В самом названии этого издания. — «Книга хроник и историй с иллюстрациями с начала мира и до нашего времени» — отражено его содержание. Это историческое сочинение было издано на латинском языке В Нюрнберге В июне 1493 года. Печатником был выдающийся типограф Антон Ко6ергер.
В печатне, которую он открыл в Нюрнберге, не было равных в Европе: в ней работали более ста человек, и работа велась на 24 станках. Всего Кобергер напечатал более 200 изданий, но «Хроника» Шеделя занимает среди них особое место, став своеобразным шедевром печатника, самой прославленной немецкой книгой XV века, тираж которой установил рекорд своего времени — он превысил тысячу экземпляров, в то время как инкунабулы (печатные книги XV века) выпускались обычно тиражом 100—200—300 экземпляров. Столь велик был спрос на эту книгу. Написал ее нюрнбергский физик Гартман Шедель (1440—1514), в самой личности которого чувствуется размах эпохи Возрождения, когда физик был столь разносторонне образованным человеком, что смог написать лучший в ту эпоху трактат по истории, собрать одну из самых крупных частных библиотек своего времени, насчитывавшую более 300 рукописных и печатных книг. Если учесть, что цена некоторых рукописей достигала цены половины каменного городского дома, то ясно, что это требовало еще и огромных денежных затрат.
В тексте «Хроники» Шеделя видны заимствования из трудов античных авторов, итальянских гуманистов, кроме этого, некоторых современные ему события он описывает со слов очевидцев. Построена книга с учетом существовавшей тогда традиции рукописных и печатных исторических сочинений. Начинается она с краткого изложения сюжетов из Ветхого и Нового заветов, ее открывают гравюры большого формата с изображением «Семи дней творения». Затем автор отмечает главнейшие моменты античной истории, доведя повествование до важных европейских событий XV века, среди которых — изобретение книгопечатания, успехи краковских астрономов, путешествие адмирала Диего вдоль западного берега Африки, метеоритный дождь 1492 года. Нашло отражение в «Хронике» и гонение на евреев в 1492 году в Испании: их обвиняли в неурожае, чуме, исчезновении святынь из христианских храмов.
Оформлена же книга, как рукописные хроники, например, как рукопись «Всемирная хронология» из библиотеки бургундского герцога Филиппа Доброго, хранящаяся в РНБ (С.-Петербург), когда весь текст объединяет одно древо с отходящими от него медальонами с изображением знаменитых исторических персон — королей, пап, выдающихся ученых.
«Хроника» Гартмана Шеделя не только самая тиражная, но и самая богато иллюстрированная книга своего времени. Она насчитывает около 2000 иллюстраций — гравюр на дереве, хотя использовано всего 645 гравюрных досок: многие из них повторяются, в особенности портретные — так, для 198 портретов римских пап в книге использованы 28 ксилографических досок. Сделали эти гравюры нюрнбергский художник Михель Вольгемут (1434—1519) и его ученик и пасынок Вильгельм Плейденвурф. Впервые в истории книги имена их указаны в послесловии рядом с именем Антона Кобергера. В работе приняли участие и другие ученики Вольгемута, в частности, обучавшийся у него молодой Альбрехт Дюрер. До своего отъезда в Италию он работал над созданием гравюр «Хроники» Шеделя — так, ему приписывают гравюру «Пляски смерти». В этой книге появляются эсхатологические мотивы (они видны в гравюре «Страшный суд»), ощущение приближающегося конца века.
Особенно известны панорамные гравюры «Хроники» с изображением Иерусалима и городов Европы. Гравюры с видами немецких городов были сделаны с натуры, в них хорошо узнаваемы знаменитые готические соборы, дворцы, передана подлинная планировка. Так, на гравюре родного для художников Нюрнберга показана даже бумажная мельница, на которой была изготовлена бумага, пошедшая на печать и «Книги хроник». Эти поражающие своей достоверностью гравюры выполнены в ряде случаев очень репрезентативно, и занимают целый разворот книги. Учитывая то, что «Хроника» — книга большого размера — in-folio, эти гравюры вполне заслуживают того, чтобы восприниматься как отдельные гравюрные листы. Очень забавны гравюры, посвященные рассказам о различных монстрах и чудовищах, которые явно навеяны «Естественной историей» Плиния.
Контурные гравюры «Хроники» Шеделя как бы предназначены для раскраски, что предполагалось в инкунабулах. Такой превосходный образец раскрашенного от руки акварелью экземпляра — книга из коллекции графа Н.П.Румянцева, хранящаяся в РГБ. Ручная раскраска гравюр придающая этому экземпляру дополнительную ценность, поражает изысканностью и гармоничностью цветовых сочетаний.
В декабре того же 1493 года Антон Кобергер выпустил второе издание «Хроники», но уже в переводе на немецкий язык. Затем в 1496 году в Аугсбурге печатник Иоганн Шонспергер выпустил эту книгу в уменьшенном формате.
Для нее были сделаны копии с кобергеровского творения. Это издание было дважды повторено — на латинском и немецком языках.
«Книга хроник» Гартмана Шеделя чаще всего встречается в различных инкунабульных собраниях.
Так, в коллекции РГБ хранятся 32 экземпляра всех изданий XV века. В фондах ГМИИ им. А.С.Пушкина — только один инкунабул, нетрудно догадаться, что это «Хроника» Шеделя.
Татьяна ДОЛГОДРОВА
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Зарубежные старопечатные книги появились в России вместе с иностранцами, их привозили из-за границы мастера и специалисты, приезжавшие в Россию работать, богатые и образованные русские путешественники, наконец, это был традиционный объект коллекционирования для людей со вкусом и деньгами, начиная от библиотек дворянских усадеб до знаменитых на весь мир собраний графа Н.П.Румянцева, А.С.Норова и других. Таким образом, к началу XX века Россия обладала значительной коллекцией иностранных редкостей, в особенности этим отличался имперский Петербург. Настоящий «пир во время чумы» начался для собирателей после Октябрьского переворота 1917 года, когда конфискованные государством книги, и не только книги, из дворцов знати, разоренных поместий и городских домов наводнили рынок. С 1926 года, нанося непоправимый урон российским собраниям, начался отток иностранных раритетов за границу: был продан в Лондон Синайский кодекс (самая ранняя из дошедших до нас рукописей с библейским текстом), единственный в России экземпляр 42-строчной Библии И.Гутенберга — первой крупномасштабной печатной книги 1454—1456 годов, самой дорогой книги в мире. Была создана специальная фирма «Книжная лавка» по розыску и отправке за границу уникумов и редчайших книжных ценностей.
Ситуация резко изменилась после Второй мировой войны, когда в Советский Союз из Германии стали поступать так называемые «перемещенные культурные ценности». Оседая в фондах крупных и не очень крупных библиотек, иностранные старопечатные книги заполонили книжный рынок. Это было время, когда инкунабулы — первопечатные книги XV века — можно было купить в букинистических магазинах за 100 рублей. Книги с печатями немецких библиотек еще и сейчас иногда попадаются на прилавках антикварных магазинов: книжный рынок пополняют наследники библиофилов, часто не разделяющие увлечений своих родственников. Поэтому в антикварном магазине подчас можно обнаружить огромную редкость: если инкунабулы с книжного рынка России исчезли уже 20 лет тому назад, то палеотипы — книги первой половины XVI века — встречаются довольно часто. А ведь это тоже огромные книжные редкости, не зря их называли постинкунабулами. Появляются и прекрасно иллюстрированные гравюрами — на дереве или на меди — старопечатные книги: стоит лишь заглянуть в букинистический магазин, и вы их обнаружите. До сих пор в продаже бывают эльзевиры — книги, изданные прославленной голландской издательской фирмой. Маленького формата — 12°, с изящным шрифтом и обязательным гравированным титульным листом, книги эльзевиров, при этом сравнительно недорогие, — почти обязательный атрибут любой приличной российской частной библиотеки, ибо они до сих пор легко доступны.
Обладать иностранными старопечатными книгами — все равно, что завести у себя дома небольшой музей: их всегда отличает типографское мастерство, неизменный вкус в оформлении, а часто — и художественное совершенство, ведь над их созданием трудились самые прославленные художники минувших эпох.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №10 (11) октябрь 2003 стр. 30