Среди предметов старообрядческого медного литья особое место занимает небольшой двустворчатый складень «Дeucyc. Избранные святые», отлитый по модели, выполненной Егором Ивановичем Закаткиным, талантливым московским мастером-резчиком купцов Гучковых.
Говоря о старообрядческом медном литье, нельзя не упомянуть сравнительно небольшой по размерам и замечательный по исполнению двустворчатый складень «Деисус. Избранные святые», известный в среде собирателей меднолитой пластики как «закаткинский».
Существует сравнительно небольшое число основных типов меднолитых двустворчатых складней XVIII—XX веков (илл. 1), но «закаткинский» складень по иконографии, композиции, стилистическим особенностям, своей особенной пластике и уровню исполнения выделяется особо.
Среди коллекционеров медного литья распространено мнение, что композиция этого складня сложилась на основе трехстворчатого складня «Деисус с предстоящими», более известного под названием «Девятка» и, таким образом, «закаткинский» складень не что иное, как переработанный вариант этого известного образца (илл. 1в).
Действительно, на правой створке «закаткинского» складня изображен «Деисус», но подбор святых на левой створке складня необычен и, видимо, не случаен. Мы вряд ли сможем достоверно установить, чем обусловлен именно такой состав. Может быть, складень был сделан ко дню апостолов Петра и Павла (12,13 июля — по новому стилю, 29 июня — по старому) или предназначался для человека с таким именем, а может быть, был выполнен в соответствии с пожеланием заказчика. Помимо того, что апостол Петр символизирует начало православия, он еще почитается и как покровитель торговли. Возможно, и этим обусловлено появление его изображения на створке складня.
Особенно отличает этот складень наличие развернутой отлитой надписи в 6 строк на обороте правой створы, благодаря которой мы знаем и время создания, и имя мастера-резчика — Егора Ивановича Закаткина, и то, что он принадлежал купцам Гучковым — «ciя икона вы//ризана зти лета//месеца iюня мас//теръ егор ива//новъ закаткинъ/купцовъ гучковыхъ».
«Закаткинский» складень — уникальное явление в русском медном художественном литье, его появление стало возможным благодаря двум важным обстоятельствам — таланту мастера-резчика Егора Закаткина и покровительству со стороны купцов Гучковых, которые заметили и поддержали его в непростое для старообрядцев время.
В старообрядческой среде хорошо знали Гучковых — владельцев крупной ткацкой фабрики в Москве, попечителей Преображенской общины. Династия известных московских фабрикантов Гучковых началась с Федора Алексеевича Гучкова (1768 — 1856), крестьянина Малоярославецкого уезда Калужской губернии. В 1770-х годах его, еще мальчика, привезли в Москву и отдали в обучение ткацкому и красильному делу. В начале 1790-х годов он открыл свою ткацкую мастерскую с пятью станами. Товары из мастерской Федора Гучкова выходили оригинальные, качественные и недорогие. Благодаря этому его платки и шали попали в известный магазин модных товаров К.И. Майкова. Тучковские изделия были очень популярны, нередко покупатели, делая заказы, платили деньги вперед. К 1825 году капитал Гучкова исчислялся миллионами. Состарившись, Федор Гучков передал управление производством сыновьям, Ефиму и Ивану. Оба были настолько талантливыми, что их удостоили звания мануфактур-советников, которое давалось крупным промышленникам только за особые заслуги. К середине 1840-х годов фабрика Гучкова стала одним из передовых предприятий в Московской губернии.
Неслучайно в атласе промышленности А.Самойлова за 1845 год она была названа «знаменитейшей в России». Образцово-показательное предприятие часто посещали сановники, Великий князь Константин Николаевич, царские министры, иностранные делегации. К тому времени на фабрике работали до тысячи человек. Именно при ней и трудился резчиком Егор Закаткин и даже заведовал «харчевым амбаром». Известно также, что в середине 50-х годов XIX века при фабрике была отдельная мастерская резчиков, где, по-видимому, изготавливались медные валы, необходимые для печатных машин на ткацкой фабрике (Молчанова, 2001). В 1898 году производство было закрыто, следующие же поколения Гучковых дали стране политических и общественных деятелей.
Мастер Егор Закаткин оставил значительное по своему художественному значению, уровню исполнения и разнообразию используемых материалов художественное наследие: деревянный резной крест — в собрании Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии, резные костяные праздничные иконы и другие. К их числу, несомненно, принадлежит и меднолитой складень 1842 года, который не раз привлекал внимание исследователей медного литья. Так, в одном из первых упоминаний о складне, в работе B.Н. Перетца (1933), он назван в числе других подписных и датированных предметов древнерусского медного литья; говорится о нем и в статье М.М. Красилина (1993), посвященной памятникам медного литья в старообрядческих об щинах Латвии; ему посвящена отдельная статья О.В. Молчановой (2001). Не обойден этот предмет вниманием и Е.Я. Зотовой в труде, посвященном медному художественному литью XVIII—XX веков старообрядческих мастерких Москвы (2003).
До наших дней дошло сравнительно большое число отливок этого складня: есть они в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Тверского Государственного объединенного музея и в частных коллекциях, однако предметы с хорошо отлитой надписью, проработанными деталями и незатертым рельефом встречаются нечасто и являются украшением любой коллекции медного литья.
Надо сказать, что нам он известен только по отливкам на основе медных сплавов, модель же его была, по-видимому, выполнена в дереве или кости, а потом воспроизведена в металле. Сегодня существует несколько разновидностей этого складня, получившихся в процессе переливок и правок исходного варианта, происходивших на протяжении почти 60 лег. Вот о них-то мы и хотели бы рассказать подробнее.
Наиболее близким к исходному варианту, если не самым ранним, можно считать складень, представленный на иллюстрации 2, — с замочком на свободных краях створок, несущими шип на одной створке и углубление на другой соответственно, размеры которого составляют: 39(37,5)х86(82)х10 мм (частное собрание, Москва).
На оборотной стороне левой створки складня изображен Голгофский крест и даны следующие надписи: «црь славы/iс хс//снъ бжiй//га», а на обороте правой створы развернутая надпись в 6 строк: «сiя икона вы//ризана зти лета//месеца iюня мас//теръ егор ива//новъ закаткинъ//купцовъ гучковыхъ».
На лицевой стороне правой створы — композиция «Деисус», которая по своему решению отличается от той, что на трехстворчатом складне «Деисус с предстоящими» («Девятка») (илл. 1в). Надписи: «МР OY», «IС ХС//ГДЬ ВСЪ//ДЕР ЖИТЕ//ЛЬ» «СТ [IOАН] КРЕ», надпись на свитке Богоматери: «ВЛ//АДЬ//IКО//МНО//I"[А]М», на свитке Предтечи: «ПОК//АИТЕ//САП//РИБ//Л...», текст на раскрытом Евангелии: «ПРI//ИДИ//ТЕ[К]//ОМ//Н[И]/ВСИ». Надписи выполнены аккуратно.
На лицевой стороне левой створки изображены предстоящие святитель Никола Чудотворец, апостол Петр и Ангел-хранитель, о чем свидетельствуют рельефные надписи в верхней части створки: «С НИКОЛАЕЧУ», «С АПОП[ЕТ]РЪ», «С АН[ГЕЛХРА//НИ//ТЕ]».
Складень, изображенный на иллюстрации 3, по основным признакам близок к первому складню у него имеются замочек на свободных краях створок, с шипом и углублением. Его размеры: 40(37,5)х88(85)х10мм, «е» ( частное собрание, Москва).
На оборотной стороне левой створки складня Голгофский крест и надписи: «црь славы//iс хс/сиъ бжiйга» а на обороте правой створы, как и на предыдущем складне, — литая надпись: «сiя икона вы//ризана зти лета/месеца iюня мас//терь егор ива//новь закаткинъ/купцов гучковыхъ». Несмотря на близость этих складней наличие литой надписи, замочков, сходных ликов и текстов свитков, между ними имеются и некоторые различия. Так, надписи на свитках Богоматери, Предтечи и на развороте Евангелия выполнены несколько грубее, некоторые буквы не читаются или же из них не образуется связный текст.
Текст на свитке Богоматери - "ВЛ/ /АДЬ/ /IКО/ / [М]НО//.„», Предтечи - "П[ОК]/ /АИ/ /СА.../ /РИ[Б]/ /...". Несколько по-другому (менее детализированно) выполнены и складки одежд Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи. Подобное их исполнение мы обнаруживаем и на складне, изображенном на иллюстрации 4.
Известно несколько отливок складней, повторяющих исходный вариант, у которых надпись на обороте правой створы отлита менее четко, частично или присутствует только рамка, а сама надпись постепенно «уходит». Существует несколько, по-видимому, более поздних вариантов этого складня, у которых литая надпись на обороте правой створки отсутствует. К их числу относится складень, воспроизведенный на иллюстрации 4, — с замочком на свободных краях створок, но уже без шипа и углубления для него. Этот складень несколько меньше, чем предыдущие, его размеры: 38(36)х86(83)х9 мм (частное собрание, Москва).
Оборотная сторона его левой створки с изображением Голгофского креста серьезно переработана: по периметру добавлена рельефная волнистая рамка, а три пары полых кружочков, предназначавшихся, по-видимому, для удержания эмали, располагаются вдоль вертикальных сторон рамки. Переработаны изображения горы Голгофы и главы Адама; надписи, располагающиеся рядом с Голгофским крестом, также видоизменены и расширены: «црь славы//iс хс//снъ бжiй//к т//ни ка//мл рб//г г//г г».
На лицевой стороне правой створы изображена композиция «Деисус», которая, в общем, такая же, как на предыдущем складне, с такими же надписями: «МР 0Y», «IС ХС//ГДЬ ВСЪ//ДЕР ЖИТЕ//ЛЬ» «СТ [IOАН] КРЕ». Но вместе с тем есть на ней и ряд отличий: лики, власы и складки одежд выполнены грубее, складки одежд Спасителя — другие, орнамент спинки трона Спасителя переработан, звезды на одеждах Богоматери не выпуклые, как па предыдущем складне, а врезные. Надписи на свитках Богоматери и Предтечи и на развороте Евангелия в руках Спасителя ограничены рамкой, выполнены грубее, расположены по-другому, тексты немного короче, а на свитке Предтечи он совершенно иной, чем на первых двух складнях.
Надпись на свитке Богоматери: «ВЛ//КО//МН// ОГ//.„», па свитке Предтечи вместо: «ПОК//АИТЕ// САП//РИБ//Л...» — «СЕ//ИА//ГН//ЕЦ»; текст Евангелия Спасителя: «ПР//ИI//[Д]И//ТЕ».
На лицевой стороне левой створки изображены предстоящие святитель Никола Чудотворец, апостол Петр и Ангел-хранитель, о чем свидетельствуют рельефные надписи в верхней части створки: «С НИКОЛАЕЧУ», «САП[ОПЕТ]РЪ», «С АН[ГЕЛХРА//НИ//ТЕ]».
На левой створке тоже обнаруживаются некоторые изменения, наиболее ярко выразившиеся в деталях облачения Николы: кресты на омофоре — не широкие и рельефные, а узкие врезные, буквы надписи в верхней части створки несколько уже.
Одним из последних в ряду преобразований «закаткинского» складня, по-видимому, можно расположить складень изображенный на иллюстрации 5. Этот складень уже без замочка на свободных краях створок, его размеры еще меньше: 37(35)х81х9,5 мм, «фе» (частное собрание, Москва).
На оборотной стороне его левой створки — Голгофский крест, близкий к исходному варианту. Надписи отлиты не очень четко и не всегда хорошо читаются: «црь славы//iс хс//снъ бжiй//г а». На обороте правой створы надпись «сiя икона...» отсутствует.
Лицевая сторона складня выполнена довольно грубо, но, несмотря на это, выразительна и обнаруживает много общих черт с первым складнем (фигура Николы, свитки и характер расположения надписей на них). Вместе с тем имеются существенные отличия. Так, например, надписи на правой створке сокращены: «МР OY», «IС ХС», «СIОАННКРЕ», а части надписи «ГДЬ ВСЪ//ДЕР ЖИТЕ//ЛЬ», которая есть на всех предыдущих складнях, здесь нет.
Надписи на свитках Богоматери, Иоанна Предтечи и развороте Евангелия Спасителя выполнены грубо, плохо читаются: «[ВЛ//АДЬ//IКО//МНО//ГАМ]», на свитке Предтечи: «[ПОК//АИТЕ//САП//РИБ//Л..]», и: «[ПРI// ИДИ//ТЕК//ОМ//Н.//ВСИ]»,
На лицевой стороне левой створки также изображены святитель Никола Чудотворец, апостол Петр и Ангел-хранитель, о чем свидетельствуют рельефные надписи в верхней части створки: «С НИКОЛАЕЧУ», «С АПОПЕТРЪ», «САН[ГЕЛХРА//НИ».
К этой же группе двустворчатых складней можно отнести складень (илл. 6), размером 85(75)х41,2(37)х9,5 мм, "ле" (частное собрание, Москва), на правой створке которого изображена композиция «Деисус». На ней,как и на «Девятке», Спаситель изображен фронтально, но по исполнению отличен от таковых на «Девятке» и «закаткинском» складнях. Это наблюдается в личном — лики более крупные, в одеждах и других элементах. В отличие от всех предыдущих складней монограммы Богоматери и Предтечи расположены непосредственно на нимбах, а не по сторонам от них.
На левой створке складня вместо трех фигур изображены только две: несколько укрупненные и отличающиеся по иконографии фигуры святителя Николы Чудотворца и Ангела-хранителя, на что указывают соответствующие надписи: «СТ НИКО» и «А ХР».
По этой же модели была выполнена и самостоятельная иконка «Святитель Никола Чудотворец и Ангел-хранитель» (илл.), размером 43(38)х36 мм, «ioc» (частное собрание, Москва). На обороте иконки и левой створы складня изображение Голгофского креста отлично от таковых на складне, выполненном Егором Закаткиным.
Стилистические и иконографические особенности позволяют предположить, что модель этого складня была сделана не Егором Закаткиным, а другим мастером, который в своем творчестве, вероятно, ориентировался как на трехстворчатые складни «Девятка», так и на известные ему работы Егора Закаткина.
Интересно отметить, что левая створка этого складня по своей композиции напоминает левую створку меньшего по размерам двустворчатого складня «Никола Чудотворец. Ангел-хранитель. Деисус» (илл. 2 е), в основе правой створы которого была использована фигура Спасителя, позаимствованная из трехстворчатого складня «Девятка», а за основу левой створки взяты фигуры с четвертой створы четырехстворчатого складня «Двунадесятые праздники. Поклонение образам Богоматери», что указывает на некоторую его вторичность.
Что касается меднолитого складня Егора Закаткина, то вряд ли это результат подражания или простого заимствования и объединения отдельных фрагментов. Нет, это совершенно самостоятельное и законченное авторское произведение талантливого московского мастера-резчика. Нам неизвестны все варианты и разновидности этого складня, но даже на примере рассмотренных здесь в общих чертах мы можем получить представление о его преобразованиях и говорить о его своеобразии.
Такие складни, даже не всегда искусно исполненные различными мастерами, были очень популярны и почитаемы у старообрядцев. Кроме того, эти удивительные по своей теплоте предметы позволяют по-новому взглянуть на художественную культуру старообрядцев середины XIX - начала XX века.
Сергей АФОНИН
Иллюстрации предоставлены автором
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 56 (апрель 2008), стр.104