С творчеством гамбургского художника Норберта Пинтера российская публика знакомится впервые. В его семье живописью увлекались все, но только он отдается искусству со всей страстью своего темперамента. Но свои картины широкому кругу зрителей он представил, будучи уже в зрелом возрасте, выставки произведений Норберта Пинтера с успехом прошли на его родине, в Кельне (галерея «Dumont Carre» и «Majavari Galler y», обе— в 2004 году). После Москвы его ждут Будапешт и Нью-Йорк, Немецкие критики определили индивидуальный стиль художника — «экспрессивный реализм».
В молодости Норберт Винтер, когда ему предстояло выбирать профессию, предпочел теоретическую физику, ибо искренне верил, что благодаря фундаментальным исследованиям и открытиям в области элементарных частиц можно многое изменить в мире к лучшему В 25 лет он защитил диссертацию, после чего продолжал заниматься научно-исследовательской деятельностью в знаменитом Институте физики и астрофизики имени Макса Планка в Мюнхене.
Споры физиков и лириков еще не изгладились в памяти поколений. И хотя физика так и не стала панацеей от всех бед, научно-технические достижения, несомненно, оказали влияние на европейскую культуру второй половины XX века Особенно в Западной Европе, где и социум наиболее индустриализирован, урбанистичен, и само искусство в достаточной мере технотизированно.
Норберт Винтер являет собой своеобразный сплав физика и лирика В его творчестве есть несколько характерных особенностей, органично связанных с его научными изысканиями. Монументальные полотна художника обладают мощной энергетикой и динамизмом. Внешнее и внутреннее движение — то «хаотичное», ускоряющееся, то упорядоченное, замедленное — буквально пронизывает все его картины. Это бесконечное, разнообразное движение (молекул — в биологии, элементарных частиц — в физике, планет — в космосе...) стало знаком, символом нашего времени. Появилось даже философское понятие — ускорение времени и «сжатие» пространства Неосознанно ускорение бега времени чувствуют все земляне. Художник-ученый сумел передать это ощущение в своих картинах прежде всего через стремительный ритм форм, линий, цветовых пятен. Горизонтальные, вертикальные, диагональные, хаотично разбегающиеся линии, остроугольные формы пересекаются, отталкиваются, соединяются в сложную конструкцию-основу композиции. А их многочисленные повторы, характер и частота задают скорость и темп движения. В наиболее динамичных его работах есть нечто, заставляющее вспомнить перпетуум-мобиле — мечту человечества о вечном движении.
Фрагментарность композиций, где смело «срезаны» руки, тело, голова вплоть до пол-лица, сообщает картинам временную протяженность. Мысленно каждую работу можно продолжить за все границы холста, а значит продлить и во времени, и в пространстве.
Художник всеми средствами нарушает традиционную симметрию картины, потому что как ученый ясно осознает, что полная симметрия — абсурд, ничто, а источник всего живого — именно в «сломанной симметрии», в ее нарушении. Для этого он использует необычные, резкие ракурсы. Другая особенность художника — его тяга к критическим, стрессовым моментам, когда напряжение телесных и душевных сил достигает апогея, после чего может быть полное разрушение. Он не боится его, поскольку в научном и философском осознании не существует абсолютного разрушения, из любого разрушения что-то возрождается, появляется новая субстанция. Норберт Винтер разрушает форму до определенного предела, необходимого для достижения заданной эстетической выразительности.
По словам художника, «ярость» вдохновения возникает у него чаще всего в минуты сильных эмоциональных потрясений, тяжелых переживаний, когда поднимается самое глубинное и открывается «дверь в душу». Тогда исчезают запреты и оковы, наружу выплескиваются видения, образы — как прекрасные, так и страшные. Этот глубокий пласт, выражающий эстетические устремления личности, Винтер считает самым важным в творчестве.
В каждом его холсте обязательно заложен конфликт: полярных эмоций персонажей, скрытые и видимые противоречия их отношений, противостояние человека и агрессивной среды. Даже поцелуй в одноименной работе воспринимается как столкновение двух «равновеликих» и сильных индивидуальностей. Именно столкновение как принцип существования и формообразования в большей или меньшей степени присуще многим его работам. Например, такой контраст: хрупкая женская фигура и наступающие на нее со всех сторон массивы домов, готовых в любой момент обрушиться и погрести ее под собой («Момент»).
Главная тема творчества Норберта Винтера — современная женщина в разных ситуациях, состояниях и отношениях с миром и людьми. В ней, по мнению автора, заложен фундамент всего человеческого бытия и через женский образ более остро и ярко проявляются чувства и проблемы личности. Она более эмоциональна и лучше мужчины понимает действительность. Образ женщины с аскетичным, жестко очерченным лицом, большими темными глазами и крупными чувственными губами постоянно присутствует в его произведениях, в которых запечатлены конкретные черты возлюбленной (давно трагически погибшей), других женщин, оставивших свой след в его памяти, и, конечно, тот женский идеал, который есть у каждого мужчины.
Женщины Норберта Винтера — сильные, хрупкие и беззащитные одновременно. Брутальное, непреодолимое действие города, обстоятельств, душевные страдания давят на них, но не ломают. Внутренняя стойкость объединяет очень разные по типажу и сюжету женские образы. Это ощущается даже в картине «Слезы». Ломанные линии рисунка глаз, бровей, губ, носа, безжизненное лицо, обилие черного цвета, брызги и хаотичные всплески красного, тонкие, словно молнии, рассекающие тьму, прочерки белого — все это удивительно точно передает степень переживаний и боли. Но разнообразие оттенков красно-розового и желтого смягчают и «просветляют» горечь момента. Даже в названиях картин передан широкий спектр эмоционального мира женщины: «Любопытство», «Чувственность», «Ожидание», «Прощание», «Разочарование». Каждое полотно раскрывает определенную грань ее переживаний. Современная урбанистическая реальность, агрессия города постоянно подвергают женщину опасности, вынуждают ее быть сильной. Позы, жесты, выражения лиц выдают ее внутреннюю настороженность, готовность защищаться, а в огромных глазах нередко виден страх — затаенный или явный. Но во всех ситуациях женщина остается таинственной, соблазнительной, влекущей. При этом художник никогда не уходит в откровенную эротику. Большая и сильная любовь, пережитая им в молодости выплеснулась в серию картин с образом любимой, созданных на протяжении всей жизни.
Техника масляной живописи Норберта Винтера специфична — он практически не пользуется кистями, пишет клочком бумаги, выдавливая краску прямо на холст и разбавляя ее без всякой палитры. Накладывает несколько слоев прозрачной краски один на другой, ожидая пока просохнет каждый слой. Работа над одной картиной длится два-три месяца И нередко он трудится одновременно над четырьмя-пятью холстами. Когда нужна особенно тщательная проработка, использует растворитель. Фактурные эффекты часто делает рукой, вдавливая, сгущая или разбавляя краски. Такая техника позволяет ему быстро и точно передавать свои чувства, дает творческую свободу и раскованность в физическом преодолении «сопротивления» холста, особенно больших размеров («Поцелуй» — 200x380, «Египет» — 260x380).
Жирным черным контуром художник делает абрис фигур, выделяя их из среды. Резкая контурная или силуэтная очерченность предметных форм служит основой композиции — подвижной и в то же время жесткой. Композиционная жесткость достигается подчеркнутой геометризацией форм («Суета», «Предупреждение»). Рациональная конструктивность органично сливается у него с «разгулом» цветовой стихии. Цвет играет огромную роль в образном строе. Художник предпочитает насыщенные, интенсивные, «тяжелые» цвета, предельно напряженные соотношения. Сильными контрастами, преимущественно красного, синего и черного, он создает особое «электризованное поле», вовлекающее в себя зрителя. Тяга к черному привносит некую драматическую, даже трагическую ноту во многие картины, и вместе с тем это придает особую остроту, весомость.
Тело он пишет всегда многослойно, тонко, неяркими «притенёнными» красками, стараясь передать незащищенность, ранимость женской натуры. Яркий открытый цвет преобладает в изображении фона. Один и тот же цвет у Винтера имеет разное смысловое и символическое, а иногда и мистическое значение. В «Покушении», например, хрупкая женщина — словно в тисках красного цвета, здесь же красный — как знак опасности, давления среды. В картине «Египет» тоже все строится на стихии красного — от глубокого темного, до ядовитого, открытого. Черный цвет модели в «Предупреждении» доминирует над бело-голубым, синим и красным, предвещая своей воинствующей агрессией беду, смерть.
В картинах Норберта Винтера нет воздуха. Пространство его полотен то пугает пустотой («Возвращение», «Андроген»), то заполняется условными предметными формами («Момент». «Последний взгляд»), то превращается в подчеркнуто искусственную, цветоритмическую среду или фон, необходимый для данной образности («Разочарование», «Чувственность»). В таком пространстве есть определенная иррациональность, поэтому жизнь его персонажей протекает вне конкретного времени и пространства.
В своем творчестве Норберт Винтер продолжает традиции европейской культуры. В его мировосприятии заметно влияние экзистенциализма. Источниками его живописи являются экспрессионизм, фовизм, кубизм В отличие от многих своих предшественников, Винтер никогда не стремится к полному разрушению формы, хаосу в живописи. Более того, он иногда прибегает к реалистическому изображению, а сама живописная энергия в его полотнах осознанно упорядочена и подчинена твердой воле автора.
Главное в поисках художника — постижение глубинных возможностей человека, силы его духа, тонкости его души, и потому разрушительное и созидательное «противоборство» в его картинах «высекает» искру надежды.
Выставка произведений Норберта Винтера открывает нам одну из граней многоликого современного искусства Германии.
Людмила ШИРЯЕВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 36 (апрель 2006), стр.100