Фарфоровые предметы, украшенные вензелями и монограммами их изначальных владельцев, достаточно широко представлены на российском антикварном рынке. Однако, к сожалению, далеко не все они хорошего качества.
Встретить в свободной продаже в многочисленных антикварных галереях и магазинах не только обеих российских столиц, но и провинции, стран СНГ и Европы предметы русского фарфора конца XVIII—начала XIX века, декорированные владельческими вензелями или гербами, теоретически можно, но на практике — почти нет. Дело в том, что подавляющая масса этих предметов, изготовленных либо на Императорском фарфоровом заводе, либо на заводе Гарднера, находится на сегодняшний день у владельцев, прекрасно отдающих себе отчет в том, чем они обладают. Российский антикварный рынок в данный период времени находится только на стадии становления, и сложившаяся система ценностей и приоритетов на нем — дело весьма отдаленного будущего, поэтому обладатели этих поистине уникальных вещей совсем не спешат расстаться с ними даже за большие, на первый взгляд, деньги. Как следствие — отследить конъюнктуру и порядок цен в этой области практически не представляется возможным. При благоприятном стечении обстоятельств речь может идти о сотнях, а при более сложном торгово-обменном процессе — даже о десятках тысяч долларов США.
Несколько проще и демократичнее обстоит дело с русским фарфором более позднего периода — с первой четверти XIX века и далее — и с европейским, начиная со второй половины XVIII века.
Цены на русский фарфор эпохи Александра I и Николая I (поздний классицизм, бидермайер, готика и эклектика, то есть то, что у дилеров принято называть одним общим термином — «ампир»), в принципе, одинаковы, невзирая на наличие владельческих знаков, за исключением предметов с живописными миниатюрами или вензелями известных членов Императорской фамилии. В России цена их варьируется от 200 до 800 долларов в зависимости от места продажи, комплектации и состояния. Так, например, чашка с блюдцем, украшенная скромным декором, либо только золотым, либо с присутствием 1—2 красочных оттенков, с наличием незначительных сколов или без них, с малоизвестной или трудночитаемой маркировкой, будет, скорее всего, продаваться по цене от 150 до 400 долларов. Аналогичный предмет лучшей сохранности, богаче декорированный в цветовом и орнаментальном отношении, больший по размеру, имеющий дополнительные элементы — ножки у чашки, рельефный орнамент, крышку, широко известную марку, может быть предложен по цене от 500 до 1 500 долларов.
Еще проще и привлекательнее обстоят дела на антикварном рынке с европейским фарфором второй половины XVIII—начала XIX века. В этой области покупка оригинального предмета хорошего уровня, имеющего, вне всяких сомнений, и музейное, и историческое, и художественное значение, за разумные деньги представляется наиболее вероятной. При этом надо помнить, что живем мы уже в XXI веке и, следовательно, всем этим хрупким предметам уже более 200 лет. Самым распространенным в России — и в конце XVIII века, и в наши дни — является германский фарфор, в первую очередь Майсенской королевской мануфактуры, затем Берлинской королевской, далее многочисленных в основном небольших немецких мануфактур. Довольно часто можно встретить и предметы не менее многочисленных французских заводов, среди которых Севр попадается реже всего ввиду изначальной дороговизны и ангажированности. Английский фарфор в России — редкость.
Итак, средняя цена на чашку с блюдцем в идеальном состоянии, с цветочным или орнаментальным декором, с наличием владельческого вензеля или без него (незначительные потертости не в счет) производства Майсенской мануфактуры периода директор-
ствования графа Марколини (1774—1814): по магазинам и галереям — от 400 до 1 100 долларов. Однако оцененные таким образом предметы выстаиваются на полках годами. Реальная их стоимость — от 200 до 500 долларов. То же относится к изделиям Берлинской и немецких мануфактур того же времени и того же уровня. К безусловно положительным характеристикам этих предметов относятся обязательная и легко расшифровываемая маркировка и известный во всем мире брэнд. При наличии весьма скромных свободных средств собрать в течение 2-3 лет репрезентативную коллекцию предметов первоклассного немецкого фарфора рубежа XVIII—XIX веков не составит большого труда.
Что касается предметов, изготовленных в то же время во Франции и в Англии, — они редки на нашем рынке, и без профессионального взгляда распознать в этих вещах изделия XVIII века довольно трудно, поэтому цены на них колеблются буквально от 20 до 2 000 долларов, в зависимости от компетенции продавца. Справедливости ради надо заметить, что художественный уровень этих предметов ничуть не ниже, а зачастую и выше уровня общеизвестных мануфактур. Если вы уверены в своих знаниях и у вас есть средства, ни в чем себе не отказывайте!
Теперь пора обратить внимание на предметы, украшенные вензелями царствующих особ и членов Российского Императорского Дома. Их можно условно поделить на три категории:
Предметы, изготовленные на ИФЗ по заказу членов Императорской фамилии и предназначенные для подарков другим членам Императорского Дома или особам, приближенным к дарителю; предметы, находившиеся в повседневном обиходе первых лиц империи.
Предметы из огромных сервизов, бывших в каждом дворце, загородном доме или на яхте членов Императорской фамилии и предназначенных для сервировки мероприятий с большим количеством приглашенных.
Предметы из полковых сервизов или сервизов кадетских училищ, основателями или шефами которых были члены Императорской семьи.
К первой группе относятся изделия ИФЗ, о которых говорилось выше и которые практически исключены из рыночного оборота, за исключением остатков сервиза Великого князя Константина Николаевича, изготовленного на ИФЗ в период царствования Николая I, предметы из которого до сих пор встречаются на рынке и цены на которые — от 1 500 до 2 500 долларов — не кажутся автору чрезмерными.
Ко второй группе могут быть отнесены растиражированные в тысячах единиц сервизы, к большинству предметов которых никогда никто не прикасался, не говоря о членах Императорского Дома. Большая тираж- ность и, как следствие, очень посредственное художественное исполнение этих предметов объясняются тем, что маскарады, тезоименитства, коронационные юбилеи, приемы «по случаю...» следовали один за другим, и столы накрывались в той из резиденций, в которой в данный момент пребывала Августейшая Особа: от нескольких десятков до нескольких сотен кувертов. Официальное название одного из таких сервизов эпохи Николая I — «Банкетный» с вензелем «В.К.» Александра Николаевича — говорит само за себя (Кстати, предметы из него частенько встречаются до сих пор по ценам от 200 до 800 долларов). Естественно, фарфор били: били слуги, били гости, били хозяева. И в буфетной всегда имелась посуда, чтобы заменить битье, и всегда это количество было достаточным, даже если бы вся посуда разбилась в один вечер. В силу всех изложенных обстоятельств художественный уровень предметов этих пусть дворцовых, но обиходных сервизов крайне низок. Во второй половине XIX века, с изобретением способа декалькированного получения полихромного изображения, именно эту новацию стали употреблять на ИФЗ для изготовления предметов, в первую очередь именно дворцовых и яхтенных сервизов. Более того, в самом конце XIX—начале XX века заботы о пополнении дворцовой обиходной посуды были переданы мануфактурам товариществ Кузнецова и Корниловых, дабы не дискредитировать марку и не отвлекать один из лучших заводов мира на производство тиражной продукции. Марка ИФЗ вкупе с вензелем кого-либо из членов Российского Императорского Дома оказывает на покупателя магическое действие. Цены на предметы с такой маркировкой и декором на российском антикварном рынке за последние 10 лет совершенно необоснованно выросли на порядок: с 20—100 долларов до 200—1 000 долларов — за изделия ИФЗ, и до 100—300 долларов — за кузнецовские реплики. Единственный минус во всей этой ценовой вакханалии — ни лучше, ни дороже во всем мире в ближайшие 50 —100 лет эти вещи не станут.
Третью группу предметов, декорированных императорскими вензелями, составляет, с одной стороны, довольно многочисленная, с другой, — гораздо более востребованная масса вещей — предметы сервизов полковых и кадетских училищ. Материал изготовления довольно груб — толстый плотный фарфор или дешевый фаянс. Декор — вензель основателя или шефа полка или училища, чаще всего деколь, реже — грубая роспись по трафарету вручную. Все очень «по-солдатски». Производители: редко ИФЗ, чаще Корнилов, наиболее часто Кузнецов. Императорский вензель в 90 % случаев сопровождается либо аббревиатурой полка, либо полным его наименованием. Например, Николаевское военное училище — вензель Императора Николая I, исполненный голубой надглазурной краской, деколь, Кузнецов; Пажеский корпус — мальтийский крест и аббревиатура «П.К», на противоположных сторонах борта — трафарет пурпуром, отводка золотом, фаянс, Кузнецов.
Относительно широкий, по российским масштабам, интерес к подобного рода тематике обусловлен тем, что примерно треть современных дилеров вышла из среды полулегальных в советские времена клубов нумизматов и фалеристов, благодаря чему военная тема на современном антикварном рынке — одна из самых популярных, освоенных и ликвидных. Тем не менее, памятуя о том, что круг ценителей подобного рода раритетов широк, но небогат, цены обычно колеблются в пределах от 50 до 200 долларов за предмет.
Подводя итоги темы «Вензеля и владельческие знаки» на фарфоровых изделиях XVIII—XIX веков, хотелось бы упомянуть о самой внушительной массе предметов,
Во-первых, это предметы из сервизов, принадлежность которых конкретным лицам или семьям не столь важна, — они и сами по себе хороши: это — глубокие, мелкие, пирожковые тарелки, соусники, солонки, супницы, чашки без блюдец, блюдца без чашек. По ценам от 20 до 200 долларов можно приобрести вполне достойные предметы первой половины XIX века с более или менее профессионально исполненной орнаментальной ручной росписью. О коммерции или вложении капитала в данном случае речь не идет, но все-таки лучше украсить свой интерьер такими вещами и сделать его более стильным, чем затовариться за те же деньги современным ширпотребом.
Во-вторых, в любом или почти в любом магазине или галерее вы встретите, с виду очень изящные и дорогие, предметы, декорированные вензелями, коронами, гербами никому не известных персон: простых обывателей, дворян, баронов и так далее, — снабженные, как правило, марками Лиможа, Дрездена, Псевдовены, она же довоенная Чехословакия, а также марками российских производителей конца XIX—начала XX века: Кузнецова, Корнилова, Гарднера, графа Гарра. Цены, в об- щем-то, довольно доступные на сегодняшний день: от 40 до 200 долларов. Если буквы вензеля совпадают с инициалами близкого вам человека, подарите ему такую вещь на Новый год или в день рождения: нет подарка оригинальнее! Но к антиквариату все это не имеет никакого отношения.
На сегодняшний день российский антикварный рынок практически пришел в состояние равновесия с мировым, за исключением некоторых специфических тем, которые не являются объектом рассмотрения в данном комментарии.
Цены на ординарные предметы, рассмотренные выше, могут колебаться в пределах 20—100 долларов, и, скорее всего, цена предметов среднего уровня в Европе будет ниже цены на аналогичный материал в России. Например, сервизные чашка с блюдцем или тарелка рубежа XVIII—XIX веков в Париже будут стоить от 80 до 250 евро, а при оплате наличными цена может быть снижена на треть, чем автор широко и беззастенчиво пользовался.
Разумеется, цена предмета, имеющего легенду происхождения или неоспоримые аналоги в мировой искусствоведческой литературе, будет на порядок-два выше, чем цена аналогичной вещи, не подкрепленной подобной аргументацией.
Игорь БУШИН
Фото Игоря НАРИЖНОГО.