Еще в начале 1980-х трудно было вообразить, что на какой-нибудь ретроспективной Художественной выставке могут быть представлены произведения в которых главным персонажем будет И.В.Сталин
Мы как-то удачно, как через большую лужу, умудрялись перепрыгивать через три десятилетия — от еще таких свободных и полных различных течений и направлений 1920-х в спорные, но уже не такие жесткие 1960-е. Как будто и не существовало того огромного периода, который затем назовут «сталинским ампиром», или «большим стилем». О нем напоминали лишь московские высотки да станции метро с аккуратно вымаранными портретами вождя на живописных панно.
И только в начале 1990-х — сначала у зарубежных, а затем и у российских исследователей и коллекционеров — возник интерес к тому времени, его эстетике, конкретным произведениям. Примечательно, что работы с фигурой Сталина появились сначала на развалах Арбата, а уж затем были извлечены из запасников музеев и представлены широкой публике за рубежом и в нашей стране.
«Задача создания образов гениальных творцов социализма Ленина и Сталина и их ближайших соратников является одной из наиболее ответственных и идейно-творческих задач, которые когда-либо стояли перед искусством», — писал художник А.Герасимов в статье «За социалистический реализм» в 1952 году. Но если фигура Ленина никогда в советское время не подвергалась пересмотру, то образу Сталина, как главному в «советской иконе», оставалось существовать каких-нибудь 3-4 года. После XX съезда КПСС все произведения с портретами Сталина были уничтожены или на долгие годы спрятаны в запасники и спецхраны.
А началось все в далекие 1920-е. Еще В.И.Ленин своим Планом монументальной пропаганды заложил предпосылки для превращения искусства в инструмент создания собственного культа, а затем и культа своих преемников.
Фигура ('талина, появившаяся на политическом небосклоне страны в самом начале 1920-х годов, была мало кому известна. Долгие тридцать лет выковывался и шлифовался средствами искусства образ «вождя и отца народов». Живописцы и скульпторы, графики и мастера декоративного искусства трудились над ним под строгим присмотром партийных органов и чиновников от искусства.
С середины 1930-х советские журналы по разным отраслям искусства из номера в номер требовали от мастеров «вылепить, изваять, запечатлеть в монументальных полотнах, сохранить для грядущих поколений гигантскую фигуру вождя».
Не случайным было появление образа И.В.Сталина и в работах советских фарфористов. Но прежде чем рассмотреть немногие из сохранившихся произведений на эту тему, следует сказать несколько слов об иконографии Сталина вообще.
Ии для кого не секрет, что доступ к его личности во все времена был строго ограничен. Очень небольшому числу художников была предоставлена возможность запечатлеть вождя с натуры, а все остальные, конечно же, пользовались фотографиями. Фотографическая галерея портретов Сталина обширна, причем большое количество портретов сделано явно с целью последующего тиражирования.
Фотографии Сталина с завидным постоянством начинают появляться в периодической печати начиная с 1923 года. Тогда впервые на обложке журнала «Огонек» был помещен его портрет. В 1924 году опубликован один из лучших психологических портретов Сталина, сделанный Натаном Наппельбаумом, а в 1925 году на обложке того же «Огонька» — уже графический портрет работы художника Н.В.Филиппова, явно взявшего за основу фотоснимок вождя, сделанный Наппельбаумом. Этот удачный портрет кочевал затем из одного издания в другое, пока не стал настолько узнаваемым, что в одном из последующих номеров был помещен в виде части шарады в викторину.
Другим примером постоянно повторявшегося портрета Сталина может служить его портрет с трубкой. Многократно опубликованный в печати, он стал основой для целого ряда произведений как изобразительного, так и декоративно-прикладного искусства, в частности, для хранящегося в Государственном центральном музее новой истории России портрета, написанного в 1933 году в Палехе.
Сталина в разные годы снимали фотографы Ф.Кислов, Я.Халип, Н.Петров, С.Лоскутов, И.Шагин, М.Калашников, С.Гурарий и другие. В послевоенные годы, начиная с 1945 года, наряду с фотографиями большое место в печати начинают занимать многочисленные парадные портреты вождя в маршальском мундире, выполненные художником Б.Карповым, Они, в свою очередь, тоже становятся объектами копирования для других художников, в том числе и фарфористов. Первые портреты И.В.Сталина на фарфоре появляются в начале 1930-х годов в работах, предназначенных для подарков от предприятий высшим органам власти к юбилеям Октябрьской революции, партийным конференциям и съездам. Гак, например, тарелка «За пятилетку в четыре года» выполнена в 1930 году в подарок XVI съезду ВКП(б) от рабочих и работниц Дулёвского фарфорового завода им. газеты «Правда». Автором композиции был Михаил Адамович, в то время работавший на этом предприятии. Портрет Сталина помещен на фоне красной звезды, за основу взят несколько переработанный фотопортрет Н.Наппельбаума. Сама композиция в чем-то перекликается с более ранней работой того же М.Адамовича — тарелкой «Кто не работает — тот не ест» с портретом В.И. Ленина, но уже прослеживается попытка решения композиции в виде плаката, даже иллюзии «фотомонтажа», столь популярного в те годы благодаря работам Г.Клуциса, С.Сенькина и других. Это еще не парадный портрет И.В.Сталина последующих лет, но здесь он уже помещен в центр всей композиции. Значительное количество работ в фарфоре на эту тему можно встретить и среди подарков XVIII съезду ВКП(б) 1938 года.
Коллектив Ленинградского фарфорового завода им. М. В.Ломоносова преподнес съезду две большие парадные вазы, изготовленные по эскизам ведущих художников завода М.Моха и А.Яцкевич. Живописные художественные композиции обеих ваз были выполнены на традиционной для того времени форме в виде цилиндра на низком основании, с цилиндрическим же низким горлом. Известный историк искусства керамики А.Салтыков называл такие формы «банками». Да, форма не отличалась изяществом, но какое давала пространство для росписи! Композиция Михаила Моха представляла собой стилизованное изображение лент, знамен, колосьев и другой советской символики, выполненное в красных тонах и золотом. На тулове — два картуша в виде щитов. На одном — сдвоенный оглавный портрет Ленина и Сталина (профиль вправо), на другом — текст: «XVIII съезд ВКП (б)». На вазе также помещены две цитаты. Первая: «Всякий член партии ответственен за партию и партия ответственна за каждого члена. Ленин». Вторая: «В мире нет и не было такой могучей партии, как наша коммунистическая партия. Сталин». Здесь следует отметить, что, пожалуй, ни в каких других видах изобразительного искусства, кроме плаката, конечно, не удавалось художникам так непосредственно, в лоб цитировать вождей, как в росписи на фарфоре.
Автор второй вазы — Анна Яцкевич. В центре, в овальном медальоне, в обрамлении колосьев помещен портрет Сталина, написанный монохромно художником Горьковым. Выполнений ручной надглазурной росписью, этот портрет максимально приближен к фотографии, словно автор отказывается от своего личного участия в изображении портретируемого лица. Такой прием был очень характерен для того времени. На другой стороне вазы — овальный медальон из 11 гербов республик и герба СССР с надписью в центре «XVIII съезд ВКП (б)». В верхней части тулова — слова Сталина в виде декоративной ленты: «Путь, по которому мы шли и идем, есть путь славных побед советского народа, побед социализма». Обе вазы — характерный пример парадных ваз 1930-х годов. В них еще присутствует чистая декоративность, но уже четко прослеживается жесткий канон изображения вождя. В советском искусстве Сталин выступал в нескольких ипостасях, каждая из которых требовала своей схемы и эмоциональной трактовки. В данном случае это — вождь-стратег, мыслитель, идейный руководитель партии. Дулёвский фарфоровый завод откликнулся на партийный форум целой серией декоративных блюд. Художники С.Январей, К.Раскатов и П.Леонов выполнили три работы, посвященные перелетам советских летчиков через Северный полюс в Америку и работе дрейфующей станции «Северный полюс — 1». Все три работы строятся на композиции из портретов участников экспедиций и маршрутов их экспедиций, нанесенных на карту. На блюде, посвященном перелету экипажа под командованием М.Громова, помещен также поясной портрет И.В.Сталина, склонившегося над документом. Точно такой же портрет включен и в композицию четвертой тарелки из подарков XVIII съезду, где изображены Калинин, Молотов и Сталин. Появление этих и других подобных композиций не случайно. Надо отметить, что для конца 1920-х—1930-х годов очень характерно прямое прочтение событий художниками, которые заимствовали из прессы не только сюжеты, но порой полностью повторяли композиции фотографий. Сталин и его соратники, Сталин и наши достижения, Сталин — организатор побед — вот лейтмотив подобных работ.
В 1941 году, накануне войны, на Барановском фарфоровом заводе (Украина) художники И.Цындря и В.Нарикиди выполнили вазу в подарок XVIII партконференции ВКП(б). Портрет Сталина на ней помещен в прямоугольный картуш, изображение полихромное. В трех других картушах: колосящиеся поля на фоне Кавказских гор, на переднем плане — пастух-горец, пасущий отару овец, индустриальный пейзаж и дружно шагающая вперед, на зрителя, молодежь в национальных костюмах, над которой, как солнце, сияет герб СССР. В этой работе прослеживается еще одна ипостась трактовки образа Сталина — он вождь, организатор практических побед. Общее название подобным изображениям могла бы дать одна из работ Александра Дейнеки — «Люди первых пятилеток». Марши ударников и колхозников, физкультурников и стахановцев, осененных ласково -ободряющей улыбкой вождя, смотрящего на них с портретов, радостные люди с цветами в руках, бодрая поступь, патриотическая готовность во взорах, сияющая голубизна неба и красные стяги повсюду, улыбки и еще раз улыбки — вот многократно повторенный стандарт этих росписей. По замечанию одного из исследователей искусства сталинской эпохи Игоря Голомштока, стержневая мифологема советского социализма получила словесное определение от самого Сталина, хотя стало оно популярным благодаря названию фильма Григория Александрова «Светлый путь», — власть над временем. Советская идеология, переведенная на язык художественной критики и теории, утверждала, что образ вождя не ограничивается чертами его человеческой личности, он раскрывается в исторической действительности, в многообразии ситуаций революционного прошлого и настоящего, в общении с людьми, с массой. На практике это означало, что изображение любого исторического события или жизненной ситуации должно было вписываться в пышную раму, обрамляющую универсальный портрет вождя.
Примером подобного рода произведения-переосмысления события может служить гигантская ваза «Победа», преподнесенная Сталину в 1946 году Ленинградским фарфоровым заводом и выставленная на обозрение в Третьяковской галерее. Эта работа была выполнена по проекту главного художника завода в то время Николая Суетина живописцами Л.Лебединской, А.Скворцовым, Л.Протопоповой, А.Яцкевич. О ней писала пресса, она стала образцом композиции для художников других заводов.
Центральное место в росписи вазы занимает, конечно же, парадный портрет Сталина, написанный одним из старейших художников-портретистов ЛФЗ А.Скворцовым по известному портрету Б.Карпова. На противоположной стороне вазы изображен салют Победы — работа художницы Л.Лебединской, которая сделала для этой росписи не только ряд предварительных зарисовок с натуры, но и написала вначале станковое произведение. В этом фарфоровом произведении Сталин олицетворяет собой всю тему Великой Отечественной войны. Недаром в одах, славящих вождя, неустанно повторялось: Сталин — творец победы. Ему, садовнику, творцу Неслыханных побед, Простому мудрому отцу, Герою славных лет. Ему, отважному, ему Усилье рук и глаз, Родному Сталину, тому, Кто нашу землю спас.
Вторым примером такого прочтения военной темы в фарфоре может служить сервиз «Сталинградская битва» — работа художника Н.С.Жабокрицкого, подарок Сталину от Городницкого фарфорового завода (Украина). На предметах сервиза — портреты Сталина, членов Политбюро, маршалов и генералов Советской армии, а также слова их клятв и рапортов Сталину в ходе Сталинградской битвы. На чайнике — репродукция с картины Федора Решетникова «Генералиссимус Сталин». Надо отметить, что именно с конца 40-х годов в советском декоративном искусстве укрепляется традиция переносить станковые живописные произведения в работы прикладников. И в коллекции подарков к 70-летию И.В.Сталина масса тому примеров. Так, знаменитая картина Федора Шурпина «Утро нашей Родины» повторена и в лаках, и в вышивках, и в панно.
Огромный ковер туркменских ковровщиц и бесхитростная вышивка домохозяйки повторяют картину Михаила Авилова «Приезд Сталина на Царицынский фронт». По документам Выставки подарков, картина Федора Решетникова только в фарфоре была повторена несколько раз, потому что тема горящего в ночи окна кабинета в Кремле, где думает обо всех и о каждом «мудрый отец», была необычайно популярна. Следует отметить еще один момент: по мнению современных искусствоведов, разработанность образов Ленина и Сталина в советском искусстве может сравниться только с иконографией Христа и главных христианских святых. Изографическое бытие вождей тоже начиналось с детства и заканчивалось существованием в веках. Характерным примером такого произведения может служить работа И.Бузаришвили — ваза «Великому Сталину в день славного 70-летия от студентов Тбилисской Академии Художеств». Это огромная трехчастная ваза, выполненная в технике прорезного фарфора. На высоком цилиндрическом горле, оканчивающемся раструбом, расположено шесть аркообразных ниш, в которые помещены барельефы, посвященные жизни Сталина: Сталин-ребенок с матерью; Сталин-семинарист; Сталин-подпольщик в типографии; Сталин и Ленин; Сталин и Берия у карты в годы войны; Сталин и Молотов. Раструб и тулово вазы украшены ажурным растительным орнаментом.
Наш обзор был бы неполным без упоминания еще одного произведения этой своеобразной сталинианы». Это работа художников Киевского художественного керамического завода — скульптора А.Сорокина и художника-живописца Л.Пахаревой — ваза «Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую жизнь». На ней помещен не просто портрет вождя — он органично, как икона, включен в композицию.
Его убирают цветами и лентами юноши и девушки. Кругом изобилие цветов и плодов. Все пляшут и поют. Это еще один культивировавшийся вид славословия в адрес вождя — тот, что имел тональность фольклора и мог быть истолкован как безыскусный глас самого народа. В заключение хотелось бы упомянуть еще одну работу с портретом Сталина в композиции. Это сервиз «Герб СССР», выполненный к юбилею вождя на Дулёвском фарфоровом заводе как подарок от всех предприятий местной промышленности. Портрет на блюде выполнен по эскизу художника И.Зорина.
Композиция росписи сервиза состоит из переплетающихся красных знамен, оттененных золотом и объединенных гербом СССР. Сервиз претендует на роль парадного «царского сервиза» новой эпохи, подобного дворцовым сервизам XVIII —XIX веков. Как уже отмечалось вначале, еще несколько лет назад трудно было себе представить, что эта тема может кого-нибудь заинтересовать. Но время идет, некоторые из представленных работ неоднократно экспонировались на выставках и за рубежом, и у нас в стране, вызывая неподдельный интерес и У публики, и у прессы. Встречаются, хотя и значительно реже, чем в музейных собраниях, подобные произведения и на антикварном рынке. Так, например, еще недавно в витрине одного из антикварных магазинов на Арбате была выставлена ваза с портретом Сталина, выполненная в 1948 году, — к 10-летию Трудовых резервов на Ленинградском фарфоровом заводе. Стоимость подобных произведений колеблется от 2 до 10 тысяч долларов США. Конечно, это своеобразный вид антиквариата. Но не следует забывать, что всякое произведение искусства является еще и памятником времени, в которое оно было создано. И чем дальше уходит от нас это время, тем интереснее и дороже становятся вещи, его отражающие.
Наталия КАРЛЮЧЕНКО
Иллюстрации предоставлены автором.
Фото Игоря НАРИЖНОГО
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №11 (12) ноябрь 2003 стр. 42