Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам...
Евангелие от Матфея. 12:31
Вся жизнь, все важнейшие события — от рождения до смерти, от крещения до отпевания — у русского человека в прошлом были неразрывно связаны с иконой. Когда рождался ребенок — писали мерную икону, то есть икону в рост родившегося младенца, которая оставалась с ним на всю жизнь. На крещение дарили иконы небесных покровителей новорожденного. На венчание молодых писалась венчальная пара — образа Спасителя и Богородицы. Если строился новый дом, то обязательно писали новую икону, которая становилась покровительницей семьи. Даже у беднейшего крестьянина, жившего в избе с земляным полом, в углу висел образ. У более богатого хозяина икон было несколько. В таких домах обязательно был красный угол,, составленный из икон, связанных с главными событиями в жизни семьи.
Кроме икон Спасителя, Богородицы, Николая Угодника, тезоименитых святых, в доме часто висели иконы святых покровителей той или иной деятельности человека, его здоровья и семейного благополучия. По самым скромным подсчетам, до революции у 120-миллионного православного населения России было не менее двухсот (!) миллионов икон. А если прибавить сюда иконы, находившиеся в многочисленных храмах, монастырях, часовнях, в старообрядческих молельнях, то цифра будет очень впечатляющая. Сейчас мы имеем в лучшем случае 8—10 процентов от того огромного духовного наследия. Все остальное безвозвратно погибло за семьдесят лет иконоборчества. Церкви и монастыри, храмы и обители разрушались или превращались в тюрьмы и склады, клубы, овощехранилища и машинно-тракторные станции. А иконы уничтожались. Их кололи на дрова, в них стреляли, упражняясь в меткости, из них делали столы и стулья, двери, сундуки и крышки. Да мало ли где могла пригодиться в хозяйстве ровная, , хорошо обработанная вековая доска! На заре моего собирательства в деревенском доме под Касимовым была найдена икона, которую прежние хозяева использовали как подставку под электросчетчик на стене. Большую минейную за октябрь месяц икону раскололи топором, аккуратно распилили и, сделав в ней одиннадцать отверстий, повесили счетчик.
Иконы уродовали не только неграмотные местные жители; к этому прикладывали руки и «охотники за древностями». Сколько их, начитавшись «Черных досок» Солоухина, бродило по городам и весям в поисках сокровищ, часто без малейшего представления о хранении, консервации и, главное, реставрации икон. Сколько памятников погибло (и продолжает гибнуть) от рук этих «реставраторов»! Сколько икон было распилено на мелкие куски, чтобы подороже продать! В своей книге «Невьянская икона» создатель музея и исследователь Е. Ройзман приводит такой эпизод: «В конце 60-х годов в Москве учился один художник. Жил он в общежитии с женой и ребенком Прямо скажем, бедствовал. И вот получил он письмо от своего армейского друга. Друг писал, что там, где он живет, под Вяткой, есть заброшенная церковь, в которой множество старинных икон. И если у художника есть возможность продавать, то друг бы ему в Москву иконы понемножечку высылал. Художник согласился, и работа закипела. Друг брал иконы, стесывал топором всю заднюю сторону, чтобы икона становилась как можно тоньше, после чего распиливал оставшееся и бережно упаковывал в ящики. Художник в Москве получал эти посылки, продавал по пять рублей — тем и кормились. Так продолжалось несколько лет... «Варварство!» — скажете вы. Да ладно, чего уж там, мы знаем случаи и похлеще! Тем более что церковь эта через пару лет сгорела дотла, а все иконы, оставшиеся в ней, погибли... Сейчас вы видите перед собой единственный сохранившийся фрагмент — кусочек рукава кого-то из святых. Посмотрите на этот обрубок внимательно и попытайтесь себе представить саму икону... Вам не хватит никакого воображения... Да и нам не хватит...»
Думается, наше сегодняшнее иконное наследие и есть тот самый «кусок рукава», глядя на который можно лишь очень отдаленно представить, что у нас было и что мы имеем сейчас. Хочется попросить всех коллег — искусствоведов, антикваров, коллекционеров — поделиться опытом и рассказами на эту тему, для чего в нашем журнале создается отдельная рубрика, адресованная всем коллекционерам и любителям древнерусского искусства.
Михаил ЧЕРНОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 85 (апрель 2011), стр.16