Есть личности в истории искусства, которых судьба наделила не только неповторимым художественным даром, но и многими другими талантами. К таким «ренессансным» по духу типам относится французский маэстро стекла Эмиль Галле.
Он был прекрасным знатоком ботаники и зоологии, получил известность как литератор и философ, проявил себя как художник-керамист и дизайнер мебели. Но главной страстью его жизни было стекло. В руках Галле оно превращалось в материал, в котором художник мог воплотить самые смелые пластичные и живописные фантазии.
На протяжении всей своей не очень долгой жизни Э. Галле самозабвенно служил стеклу. Художник божьей милостью, он жил в мире стекла, постоянно изучал его, совершенствовал, экспериментировал с ним и изобретал собственные уникальные методы его формообразования и декорирования. Стекло Галле — это прежде всего краски, палитра которых создается оригинальными приемами соединения цветных стеклянных слоев с внедрением в горячую стеклянную массу кусочков металла, фольги и других материалов. Разработанные им техники известны, и тем не менее понять, как великий художник создает свои шедевры, разгадать до конца его приемы почти невозможно. Искусство Э. Галле — всегда тайна.
В последнее время о «волшебнике стекла из Нанси» пишут много, его творчество вызывает постоянный, живой, а на антикварном рынке и практический интерес, поэтому искусство Галле — тема поистине неисчерпаемая.
Его «роман со стеклом» начался в 1866 году, когда он проходил практику на стекольном заводе «Бургун, Шверер и К°» в Майзентале (Эльзас). Здесь он поначалу изучал всю «кухню» производства, а затем в специально оборудованной для него мастерской создавал эскизы и воплощал проекты в материале под руководством ведущего художника фабрики Дезире Христиана, долгие годы сотрудничавшего с Галле.
Путь Эмиля Галле к мировой славе был на удивление последовательным. Он начинался с небольшой художественной мастерской на вилле Ла Гаренн в Нанси, купленной его отцом в 1873 году. Десятью годами позже ее расширили, создав экспериментальную студию. Художественный талант «стекольщика из Нанси», как называл себя сам Эмиль Галле, в сочетании с глубокими профессиональными знаниями в области химии и технологии стекла привели его к успеху. В 1894 году мастер открыл в Нанси, также на улице Ла Гаренн, собственное мануфактурное производство, где осуществлялись все его проекты — от серийных до эксклюзивных.
Имя Э. Галле стало известным далеко за пределами Франции. Он был постоянным участников Художественных Салонов в Париже, французских и Всемирных выставок, где всегда завоевывал призы и высокие награды.
Успех и слава не умерили страсти художника к любимому материалу. Он продолжал экспериментировать, реализуя самые смелые фантазии в стеклянных объектах.
О многообразии техник стекла Э. Галле неоднократно писали, но, вероятно, эта тема неисчерпаема. Принимая во внимание чисто практический интерес к его работам на антикварном рынке, необходимо внести коррективы в периодизацию его деятельности, а также уточнить некоторые тонкости художественных приемов, которые составляют специфику стекла великого художника.
Раннее творчество Галле чаще всего называют «прозрачным периодом». В 1870-х годах он был увлечен эмалевой росписью на прозрачном стекле — либо совершенно бесцветном, либо с легким оттенком топаза («стекло лунного света»). Техника росписи стекла густыми эмалевыми красками известна с глубокой древности. Во второй половине XIX века, в эпоху увлечения историческими стилями, она вновь стала популярной. Молодой Э. Галле еще в 1865 году вместе с отцом занимался росписью керамики на семейной мануфактуре в городке Сен-Клеман, а затем он попробовал ту же технику на стекле. Сначала на стекло тонкой кисточкой наносилась сепия как основа рисунка, на сепию накладывалась цветная эмаль с последующим обжигом на малом огне. Нередко контур сепии сохранялся как элемент росписи, иногда его подчеркивали золотом. В живописном декоре Э.Галле применял как густую, так и полупрозрачную (витражную) эмаль. В эксклюзивном творчестве Э. Галле роспись сохранялась до 1880 года, а на фабричных изделиях этот вид декорирования использовался постоянно. Отец и сын Галле называли свой метод декорации стекла «сацума-стилем», подчеркивая его близость к восточному искусству, вдохновлявшему европейскую культуру в преддверии нового стиля — модерна. В украшении стекла Э.Галле реализует свои увлечения не только Японией и Китаем, но и культурой ислама, европейского Средневековья, местными легендами. Самые известные его работы 1870-х годов отражают, прежде всего, любовь художника к цветам и травам Лотарингии. Природа его родного края не была такой роскошной, как в южных областях Франции. Но именно скромная флора Лотарингии стала предметом поклонения художника, его божеством. Он знал о ней все и украшал изображением лотарингских цветов и трав свое стекло на протяжении всей жизни. Одним из самых любимых мотивов флорального репертуара Э.Галле был простой чертополох — символ Нанси, символ стойкости и выносливости его жителей, независимости старинного города. «Кто подойдет слишком близко — тот уколется», — предупреждает он. Э.Галле превратил эту незамысловатую колючку в красивое растение, созвучное поэтическому высказыванию Бодлера: «Красота всегда бывает причудливой». Стекло Галле украшают весенние нарциссы на длинных стеблях —«создания красоты — бессмертная услада», «пища для души», грибы — три стадии жизни, папоротники — символ тишины и отдыха, розы — «царицы цветов», олицетворение красоты жизни, а также символы молчания, недосказанности — орхидеи, особенные, лотарингские, на одном высоком стебле с мелкими соцветиями: цветок таинственный и мистический. Изысканная и грациозная дикая орхидея, цветок-каприз, становится символом стиля модерн. Своего рода «цветочный мистицизм» модерна вырастает из поэзии символистов и красочной музыкой звучит в стекле маэстро из Нанси.
«Повествовательный символизм» художника допускал включение в декоративную композицию поэтических строк Бодлера, Верлена, Метерлинга, которые раскрывали символику его изображения. Поэзия открыла Э.Галле «дверь к мечтам», позволила выразить богатство чувств в созданных из стекла образах. Цитируя поэтические строки на своих стеклянных объектах, Э. Галле создал так называемые «Говорящие вазы». Первое «les verreries parlantes» (говорящее стекло) появилось в 1884 году. Иногда поэтический образ усиливал выразительность «стеклянной» темы, иногда уже созданное стекло вызывало поэтические ассоциации. Э.Галле и сам писал стихи, но свои поэтические опыты он никогда не подписывал, тогда как имена любимых поэтов всегда стояли под цитатой на стекле. Высокий интеллект и образованность маэстро беспредельно расширяли круг литературных тем, запечатленных в стекле. На «говорящих вазах» — строки из поэзии Ренессанса, прозы и стихов XVIII—XIX веков, античной и средневековой философии, лотарингских легенд. По его словам, он «находил вдохновение там, где его невозможно было предвидеть».
1880-е годы — начало реализации его богатейшего творческого потенциала. Стекло поглотило художника целиком. В эти годы он сосредоточивается на цветном стекле, экспериментирует с самыми смелыми и оригинальными техниками: использует стеклянные пасты, золотую и серебряную фольгу, вводит кракелаж и обжиг в пламени с медью, применяет металлизацию, широко использует резьбу по стеклу.
Цветное стекло Э. Галле нельзя назвать украшенным, его произведения — это некий феномен, где материал и техника целостно воплощают художественный образ, рожденный фантазией творца. Маэстро тщательно фиксирует свои технические новации и составляет записки («комментарии для жюри»), которые впоследствии были опубликованы его вдовой. Они свидетельствуют о его творческом универсализме и отражают поэтическое восприятие жизни. В работе с цветным многослойным стеклом художник неизменно сохраняет пристрастие к флоральным темам. Дитя своего времени, он всю жизнь находился в плену цветов и растений, «оплетающих» его несравненные вазы, форма которых напоминает стебли, стволы и листья. Этот следующий за «прозрачным периодом» этап творчества мастера (1884—1890) называют « натурстилем», «непрозрачным периодом» или иногда экспериментальным. Но, обозревая творческий путь Э. Галле в целом, нужно признать, что эксперимент, присущий его страстной натуре, не прекращался в его работе до конца жизни.
Приверженец природы, ею вдохновленный и ее воспевающий, Э. Галле обогащает мир флоры на стекле изображением насекомых, бабочек, летучих мышей, «застывающих» на стеклянных вазах в виде небольших скульптурных деталей, созданных в технике аппликации. Они выполнялись либо гутным способом, в виде капель стекла, которым придавали форму инструментами у печи, либо отдельно выдувались в форму и в горячем состоянии соединялись с корпусом вазы.
Новой ступенью в творчестве Галле стало изготовление стекла, подражающего драгоценным камням. Впрочем, подобное направление в стеклоделии старо, как мир, но художник из Нанси усложнил технологию и беспредельно обогатил оттенки цвета. Вводя в горячую массу стекла окиси или соли металлов, он получал подобие агата, оникса, кварца, нефрита, сапфира, изумруда, турмалина, мрамора. Смесь оксидов и введение металлической пудры создавали либо сияние, либо глушение цвета, обогащая цветовые нюансы. Варьируя добавки металла, Э.Галле добивался серебристого «свечения» у «хризопраза», натуральной глубины — у «граната», голубизны — у «бирюзы» и всех оттенков — у «аметиста». «Волшебником стекла из Нанси один за другим открываются в печи все секреты, ревниво сохраняемые самой природой», — писали восхищенные современники.
К минеральным стеклам приближается гиалит и созданные из него вазы печали — les vases de tristesse (после 1889 г.). Гиалит был изобретен в Южной Богемии еще в 1920-х годах, но, используя известную технологию, Галле по-особому изменяет его качества. В руках мастера черное или красное стекло обогащается иногда вкраплением пузырьков воздуха по всей поверхности. Сам маэстро называл это стекло «грустным». В нем запечатлены образы «печальной осени», «предвестья зимы», «бездонных глубин океана». Среди изобразительных мотивов чаще всего встречаются черные бабочки — символы ушедшей любви. Черный гиалит нередко сочетается с полупрозрачным или прозрачным внутренним слоем стекла, со следами «аметиста» или «опала». Художественный критик Роже Маркс назвал вазы печали «экзальтацией красоты вещей, которые умирают».
К не менее известным, но оригинально интерпретированным технологиям относится и метод патинирования стекла. Воздействие на стекло в процессе варки химических паров и пыли всегда приводило к техническому браку, но Э. Галле использовал этот технологический недостаток в качестве художественного приема. Уже в 1889 году в его очередных «заметках для жюри» описываются опыты с патинированием стекла, в 1892 году на Художественном Салоне в Париже маэстро уже представил новые работы, а высот эта технология достигла к 1897 году. Искусственным «загрязнением» стекла Э.Галле имитировал туман, сумерки, темную глубину вод, атмосферу грозы. При патинировании многослойного стекла можно было достичь сложных эффектов. С помощью газа, полученного при горении топлива, получали воздушные пузырьки между двумя слоями выдувного хрусталя, добиваясь эффектов внутренней пульсации материала. Обрабатывая поверхность патинированных стекол, механически добивались сходства с тканью, кожей, каплями дождя на окне. Нередко патинированное стекло кракелировали (кракелаж — трещинки внешней поверхности).
Эксперименты Э. Галле с цветной стекломассой позволили достичь необычных колористических эффектов при использовании кусочков металла, цветной фольги и других материалов, внедренных в горячее стекло. Эта техника получила название «маркетри» — по ассоциации с интарсией, техникой набора по дереву. Как известно, французское маркетри допускает вкрапление среди кусочков древесины фрагментов металла, перламутра, черепахи, что ближе к технике инкрустации. Собственно инкрустация в работах Галле применяется достаточно широко. Для внедрения в слои горячей стекломассы он использовал фрагменты различных металлов, золотую и серебряную фольгу, металлический порошок, слюду и тому подобное. Этим приемом создавались невероятные колористические эффекты, которые возносили произведения Э.Галле на пьедестал эксклюзивного творчества. Вершиной его исканий в этом направлении стала техника «набора стекла по стеклу» — «маркетри де вер» (marqueterie de verre), запатентованная в 1898 году. Иногда этот прием называли «маркетри де хрусталь». Своей высшей точки маркетри достигает в сочетании с другими методами художественной обработки, открывая чрезвычайно широкий диапазон эстетических возможностей?
В альманахе «Иллюстрированная Лотарингия» он был назван «интеллектуальным методом стекольщика, который трансформировал стеклодела в художника, декоратора, колориста, пейзажиста». Историческим аналогом этого приема в стекле можно считать античное или венецианское миллефиори, а если углубиться в историю — вечный художественный метод мозаики, создающий цельную картину из мелких фрагментов. В творчестве Э.Галле эта известная техника преобразилась в сложный процесс с многократным повторным нагреванием и охлаждением (до 10 раз) стеклянной многослойной формы, в массу которой поэтапно включались разнообразные кусочки цветного стекла или заранее отформованные изобразительные фрагменты. При этом требовалось учитывать коэффициент расширения различных цветных слоев. Иногда в толще стекла при охлаждении появлялись очень тоненькие трещинки (фелюр), которые не являются браком и почти незаметны.
Первые серии новых ваз получили название «Зимний шафран» и «Крокусы» (красные, желтые и сиреневые, на высоких ножках). На Всемирной выставке 1900 года восхищенной публике были представлены «Чертополох Альпийский» и «Лилии», а в 1902 году родилась знаменитая «Роза Франции». Стекло маркетри иногда монтировали в бронзу.
Объекты, созданные в технике «маркетри де вер», невероятно высоко ценились уже с момента их создания. Вазы и даже небольшие опытные образцы (этюды) были всегда эксклюзивны, с авторской сигнатурой, которая тоже была неповторимой.
Наиболее поздней технологией, которая использовалась в промышленном производстве, была техника выдувания в форму с рельефом — суфле (souffles). Эту старинную методику создания стекла с рельефным декором без применения резьбы использовали еще римские мастера, но у Э.Галле она преобразилась и усложнилась. Традиционное выдувание в форму предполагает появление внешнего рельефа и внутреннего контррельефа. Стекло «суфле» представляет собой вариант камеи, полученный не механической обработкой, а вдуванием в форму 2-3-х слоев цветного стекла, в результате чего получается детализированный рельеф на гладкой поверхности, обработанной фтористо-водородной кислотой. Вазы и лампы суфле украшают плоды, фрукты, цветы, достаточно натуралистичные, яркие, гладко блестящие, контрастно выступающие на матовом светло-охристом или небесно-голубом фоне.
Прием суфле широко применялся в серийных изделиях и после смерти Э. Галле. Особенно крупной была серия для экспозиции на выставке 1925 года, в которой выделяется знаменитая ваза «Слоньр>. В настоящее время изделия суфле высоко ценятся.
На антикварном рынке произведения Э. Галле в технике аппликации, патинирования, гиалита, «маркетри де вер» встречаются редко. Более широкое распространение получили работы, выполненные методом резьбы (гравировки) и травления по многослойному стеклу — камео-глаз. Этот прием декорирования стекла был знаком еще римским стеклоделам. В XIX веке им пользовались английские мастера. Э. Галле творчески интерпретировал традиционную технику в обработке многослойного стекла, создавая не просто рельефное изображение на поверхности, но достигая глубины фона и своего рода перспективы в сюжетных декорациях. «Волшебный эффект» рождался в длительном процессе последовательной многоплановой обработки слоев стекла наждачным колесом, потом деревянным, затем медными колесами различного диаметра, укрепленными на вертикальной оси. Самый верхний слой резали вручную острым штырем или слегка отбивали молоточком наподобие ковки металла («мартель»). В авторских вещах Э.Галле не имитировал эффект резьбы плавиковой кислотой, но в промышленных сериях метод травления использовался достаточно часто. Тем не менее, контуры рельефа всегда подчеркивались колесом. Начиная с 1889 года, камео-глаз становится наиболее распространенной техникой. Большое количество сохранившихся произведений в этой технике объясняется тем, что фабричные изделия фирмы Галле декорировались преимущественно камео не только при жизни художника, но и после его смерти.
К сожалению, вскоре после смерти Э. Галле в 1904 году «Дом Галле» утратил приоритеты в сфере изготовления многослойного цветного стекла. Несмотря на все усилия наследников продукция не достигала таких художественных высот, как при жизни мастера. Именно ему принадлежала роль лидера, которая обеспечивала достойный уровень фабричных изделий и поддерживала необходимую взаимосвязь авторских и серийных проектов. Вдохновенная сила его маэстрии питала идеями сферу производства, а их техническая интерпретация побуждала к новым экспериментам. В итоге все замыкалось на личности великого маэстро, в которой сконцентрировался мощнейший энергетический импульс, создавший «мир стекла Галле».
1920-х годах интерес к продукции «Дома Галле» ослабевает, бесспорное лидерство отныне принадлежит фирме «Дом» и, как это ни печально, история долгого процветания фабрики Галле завершается. Печи были остановлены в 1931 году, а мастерские работали на старых заготовках до 1936 года.
После Второй мировой войны стекло Галле вновь стало популярным. Как следствие — возникала индустрия подделок. С 1950-х годов в Румынии работает 14 мастерских по изготовлению фальш-Галле. В последние десятилетия XX века география подделок расширилась (США, Польша, ограниченно Франция).
Основным объектом подражания становится фабричное камео-глаз в технологии травления, которое составляло значительную часть изделий фирмы Галле. Объясняется это тем, что методы изготовления стекла камео наиболее технологичны и адаптированы для условий серийного воспроизведения.
Принципы распознания изделий фирмы Галле частично описаны (см. «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования» № 2, авг. 2002 г., с. 15), но существует еще ряд тестов, позволяющих отличить подлинник от подделки. Прежде всего нужно обращать внимание на толщину стекла и количество его слоев, наличие шлифованного диска на дне предметов, сквозь который можно разглядеть цветные слои, обработку внутренней поверхности, красочную гамму декора, тип флоральной или другой орнаментики. Имеет значение также характер сигнатуры. Так, на «румынском Галле» воспроизводится фабричная марка «Дома Галле» достаточно простого начертания, тогда как авторские подписи Э. Галле очень разнообразные и замысловатые. Нужно помнить, что слово «Tip» перед сигнатурой, которое стояло на раннем «румынском Галле», нередко механически убирали сами владельцы, но на этом месте обязательно оставалась слегка поврежденная поверхность.
Современное фальш-Галле эстетически значительно отличается от первоисточника и распознается без труда, поэтому, как и современные «лампы Тиффани», не является предметом антиквариата.
Елена ДОЛГИХ
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №10 (11) октябрь 2003 стр. 34