Орнамент, ставший основой декоративного искусства, появился в глубокой древности. Развивался и менялся он вместе с временем. Каждая историческая эпоха приносила с собой особое устройство общества, человеческой жизни и как своеобразное оформление быта новые орнаментальные формы, мотивы, украшавшие предметы, окружавшие человека.
Кружево, как и любой вид декоративно-прикладного искусства, менялось со сменой исторических эпох. Каждый очередной век предъявлял свои пристрастия и вкусы, отражавшиеся в изделиях кружевниц. Недаром французы говорят: «Кружево — дитя моды». И кружево являло прекрасный образец модных орнаментов каждой эпохи.
Наступивший XX век поставил перед кружевницами России сложную задачу. Изысканный модерн должен был смениться чем-то совершенно новым, не имевшим исторических аналогов, поистине революционным.
Революция 1917 года в России явилась громадной политической встряской для всего общества и, естественно, оказала огромное влияние на все виды искусства — станковое, монументальное, декоративно-прикладное. В первые годы после смены власти возникла потребность распространения и пропаганды идей и лозунгов революции среди народа. Самые известные формы агитационного искусства — политический плакат, листовки, агитфарфор и ткани. Однако и кружево не оставалось в стороне; новые идеи, темы, формы влияли на него, оно менялось, преображалось.
Вначале искусство кружевоплетения отчасти находилось под влиянием художественного текстиля, живописи, даже плаката, так как мастера народных промыслов, принимая участие в крупных выставках, общались с художниками других видов искусства. Основной настрой политической, общественной и художественной жизни XX века вызывал необходимость создания новых образов, поиска новых выразительных приемов.
Это время оказалось сложным для русского кружевоплетения, как и для всего народного и декоративноприкладного искусства. Серьезные политические, экономические и идеологические перемены привели к изменению ряда направлений в народном творчестве, даже к исчезновению некоторых из них.
Вскоре после революции, в 1918 году, кружевницы начали объединяться в артели под руководством Артель-союза. Сначала в них использовали старые образцы, затем в 1920-е годы началась разработка новых видов узоров и изделий. Да и отношение к кружеву, как к таковому, меняется: поставлена цель сделать этот некогда дорогой вид текстильных украшений доступным для широких народных масс.
Несмотря на многие трудности, артельщицы нашли силы и возможности проводить выставки своих работ, принимать участие в конкурсах. Именно тогда появляются в кружевоплетении, как практически во всех областях искусства, новые темы. Кружевницы начали включать в рисунки изображения эмблем и лозунгов советской власти. В следующем десятилетии подобная тематика продолжала интенсивно развиваться и совершенствоваться.
Надо сказать, что немаловажное значение для кружевоплетения имело экспортирование изделий промыслов за рубеж, возобновившееся в 1925 году. Качество исполнения кружев в этом случае требовалось самое высокое. В иностранные государства шло в основном штучное кружево, предназначенное для украшения интерьера: портьеры, скатерти, салфетки и т.д. Как и в дореволюционные времена, они пользовались огромным спросом.
Естественно, произведения кружевниц — вологодских, елецких, рязанских артелей — шли и на внутренний рынок Советского Союза. Для отечественных потребителей выплеталось мерное кружево и штучные изделия. Среди более чем 500 видов узоров немалое место занимали новые рисунки: изображения звезды, серпа и молота, колосьев и снопов, конников и т.п.
В 1930-е годы перед художниками кружевных промыслов по-прежнему стояла задача разработки новых орнаментальных решений, соответствующих стилю и духу эпохи. Именно в это время (конец 1930-х годов) вологодские кружевницы впервые ввели в орнамент изображения тракторов, кораблей, самолетов и парашютов. Присущее только кружеву своеобразие исполнения мотивов — мелкие разработки, стилизация и точность рисунка, тонкость плетения — делали эти темы интересными, а сами изделия — оригинальными и необычными. Подобным образом орнаментировалось как мерное кружево (края, прошвы), так и штучное (абажуры, скатерти, занавесы, шарфы и т.д.).
Кстати, в это же время художники по кружеву впервые создают эскизы кружевных панно — изделий, имеющих не бытовое, а чисто декоративное назначение. Конечно ранее, почти на всем протяжении истории кружевоплетения, тоже были штучные кружева — вставки, шарфы, платки, веера, но все эти предметы носили утилитарный характер. И только в 30—40-е годы XX века изменилось эстетическое значение этого искусства и возникли декоративные изделия нового содержания — панно, предназначенные для украшения общественных и жилых помещений, экспонирования на выставках и в музеях. Чаще всего на таких плетеных картинах встречаются изображения Московского Кремля, героев революции и гражданской войны, сцены новой жизни страны, новая техника. То есть кружевные изделия несут идеологическую и пропагандистскую нагрузку.
Так, в 1940 году для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки творческая лаборатория Волкружевосоюза создала по эскизу художника Бора панно «Достижения земледелия и животноводства». Ныне сохранились лишь отдельные клейма с изображениями животных, птиц, растений. Впервые в кружевной технике исполнены образы совершенно определенных видов сельскохозяйственных растений и пород животных.
В 1948 году на выставке «Художественная промышленность и народные художественные ремесла» была отмечена работа А. Кораблёвой — занавес «Победа», посвященная победе СССР в войне 1941—1945 годов и ЗО-й годовщине Советской власти. В окружении богатой каймы, выполненной в традициях вологодского кружева, помещено изображение Ордена Победы.
Вот что по поводу выставки искусствовед С.Темерин написал в журнале «Искусство» (№ 6 за 1948 год): «...Художники-прикладники, художники-орнаменталисты — активные воспитатели художественного вкуса. Развитие советского орнаментального искусства протекало ... с не меньшим напряжением творческих сил, не меньшей борьбой, чем во всех других видах искусства. Здесь, как и в станковой живописи, скульптуре и графике, велась и ведется непримиримая борьба между новым и старым, прогрессивным и отжившим, созвучным нашей эпохе и чуждым».
Хотя, как мы теперь понимаем, в кружевных традициях не было ничего отжившего и чуждого. Просто при советской власти всегда и во всем стремились подчеркивать элементы борьбы: нового со старым, лучшего с худшим и т.п. — во всех сферах жизни и даже искусства, подчас далекого от политических пристрастий и советской идеологии. Однако сочетание новых и старых орнаментальных форм вышло на удивление гармоничным и естественным. Этого добились мастера, посвятившие свою жизнь кружевному промыслу.
В 1940—1950-х годах в тематике кружевных изделий отражались поистине судьбоносные события жизни страны: победа в Великой Отечественной войне, 30-я годовщина Советской власти, 800-летие Москвы и др. Мастера увлечены тематическими, архитектурными, сюжетными композициями. Пафосные сюжеты изобилуют крупными формами, сами изображения становятся менее условными, пышными, слишком детализированными. Такие чисто бытовые предметы, как скатерти и занавесы, исполняют роль декоративных панно. В кружевоплетении господствуют не свойственные ему ранее монументальность и натурализм рисунков, под стать тематике, которой работы посвящены.
В 1960-е годы подобная композиционная насыщенность сменяется более простыми, чаще геометрическими суховатыми рисунками.
И, наконец, в 1970-е годы все встает на свои места. К этому времени складывается стиль советского кружева.
Оно обновляется, мастерицы обращаются к более традиционным изобразительным мотивам и цветочным орнаментам. Тематические панно, прославляющие достижения нашего общества, естественно, продолжают выплетать, но кружевницы имеют возможность выбирать из большого разнообразия старых традиционных и новых форм.
Перед нами проходит более чем полувековой отрезок истории кружевоплетения. Интересен он тем, что на основе старинных традиций с использованием неизменных приемов плетения (их всего четыре элемента) создается совершенно новый советский орнамент.
Хотя в старинном кружеве довольно часто встречается изображение двуглавого орла как государственного символа (герба), но это единственное исключение. Что касается изображения людей, животных, архитектуры в старинных произведениях, то они не конкретны, обобщены и чисто декоративны.
Кружево советского периода в некоторых образцах, по сути, несет элементы агитплаката, это достигается в основном благодаря тематике и приемам решения. Так, излюбленным элементом тех лет являются колосья — отдельные и собранные в снопы. Золотой пшеничный колос можно уверенно назвать символом богатого урожая, а значит и благосостояния как отдельного хозяйства, так и государства в целом. Вспомним, что колосья обрамляли гербы Советского Союза и многих союзных республик. Конечно, в старинном русском кружеве тоже встречаются изображения колосьев, но только в советский период им придается особая смысловая нагрузка политического элемента. Благодаря чему простой природный мотив воспринимается зрителями как символ новой жизни.
Подчас кружевницы использовали изображения таких «непоэтичных» предметов как звезды, парашюты, техника. Но под волшебными руками мастериц они превращались в чудесный орнамент, сплетаясь в гирлянды, будто невиданные цветы и листья, плавно перетекая от одной формы к другой. Особенно хорошо это заметно в мерных кружевах или в окаймлении штучных изделий. В них можно уловить определенный ритм, и тогда кажется, будто это — сплетенная музыка, которая звучит для ценителей кружев.
Человеческие фигуры в изделиях советских кружевниц разные: от очень условных, как, например, фигура тракториста на елецкой салфетке (даже разработка трактора более подробна), до конкретных, имеющих портретное сходство. Заметим, что кружева с несколько наивными, словно детскими рисунками кораблей и самолетов могут быть по-особому трогательными и милыми.
Как мы видим, новые для своего времени изображения кружевницы исполняли в двух видах: многократно повторяющиеся, создающие раппортные рисунки (мерное кружево), и представленные в единственном числе в подобающем обрамлении, то есть штучные изделия (панно, салфетки, скатерти, предметы одежды).
Для достижения большей выразительности использовали разнообразные материалы — цветной и белый лен, хлопок, шелк, золотные нити. Введение в кружево металлических нитей особенно усиливает декоративность, делает их драгоценными благодаря сочетанию разных материалов. Кроме того, мастерицы умело сочетали в одной работе участки с узором различной плотности, что создавало эффектную игру фактур, определенную живописность кружева.
Иногда случалось, что законченная вещь в материале оказывалась интереснее изначально заданной темы. Так, например, произошло с работой кружевниц областного Союза кустарно-промысловых кружевных артелей (Вологда, 1945 год), выполнивших гербы СССР и всех союзных республик. Герб, как таковой, является символом, эмблемой государства. Но если его выполнить на высоком художественном уровне, то тогда он решает не только идеологическую, но и эстетическую задачу, становясь настоящим произведением искусства. В названном случае гербы сплетены из высококачественного золотистого шелка тончайшей техникой и предстают перед нами как изысканные произведения декоративного кружева.
Зачастую давние изделия хочется рассматривать как интересную картинку, содержащую информацию не только бытового характера, но и о мастерстве плетения, композиционных особенностях и достоинствах рисунка.
Все новые орнаментальные мотивы, о которых упоминалось выше, несущие идеологическую нагрузку, использовались в советском кружеве вплоть до 1980-х годов XX века. Конечно, от традиционных приемов плетения и мотивов мастерицы отказаться не могли, они просто добавили к ним образы из современной жизни. Привычные бытовые предметы переродились в декоративный орнамент, иногда их изображения довольно подробно разработаны, в других случаях обобщены. Но момент декоративности образа важен всегда.
В каждом десятилетии кружева имели свое «лицо» и, находясь в едином ключе, были все-таки разными. Автор позволит себе высказать личное мнение о том, что изделия кружевных промыслов 1930—1940-х годов наиболее интересные. К этому времени уже выработался определенный стиль, отвечавший традиции кружевоплетения, даже по политическому заказу. Произведения достаточно сдержанны и условны. Думаю, что здесь сыграло положительную роль присутствие на промыслах старых мастеров, прошедших дореволюционную школу кружевоплетения. Часто эскизы создавались очень известными в своей области художниками на высоком профессиональном уровне. Однако это не означает, что позднее в кружевоплетении работали недостаточно квалифицированные специалисты.
Конечно, на наше впечатление от произведения искусства влияет и время его создания. «Возраст» вещи почти всегда идет ей на пользу. Поэтому более ранние кружева, пусть даже украшенные тракторами и самолетами, окутаны для нас романтической дымкой времени и неповторимым ароматом старины. Кроме того, подобные вещи несут на себе отпечаток искренности своих создателей. Ведь несмотря на то, что темы рисунков «спускали сверху», многие люди верили тогда в советскую власть и ее идеалы, поэтому с подлинно творческим подъемом создавали необычный тематический и агитационный текстиль, и народ с удовольствием носил его.
Мысль включить в изящное кружево непривычные для него изображения в итоге дала положительный результат — появление необыкновенных, чудесных произведений. Конечно, при этом в изделиях сохранялись традиционные растительно-геометрические орнаментальные мотивы.
В настоящее время подобное кружево стало уже нашим культурным наследием. Обращаясь к нему, современные художники и кружевницы всегда могут найти что-то полезное для своего творчества, поучиться у старых мастеров кружевоплетения.
Кружево, как и другие виды декоративно-прикладного искусства, обладает самобытными чертами: легкостью, воздушностью и поэтичностью рисунка, богатством и многообразием орнаментов, что достигается уникальной ручной техникой исполнения, достаточно сложной. В традиционных российских кружевных центрах — Вологде, Ельце, Рязани, Вятке и других поныне создаются произведения высокого художественного уровня, известные и любимые в нашей стране и за рубежом. Рукотворность, декоративность присущих только кружеву рисунков является его несомненным художественным достоинством. Обычные бытовые предметы — одежда и ее детали, постельное и столовое белье, выполненные в технике ручного кружевоплетения, приобретают особую праздничность, даже торжественность в повседневной жизни.
Кружево в наши дни, как и несколько столетий назад, обладает особой притягательностью, независимо от того, какой рисунок на нем помещен. В этом заключается проявление мастерства кружевниц, вложивших в свои работы любовь к творчеству, высокий профессионализм и песню души.
Екатерина ЧЕЧЁТА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 36 (апрель 2006), стр.36