Тагильская лаковая роспись не относится к хорошо изученным отечественным промыслам. Лишь намечены основные этапы развития производства, выявлены некоторые имена хозяев мастерских, обнаружена в местных и столичных архивах информация, затрагивающая те или иные аспекты экономической истории промысла.
Особенности стиля художественной росписи исследователи изучают по произведениям, хранящимся в музеях страны. Изделий, относящихся к XVIII — первой половине XIX века, сохранилось немного. В музейных и частных коллекциях находится в основном продукция крупных мастерских рубежа XIX — XX веков: Перезоловых, Головановых, Наболиных. Именно они представляли лицо промысла на выставках различного уровня — от тагильских до всероссийских. Это обстоятельство и привлекло к ним внимание исследователей. Между тем историю уральской росписи по металлу создавали не только эти большие предприятия, игравшие первую роль в промысле, но и огромное число мелких. Вплоть до наших дней такие мастерские рассматривались как фон, как слабое окружение крупных производств. Настал момент определить их действительное значение не только в истории тагильской росписи, но и уральского прикладного искусства в целом.
Мелкие мастерские представляли собой семейные производства со строгим разделением труда. Как правило, мужчины ковали изделия, дети готовили краски, женщины расписывали уже подготовленные под роспись произведения. Иногда подобное заведение выполняло какую-то одну операцию: либо изготовляло изделия из металла, либо их окрашивало, закупая готовые вещи у других хозяев. Это не мешало ему участвовать в престижных выставках и получать награды за качество своей продукции. К таким заведениям относилась и мастерская И.И. Кайгородова.
Ей повезло гораздо больше, чем другим таким же мелким уральским мастерским. Она не исчезло в результате всех перипетий, выпавших на долю тагильского промысла, не затерялась среди множества других заведений. Информация об этой мастерской, ее продукции и участии в выставках, которая встречается на страницах каталогов и указателей, по сравнению со сведениями о других подобных производств, довольно значительна. Это обстоятельство тем более удивительно, что о таких крупных заведениях как, например, перезоловские или головановские, сведений не намного больше, хотя они своей продукцией блистали на всевозможных выставках и смотрах.
Сегодня известно о двух мастерских, хозяева которых носили фамилию Кайгородов. Упоминания о них можно встретить в каталогах и указателях выставок в Москве (1882), Екатеринбурге (1887), Петербурге (1902). В научной литературе сведения скупы и отрывочны. Современные уральские исследователи А.В. Дмитриев и А.С. Максяшин упоминают о мастерских Кайгородовых в своей известной книге, посвященной истории «лакирного дела» на Урале. В трудах других исследователей — И.Н.Ухановой, В.А.Барадулина, Б.В.Павловского, О.Н.Силоновой, Б.И.Коромыслова — мастерской посвящено лишь несколько строк.
Из письменных источников о предприятиях известно следующее. Как уже говорилось, существовали две мастерские Кайгородовых. Они принадлежали братьям — Ивану Ивановичу и Кириллу Ивановичу. Заведение Кирилла Ивановича упоминается в источниках раньше. Мастерская участвовала в выставках в Москве (1882) и в Екатеринбурге (1887). В каталоге Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки, которая проходила в Екатеринбурге, указано: «Подносы и рисунки. Ежегодно производит на 600 р. Сбыт в ярмарках». Вероятно, это и имели в виду А.В. Дмитриев и А.С. Максяшин, когда писали об участии кайгородовской мастерской в московской выставке 1882 года: «Кайгородовская экспозиция привлекала внимание не только сочной, жизнеутверждающей росписью подносов, но и оригинальными рисунками. Предприниматель, а в душе художник, Кирилл Иванович Кайгородов на досуге рисовал собственные или копировал чьи-либо понравившиеся композиции. Воспроизведенные затем на подносах по трафарету, расходились они в несметном количестве».
В истории тагильской лаковой росписи было много династий мастеров. Каждый из них поначалу сам участвовал в создании расписных подносов. Затем, в зависимости от успеха его деятельности, он мог стать хозяином мастерской, в которой были задействованы наемные рабочие. Каждая крупная тагильская мастерская прошла подобный путь развития: от мелкого домашнего заведения до большого частного предприятия с механическими приспособлениями для ускорения процесса производства. Во все периоды развития лаковой росписи, при наличии постоянной конкуренции, которая иногда становилась причиной серьезных конфликтов, мастерские имели крепкие связи во всех сферах их деятельности. Очевиднее всего они проявились в художественном плане (видны не только общность колористической гаммы, стилистическое сходство отдельных приемов, но и частое совпадение орнаментальных мотивов). Необходимо также учитывать родственные отношения. Несмотря на то, что мастерская И.И. Кайгородова по масштабам производства не могла соперничать с крупными заведениями, при рассмотрении ее истории важно помнить о художественной деятельности всех представителей этой фамилии.
Сегодня о мастерской Ивана Ивановича Кайгородова известно гораздо больше, чем о заведении Кирилла Ивановича. На выставке в Санкт-Петербурге в 1902 году продукция И.И. Кайгородова была удостоена серебряной медали, в Нижнем Тагиле в 1908 году он получил малую серебряную медаль «за подносы отменной выделки и рисунка». Мастерская находилась в Тагиле, на Высоковской улице (сейчас — Первомайская), в доме Косарева. Это была рядовая улица, на которой жили заводские рабочие. Она не имела ни транспортного, ни торгового значения. В заведении только окрашивали металлические изделия. Хозяин работал сам с двумя женщинами из числа домашних. Всю клепальную работу по изготовлению подносов и других предметов быта владелец мастерской поручал другим мастерам. Он выдавал им свой материал, который ежегодно покупал на 300 рублей. В этой домашней тагильской мастерской изготавливали «подносов и ведер на 700 р.». Известно, что в 1902 году на выставке в Петербурге, на которой И.И.Кайгородов удостоился серебряной медали, были выставлены: «поднос квадратный с золочеными узорами, цена 1 р. 20 коп., подносы с гравюрами: 16 вершков — с гравюрой на серебре за 80 коп., поднос с гравюрой на белилах за 80 коп., поднос с большой гравюрой на серебре — 80 коп., ведра с серебряными узорами, 1 р. 50 коп. за пару».
Из сказанного можно сделать ряд выводов. Стоимость подносов Ивана Кайгородова была значительно выше, чем стоимость подобных изделий Н.А. Перезолова и Л.П. Голованова (на той же выставке). Подносы последних стоили 55 копеек, выше были цены только на продукцию братьев Деевых — известных качеством своей продукции уральских мастеровых: 1 р. 88 коп. за 16-вершковый поднос. Следовательно, продукция Кайгородова отличалась очень высоким качеством. Цена могла увеличиться и за счет использования дорогостоящих материалов.
Заведение И.И. Кайгородова по товарообороту значительно уступало мастерской Н.А. Перезолова, у которого ежегодный доход равнялся 10 000 рублей, и не было, в отличие от него, постоянным участником всевозможных выставок. Документально зафиксировано участие И.И. Кайгородова в двух выставках — в Петербурге (1902) и в Нижнем Тагиле (1908). Мастерская только два раза появилась на широкой коммерческой и общественной арене. Судя по письменным источникам, время существования заведения ограничивается второй половиной XIX — началом XX века. Возможно, оно работало и значительно дольше, но не участвовало в выставках. Отсутствие в каталогах упоминании о нем можно объяснить снижением качества изделий в художественном плане и, как следствие, их неконкурентоспособностью на российском рынке. К тому времени подмосковные художники уже вытеснили уральцев на рынки приграничных территорий, конкурировать с ними могли только крупные мастерские.
Организационные аспекты и некоторые экономические вопросы истории мастерской Кайгородова в той или иной степени проясняются с помощью упомянутых каталогов и указателей. Но ряд принципиальных вопросов, касающихся художественного стиля мастерской, ее роли и места в истории тагильского промысла, можно разрешить только на основе анализа конкретных произведений.
Сегодня известны одиннадцать изделий, принадлежность которых мастерской И.И. Кайгородова не вызывает сомнений. Самая большая коллекция — в Пермском объединенном краеведческом музее. Там хранятся пять подносов И.И. Кайгородова. Особого упоминания заслуживают несколько железных заготовок, иллюстрирующих различные этапы создания подноса. Все произведения из Перми можно разделить на две группы: массовые, в которых главную роль играет трафарет (так называемая «расхожая» продукция), и более дорогие, для украшения которых использованы переводные картинки. К первым относятся несколько подносов круглой формы. Все они отличаются прекрасной сохранностью (некоторые недавно реставрированы), простым трафаретным орнаментом, сплошь заполняющим их лицевую поверхность (илл. 1). Клейма на оборотной стороне подтверждают принадлежность этой продукции мастерской И.И. Кайгородова. Кроме того, на одном из подносов сохранилась этикетка, на которой указано: «Верхотурский уезд Н. Тагильский зав. Троице-Александровской волости И.И. Кайгородова».
Один из ярких образцов подобных изделий — поднос значительных размеров, края которого украшены жемчужинком. В центре его расположен выполненный при помощи трафарета букет цветов, вокруг которого размещена гирлянда из цветов и листьев. Борт украшен изображениями плодов. Букет, гирлянда, плоды — все исполнено трафаретом. Он не отличается тонкостью рисунка, сложностью замысла и тем более усложненностью композиции. Изображения размещены строго по центру и по кругу, что подчеркивает форму подноса. Мастер старался заполнить орнаментальными украшениями всю поверхность изделия (это именно та «боязнь пустого пространства», которая свойственна произведениям народного искусства). Поднос имеет клеймо, изображающее две стороны медали. На одной из них надпись: «За трудолюбие и искусство от министе», на другой — «Николай II император и самодержецъ всеросс». Кроме этих двух надписей есть еще одна:«1907 — 1908 года. 1902. Всеросс Выставка С. Петербургъ— И. И. Кайгородовъ Въ Н. Тагилъ».
Помимо массовых изделий, как уже говорилось, мастерская изготовляла более дорогие подносы. Из тех, что хранятся в Пермском музее, к их числу следует отнести только один — прямоугольный, значительных размеров, с краями усложненной формы (илл. 2). На зеркале представлена переводная картинка, сюжет которой, из-за ее плохой сохранности, почти не прочитывается. Желтая полоса отделяет изображение от трафаретного орнамента, расположенного в углах подноса и на свободном пространстве между краями и картинкой. Рисунок трафарета более сложный, тонкий и проработанный, чем на массовых подносах. Изображения подцвечены желтой и зеленой красками. Переход от зеркала подноса к борту подчеркнут тремя желтыми полосами. В подобных подносах искусство переходило из области росписи в область создания трафарета и его размещения на плоскости изделия. Поэтому на кайгородовских подносах большую роль играют композиция орнамента и богатство трафаретного узора, придающего изделиям яркую репрезентативность. Надо сказать, что во многих кайгородовских подносах заметно стремление мастера поразить потенциального покупателя роскошью внешнего облика изделия, добротностью и качеством его отделки. В продукции И.И. Кайгородова исключительное значение приобрела технология создания подносов, внимание к материалам, из которых они создавались, ремесленное мастерство. Вероятнее всего, рецепт лака у И.И.Кайгородова тоже был свой. Кроме того, контрастные сочетания цветов, уравновешенные композиционные построения и большие размеры подносов свидетельствуют о том, что мастера учитывали их декоративное назначение и связь с плоскостью стены.
Наряду с этими изделиями в коллекции Пермского музея хранится группа железных вещей, иллюстрирующая различные этапы создания формы подноса: от простого жестяного листа до изделия, полностью готового к росписи. На некоторых из этих заготовок есть клеймо И.И.Кайгородова (илл. 3), что лишний раз подчеркивает стремление хозяев заведений сохранить среди покупателей свою высокую репутацию.
Изделия мастерской И.И.Кайгородова находятся и в собрании нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Все они в прекрасном состоянии. Два из них экспонируются в филиале музея — в так называемом «Доме Худояровых», один хранится в фондах. Эти изделия могут дополнить представление о дорогостоящих подносах кайгородовского заведетния, так как относятся именно к этой группе. Типичный в данном случае — поднос под названием «Важная тайна» (илл. 5), созданный в начале XX века. В его украшении использована переводная картинка, на которой изображены два беседующих на фоне пейзажа крестьянских мальчика. Внизу, в золотой рамке, отделяющей картинку от зеленого поля подноса, прочитываются надпись, поясняющая сюжет переводного изображения, и название журнала, из которого оно заимствовано. Кажется, что картинка случайно оказалась на зеркале подноса, так как она закрыла собой большую часть двух трафаретных растительных узоров (на этом подносе использован тот же трафарет, что и на изделии из пермского музея). Вероятнее всего, это было сделано в угоду моде или для повышения цены изделия за счет большей его «нагрузки» декоративными украшениями. А, может быть, и для того, и для другого. Остальное поле подноса украшено зеленым узором, имитирующим малахит. Зеркало отделено от бортика красной и желтой линиями. Борт также украшен трафаретным орнаментом в виде завитков и точек.
В музее-заповеднике хранится подобный этому поднос иод названием «Беззаботное детство» (илл. 4), датируемый началом XX века. Отличает эти произведения только форма (в первом случае — овальная, во втором — прямоугольная). Украшения подносов аналогичны. На переводной картинке, отделенной от узора «под малахит» желтой полосой, представлены играющие дети. Как и на многих изделиях Кайгородова, основными материалами и средствами украшения здесь были трафарет, поталь, масло, лак. На оборотной стороне подноса — клеймо мастерской Кайгородова.
Отметим, что эти предметы были изготовлены в расчете на состоятельного покупателя. Вряд ли их использовали в хозяйстве, они играли роль украшающих интерьер живописных картин. Вероятно, за такие подносы (то есть изделия, которые мы включили во вторую группу — дорогостоящих), которые отличаются качеством материалов, высоким художественным и техническим уровнем исполнения, И.И. Кайгородов и получал медали на выставках.
Кроме этих двух подносов в фондах музея хранится еще одно изделие, которое уверенно можно отнести к мастерской И. И. Кайгородова, хотя оно и не имеет соответствующего клейма. В музее оно обозначено как изделие неизвестной тагильской мастерской XIX века. Оно несет в себе все характерные черты кайгородовской продукции, по форме аналогично другим подносам из тагильского музея, по принципу декорирования — повторяет изделие из Перми. В украшении использована переводная картинка под названием «Отражение кимвров», которая расположена на зеленом фоне. По углам и в пространстве между ручками и картинкой — трафаретный растительный узор.
Поднос мастерской И. И. Кайгородова есть и в коллекции Государственного Исторического музея.
Как мы уже говорили, она изготавливала не только подносы, но и ведра Одно из них находится в собрании Государственного Русского музея, куда поступило из Кустарного музея Промкооперации в 1939 году. Это произведение стандартной формы, которая позднее станет самой распространенной в изделиях артелей «Пролетарий» и «Металлист». Украшено ведро трафаретным орнаментом на черном фоне, подобно ковру покрывающим всю его поверхность. По краям ведра нанесен растительный орнамент из цветов, который подчеркивает его форму. На основном поле — гирлянды, заполняющие собой всю поверхность изделия. Ручка — литая, фигурная (их обычно специально заказывали кузнецам). Изнутри ведро покрыто полудой. На дне — клеймо И.И. Кайгородова с медалью за выставку 1902 года. Изделие датируется приблизительно 1910 годом.
Несмотря на то, что это — один из самых распространенных видов кайгородовской продукции со всеми присущими ей особенностями, нельзя исключить вероятности, что изготавливали ведра и более высокого качества, декоративное оформление которых было усложнено, например, использованием более дорогостоящих материалов и богатых трафаретных рисунков или фоном «под малахит». Все виды продукции мастерской И.И. Кайгородова можно условно разделить на расхожие и дорогостоящие (этой «двойственностью» обладали не только подносы). Но это изделие предназначено исключительно для хозяйственных нужд небогатого тагильского обывателя. Кроме того, артель «Металлист», во многом ставшая преемницей частных мастерских, выпускала ведра очень хорошего качества. Виды ее продукции и стиль ее художественного оформления возникли не на пустом месте, их предшественниками были образцы частных заведений, среди которых, скорее всего, и мастерская И.И. Кайгородова.
Ассортимент ее изделий вряд ли был таким же широким, как, например, ассортимент заведения Никиты Перезолова. Эти мастерские отличались прежде всего выставочной продукцией, в то время как расхожие подносы этих заведений имели немного отличий, чему есть несколько объяснении. Первое — «средняя» продукция чаще использовалась по своему прямому назначению, а именно — для подношения чего-либо (напитков, документов и проч.), поэтому украшение в этих изделиях не играло такой значительной роли, как в больших подносах — панно. В последних же, являющихся, по сути, картонами на металле, главной была не «служебная» функция подноса, а его роспись или трафаретный орнамент. Каждый хозяин стремился сделать свою выставочную продукцию отличной от изделий других мастерских. Конкуренция в тагильском промысле всегда имела большое значение. Она была неизменным стимулом для повышения художественного и технического уровня изделий, что в конечном итоге проявлялось в общем развитии искусства уральской росписи.
Второе объяснение состоит в том, что выставочная продукция весьма часто должна была выполнять рекламные функции, была своеобразной вывеской мастерской. Это обстоятельство подтверждается визуальным подобием изображений фруктов и сходными композиционными принципами, проявившимися на вывесках продуктовых лавок конца XIX — начала XX века и на «расхожих» уральских подносах Для примера можно указать на вывеску фруктовой лавки, хранящуюся в Русском музее, на которой в верхней часта — ваза с яблоками и виноградом, а в нижней — несколько буханок хлеба. Эти произведения сближает не случайное сходство технических приемов (не исключено, что одни и те же мастера создавали вывески и расписывали подносы), а сознательное следование одной художественной системе, творчество, основа которого в научной литературе называется «художественный примитив». Вывеска была одним из самых ярких его проявлений, а в тагильской росписи по металлу примитив играл заметную роль. Каждое заведение должно было иметь собственное лицо, чтобы повысить интерес покупателей к своей продукции. Выставочные изделия были яркими, запоминающимися.
И, наконец, третье объяснение. Дорогостоящие подносы изготавливались в расчете на определенного покупателя, не принадлежавшего к рядовому населению тагильского завода. Такой покупатель предъявлял высокие требования к качеству продукции. Кроме того, желание определенного круга уральцев иметь в своем доме произведения, по своему художественному уровню почта не уступавшие столичным, было подкреплено значительными финансовыми средствами. Это обеспечивало постоянный и активный сбыт подносов мастерской И.И. Кайгородова. Надо заметить, что уральские мастера хорошо ориентировались в экономической ситуации, сложившейся на Урале во второй половине XIX — начале XX века. И прекрасно «знали в лицо» своего покупателя.
Время, когда мастерская прекратила свое существование, точно пока не установлено. Да и вряд ли можно установить точные хронологические границы функционирования заведения — клейма и информация из каталогов фиксируют, как нам кажется, только время расцвета кайгородовской мастерской, период ее достижений.
Необходимо принять во внимание и другой аспект. На наш взгляд, установление точных хронологических границ, определяющих время существования мастерской (если эго возможно), будет носить вспомогательный характер, имеющий прикладной научно-статистический интерес. Важно выяснить особенности экономической и культурной ситуации, обусловившие появление и расцвет мастерской, и выявить те причины, которые воспрепятствовали активному продолжению ее деятельности. Эго будет более целесообразно при определении значения заведения для истории искусства Урала, чем напряженный поиск информации, касающейся года прекращения семейного производства И.И. Кайгородова.
Вероятно, оно повторило судьбу многих тагильских мастерских в первой половине XX века. Оживление коммерческой деятельности в период НЭПа сменилось полным исчезновением частных заведений под давлением государственной политики. Не последнюю роль сыграла и конкуренция со стороны артелей «Пролетарий» и «Красная заря», поддерживаемых местными большевистскими властями. Частным заведениям не напьюсь места в Советской России. Кроме того, могла быть и другая причина исчезновения мастерской — поглощение ее каким-либо крупным предприятием. В этом случае «верхняя граница» существования мастерской становится еще более расплывчатой.
В заключение несколько обобщающих выводов. Как уже говорилось, мастерская И.И. Кайгородова играла не первую роль в тагильском промысле. Она была одной из ведущих лишь среди мастерских «второго уровня». Однако это ни в коем случае не умаляет ее значения. Цели и задачи мастерской были несколько иными, чем у крупных заведений. Существуя достаточно долго, она сумела выработать свой стиль, сориентироваться в экономических условиях времени и завоевать крепкие позиции. К характерным особенностям продукции мастерской относятся: преобладание трафарета и переводной картинки над росписью; удивительно разнообразный, богатый трафаретный рисунок; значительные размеры подносов; повышенное внимание к качеству продукции; наличие характерных цветовых сочетаний (одни из наиболее часто встречающихся — зеленого и красного, желтого и зеленого цветов); излюбленные композиции трафаретного орнамента; четкое разделение расхожей и дорогостоящей продукции, как по цене, так и по качеству.
Тагильский подносный промысел можно сравнить с огромным раскидистым деревом Ствол его образовали крупные мастерские, которые были опорой промысла, его стержнем Корнями этого дерева можно считать традиции крестьянской росписи, почвой — социально-экономические условия уральского горнозаводского округа. Ветви же — это небольшие заведения (например, И.И. и К.И. Кайгородовых, Т.В. Щербинина, Я.С. Волченкова, А.А. Гилева и др.). Они создавали его перспективность, активно участвуя в распространении тагильского подноса. Немалая заслуга принадлежит этим мастерским и в развитии художественной системы промысла, в ее постоянном и плодотворном взаимодействии с внешним миром Пусть они в значительной степени зависели от сезонных изменений, быстро расцветали и так же быстро погибали, но тем не менее без них невозможно представить промысел и его историю. Без этих мастерских история уральского подноса обеднела бы. стала бы однобокой и бесцветной.
Несмотря на то что история мелких тагильских мастерских пока привлекает к себе незаслуженно мало внимания исследователей, эго одна из ярких страниц уральского искусства. Она еще таит в себе множество открытий и неожиданностей.
Глеб ПУДОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 56 (апрель 2008), стр.120