Не так давно пристальное внимание коллекционеров привлекли ритуальные предметы еврейского церемониала. Прежде к ним относились лишь как к утилитарным, использовавшимся в домашнем обиходе или синагогах. Сегодня они становятся объектом собирательства и составить коллекцию подобных предметов обойдется не слишком дорого.
В Европе евреи, согласно обычаю, не могли вступать в гильдии ремесленников и, соответственно, работать ремесленниками, чтобы изготавливать необходимые для ритуала предметы. Именно поэтому традиционные ритуальные вещи для них делали, как ни странно, христиане. Неудивительно, что на этих изделиях нередко можно заметить ошибки и «нелепости», к примеру, неверное написание незнакомых для мастеров слов. На таких изделиях нееврейских мастеров вы, как правило, не найдете клейма, которое помогло бы датировать и определить место их происхождения. Зато на них очевидны следы влияния местных декоративных мотивов, которые мастера неизбежно вносили в эти вещи.
С давних пор наиболее популярным материалом для изготовления кидушных кубков, ханукальных светильников и других предметов было серебро. Но серебро — относительно дорогой материал. Поэтому массовое распространение получили более доступные по стоимости материалы — латунь, бронза. В XX веке ритуальные предметы еврейского ритуала чаще всего изготавливали, что естественно, в Израиле. Часто, как это характерно для любых ритуальных предметов, современные формы воспроизводят старинные.
Коллекционеру важен не только сам предмет, но и история его создания и бытования. Еврейских праздников, хороших и разных, немало: Пурим, Пейсах, Рош-а-Шан, Ханука, Иом-Кипур, Шмини-Ацерет, Шавуот, Симхат-Тора, Суккот... И в каждый из них используется особый набор ритуальных предметов, созданных мастерами в соответствии с традицией. Их множество, ведь сам ритуал тщательно разрабатывался веками.
Чаще всего в еврейский дом приходит праздник Шабат. «Два ангела сопровождают еврея в субботу вечером из синагоги: Белый и Черный (Добрый и Злой). И если, придя домой, он находит там горящие субботние свечи, накрытый субботний стол и застеленную постель, то Добрый ангел провозглашает: «Да будет так и на следующую субботу». И Злой ангел против своей воли соглашается и произносит: «Амен». Но если, не дай Бог, это не так, то уже Злой ангел говорит: «Пусть будет так и в следующий раз». И Добрый ангел вынужден ответить: «Амен». Шабат — это семейный праздник. Домашние должны успеть убрать квартиру, приготовить еду и накрыть стол, застелив его белой скатертью, поставив на него самую красивую посуду. Дети непременно должны быть одеты в самую нарядную субботнюю одежду. На столе стоят подсвечники...
Эти подсвечники — важнейший элемент праздника, они встречаются на рынке чаще всего. Цены на них наиболее вариативны: они колеблются в зависимости от времени изготовления вещи, ее размеров, тщательности отделки и материала. Так, латунный подсвечник второй половины XIX века прекрасной сохранности обойдется в $100—150, пара подсвечников из серебра того же времени — от $700 до $1500, изготовленные по образцу старинных изящные
массивные серебряные канделябры начала XX века — в $500. Массовое производство шаббатных подсвечников и прочих изделий началось в Российской империи во второй половине XIX века. К примеру, в Варшаве была основана фабрика Шапиро.
Как и другие праздники, Шабат начинается с возжигания свечей, всегда за 18 минут до захода солнца. Зажженная свеча — символ первого дня творения, когда Всевышний провозгласил: «Да будет свет!». Но для Шабата огонь имеет и особое символическое значение. Именно накануне субботы Господь открыл Адаму тайну огня, и тот высек его впервые в человеческой истории, ударив камнем о камень.
Свечи, предназначенные для ритуала окончания Шабата — Авдала, должны быть витыми, составленными из нескольких, и при этом не менее 30 см длиной — по крайней мере, достаточно длинными, чтобы гореть до конца трапезы. Кроме того, у свечей Шабата несколько фитилей, как минимум — два. Раньше правила требовали зажигать в честь Шабата как можно больше свечей. Обычно их зажигает женщина — хозяйка дома, ее дочь или внучка. После зажигания свечей горящую спичку кладут на металлический поднос, женщина закрывает ладонями глаза, произнося благословение: «Благословен Ты, Всевышний, Бог наш, Царь этого мира, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам зажигать светильник в честь святой Субботы». Зажигая субботние свечи, мысленно желают блага своим близким, родным и знакомым.
Затем старший из мужчин произносит благословение — кидуш — над переполненной чашей вина (символом процветания). Чаша вмещала не меньше 90 мл вина, которое следовало выпить. Для этой церемонии предназначался особый ритуальный сосуд в форме чаши или кубка. Нередко — это серебряная чаша привычной нам формы стопки. Ее покрывали резьбой с растительным, анималистическим или архитектурным орнаментом и тщательно гравировали на ней строчки благословения.
Для ритуальных предметов в целом характерно декорирование надписями, растительным орнаментом, изображениями плодов, а также некоторых зверей: левиафана в виде гигантской рыбы или морского змея, льва (геральдическое животное колена Иуды) и других. По традиции, разрешено было изображать животных, которым не погоняются другие народы, чтобы не возникало подозрения в идолопоклонничестве.
Кидушные кубки, как и подсвечники, — самые массовые предметы, поэтому разброс цен на них неимоверно велик. Важнейшую роль здесь играет вес изделия (по понятным причинам кубки изготавливались преимущественно из серебра). Зайдя в Интернет, вы можете, к примеру, решить проблему подарка своему другу-еврею, заказав 50-граммовый 7-сантиметровый серебряный кидушный кубок, который обойдется вам в тысячу рублей плюс доставка.
Дороже обойдутся серебряные, скромно гравированные кубки рубежа XIX—XX веков весом от 20 до 50 граммов: за них запрашивают до $100, кубки весом побольше стоят уже от $130. Изящная простая серебряная стопка из России со скромной незамысловатой гравировкой 1880 года, весом всего лишь 22 грамма, стоит $120, а стопка вдвое тяжелее, российского производства, с характерным тяжелым узором, выполненным чернью, обойдется уже почти в $400.
Кидушные кубки производили повсюду: в России, Польше, Голландии, Германии. Среди них встречаются подлинно музейные вещи, которые редко увидишь на рынке. Таков, например, уникальный гравированный чеканный серебряный кубок, изготовленный в 1773 году в Нюрнберге. Мастер придал ему классический вид: тулово в форме раскрывающегося бутона покоится на круглом устойчивом основании.
При церемонии Шабата по традиции используют также коробочку из серебра, бронзы или дерева, содержащую засушенные ломтики цитрусовых, ароматические специи, травы, благовония. У этих коробочек есть особые отверстия, через которые исходит запах благовоний. Во время ритуала ее передают друг другу, по очереди вдыхая аромат: приятный запах услаждает душу и, по поверью, компенсирует утрату «дополнительной души», покидающей нас с завершением субботы, что, согласитесь, и удобно и приятно.
Коробочки изготовляли особенно любовно, часто они имеют весьма неожиданную, затейливую, прихотливую форму, что представляет особый интерес для коллекционеров. Наиболее древней формой, выработанной для коробочки под бесамим, является башня-терем, увенчанная в ряде случаев вращающимся флагом. Некоторым мастерам приходила фантазия представить их в виде стилизованного растения из серебра или же цветком на ножке с листьями или плодиками (возможно, являющееся воплощением образов тех трав или цветов, которые содержались внутри коробочки). Порой образ еще более усложнялся: причудливый стебель цветка, содержащего благовония, поддерживало какое-нибудь животное. Нередко русские мастера выполняли привычной формы проницаемые ларчики или же кубки из сканой проволоки, что характерно для нашей традиции.
Сложноизготовленная коробочка для бесамим, конечно же, ощутимо теряет в цене из-за утраты какой-либо детали, к примеру, завитка орнамента или ножки. Так, выполненная на рубеже XIX—XX веков в Польше коробочка оценена лишь в $300, что составляет всего-навсего половину ее полной стоимости, только потому, что у нее утеряна одна ножка.
Крупным центром ремесленного производства середины — второй половины XIX века была Украина. В Житомире в середине XIX века произведены чудесные коробочки для бесамим, которые заняли почетное место в киевском музее иудаики. Одна из них, серебряная черненая позолоченная коробочка 1857 года, с чеканным узором, представляет собой стилизованный цветок колокольчика, водруженный на изогнутом стебле с покрытыми гравировкой листьями, который, в свою очередь, покоится на круглой базе-основании. Другая, изготовленная десятилетием позже, также из позолоченного серебра и с гравировкой, по прихоти художника, изображена в виде веточки хмеля, водруженной на основании с двумя ручками. Привлекают внимание изящные листики, украшающие веточку с подвешенными конусами; на верхнем из них — изящная птичка с распростертыми крыльями. Сооружение венчает собственно контейнер для бесамим в виде большого цветка — характерного приземленного украинского подсолнечника, который здесь выглядит на редкость уместно.
Обратим внимание на местный народный колорит, которым отмечены описанные произведения: крупные, избыточно детализированные, несколько лубочные цветы (стилизованные украинские подсолнечники и маки) и другие детали в этих мастерски изготовленных, но во многом наивных по стилистике поистине музейных вещах необыкновенно хороши именно благодаря своей своеобычности.
Совсем другой образ создал московский мастер, автор филигранного бесамима 1879 года. Выполненный в форме кубка с крышкой, он отличается отточенным мастерством и суховатым, даже несколько скучным совершенством. Очевидно, что подобных изделий мастер изготовил в немалом количестве. Однако не вполне ясно: это специально задуманная как бесамим вещь или же приспособленный для ритуальных нужд сувенир? Подобные «московские» изделия середины — второй половины XIX века, выполненные из сканой проволоки, серебряной или позолоченной, еще можно встретить на антикварном рынке, но они довольно редки и недешевы.
Достойны внимания серебряные коробочки для бесамим конца XIX — начала XX века производства фабричек восточноевропейского происхождения (польских, австровенгерских), они стоят в среднем от $100 до $600. Такие изделия нередко имеют клейма. В 2006 году на аукционе в Москве был продан серебряный предмет для бесамим восточноевропейского производства весом в 57 граммов и высотой в 7,5 см. Оцененный в 4000—6000 рублей, он был выставлен на продажу с начальной ценой 3000 (конечная цена не указана).
Но вернемся к ритуалу и, соответственно, к другим предметам коллекционирования. Перед основной трапезой в Шабат следует омыть руки над овальным, глубоким, как правило, серебряным блюдом. Обычно такие емкости, как и прочие ритуальные предметы, украшены резным растительным орнаментом. Орнаментируют как верхний край, так и внешнюю часть тулова блюда, где располагают также особые надписи. Из специального сосуда присутствующие несколько раз льют воду сначала на одну, потом на другую руку.
В конце субботы евреи снимают с себя святость субботы словами: «Благословен разделяющий между святым и будничным». Когда солнце заходит и первые три звезды появляются на небе, заканчивается Шабат и наступает новая неделя. Исход субботы сопровождается такой церемонией: вновь зажигается витая свеча, которую держат, как правило, дети. Гасят свечу, погружая ее в вино, при этом оно выплескивается на особую тарелку, на которой стоит бокал.
В праздник Пейсах свечи тоже играют важную роль. Их зажигают в канун первого дня, во вторую ночь праздника, в канун седьмого дня и в восьмую ночь Пейсаха. Праздничный ужин начинается с чтения Агады, которая содержит отрывки из Торы, притчи, истории, шутки, размышления. При этом используется «яд» (рука) — особая, необычного вида, указка, выполненная в декоративной, часто очень изящной форме. Обычно они бывают около 30 см. Многие из них серебряные, порой украшены позолотой. Навершием изысканных указок могут быть корона или кольцо, увенчанное фигуркой животного. Яд представляет собой указующий перст, поскольку завершается кистью руки с вытянутым указательным пальцем. Она символизирует человека, который при вдумчивом чтении часто помогает себе, водя пальцем по строчкам книги.
На блошином рынке в Вене весной 2007 года нам встретились яды, разложенные торговцем на пластиковом столике среди самых неожиданных предметов. Не слишком хорошей сохранности типичные указки-яды рубежа XIX—XX веков, некогда посеребренные, продавец предлагал за 40— 60 евро. Другая забавная встреча произошла в Рязани, где на прилавке магазинчика среди различных предметов антиквариата лежала незнакомая владельцу указка-яд, которую он предлагал как диковину неведомого назначения ценой в 800 рублей. В прошлом году на московском аукционе фигурировали яды восточноевропейского происхождения начала XX века. Всего их было семь — весом в 50—60 граммов, оценили их в 4500—6000 рублей. Выставленные с начальной ценой в 3200 рублей, они были проданы за ту же цену. Очевидно, спрос на них пока не так уж велик, что открывает заманчивые перспективы начинающему коллекционеру.
На Западе указки-яды хорошей сохранности и тщательной проработки пользуются гораздо большей популярностью и оцениваются выше. Восточноевропейские и немецкие изделия конца XIX века длиной в 22—27 см оцениваются в $600—900. Встречаются особенно красивые образцы из серебра
со слоновой костью. Более поздние изделия, конечно, оцениваются гораздо дешевле и хорошие экземпляры можно купить за $150—200.
В честь Рош-а-Шана — Нового года, который празднуется два дня, зажигаются свечи на первую и вторую ночь. Во вторую ночь их зажигают уже после появления первых звезд на небосклоне. Важным функциональным и при этом декоративным элементом являются особые подсвечники. Менора — семисвечник — сопровождает еврейский народ уже более трех тысяч лет. По преданию, он служил еще во времена скитаний по Синайской пустыне. И неслучайно в 1948 году, когда образовалось государство Израиль, именно менора была выбрана его символом и украсила герб новой страны.
В Торе подробно описана классическая менора — светильник, который используют в Храме: «и сделай светильник из золота чистого, чеканный да будет светильник, бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть
ветвей (должны) выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок, и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и еще: завязь под двумя ветвями его и еще завязь под двумя ветвями его, — у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он
одной чеканки из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжет он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою».
Меноры встретились нам и в антикварном магазинчике в пражском еврейском квартале Иозефов, где хозяин-славянин любезно позволил нам сделать фотографии. Изготовленные из латуни, тяжелые устойчивые классические подсвечники без клейм были оценены в 1300—1500 чешских крон
каждый, но можно было поторговаться. На международном рынке латунные меноры массового производства в среднем стоят $70—90.
Согласно традиции, предпочтительнее брать свечи, изготовленные из воска, а масло для ламп — преимущественно оливковое. Строгие правила запрещают использовать электрические и газовые огни. Зажигать свечи и светильники в праздник можно лишь «переносом огня»: свечу или сигарету можно зажечь лишь от уже горящей свечи, огня плиты или лампы.
Праздник Хануки — это большой праздник «исправления». Ханукальный светильник символизирует чудо — освобождение от греков-поработителей, а в широком смысле — идею свободы и выживания народа. Эти свечи не должны служить для домашних нужд
человека: их светом запрещено пользоваться для какого-нибудь дела, можно только смотреть на них, а в быту зажигают другие свечи. Если в Храме стоит семисвечная менора, то для Хануки требуется особый подсвечник, в 8 свечей, их следует зажигать все восемь дней праздника: в первый вечер — одну свечу, каждый вечер добавлять по свече и все восемь зажигать в последний день. Празднование этого события настолько значительно, что даже бедные люди, для которых деньги, потраченные на приобретение необходимого количества масла для светильника, были значительной суммой, осознавали всю важность праздника и не скупились на его проведение. Девятое вместилище необходимо для свечи шамаш, с помощью которой зажигаются последовательно все остальные.
Особая торжественность праздника Хануки требует и специальных ритуальных принадлежностей. Для этих целей изготовляли ханукальные светильники, богатейшее собрание которых можно увидеть в музее Израиля. Фантазия мастеров при изготовлении ханукальных ламп поистине не знает предела, и в каждой из ламп старинной работы чувствуется влияние национальных традиций страны, в которой она была изготовлена. Некоторые из них похожи на архитектурные постройки. Их изготавливали из серебра, бронзы, латуни, меди и фарфора. Наиболее затейливые формы таких ламп, к примеру, представляют собой своеобразный Храм, увенчанный короной с птичкой. Вообще птицы — постоянный мотив ритуальных предметов: словно на ветках в райских кущах, они сидят на крышечках коробочек для благовоний. В центре расположены
условные врата Храма, перед которыми стоят восемь маленьких сосудов для масла. Сбоку на изогнутой ножке помещен маленький подсвечник. Сама лампа будто соткана из тончайших металлических нитей, образующих растительный орнамент. Разумеется, чаще мастера изготавливали более простые лампы, но для всех были характерны разной формы восемь вместилищ для масла, расположенных на одной плоскости в ряд, с полированной, орнаментированной или прорезной стенкой-отражателем позади них. В древности бытовали простейшие лампы-плошки в виде ложки.
Старинные ханукии особенно редки и дороги. Одна из них конца XVIII века оценена в $2000. Латунные лампы рубежа XIX—XX веков в зависимости от степени сохранности оцениваются в среднем в $40, 70,100.
Как известно, долгое время в еврейской истории почти буквально понимался запрет на изображения людей и животных, поэтому развитой живописи в еврейском искусстве практически нет. Нечасто вы встретите в ортодоксальных еврейских домах картины и статуэтки. Но, как известно, человеку свойственно стремление к прекрасному, поэтому художники обращали внимание преимущественно на предметы прикладного искусства, архитектурные детали, абстрактные иллюстрации, орнамент. Даже надписи становились декоративными деталями — настолько изящным, даже живописным представал шрифт. Именно так оформлялись «ктубы» — документы, закреплявшие обязательства, которые брал на себя муж по отношению к жене при вступлении в брак. Без ктубы брак считался
недействительным, то есть греховным сожительством.
Большим спросом на аукционах иудаики пользуются даже не очень древние ктубы, возраст которых не более ста лет. Самая древняя из дошедших до нас ктуба «Барка» относится к X—XI векам и хранится в библиотеке Оксфорда. Сначала ктубу писали на пергамене на арамейском языке. Со временем ее внешний вид становился все более нарядным, изысканным. Были мастера, специализировавшиеся на оформлении именно ктубы. Художники использовали самые разнообразные шрифты, соревнуясь друг с другом в изобретательности; поля документа украшали рисунками, позолотой. Старинные ктубы писали на пергаментном прямоугольнике, иногда делая фигурные вырезы внизу или вверху документа, тогда его форма становилась еще изощреннее. Самые красивые — ктубы, изготовленные в Италии. Здесь явно сказывается почерк мастеров, унаследовавших тысячелетние традиции создания иллюминованных манускриптов. Предметы украшены несколькими бордюрами, четко отделенными друг от друга цветными или золотыми полосками; бордюры заполнены прихотливым цветочным орнаментом, иногда абстрактным, а порой и вполне реалистичным; изысканными надписями, благословляющими новобрачных; молитвами, соответствующими торжественности момента. На одной клубе первой четверти XIX века на фоне идиллического пейзажа изображен жених, подносящий цветы невесте; на другой тонко выписаны два льва, поддерживающие условное здание — символ нового дома для вступающей в брак счастливой пары. Мастера используют теплую, гармоничную, сдержанную и радующую глаз гамму.
Мы назвали лишь часть предметов еврейского ритуала, не упомянув футляры с мезузой, корону Торы, щит Торы и другие. Сейчас на антикварном рынке сложилась уникальная ситуация, когда и начинающий коллекционер может составить неплохое собрание, не тратя при этом слишком много.
Вита БРООР
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 53 (декабрь 2007), стр.50