Неоконченное фирмой Фаберже императорское пасхальное яйцо 1917 года, предназначавшееся императрице Александре Федоровне, с 1925 года хранится в Минералогическом музее имени А.Е.Ферсмана Российской Академии наук.
Интерес к изделиям фирмы Фаберже, возникавший еще во второй половине XIX столетия, не угас и в наше время. Разнообразные по жанру, стилю и материалу предметы, сделанные ее выдающимися мастерами, постоянно привлекают внимание музеев и коллекционеров и ценятся очень высоко. Ведется постоянный поиск вещей, оказавшихся вне поля зрения антикваров. Наряду с изделиями фирмы появляются и подделки, поэтому время от времени возникает дискуссия но поводу подлинности того или иного обнаруженного предмета. О таком случае и пойдет речь в этой публикации, а касается он неоконченного императорского пасхального яйца 1917 года фирмы Фаберже, которое Николай II предполагал преподнести императрице Александре Федоровне, хранящегося ныне в Минералогическом музее имени А.Е.Ферсмана Российской Академии наук.
Как свидетельствуют записи в инвентарной книге, изделие (в числе многих других) поступило в музей от А.К.Фаберже в 1925 году. Этому событию предшествовала долгая совместная работа А.К.Фаберже и директора музея А.Е.Ферсмана по описанию царских драгоценностей.
Описываемый экспонат поступил в музей в виде трех разрозненных фрагментов — постамента в виде облака из горного хрусталя и двух половинок синего стеклянного яйца, причем нижняя половинка его идеально входит в углубление в облаке. На верхней половинке — резные звезды, объединенные матовой гравировкой в созвездия, В двух-трех случаях сохранились алмазные «искры». В одном углублении был золотой каст. Знали ли сотрудники музея в 1925 году, что собой представляет это изделие, нам не известно. Академик А.Е.Ферсман не мог не знать, так как именно он был связан с А.К.Фаберже. Но сохранить этот экспонат в музее, объявив его императорским пасхальным яйцом 1917 гола, не представлялось возможным (даже неоконченное, его вполне могли изъять власти). Кроме того, в период бурного наступления атеизма никаких пасхальных яиц вообще не должно было быть. Даже хранящиеся в Оружейной палате Кремля императорские пасхальные яйца значились как модели Кремля, крейсера, поезда и т.п. Может быть, поэтому в инвентарную книгу музея яйцо было записано как «Синий стеклянный резной шар на подставке из хрусталя. Работа Фаберже 1910—1914 года». Показательна эта дата — 1910— 1914 годы: она явно уводила от Пасхи 1917 года. Императорские пасхальные яйца указанных в книге лет были хорошо известны. Так что ничто в записях музея не говорило об истинном значении этого экспоната. В инвентарной книге зафиксировано, что изделие поступило в музей в 1925 году, а записано в фонд — в 1928 году. Это обычная практика того времени, так как поступлений было очень много и сотрудники музея не успевали их обрабатывать.
Здесь надо напомнить о том, что изделия фирмы Фаберже (как и других дореволюционных частных мастерских) в советское время внутри страны не ценились. В 1961 году при очередном списании стеклянных экспонатов из коллекции поделочных и драгоценных камней (далее — ПДК) яйцо было ошибочно внесено в список для изъятия из фондов, так как по описанию оно числилось как «синий стеклянный шар». Акт был подписан сотрудниками музея Ю.Л.Орловым, М.Б.Чистяковой, М.А.Смирновой и утвержден тогдашним директором музея Г.П.Барсановым. Ошибка была замечена лишь только в 1989 году при инвентаризации изделий из горного хрусталя. В Акте № 72-СП-А от 1 декабря 1989 года отмечено: «...при сверке горного хрусталя в коллекции ПДК в фондах было обнаружено незаконченное (или разобранное) изделие фирмы Фаберже в виде облака из горного хрусталя, на котором расположен синий полый стеклянный шар (из двух половинок) с вырезанными созвездиями. Это изделие числилось в коллекции ПДК под № 2723 и в 1961 году было ошибочно списано как стекло. Изделие представляет историческую ценность и должно быть в фонде музея. При сверке в инвентарной книге сделана отметка об ошибочности списания и сделано исправление в Акте №4 от 22 сентября 1961 года». Этот Акт подписан сотрудниками М.А.Смирновой, М.Б.Чистяковой, Г.М.Павловой и утвержден директором музея АА.Годовиковым.
На Западе внимание к изделиям Фаберже не ослабевало и после ликвидации фирмы. Большое число уникальных предметов, в том числе и многие императорские пасхальные яйца, власти вывезли за границу и продали. Сведения же о последних императорских пасхальных подарках 1917 года были надолго потеряны. Главный художник фирмы Фаберже Ф.П.Бирбаум писал в 1919 году: «Яйца, заготовленные для Пасхи 1917 года, не были окончены, неизвестное мне лицо предлагало их окончить и продать ему их, фирма, однако, не приняла этого предложения» (Фаберже, Горыня и др., стр. 46). А в 1922 году он же сообщал Евгению Фаберже: «Если Вы помните, яйцо синего стекла, на котором было инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник. Яйцо поддерживалось амурами из серебра и облаками матового горного хрусталя. Если не ошибаюсь, внутри были часы с вращающимся циферблатом. Изготовление этого яйца было прервано войною. Готовы были амуры, облака, само яйцо с инкрустациями и пьедестал не был окончен. Куда это все подевалось, понятия не имею...» (T.Faberge, L.Proler, V.Skurlov, 1997, стр. 61).
Полвека назад был опубликован (A.Kenneth Snowmen. The Art of Carl Faberge, 1953, plate 355) эскиз этого яйца, хранившийся в архиве правнучки великого ювелира — Т.Ф.Фаберже. Сотрудникам Минералогического музея эта информация не была доступна. О существовании упомянутого эскиза, удивительно сходного с фрагментами подаренного А.К.Фаберже изделия, они узнали гораздо позже. Помог случай. В 2002 году коллекцией Фаберже Минералогического музея заинтересовались сотрудники Гохрана РФ. Посмотрев экспозицию, они ознакомились и с фондовым материалом. Увидев наш экспонат, искусствовед музея Гохрана России В.Ю.Волдаева предположила, что он — реальное воплощение эскиза императорского пасхального яйца 1917 года. По просьбе Минералогического музея имени А.Е.Ферсмана РАН в ФГУ «Государственный историческо-культурный музей-заповедник Московский Кремль» яйцо было изучено и атрибутировано старшим научным сотрудником, хранителем изделий русских ювелирных фирм Оружейной палаты Т.Н.Мунтян.
В ноябре 2002 года яйцо было представлено на обсуждение Реставрационному совету по прикладному искусству музея-заповедника «Московский Кремль», дабы определить возможность его реставрации. В заседании участвовали Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Е.Ю.Гагарина, научный руководитель Музеев Кремля А.К.Левыкин, главный эксперт В.П. Грецкий, хранитель коллекции русских ювелирных фирм Оружейной палаты Кремля Т.Н.Мунтян, заведующая сектором европейского художественного металла Г.А.Маркова, заведующий сектором оружия И.А.Комаров, заведующий сектором реставрации металла Ю.А.Осииов, ведущий научный сотрудник отдела драгоценных металлов Государственного исторического музея Г.Г.Смородинова, заведующая отделом исследования, консервации и реставрации музейного металла Государственного научно-исследовательского института реставрации М.С.Шемаханская, художник-реставратор высшей категории того же института В.В.Ветлужских, сотрудники Минералогического музея — главный хранитель М.Е.Генералов, старший научный сотрудник М.Б.Чистякова.
К предстоящим работам Совет отнесся очень ответственно. В подлинности представленного на обсуждение императорского пасхального яйца никто не усомнился. Именно поэтому просьба сотрудников Минералогического музея вставить в имеющиеся резные гнезда («звезды») бриллианты вызвала практически общий протест. М.С.Шемаханская, А.К.Левыкин, И.А.Комаров, Г.А.Смородинова высказали мнение, поддержанное большинством присутствовавших, о недопустимости вторжения в уникальный памятник работы фирмы Фаберже. Совет признал необходимым лишь соединить две половинки яйца и укрепить его на облаке в соответствии с опубликованным эскизом. Лаже эта работа была разрешена только дм лучшей сохранности фрагментов.
Публикации об этом пасхальном яйце появились в российской и зарубежной печати (Мунтян Т.Н. Фаберже. Пасхальные подарки. М., 2003, стр. 73; T.Muntian, M.Chistyakova. A symbol of disappearing Empire: The rediscovery of the Faberge constellation Easter egg // APOLLO, January, 2003). В 2003 году яйцо выставлялось в Звоннице Кремля, а в 2004 — в Hypo-Kunsthalle в Мюнхене.
На этом музейная история неоконченного императорского пасхального яйца 1917 года работы фирмы Фаберже пока заканчивается. Начинается история антикварная.
Надо сказать, что антиквары России, в отличие от минералогов и геологов, гораздо раньше узнали о существовании эскиза этого яйца. В 1999 году в газете «Совершенно секретно» (№ 4, стр. 24—25) в материале Т.Белоусовой появилась информация о существовании уже не эскиза, а реальных деталей этого яйца. В той же газете в 2005 году Т.Белоусова подтвердила эта информацию со ссылкой на эксперта Министерства культуры РФ, хранителя архива Фаберже, консультанта по Фаберже Русского отдела Аукционного дома «Кристи» В.В. Скурлова: «...яйцо «Созвездие цесаревича», точнее, его «раскуроченные» фрагменты — облака и синяя стеклянная сфера — отыскались, по словам Скурлова, в 1990-е годы в Москве у некоего доктора геолого-минералогических наук. Его отцу яйцо подарил Ферсман, о чем якобы свидетельствовала записка самого дарителя от 1922 года» («СС», № 7, 2005, стр. 29). Ни фамилии этого доктора, ни каких-либо других сведений о нем нет, ссылка па источник информации тоже отсутствует.
Примерно в 2002—2003 годах в среде антикваров появились слухи о том, что подобное яйцо находится в руках бывшего сотрудника Минералогического музея, но заинтересованные лица не могут его купить, так как владелец просит за него слишком много.
В 2002 году А.Н.Иванов в книге «Неизвестный Фаберже» (стр. 48) пишет: «В 1916 году... царь делает фирме Фаберже заказ на изготовление к пасхе 1917 года двух простых с виду пасхальных яиц... Фаберже решил изготовить одно из них со сложным механизмом часов, вмонтированным в шар, как бы парящий в облаках, а внутри другого — деревянного, должен быть сюрприз — механический слоник. Оба яйца сохранились до наших дней и находятся в частных коллекциях. Одно, с хрустальными облаками, недоделано. На постаменте из нефрита закреплены облака из матового горного хрусталя, вверху которых закреплен шар из синего стекла, в который вложен часовой механизм. Верхняя часть синего стекла усыпана алмазами и бриллиантами в виде созвездия, под которым, но всей вероятности, родился цесаревич Алексей. Отсутствуют серебряные амурчики. Это яйцо в идеальной сохранности и не требует реставрации. Сохранилась и небольшая записка с подписью академика Ферсмана, подтверждающего, что это недоделанное яйцо предназначалось царю и никакого художественного значения оно не имеет». Ни ссылки, ни даты, ни источника получения документа!
В «Антикварном обозрении», № 4 за 2004 год опубликована редакционная заметка «Возвращаясь к напечатанному». Здесь приводится текст письма Ферсмана, датированного 19 марта 1926 года. «Многоуважаемый Агафон Карлович. Я очень болен сейчас и свое обещание Вас принять сейчас не могу исполнить. Сергей Николаевич передал мне Ваше письмо относительно конфискованных Окружным уголовным розыском вещей в Вашей квартире на Мойке. Я должен огорчить Вас своим ответом: несколько вещей из Вашей квартиры переданы в музей камня, а часы из синего стекла с гравированным львом и золотым циферблатом (выделено редакцией «АО»), относительно которых Вы особенно беспокоитесь и коллекция бриллиантов были переданы в Фондовый отдел как предметы роскоши...» (ссылки на источник получения и этого документа отсутствуют). Непонятно, при чем в данном случае цитата, посвященная часам, если речь в заметке идет о пасхальном яйце?!
Можно ли поверить тому, что академик А.Е.Ферсман, якобы подаривший это яйцо в 1922 году мифическому доктору геолого-минералогических наук, в 1926 году, будучи физически больным, но психически совершенно здоровым, и зная при этом, что яйцо с 1925 года хранится в Минералогическом музее, директором которого он был, написал такое письмо? Как совместить три приведенные цитаты, должны объяснить авторы этих трех публикаций. И как совместить факты из письма Ф.П.Бирбаума Евгению Фаберже о том, что постамент и само яйцо не были закончены, с заявлением А.Н.Иванова (см. выше), что в изделии-де недостает только херувимов?
В 2004 году В.В.Скурлов помещает текст о яйце в Интернете на сайте «Русского Национального музея», а потом почти полностью повторяет его в «Антикварном обозрении» (2004 г., № 3, стр. 36). В следующем номере «Антикварного обозрения» от редакции публикуется заметка «Возвращаясь к напечатанному». В этих публикациях подвергается сомнениям «...ПРЕТЕНЗИЯ (выделено мной. — М.Ч.) на то, что «синий шар па облаке из горного хрусталя» поступил в музей в 1925 г. (что сделано протоколом от 1989 г.), и попытка выдать «шар» за «императорское пасхальное яйцо» («АО», № 4, стр. 64).
Позволю себе не согласиться с утверждениями и гипотезами уважаемого эксперта и редакции не менее уважаемого журнала (научный редактор — В.В.Скурлов, так что и этот текст мы вправе считать согласованным с ним) и привести свои аргументы.
1. «Агафон Карлович ничего не дарил музею. Дарственной или документа о купле-продаже у музея нет. Непонятно, почему элементы пасхального яйца 1917 года (яйцо или «шар»?) записаны как работа Фаберже 1910—1914 годов. Неясно на каком основании в 1989 году отменена запись в инвентарной книге, датируемая 1928 годом» («АО», 2004, № 3, стр. 36). Наш ответ смотрите выше.
2. «Агафон Фаберже бежал из Советской России 10 декабря 1927 года и не мог передавать свои вещи в 1928 году. Не мог передавать свои вещи Агафон и в 1925 году, так как с сентября 1924 по май 1925 года сидел в тюрьме ЧК по делу Гохрана» (там же, стр. 36). Из тюрьмы А.К.Фаберже был освобожден в мае 1925 года. До конца года оставалось еще семь месяцев. Из письма А.К.Фаберже от 15 октября 1925 года известно, что он искал встречи с А.Е.Ферсманом («Неизвестный Ферсман». 2003, стр. 150). Так что время на подобные контакты было.
3. «При ознакомлении с этим «яйцом» в 1994 году директор Русского Национального музея Александр Николаевич Иванов получил от Марианны Борисовны Чистяковой совсем другие сведения. Тогда это были детали от лампы и записи об этих деталях в журнале регистрации были другими» (там же, стр. 37). Комментировать трудно, можно лишь посоветовать автору внимательно изучить приведенную им же рядом с текстом копию выписки из музейной инвентарной книги. Музей был бы счастлив иметь в своем собрании лампу, сделанную фирмой Фаберже, но таковая в фонды музея, увы, не поступала.
4. «Сотрудники Минералогического музея не могут объяснить наличие в этих деталях следующих существенных особенностей: ...половинки яйца из синего стекла не имеют достаточных внутренних полостей для размещения в них часового механизма» (там же, стр. 37). По этому вопросу есть четкий ответ из Реставрационной мастерской Музеев Кремля. Во время реставрации яйца из Минералогического музея проверялась сохранность пасхальных яиц фирмы Фаберже из Оружейной палаты. Измерения показали, что часовой механизм из пасхального яйца 1899 года с лилиями по размеру идеально подошел бы яйцу из Минералогического музея. А вот как в замкнутое пространство яйца вставить лампочку такого размера, чтобы «лампа» из толстого темно-синего стекла горела, — это действительно вопрос!
5. В.В.Скурлов в «АО», №3 за 2004 год фотографию яйца из Минералогического музея подписал как «Композиция «Синий шар на облаках», хотя там совершенно очевидна форма яйца. А в подзаголовок статьи он вынес вопрос — «Яйцо или шар?». Однако символом Пасхи остается именно яйцо и ничто другое. Предположение, что Фаберже в пасхальном императорском подарке заменил символ возрождения Христа на шар, более чем смело. И ничем не обосновано.
Можно продолжать и далее, но смеем предположить, что и этого достаточно.
Марианна ЧИСТЯКОВА
Иллюстрация предоставлена автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 31 (октябрь 2005), стр.20