Слово Раритет имеет очень конкретное значение. В контексте этого понятия следует рассматривать целый ряд антикварных предметов, которые, появившись в разное время, широко вошли в повседневную жизнь и художественную практику, создали целую область кустарно- промышленного производства, стали органичной частью материальной культуры и Видом национального искусства. Все это в полной мере относится к русским расписным лакированным подносам.
Считается, что понятие «раритет», то есть редкая и ценная вещь, в декоративно-прикладном искусстве связано исключительно с прославленным именем художника — автора этой вещи, ее возрастом, числом копий или тиражом, безупречным качеством исполнения и, наконец, ее сохранностью. В соответствии с этим, с пониманием относятся и к очень серьезным ценам на такой антиквариат. Часто высокая комиссионная или аукционная цена предмета прикладного искусства не только не вызывает сомнений, но даже свидетельствует в пользу его особых художественных достоинств. В их число включается в первую очередь европейско-российская известность автора вещи или мастера-исполнителя, стоимость материала и использование сложных дорогостоящих техник. Тем не менее, в отдельных случаях раритетом на антикварном рынке может считаться предмет вне зависимости от наличия авторства, материальной ценности исходного материала его изготовления или функционального назначения. Это понятие распространяется на антикварную вещь, если она относится к одному из известных видов прикладного искусства, обладает оригинальной художественной спецификой, под которой подразумевается, прежде всего, стилевая ясность в системе ее декоративного оформления. Предмету также необходимо иметь высокий для своего времени уровень мастерства и технико-технологических приемов исполнения и, наконец, обладать собственной эстетикой визуально-смыслового узнавания.
В культурную зону понятия «раритет» музейные специалисты, в отличие от обычных покупателей и любителей старины, включают целый ряд антикварных предметов, которые, появившись в разное время, широко вошли в повседневную жизнь и художественную практику, инициировали повсеместную моду и широкий спрос, создали целую область кустарного либо промышленного производства, стали органичной частью материальной культуры и видом национального искусства. Все это в полной мере относится и к предметам лаковой росписи на металле — к расписным лакированным подносам. Сегодня в антикварной торговле эти интереснейшие с художественной точки зрения предметы попадаются достаточно редко. Но даже в том случае, когда они присутствуют в продаже антикварных магазинов, и притом за вполне умеренную цену, внимания покупателей или современных коллекционеров эти вещи не удостаиваются. И дело тут не в снобизме состоятельного и искушенного в приобретении «стоящего» антиквариата частного лица, и не в высоком уровне его эстетических претензий, не позволяющих опускаться до покупки изделий декоративно-прикладного характера, а в элементарном незнании истинной художественной ценности этих предметов и их места в истории искусства и культуры собственной страны. В качестве «наглядного пособия» можно привести интересный прецедент продажи в 2000 году в одном из антикварных магазинов Санкт-Петербурга металлического подноса с супрематической живописью 1918 года известного мастера русского авангарда Ольги Владимировны Розановой (1886 —1918) за 1 200 долларов. Не нужно объяснять, что подобного рода вещь является не только полноценным раритетом, но еще и уникумом, обладающим большой художественной, исторической и музейной ценностью. Тем не менее, этот большой прямоугольный поднос с авторской подписью художницы долго и безнадежно пылился на полу в куче других старых подносов петербургского и московского производства. И только случайное обстоятельство способствовало его покупке в частную коллекцию и не позволило затеряться среди неликвидного антиквариата.
Другой актуальный пример на рынке антиквариата: длительное время в магазине «Акция» за 1 000 долларов продается нижнетагильское металлическое панно (dessus-de-porte) 1830—1840-х годов с сюжетной сценой. На нем в профессиональной манере станковой живописи изображен музыкальный вечер в интерьере гостиной богатой дамы. Высокий художественно-технический уровень исполнения и редкость подобного сюжета на металле, выполненного как живопись на холсте, делает десюдепорт предметом музейной значимости и подлинным раритетом. И если московские музеи не в состоянии приобрести такого рода вещь в свои фондовые коллекции, то приходится только сожалеть об отсутствии компетентного в прикладном искусстве коллекционера, чей интерьер не украсит редкое живописное произведение на металле первой половины XIX века. Есть в этом же магазине и другие металлические подносы с декоративной росписью, изготовленные в подмосковных «лакирных» мастерских в последней трети XIX века. Наиболее интересный из них —большой овальный поднос со сценкой свидания в парке, выполненный в «русском» стиле. Его персонажи напоминают о героях романа А.К.Толстого «Князь Серебряный», пробуждая в памяти исторические реминисценции времен Ивана Грозного. Стоимость этого подноса 625 долларов. Заслуживает внимания и прямоугольный поднос с редкой росписью на тему купеческого чаепития, его стоимость определена в 550 долларов. Колоритный сюжет росписи этого яркого и запоминающегося подноса аналогичен изображениям на лаковых шкатулках из папье-маше знаменитой луку- тинской фабрики. Безусловно, что подобного рода подносы были изначально ориентированы на многофункциональное использование в городских интерьерах, заменяя собой более дорогие комнатные украшения из чугуна, белого металла или бронзы. Два других подноса, изготовленных в оригинальной и сугубо русской технике «копчения под черепашку», производства братьев Сорокиных из д. Володино (район Гжели) стоят по 600 и 250 долларов — в зависимости от своих размеров и наличия растительного декора золотистого цвета. И совсем скромный маленький подносик «литарной» формы с трафаретной цветочной росписью по серебристому фону оценен в 250 долларов. На его обороте стоит редкое клеймо московского фабриканта И.А. Соколова. Но самый роскошный поднос с лаковой росписью, оцененный в 3 000 долларов, можно увидеть сегодня в продаже в «Александр Арт Галерее». Выполненный на заказ профессиональным художником на одной из фабрик В.О. Вишнякова в 1880-е годы, он поражает глаз великолепной живописью в виде букета цветов, написанного по изысканному фону цвета слоновой кости.
Сомневаться в художественной и коллекционной ценности или историко-культурном значении русской лаковой росписи на металле не приходится. Самые крупные столичные музеи, такие, как Государственный Исторический музей, Государственный Эрмитаж, Русский музей, Музей народного искусства, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, другие крупные музеи в разных регионах России и, прежде всего, на Урале (Екатеринбург и Нижний Тагил) хранят в своих фондах собрания русских художественных лаков на металле, в том числе и подносов.
Научный интерес к истории развития в России «лакирного дела», использовавшего в разных центрах художественного производства в качестве исходного материала под роспись и миниатюру дерево, папье-маше и железо, достаточно высокий. Ретроспективные выставки русских лаков в центральных музеях страны, статьи, каталоги и монографии таких ведущих специалистов, как В.А.Барадулин, И.Я.Богуславская, Б.В.Графов, Б.А.Коро- мыслов, И.Н.Уханова, И.А.Крапивина, Н.О.Крестовская и А.А.Гилодо, репрезентировали этот вид художественно-кустарной промышленности как уникальное явление русского прикладного искусства, имеющего давние и прочные традиции.
Замира МАЛАЕВА
Фото Игоря НАРИЖНОГО
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №10 (11) октябрь 2003 стр. 27