Одним из наиболее значительных художников в истории русской детской книги с первых лет XX века был Владимир Васильевич Лебедев. С 1910 года он работал в детском журнале «Галчонок». В 1917 году его рисунки появились в альманахе «Елка», изданном Максимом Горьким. В это же время он сделал и свою первую книгу для детей
— арабскую сказку «Лев и Бык», которую, в переработке С.Кундрушки- на, в 1918 году выпустило петроградское товарищество «Огни». В начале 1920-х годов искусство русской книжной иллюстрации заметно разделилось на две школы — ленинградскую и московскую. В.В.Лебедев стал одним из выдающихся мастеров Ленинградской школы.
Большое внимание привлекла к себе книжка Джозефа Редьярда Киплинга «Слоненок» с иллюстрациями Владимира Лебедева, выпущенная в 1922 году издательством «Эпоха». Веселые, динамичные рисунки В. В. Лебедева прекрасно передают юмор сказки Киплинга, складываются в озорную, удивительную игру. Внушительные объемы Бегемотихи и Слоненка, мягкость пуха Страусихи, упругая поза Жирафа, натуралистическая грубоватость шерсти Павиана — все эти черты индивидуальности каждого персонажа подчеркнуты соответствующими его образу и характеру выразительными средствами. В этой книжке художник достиг высочайшего мастерства и стал одним из ведущих мастеров ленинградской школы детской книжной графики 1920—1930-х годов.
Разносторонний художник, постоянно ищущий новые способы графической выразительности, В.В.Лебедев много и сосредоточенно работал с натурой, делал массу эскизов с натуры. В то же время он брался за разработки новых художественных форм. Конструируя абстрактные, беспредметные рельефы, исследуя фактуры и цвета в масляной живописи и в коллажах, В.В.Лебедев последовательно, упорно овладевал техникой «нового искусства», осваивал арсенал его приемов. Стремясь создавать четкие и убедительные образы, художник пытался проникнуть в сущность конкретной творческой задачи, отыскать новые, наиболее эффективные, изобразительные средства ее решения.
В 1922 году в том же издательстве «Эпоха» В.В.Лебедев выпустил детскую книжку «Приключения Чуч-ло», в которой старался расширить возможности более полного контакта с маленьким читателем и зрителем.
Стремясь приблизиться к непосредственности детского восприятия книги, художник сделал ее так, как, по его мнению, сделал бы книгу сам ребенок. Сюжет, придуманный им самим в духе детской небылицы, был основан на невероятных приключениях огородного чучела. Конструкция книжки предельно проста: слева, на развороте — нарисованный «по-печатному» текст, справа яркий карандашный рисунок. Автолитографическая техника позволила художнику создать ощущение легкости, непосредственности и в то же время дать возможность маленькому читателю-зрителю «войти» в работу художника, понять, «что было костяком рисунка и как шла его стройка».
Критики были единодушны в оценке успехов Лебедева, однако они до сих пор неоднозначно оценивают работы этого выдающегося художника детской книги. Так, например, советский исследователь Элла Ганкина, автор монографии, посвященной русским художникам детской книги, писала: «Лебедев не мог избежать осуждения в тщетности имитировать разум ребенка своими неудачными попытками — иллюстрациями к книге «Приключения Чуч-ло».
Другой критик — Юрий Герчук
считал эксперимент В.Лебедева плодотворным и успешным, полагая, что «...справедливо для этой очень вредной книги указать рядом на другие смелые эксперименты в то же время, как «Сказ грамотным детям» П.Митурича, и «Сказ про два квадрата» Эль Лисицкого».
Первые стихи С.Я.Маршака появились несколькими годами позже знаменитого «Крокодила» К.И.Чуковского. Вышедшие в 1922 году «Детки в клетке» закрепили за уже известным тогда поэтом С.Я.Маршаком репутацию мастера детской литературы. Как и К.И.Чуковский, С.Я.Маршак использовал русский и английский детский фольклор. Его поэзия получила энергию от живой разговорной детской речи. Сопровождаемые рисунками В. Лебедева, стихи С.Я.Маршака были более конкретны и реалистичны, предметны. Они звучали злободневно и даже «деловито». Образцами новаторской, смелой, современной книжки- картинки стали «Цирк», «Мороженое», «Вчера и сегодня», «Сказка о глупом мышонке», «Как рубанок сделал рубанок». Создавая их, художник не был лишь иллюстратором или украшателем. «Наряду с литератором — поэтом или прозаиком, он может с полным правом и основанием считаться их автором: сколько своеобразия, тонкой наблюдательности и уверенного мастерства вносит он в каждую книгу», — писала о работах В.Лебедева 28 мая 1961 года газета «Литературная жизнь». Художник изменял свой стиль в соответствии с требованиями темы и делал это, не колеблясь. Одной из первых его работ для издательства «Радуга» была книжка «Цирк», изданная в 1924 году. Стихи, которые сопровождали предварительно выполненные В.Лебедевым рисунки, написал для нее С.Я.Маршак. Для того чтобы изобразить цирковое представление в ясной и привлекательной манере, художник в этой работе развивал плакатный, почти кричащий стиль. Показывая в книжке «Цирк» веселую, увлекающую феерию циркового представления, В.Лебедев каждую книжную страницу, начиная с обложки, решил по принципу схематичного, плоскостного рисунка, сбалансированного стихотворными строчками, набранными крупным шрифтом. Так мог бы выглядеть броский, выразительный цирковой плакат. При этом целостность книги достигается объединяющим цветовым и общим композиционным ритмом. Подобно фигурам на плакатах, персонажи на рисунках В.Лебедева имеют индивидуальные черты, указывающие на их функциональные особенности, что усиливает их образные характеристики. Особый цирковой мир в рисунках В.Лебедева — это нечто неожиданное, экзотическое, невозможное в обычной жизни, но становящееся реальным на арене цирка, а артисты показаны эксцентричными существами, облаченными порой в очень ярко раскрашенные и динамичные одежды.
Художник применял цвет не только для декораций или украшения. Цирковое действие В.Лебедев передает «...динамикой ярких цветовых плоскостей, используя ритм и пластику контрастных и красочных пятен, их упрощенную, упруго-напряженную, но не геометризированную до сухости форму».
В его работах цвет всегда функционален, всегда работает на конкретную цель. Книжка «Мороженое», созданная художником в соавторстве с С.Я.Маршаком в тот же период, что и «Цирк», построена на контрасте в цвете между холодом мороженого и жарой летнего полдня. В ярких, наполненных цветом литографиях холод и жара ощущаются четко и альтернативно. Они изящно соответствуют веселым ритмам стихов Маршака. Шарообразный, как бы составленный из геометрических фигур толстяк, пышущий красным жаром, жадно поглощает мороженое и превращается в посиневшего снеговика. В.В.Лебедеву удавались сатирические образы, вот и в этой работе толстяк воспринимается как карикатура на франтоватого нэпмана. К радости босоногой детворы, наблюдавшей за толстяком и его превращением, тут же, на опаленной солнцем улице, в середине лета, затевается игра в снежки. Другой совместной работой поэта и художника была книжка «Вчера и сегодня», посвященная теме конфликта, столкновения старого и нового. С.Я.Маршак и В.В.Лебедев опубликовали ее в «Радуге» в 1925 году.
В стихах и рисунках этой книжки «спорят» вещи вчерашнего и сегодняшнего дня: свеча и электрическая лампа, гусиное перо и пишущая машинка, коромысло и водопровод. Стилистически противопоставляя старое и новое, авторы представили старое в карикатурной, насмешливой манере, а новое показали в энергичном, плакатном стиле, напоминающем не только плакаты самого В.В.Лебедева, но и «Реклам- конструктора» А.М.Родченко. В этой книге противопоставлены не только вещи и эпохи, но и отношение к ним людей, в основном представителей «нового мира».
Интерпретация В.В.Лебедевым другой сказки С.Маршака «Как рубанок сделал рубанок», изданной в 1927 году, была еще более предметной, материальной. По всем страницам книги художник с большой тщательностью изобразил столярные инструменты. Они представлены в точных деталях, крупно, обстоятельно, почти как в настоящем техническом руководстве, показаны так отчетливо, что «просятся в руки». Фактура и текстура материалов, из которых они сделаны, разработаны художником достоверно, даже натуралистично.
В этой «индустриальной», «производственной» сказке предметы выглядят как друзья и помощники. В следующей совместной книжке С.Я.Маршака и В.В.Лебедева — «Багаж» — все вещи, напротив, выглядят как враги. Багаж дамы: «диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка» — атрибуты буржуазной жизни, вещи чуждого быта. Впервые эта книжка была издана в 1926 году. Б дальнейшем В.В.Лебедев несколько раз переделывал ее для последующих изданий. Для него была очень важна актуальность, жизненность образов, их правдивость. На страницах книжки, изданной в 1935 году, предметы расположены «неправильно», как инструменты в «Рубанке». Они собраны в кучу, падают, переворачиваются, ломаются. Художник изображает их с пренебрежительной иронией, так же, как он показывает и буржуазную владелицу этих вещей, даму из «бывших».
Два тонких альбома, короткие книжки-картинки без текста — «Охота» и «Верхом на лошади» — были созданы В.В.Лебедевым примерно в те же годы. Автолитографии, вошедшие в книжку «Охота» , сделаны художником для «Радуги» в 1924 году.
Альбом «Верхом на лошади» вышел в ГИЗе в 1928 году. Различие сюжетов и графических приемов не мешает видеть в обеих этих работах художника чистоту и целостность композиционного ритма.
Белое поле страницы в «Охоте» превращается то в полярный ландшафт Гренландии, то в жаркую африканскую саванну или заснеженную русскую тайгу. Страницы альбома «Верхом на лошади» словно становятся причудливо освещенной цирковой ареной. Среда, в которой происходит изображенное на картинке действие, передана художником не упрощенно, а обозначена пластикой образов, их атрибутами.
Почти все книжки В.В.Лебедева были экспериментами, и, как правило, экспериментами не только успешными, но и открывающими новые направления в искусстве оформления книги, в графической культуре. Он обладал широким художественным кругозором, умением безошибочно выявлять основные, принципиально важные моменты содержания текста. Внимательно и бережно относился к творческой индивидуальности других художников. Все эти качества делали его не только ярким и самобытным мастером, но и выдающимся художественным редактором книг для детей. Вместе с С. Я. Маршаком В. В. Лебе дев с середины 20-х годов возглавлял детскую секцию Ленинградского отделения ГИЗа, заведуя иллюстративной частью. Успешная деятельность этой секции привела к созданию в начале 1930-х годов самостоятельного издательства «Детгиз». При этом и С.Я.Маршак, который был назначен главой издательского отдела, и В.В.Лебедев сумели привлечь к работе молодежь. С «Детгизом» начали сотрудничать такие талантливые художники, как Алексей Пахомов, Михаил Цехановский, Евгений Эвенбах, а несколько позже, на рубеже 30-х годов, Евгений Чарушин, Виталий Курдов, Юрий Васнецов. Эти художники, вместе с признанными мастерами старшего поколения, такими, как Николай Лапшин, Николай Тырса, Вера Ермолаева, стали не только коллегами по работе в издательстве, но и товарищами, творцами новой детской книги. Они могут быть отнесены к неформальной «школе Лебедева».
Владимир Михайлович Конашевич — известный книжный график. На оформленных им детских книгах воспитано не одно поколение. Возможно, он проиллюстрировал книг для детей больше, чем какой-либо другой художник. С точки зрения значимости для жанра его можно сравнить, пожалуй, только с таким же известным графиком-иллюстратором детских книг, как В. В. Лебедев.
Как и у В.В.Лебедева, отношение к работе у Владимира Михайловича Конашевича было высоко интеллектуальным. Волшебный мир его иллюстраций возник не сразу. К его постижению художник шел «долгим путем исканий и сомнений».
Мгновенно очаровывающие рисунки Конашевича открывают праздничный, яркий, веселый сказочный мир, существующий, к нашему изумлению, рядом с нами, рядом с миром взрослых Эстетическая система «Мира искусства», ее органическая связь с мировой культурой сыграли значительную роль в формировании художественного мировоззрения раннего В.М.Конашевича.
Его первыми книжками были «Азбука в картинках» и «Разовая азбука», вышедшие в 1918 году. Обе эти книжки следовали канонам объединения «Мир искусства». Мастерство молодого художника положительно оценил «патриарх» «Мира искусства» А.Н.Бенуа.
По-видимому, именно по его рекомендации В.Конашевич получил приглашение работать для издательства З.И.Гржебина. Здесь были опубликованы в самом начале двадцатых годов его пестрая книжка- картинка «Всякая всячина», а также несколько сказок и рассказов с его иллюстрациями.
Эти публикации, изящные и качественно отпечатанные, усилили репутацию В.М.Конашевича как талантливого продолжателя традиций «Мира искусства». Вместе с тем он не был формально ограничен рамками этого объединения. Он чутко внимал внутреннему голосу, своему сердцу. Так, например, картинки к первой «Азбуке», первоначально Сделанные художником для его маленькой дочери, проникнуты тонкой живой лирикой, образами и объектами из реальной жизни. Книга-картинка «Всякая всячина» вообще не имеет текста. Она предназначена только для рассматривания. В фокусе внимания здесь картинки, разбросанные на больших листах плотной желтоватой бумаги, как россыпь поэтических миниатюр. Рисунки не связаны сюжетной канвой, они соединены только угадывающимся, мягким, почти музыкальным ритмом.
В отличие от ранних «Азбук» и работ для издательства Гржебина, которые соответствовали своему времени и были нарочно эстетизированы, произведения, которые он создал в 1920-х годах для массовых изданий «Синей птицы» и ГИЗа, а позже — для «Молодой гвардии», «Детиздата», «Академии» и особенно «Радуги», были свободны от каких-либо аристократических претензий.
Однако это не означало, что его графика стала проще. Наоборот, лаконизм и возросшая сложность графики, скорее, усилили выразительность его картинок.
Например, декоративные детали в стиле барокко, допустимые в его ранних рисунках, в поздних иллюстрациях превратились в некий своеобразный аккомпанемент сюжетного изображения, формирующий контрапункт основным темам.
Особенно ярко это проявилось в его эскизах обложек книг. Создавая иллюстративный ряд книги, В.М.Ко- нашевич озадачивался не только обстоятельным графическим пересказом сюжета литературного произведения, но и не отвергал большую литературную значимость стихов или повествования, которые его вдохновляли. Он так и говорил, что ведет «...свою, вовсе не параллельную литературной линию: она может отклоняться от первой и даже пересекать ее. И, тем не менее, связь между текстом и иллюстрацией поддерживается: в этом случае она подобна связи между голосами в дуэте, когда голоса, как бы двигаясь по кривым разного очертания... вместе с тем составляют одно гармоничное, неразрывное целое... сюиту самодостаточных рисунков».
Приведенная выше музыкальная аналогия в высказывании художника не случайна. В.М.Конашевич превосходно играл на скрипке. Его книжная графика для детей, его иллюстрации детских книг были сродни театральным представлениям, в которых музыка играла немаловажную роль. Это была особенная музыка, созданная из внутренних вибраций каждого штриха, отдельной линии или точки, цветного пятна. И это начиналось с обложки, служившей своеобразной прелюдией, и завершалось небольшой иллюстрацией или виньеткой. Возможно, эта своеобразная музыкальность играла немаловажную роль в создании удивительного, сказочного очарования книжек В. М. Конашевича.
Он с большим удовольствием иллюстрировал любые тексты детских книжек, но больше всего его привлекали юмористические чудеса, смешные небылицы и сказки. Как художник он «с нескрываемой радостью откликался на малейший признак поэтической вольности или проблеск фантазии даже в книжках, построенных на современной бытовой основе». Его экспрессивный от
клик делал даже самую маленькую деталь красноречивой и выразительной.
В.М.Конашевич серьезно и искренне включался в действие веселых, красочных спектаклей для детей, вступал с ними в игру. При этом он «обыгрывал» не только тему, но и абстрактное, внутреннее взаимодействие между формой и цветом. Будучи главой литографской мастерской Академии художеств в Петрограде, В.М.Конашевич был особенно заинтересован «в превращении хромолитографии в цветную литографию, в которой могли бы разрешаться живописные задачи».
Он достиг выдающегося успеха в реализации своих идей. С замечательным совершенством перенес он свой авторский замысел — игру штриха, цвета, фактуры — в многотиражную, литографированную детскую книгу. Он сам отмечал: «Стремление к полихромии в книжной графике являлось одной из причин, побудивших меня взяться за иллюстрирование детской книги».
Работы В.М. Конашевича для маленьких читателей не были примитивными с эстетической точки зрения, но в то же время он учитывал возможности детского восприятия. Художник реализовал в своих литографиях тонкие изыскания в области цвета, формы, композиции. Это придавало особенную выразительность и страничным иллюстрациям, но в первую очередь — обложкам. Именно в литографированных обложках к детским книжкам с его рисунками наиболее ярко проявились все грани дарования художника: обостренное чувство самостоятельной роли цвета, внутренней, автономной энергии линии и формы.
Светлые, органично сочетающие функциональную ясность с предельно открытой абстракцией, обложки его детских книжек привлекали читателей, удерживали их внимание.
Иллюстрации, выполненные В.М.Конашевичем, украшали книжки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, Д. И.Хармса, А. И. Введенского и многих других, теперь уже забытых детских поэтов и писателей. Страницы оформленных им книг наполнены легкими, насыщенными цветом рисунками, содержащими массу веселых деталей и увлекательных подробностей. Его рисунки, часто веселые и насмешливые, иногда — задумчивые, глубоко лирические, всегда удивляют своей выразительностью и трогательной добротой.
Эта доброта, начисто лишенная слащавости, наверное, и была тем самым ключиком к детскому сердцу, который, иногда тщетно, пытались найти многие другие художники-ил-
люстраторы детских книжек. В.М.Конашевич был первым иллюстратором книг С.Я.Маршака еще до того, как поэт начал сотрудничать с другим художником — В.В.Лебедевым. Книжку «Пожар», вышедшую в 1923 году, отличал новый подход художника к оформлению изданий для детей. Ее основой впервые стал драматургически аранжированный графический ансамбль, столь характерный для Конашевича в его последующих работах.
Эта книжка, много раз переиздававшаяся и переделывавшаяся художником, стала одной из самых любимых у советской детворы.
В том же 1923 году вышел сборник английского детского фольклора «Дом, который построил Джек» в переводе на русский язык с обработкой С.Я.Маршака и иллюстрациями В.М.Конашевича. Позднее, в 1930 году, появился один из самых экстраординарных и удивительных, но, однако, вполне правдоподобных персонажей С.Я.Маршака «Рассеянный». Эту книжку о чудаке-человеке, который по рассеянности делал все невпопад, каждый раз неправильно или вопреки логике, также иллюстрировал В.М.Конашевич. В это время художник делал книжки с Д.И.Хармсом («Игра» и «Миллион», 1930), с А.И.Введенским («В дорогу», 1930), с Е.А.Шварцем («Прятки», 1927) и многими другими детскими писателями и поэтами, своими современниками. Он иллюстрировал многие русские народные сказки для детей и литературные сказки, например, в 1924 году — сказку П.П.Ершова «Конек-Горбунок» .
Сотрудничество В.М.Конашевича с К.И.Чуковским началось в 20-е годы. Этот великолепный дуэт создал несколько замечательных книжек для детей. Неисчерпаемая фантазия В.М.Конашевича прихотливо следовала за распевными ритмами и фонетическими поворотами стихов Чуковского. Каждый графический элемент книжки художник включал в «изобразительную игру», наделяя собственной активной ролью. В результате получилось удивительное сочетание подлинно детской «поэтической графичности» и музыкальности, которое осталось непревзойденным в русской книжке-картинке.
В 1924 году издательство «Радуга» выпустило с рисунками В.М.Конашевича «Муркину книгу», названную так в честь дочери Чуковского, а затем «Мухину свадьбу», которая в последующих изданиях стала называться «Муха-Цокотуха». Позже ГИЗ и «Молодая гвардия» опубликовали серию небольших, шуточных, юмористических книжечек: «Охотник», «Кошки в лукошке», «Вдоль по сахару» и других, первоначально подготовленных для «Радуги». В
1934 году был издан «Телефон», а в
1935 вышли «Лимпо-по» и новое издание «Тараканища». В том же 1935 году издательство «Академия» выпустило сборник детских произведений К.И.Чуковского «Сказки» с иллюстрациями В.М.Конашевича. Оформление этого сборника стало предлогом для развернувшихся в то время гонений на художника.
Источниками вдохновения для В.М.Конашевича были не только волшебные сказки, но и повседневная, обыденная жизнь. Особенно чуток он был в наблюдениях за роман
тикой жизни большого города. Он на лету схватывал образы и жизнь реальных городских девчонок и мальчишек.
Издательство «Радуга» в 1925 году опубликовало книжку «Рожи» с рисунками В.М.Конашевича, а в издательстве «Время» в том же году вышла книжка его рисунков «Ванька и Васька», к которым, по просьбе художника, С.Я.Маршак написал подписи-титры.
Работы двух ведущих ленинградских художников — В.В.Лебедева и В.М.Конашевича, несмотря на то, что они были яркими индивидуальностями и полемически отличались подходами, оказали существенное влияние на формирование школы иллюстрирования русской детской книги 1920—1930-х годов.
Валерий БЛИНОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования 2003 7-8 (9)