынули на отечественный коллекционный рынок. Их разнообразие потрясает воображение. В них — вся история экономического развития страны второй половины XIX — начала XX века, блеск и респектабельность ушедшей эпохи зарождения и становления русского капитализма, многонациональной российской буржуазии.
Многообразие и доступность по цене сразу же сделали ценные бумаги желанным объектом коллекционирования для большинства бонистов. Известно, что на Западе цена их невелика, а на московском коллекционном рынке начинается от $15—20 за облигацию (акцию) и повышается в зависимости от номинала и редкости эмитента. Наблюдая сегодняшние тенденции развития коллекционного спроса, можно с уверенностью прогнозировать, что потенциал роста у данного сегмента рынка далеко не исчерпан и по мере исчезновения артефактов в коллекциях он будет только увеличиваться. Кроме того, дилеры ведут себя достаточно аккуратно и не ввозят такого количества материала, которое могло бы обвалить рынок.
Подсчет общего числа российских ценных бумаг, эмитированных и размещенных среди пострадавших от произвола большевиков инвесторов, требует отдельного исследования. Пока же достаточно констатировать тот факт, что бумаги широко котировались не только на биржах Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы, Риги и других городов бывшей Российской империи, но и в Западной Европе. Во всяком случае, сегодня в коллекциях присутствуют листы с регистрационными отметками бирж и банков таких государств, как: Австро-Венгрия. Англия, Бельгия, Германия, Голландия, Франция.
В коллекционной оценке экспонатов этот фактор пока не играет определяющей роли, но оставляет возможность углубленного изучения регионов хождения ценных бумаг и сравнительного анализа экономической значимости эмитентов, внешнеэкономических связей России и, что наиболее важно, — поиска редчайших экземпляров, о существовании которых мы можем пока только предполагать. В этой связи можно привести два примера эмиссий акций, относящихся к середине XIX века. По времени возникновения — это едва ли не самые ранние эмиссии, осуществлявшиеся одними из первых акционерных железнодорожных обществ:
1. Акционерной компанией «Дубовско-Качалинская конно-железная дорога». В соответствии с уставом, утвержденным в 1843 году, было выпущено 800 акций номиналом в 250 рублей на общую сумму 200 000 рублей. Затем уставной капитал был увеличен до 325 000 рублей — за счет дополнительного выпуска еще 500 акций. В 1851 году акционеры обращались в Военное министерство с предложением о приобретении дороги в Казну, но, несмотря на угрозу приближавшейся войны с Турцией, получили отказ. В 1854 году дорога была закрыта официально.
2. Акционерным обществом «Волжске-Донская железная дорога и Пароходство по Дону и Азовскому морю». После утверждения в 1858 году устава, Общество разместило подписку на акции номиналом в 500 рублей на сумму 8 000 000 рублей. Нужно отметить, что номинал акций был чрезвычайно высоким, поэтому подписка предполагала 10 платежей по 50 рублей за одну акцию. Несмотря на предложенную рассрочку подписка проходила столь неуспешно, что в 1865 году номинал был понижен до 400 рублей с сохранением прежнего объема эмиссии — 16 000 акций. Интересно, что при этом сумма уставного капитала снизилась до 6400000 рублей. В 1878 году дорога была отделена от пароходства и присоединена к Грязе-Царицынской железной дороге, вероятнее всего, путем замены акций. Представляется весьма любопытным и показательным тот факт, что в реестре подписчиков на 25 и более акций числится и один крестьянин (по сословной принадлежности). 25 акций составляли 12 500 рублей — сумма, невероятно крупная даже для представителей куда более зажиточных сословий.
Неслучайно и в монографии В.И.Таранкова о ценных бумагах России, и в каталоге железнодорожных займов Ф.Ф.Иванкина и А.Г.Баранова нет упоминания об акциях (облигациях) этих обществ. Их бумаги должны представлять собой большую редкость, если они вообще сохранились, и цены на них или на коллекционный материал подобного рода могут быть определены только как договорные.
Структурно коллекция ценных бумаг Государства Российского до 1917 года включительно может состоять из следующих разделов, выверенных по хронологическому, алфавитному и номинальному (от низших номиналов к высшим) признакам:
1.Государственные займы:
A. Внешние (илл. 1).
Б. Внутренние (илл. 2).
B. Выигрышные (илл. 3).
2.Акции и облигации банков и других финансовых институтов:
A. Государственные банки (илл. 4).
Б. Акционерные Коммерческие банки (илл. 5).
B. Ипотечные (земельные) банки (илл. 6).
Г. Городские и Купеческие банки.
Д. Кредитные общества, общества взаимного кредита, ломбарды и т.п. (илл. 7).
3.Займы городов (илл. 8).
4.Железнодорожные займы (илл. 9).
5.Трамвайные акции:
А. Российские (илл. 10).
Б. Заграничные займы для России (илл. 11).
6.Ценные бумаги добывающих и производственных предприятий, с разделением по промышленным группам и по видам деятельности:
A. Каменноугольные (илл. 12).
Б. Металлургические (илл. 13).
B. Нефтяные (илл. 14) и т.д., и т.п.
7.Полисы страховых обществ.
Конечно, эта классификация не претендует на полноту, так как коллекция может составляться по генеральному принципу, а может формироваться как региональная или отраслевая. Поэтому ценные бумаги российских промышленных предприятий не следует разделять на собственно российские и заграничные. Допустимо выделение их в специальный раздел, ибо подобные общества учреждались за границей иностранными гражданами, там же ценные бумаги печатались, номиналом служила иностранная валюта, но сутью было ведение хозяйственной деятельности именно на территории Российской империи (илл. 15). В данном случае каждый коллекционер или исследователь волен принимать самостоятельное решение в зависимости от принятой им концепции формирования своего собрания. Подобный подход уместен и при рассмотрении ряда ценных бумаг внутренних займов, которые в разное время и в разных условиях были в обращении наряду с денежными знаками (свидетельства государственной ренты, облигации «Займа свободы» и билеты Государственного внутреннего 4 1/2 % выигрышного займа 1917 года). Они в равной степени могут входить как в коллекции денежных знаков, так и в коллекции ценных бумаг.
Росту активного интереса к этому разделу бонистики способствовало появление исследовательских публикаций и каталогов А.Е.Денисова — по государственным займам России и Ф.Ф.Иванкина — по бумагам страховых обществ. В свою очередь они стимулируют поиск и выявление ранее не известного широкому кругу коллекционеров материала, введение его в научный оборот. Это поможет нам воспользоваться накопленным опытом и избежать возможных ошибок. Знать как можно больше об эмиссионной деятельности наших предшественников сегодня очень важно, особенно для возрождающегося класса российских промышленников и предпринимателей.
Алексей АВЧУХОВ
Автор благодарит А.В.Ауночкина (Волгоградский государственный университет) за любезно предоставленные сведения об акционерных обществах Дубовско-Качалинской и Волжско- Донской железных дорог.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 36 (апрель 2006), стр.110