Каждая ид старейших признанных часовых марок по-своему зарабатывала репутацию. Некоторые получили своеобразное «крещение» довольно далеко от родины, что впоследствии явилось характерным атрибутом марку. Так, на Востоке синонимом высокого часового искусства стала Марка Bovet.
Часы марки Bovet коллекционировали британские и европейские монархи, а для членов императорских домов Японии и Китая эта марка вообще была единственной достойной внимания, поскольку она сочетала в себе не только высокое качество, но и исполнение шедевров живописи, эмальерного и ювелирного искусства.
В десятке первых известнейших мировых марок имя Bovet занимает седьмое место по времени возникновения, «обогнав» своим рождением Вашпе & Mercier (1830), Jaeger-le-Coultre (1833) и Patek Philippe (1839). Надо отметить, что эта марка до сих пор является одной из немногих независимых часовых марок.
История возникновения и развития компании ярка и динамична. Датой ее основания принято считать 1 мая 1822 года, когда в Лондоне — в то время часовой Мекке — был принят первый устав компании, ставшей од
ной из законодателей в мире часового искусства. Основателями ее были братья Бове, потомственные швейцарские часовые мастера из города Флёрье, куда позднее и было переведено их производство. В первые 15 лет существования компания Bovet произвела фурор в часовом мире, а к 40-й годовщине на производстве было занято уже более 150 человек, быстро развивались деловые связи, так что в ноябре 1840 года уставной капитал Bovet & С° составлял миллион франков — фантастическая по тем временам сумма. Мастерская во Флёрье надолго стала лидером среди швейцарских производителей, поставлявших свою продукцию императорским домам Японии и Китая. Широкую известность марка Bovet приобрела не только благодаря безупречному качеству и уникальной отделке всех моделей, но и за счет замечательной маркетинговой концепции продажи часов парами. Смысл нового подхода был в том, чтобы при обслуживании одних часов заменять их парными. Как правило, в такой паре часов зеркально одинаковые циферблаты. Эта особенность — традиционная практически для всех коллекционных серий марки.
В императорских домах Востока марка Bovet стала любимой маркой часов. Китайская серия Bovet, а именно — великолепные часы с отделкой перламутром и жемчугом, эксклюзивными миниатюрами на эмали, на Парижской международной выставке 1855 года завоевала золотую медаль. Гораздо позднее «китайского» периода своей истории компания Bovet стала специализироваться па изготовлении наручных хронографов, механизм для которых был изобретен в 1936 году. Другим новшеством Bovet стало применение в часах прозрачной задней крышки, позволяющей наблюдать работу искусно гравированного скелетного механизма.
Экономические и политические кризисы XX века не обошли стороной часовой мир, компания, как и большинство элитных производств, тоже до 1980-х годов пережила период застоя. А потом в моду вновь вошли качество, уникальность и эксклюзивность. Второй взлет компании пришелся на 1990-е годы, когда ее имя с новой силой зазвучало на мировом часовом рынке. Именно тогда, возрождая традиции, компания упорно стремилась занять одно из лидирующих мест среди старых эксклюзивных марок.
Основной ее задачей стало превращение классических карманных часов Bovet XIX века в наручные, при этом не просто стилизовать их «под старину», а создать особую форму, гармонично соединяющую достоинства тех и других. Так появился знаменитый дизайн Fleurier, который невозможно спутать ни с каким другим даже на ощупь, — совершенный круглый корпус, заводная головка, находящаяся над отметкой «12», крепление браслета над корпусом — в виде цепного кольца карманных, что отличает их среди множества даже самых необычных моделей. С того времени мир стал привыкать к новым особенностям «карманных» наручных часов старинной марки.
В серии Fleurier отразилась вся история Bovet — «карманные часы», головка с сапфиром, мосты механизма, украшенные выпуклой гравировкой и перламутровым циферблатом с миниатюрной живописью в стиле 1840-х годов. Как и у их предшественников, у часов Fleurier — винты из вороненой стали и змеевидные стрелки, тоже ставшие характерной особенностью марки. В одних часах этой серии соединились традиции качества и мастерства двух столетий часового искусства, что сегодня является олицетворением возрожденного имени. В 1997 году швейцарский журнал «Montres Passion» назвал серию часов Fleurier «Часами года», а итальянский журнал «Polso» присудил им приз за лучший корпус.
Сегодня 25—30 % часов марки Bovet — уникальные экземпляры и часто продаются парами, каждая модель — из белого и розового золота. По утверждениям представителей компании, практически все покупатели нар — коллекционеры, составляющие значительную долю ее клиентов.
Эксклюзивность марки Bovet нашла свою нишу. Учитывая то, что настоящие коллекционеры и простые любители часового искусства всегда ценили немассовое производство, компания стала ориентироваться именно на уникальность и не ошиблась.
Исключительная отделка корпуса, циферблата и механизма во всех моделях марки — не случайна и. является одним из канонов Bovet.
Ограниченные серии часов Bovet выполнены в уникальной миниатюрной технике гилъоширования (украшения узорами из пересекающихся линий) на циферблатах 18-каратного золота с перегородчатой эмалью. Эта старинная декоративная техника требует высокого мастерства. Весь процесс включает в себя около пятидесяти операций, в числе которых минимум дюжина обжигов. Подобным образом создаются все циферблаты Bovet с перегородчатой эмалью. При этом допускаются легкие, но характерные вариации на каждом этапе рабо ты для того, чтобы не допустить повторения двух одинаковых циферблатов. Вот почему каждое изделие — индивидуальное творение. Выпущенные в ограниченных сериях или даже по особым единичным заказам циферблаты Bovet с перегородчатой эмалью вставляются в корпуса модельного ряда Fleurier из 18-каратного белого или розового золота либо платины. Указанные корпуса часов, в свою очередь, содержат часовые механизмы haute horlogerie, полностью отделанные вручную.
Особой гордостью компании является то, что около 10% часов изготавливаются на заказ и по индивидуальному желанию клиента. Производство таких часов требует шесть—девять месяцев кропотливой работы.
В последние несколько лет объем годовой продукции Bovet возрос с 300 до 1500 часов, в будущем эта цифра может достичь максимум 2 тысяч часов в год. Однако ради сохранения качества марки, несмотря на большую заинтересованность коллекционеров и знатоков наследия Bovet, компания не склонна увеличивать производство. А значит, не будет преувеличением сказать, что для любого владельца модели часов Bovet каждый экземпляр — уникален!
Особенность марки — ее характерные циферблаты, украшенные миниатюрной живописью по эмали, перегородчатой эмалью, выемчатой эмалью, полупрозрачной эмалью и миниатюрной живописью но перламутру. Все это выполняют всего несколько высококвалифицированных мастеров. Например, ведущему специалисту Андре Мартинесу (он работает у Bovet со времени возрождения фирмы) требуется 250 часов, чтобы создать тончайшее изображение на перламутровом циферблате часов с высокоточным механизмом Prestige. При этом для отделки перламутровой поверхности используется сверхмощный микроскоп.
Механизмы часов Bovet декорируются выпуклой гравировкой с золотым обрамлением, примечательно, что во всей Швейцарии сегодня всего только 3—4 человека обучены этому старинному сложнейшему ремеслу.
Традиционное искусство престижного часового дела проявляется в стиле старинных часов Bovet с эмалевыми циферблатами.
Наиболее благородной формой этого искусства, несомненно, является живопись на эмали. Процесс создания живописной эмалевой миниатюры часов занимает около трех месяцев, при этом, надо заметить, малейшая ошибка может уничтожить весь труд.
Выемчатую эмаль используют для отделки гербов, а также в стилизованных геометрических рисунках в сочетании с гравировкой и полировкой по золоту.
Полупрозрачная окрашенная эмаль особенно эффектно выглядит при сплавлении с металлической поверхностью, которая была отделана гравировкой, резцом или гильошированием.Так называемый стиль flinque полупрозрачной окрашенной эмали, подвергнутой обжигу и машинной обработке, был разработан в Женеве для украшения часовых корпусов и циферблатов. Иногда в состав полупрозрачной эмали вводили маленькие золотые или серебряные лепестки, называемые pailions (блестки).
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 31 (октябрь 2005), стр.18