«Охота к перемене мест» в человеке заложена изначально. Еще на заре цивилизации любопытство и необходимость подвигали людей узнавать, исследовать и осваивать все новые и новые территории, расширять границы своего обитания.
В эпоху великих географических открытий ветер странствий увлекал путешественников в неизведанные страны: кого-то ради наживы, а кого- то ради осуществления заветной идеи — всепоглощающей жажды открытий, сделавший мир для человека бесконечно большим. Тяга к путешествиям была свойственна также и человеку Нового времени. Изучения, развлечения или отдыха ради он предпринимал ознакомительно-познавательные вояжи по цивилизованной Европе и экзотическому Востоку; путешествовал в одиночку или с друзьями, а зачастую и с целым семейством.
Однако любое, даже самое увлекательное путешествие может быть безнадежно испорчено, как известно, жаждой. И поэтому-то во все времена, независимо от целей и дальности путешествия, главной заботой отправлявшегося в путь было обеспечение себя в первую очередь питьевой водой. Этот поистине «источник жизни» грузили бочками в трюмы отправлявшихся в плавание морских судов; караваны верблюдов несли его в кожаных бурдюках через знойные пустыни; тяжело груженные флягами с водой лошади преодолевали лесные чащи и горные перевалы.
Драгоценную влагу каждый путешественник брал с собой в дорогу и в небольших емкостях. Эти дорожные сосуды были компактными, удобными в употреблении в походных условиях и приспособленными для ношения через плечо, крепления на поясе или же для того, чтобы их просто держали в кармане.
Различаются эти сосуды в зависимости от региональных
особенностей изготовления и материалов. Они могли быть из дерева и кожи, камня и металла, глины и фарфора. Делали их и из стекла — материала хрупкого, но не меняющего ни вкусовых, ни ароматических качеств содержимого. В них держали в дороге как питьевую воду, так и спиртные напитки, масла, соусы, а также чернила, парфюмерию, медикаменты и так далее. Для предохранения от ударов в пути их помещали в специальные чехлы и футляры: кожаные и деревянные, металлические и холщовые, плетенные из лозы и бересты или ювелирно связанные из мельчайшего бисера. В разных странах и в разные времена дорожные стеклянные сосуды варьировались по форме, размерам, цвету и назначению.
Так, начиная с античных времен в большом количестве выделывались стеклянные бутыли разных размеров и форм. Зачастую они были цилиндрическими, но могли быть и шаровидными, грушевидными или квадратными со стеклянными или деревянными пробками либо с металлическими колпачками. Например, во времена Римской империи были распространены дорожные плоские бутыли округлой тыквовидной формы с ушками — одной или двумя парами с каждой стороны. Через ушки пропускался ремень и легко перекидывался через плечо, что было удобно при ходьбе. Использовались такие фляги пилигримами для ношения питьевой воды во время паломничества к святым местам. Делались они как из глины, так же, конечно, и из стекла.
Фляги пилигрима были широко распространены во многих странах разных континентов. Например, в Нидерландах обнаружены подобные сосуды на ножках, относящиеся еще к III — IV векам. В Египте и Сирии их изготовляли в XIII—XIV веках и нередко — с роскошной золотой и эмалевой росписью. В XV столетии венецианцы — признанные мастера европейского стеклоделия — также изготовляли фляги пилигрима. При этом они могли быть украшены гравировкой или эмалевой росписью и являться дорогим подарком, например, свадебным.
В XVII—XVIII веках в центральной Европе — Германии, южных Нидерландах, Франции — широко использовались дорожные бутыли из простого зеленого стекла в форме все той же фляги пилигрима, но с кольцеобразным корпусом со сквозным отверстием в центре. Носили их тоже на плече на ремнях, пропущенных через ушки, назывались они «охотничьими флягами».
Помимо фляг пилигрима, еще в римские времена, а затем в Германии — с XVII, в Англии — с конца XVIII, а в Америке — с начала XIX века широкое распространение получили дорожные фляжки для одновременного хранения двух или более различных напитков: плоские, эллиптической формы — они состояли из соединенных изолированных секций с отдельными короткими горлышками, закрывавшимися пробками. Емкость фляжек, как правило, составляла одну пинту (приблизительно около 0,5 литра) или полпинты (0,25 литра) — в этом случае они назывались «карманными». Изготовляли их из толстого стекла и зачастую в целях сохранности помещали в кожаный или медный футляр.
На Руси, с ее восточнославянским населением, путник в дороге исстари пользовался обычно традиционными сосудами для хранения жидкостей. Это была гончарная утварь — крынки, фляги, а в северных районах — берестяные туеса: цилиндрические или в форме бутыли с плотно прилегающими крышками. В них долге сохраняли прохладу и не портились даже в жару ни студеная водица, ни терпкий квасок, ни мед, ни даже молоко. В XVI—XVIII веках для дорожных целей помимо бутылей и фляг использовали баклаги — небольшие плоские сосуды овальной формы из глины или из простого стекла природно-зеленого цвета с крышкой или пробкой. Баклажки в плетеных или кожаных чехлах можно было носить через плечо (вспомним фляги пилигрима) или на поясе: их подвешивали к нему или закладывали за его широкие матерчатые складки, где, как в своеобразном рюкзачке, носили множество других предметов — кисет с табачком, трубку, нож, краюху хлеба и даже оружие.
Широко распространенными дорожными сосудами на протяжении XVII—XIX веков были штоф (около 1,2 литра), полуштоф, четвертина и осьмушка. Форма такой тары в виде кирпичика с коротким горлышком оказалась чрезвычайно удобной как для укладки в штабеля при транспортировке больших партий «горячительных» напитков — водки и вина, так и для укладки в небольшой дорожный погребец.
Надо сказать, что погребец — дорожный сундучок для провизии и посуды — это удивительный пример человеческой изобретательности. Погребцы могли быть простыми — деревянными или плетеными из лозы или бересты в виде короба, могли быть в виде сундучка или ларца из ценных пород дереза, украшенного бронзовыми накладками, инкрустацией, росписью. Нередко они служили дорогим подарком, о чем свидетельствовали инициалы владельца в декоре предмета. В XVIII—XIX веках дорожный погребец становится характерным атрибутом всякого путешествия, особенно семейного, свидетельствуя о том, что русский барин не привык отказывать себе в удовольствиях в пути и любил путешествовать с комфортом. Русские погребцы — эти «неизбежные спутники всякого... помещика» — были самого разного назначения и модификаций. В одни укладывали продукты и посуду, другие предназначались «для чайного удовольствия», третьи — для письменных или туалетных принадлежностей и, наконец, четвертые — для всяческих напитков. Это могли быть и питьевая вода, и соусы, и вина, и другие крепкие напитки. А их на Руси употребляли великое разнообразие, как домашние заготовки — медовуху, квасы, брагу, так и разного рода покупные вина, привозные и отечественные — белые и красные, ликеры и коньяки.
В дополнение к погребцам в дорогу брали соответствующие стаканы. Например, очень удобны были наборы из нескольких стаканов мал мала меньше, компактных при укладке багажа. Они последовательно вкладывались один в другой и упаковывались в специальные футляры. В путешествии использовались и стаканы в бисерных чехлах-подстаканниках, широко распространенных в дворянском быту первой половины XIX века. Бисерный подстаканник выполнял как утилитарную функцию, так и декоративную.
Во-первых, он предохранял хрупкий стеклянный стакан от превратностей походного быта — от повреждений при случайных ударах и падениях; кроме того, благодаря подстаканнику стакан с горячим чаем легко можно было взять в руки, не опасаясь ожога. Что касается декоративной функции, то здесь стоит упомянуть, что бисерное рукоделие было модным и любимым времяпрепровождением русских дам дворянского сословия XVIII— XIX веков. И поэтому разнообразные изделия в бисерных чехлах — стаканы, кувшины, бутылочки, дорожные чернильницы и шкатулки, курительные трубки и кисеты и многие другие бисерные безделушки, храня тепло ручек «милых дам», вдали от дома согревали сердца и напоминали о домашнем тепле и уюте. При этом среди разнообразных изобразительных мотивов, украшавших подобные предметы, наибольшей популярностью пользовались цветочные букеты, в которых, например, роза означала любовь и расположение, а незабудка — долгую память. В целом подобный мотив расшифровывался как «незабвенная любовь». То есть бесчисленные бисерные вещицы, которые дарили на память друзьям и родным, были не только функциональными, но и являлись своеобразными «сувенирами чувств», что было в духе времени.
Со временем емкости для хранения напитков в пути постепенно переставали носить «эксклюзивный» характер, становясь массовыми изделиями. Например, на рубеже XIX—XX веков употреблялись питьевые наборы из штофа со стопочками, которые хранили в специальных футлярах. Распространены они были чрезвычайно широко и выпускались большими тиражами по заводским прейскурантам.
Таким образом, как видим, во все времена люди стремились обеспечить себя в путешествии запасами воды и других напитков, изобретая для этих целей разнообразные емкости, удобные в дороге.
Ольга ПОЛЯШОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 36 (апрель 2006), стр.80