В крестьянском быту украшали росписями многие предметы: сундуки, прялки, трепала, дуги, сани, детали ткацкого стана. Значительный интерес представляли росписи жилища, которые широко бытовали, например, на территории Русского Севера. Особенно им выделялись украшения интерьеров крестьянского дома, фасадные же росписи были распространены гораздо меньше и сохранились хуже.
Домовые росписи Русского Севера привлекли внимание знатоков и любителей народного искусства еще в середине XIX века. О них упоминали в своих публикациях Н.Д.Голицын, С.В.Максимов, Ф.П.Берг, Н.Я.Билибин, А.А.Бобринский.
Использование цвета в декоративном убранстве зданий — давняя традиция в русском зодчестве. Известна она еще со времен Киевской и Владимиро-Суздальской Руси, где так украшали храмы и дворцовые постройки, а значительное развитие получила она в XV—XVI веках в убранстве церквей, царских дворцов и домов знати Московского государства. Материалы лицевых рукописей и архивные источники позволяют предположить, что в ряде районов Русского Севера росписями украшали крестьянские жилища уже в XVIII веке. В XIX столетии росписи домов, фасадов и особенно интерьеров широко распространились по всему Северу. Исследования, проведенные автором в ряде экспедиций в Архангельскую и Вологодскую области для изучения русского народного искусства, личный опыт, собранные и изученные материалы позволяют утверждать, что в целом для домовых росписей Русского Севера характерно определенное системное единство мироощущения, содержания и формы.
Ряд черт интерьерных росписей во многом обусловлен исторически сложившейся архитектурой и всем обликом крестьянского жилища. Как правило, росписями украшали заборки, двери, голбцы, шкафы и шкафы-поставцы. Можно сказать, что в интерьере северной избы оформилась своя система распределения росписей, которыми украшали двери, деревянные филенчатые заборки, голбцы, припечные доски, воронцы, опечки, залавочники, судницы, вырубленные и простые шкафы. Зачастую одновременно раскрашивали столы, люльки, сундуки, создавая единую жкорацию, объединяющую все детали интерьера. Редко встречались росписи потолков и полов, единичны упоми- росписей стен.
Применяли сплошную однотонную окраску, поли- хромную раскраску по профилировкам и резьбе, с выделением цветовых полей, и собственно росписи орнаментального характера с использованием геометрических моти- вов. а также мотивов растений и животных. Изредка зетречается и жанровая роспись, часто — изображения льва и единорога, льва и коня, пары коней или пары львов по сторонам цветущего древа в виде букета в вазоне или гирлянды цветов с птичкой на вершине, и даже елочки. Языческие образы «древа жизни» и солнечных стражей — коня, льва, птицы, получившие к XIX веку обрядово-магический заклинательный характер, соединяются с символикой райского древа, с фольклорно-сказочной, лубочной стихией. Геральдический характер этих изображений отсылает нас к британскому гербу, известному в русском искусстве с XII века. Соединившись с древним мотивом предстояния, с XVI — XVII веков эта композиция становится излюбленной в русском народном искусстве.
Особенно популярен и даже традиционен образ льва. В интерьере избы львов и барсов помещали на входных лверях и дверях голбцев, на припечных досках-кониках, на дверцах шкафов, где хранились съестные припасы. В этом распределении чувствуется традиционное, почти не осознаваемое, но явственное ощущение охранительной функции этого образа. С характером льва ассоциируются такие черты, как сила, мужество и благородство, которые больше всего ценились в русском фольклоре. О популярности образа льва свидетельствует уже тот факт, что его изображение можно увидеть на изразцах, изделиях из металла, в узорах тканей, скульптуре. Исследователи подсчитали, что, например, на рельефах Владимиро-Суздальской архитектуры XII — XIII веков лев встречается 82 раза. Не избегали его и иконописцы. В XVI веке лев и единорог, стоящие друг против друга на задних лапах, часто появлялись на переплетах книг, выпущенных Московским печатным двором. Единорог в русском народном искусстве изображался в виде коня с рогом на лбу. В этой связи можно вспомнить изображение коня Александра Македонского в виде единорога, так как его конь Буцефал, по преданию, был необычайно силен. А вот изображение льва у мастера интерьерной росписи более походит на собаку: он добродушен и не страшен, его грива и кисточка хвоста превращаются мастерством художника в элементы растительного орнамента, органично вписывая зооморфный мотив в плоскостно-орнаментальный строй этих росписей.
Центром жилой избы была глинобитная печь — «святое» место, как бы сохраняющее древнее благоговейное отношение к огню. Именно около печи ставились «обереги» — припечные доски-коники, коники лавок у входа, выполненные в виде стилизованного скульптурного изображения головы коня или птицы. «Красный» угол расположен по диагонали от печи. Здесь стоял стол, накрытый столешником (столешник — скатерть в размер столешницы стола) браного ткачества, украшенным вышивкой и кружевом. На сходившихся в углу полках или в киотах размещались иконы. Полки-воронцы условно разделяли пространство избы на ряд функциональных зон: место хозяйки у устья печи — «бабий кут», рабочее место хозяина при входе и вышеупомянутый парадный «красный» угол.
Со второй половины XIX века «бабий кут» все чаще стали отделять от основного пространства избы переборкой, состоявшей из филенчатой заборки и встроенных в нее шкафов или шкафов-поставцов, часто двухсторонних. (Шкаф-поставец — небольшой посудный шкаф, стоящий на лавке). При входе в жилую избу устраивали полати — навес, на котором хранилась различная утварь и где иногда спали дети. В тех домах, где был высокий подклет (высокий нижний этаж), вход в него частенько устраивали из избы. В этом случае в подклет спускались через голбец — небольшой шкаф высотой 1,5 или 2 метра, примыкающий к печи, с дверцей и лестницей, ведущей вниз.
География распространения домовых росписей на Севере чрезвычайно широка. Особенно часто они встречались в районах, где были развиты традиции художественной росписи по дереву. Часто и росписи внутри дома представляли собой целостную цветовую декорацию. Украшал жилища обычно один мастер. Ансамбль цветового решения интерьера достигался тождеством технических приемов, общей колористической гаммой и единством трактовки орнаментальных мотивов.
Выбор конкретных орнаментальных композиций для каждого расписывавшегося предмета — двери, заборки шкафчика — был не случаен. Часто мастера сами изготавливали бытовую утварь и орудия труда, покрывая их затем росписью, а иногда расписывали вещи, сделанные другими крестьянскими ремесленниками. Повсеместно сельские художники работали не только у себя дома, но и ходили по деревням. Например, братья Таракановы из Малого Конева расписывали и дома, и прялки в Ке- нозере и его округе. Отец и сын Трухановы украшали сельские храмы и крестьянские избы деревень Вожегодского района Вологодской области. У росписей домов, выполнявшихся одними и теми же мастерами, были общие приемы и состав орнаментации, сходные колористические решения. Основа техники этих росписей — свободный живописный мазок, то плавный, то размашистый, с белильными оживками, переходами тона, с каллиграфически выведенными веточками, усиками и завитками. Мастера любили писать на зеленоватых, голубовато-зеленых, красноватых тонах. Яркая красочность, теплый колорит этих росписей как бы компенсировали недостаток солнечного освещения в крестьянском доме, в котором из-за довольно сурового климата были маленькие окна, сберегавшие тепло домашнего очага. Цветущий растительный орнамент в суровые продолжительные зимы напоминал о лете, а сказочный реализм зверей и птиц будил фантазию.
Интерьерные росписи крестьянского дома встречались в различных регионах: на севере европейской части России, в Поволжье, на Урале, в Сибири и Забайкалье. В то же время крестьянские росписи интерьера — это составная часть такого обширного явления, как крестьянские росписи мебели Норвегии, Швеции, Дании, Германии, Швейцарии и тд.
Многие исследователи считают, что появление росписей в интерьере крестьянского дома обусловлено влиянием города. Сегодня мы наблюдаем обратный процесс. Сравнительно немногочисленные сохранившиеся фрагменты этих росписей — шкафчики, филенки, панели и т.д. — стали объектом пристального внимания, прежде всего коллекционеров Европы. Их разыскивают, бережно реставрируют, помещают в современные интерьеры городского жилища. И оказалось, что они великолепно вписываются в самый современный, даже хайтековский интерьер. Сейчас русские народные интерьерные росписи привлекли внимание и российских дизайнеров. Предметы и фрагменты расписной мебели, изредка поступающие на антикварный рынок, находят свое место в самых модных и претендующих на оригинальность жилищах культовых персонажей бомонда и современной тусовки. На антикварном рынке таких предметов не очень много, но все же больше, нежели в Западной Европе, поэтому и попытки вывоза этих вещей из России не столь уж редки.
Татьяна ОШЕЙНИК
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 36 (апрель 2006), стр.60