Проблема ценообразования на антикварном рынке — его специфичная особенность, требующая отдельного рассмотрения. Она неизменно привлекает интерес как начинающих коллекционеров, так и коллекционеров со стажем.
Для понимания процессов ценообразования на антикварном рынке сначала необходимо определиться с понятием ценности антикварных вещей. С экономической точки зрения, ценность может быть представлена субстанционально и конструктивистки.
Сторонники субстанционального подхода представляют ценность некой субстанцией, воплощенной в товар. Например, для Адама Смита — это «акции», а для Маркса — это человеческий труд, в количественном соотношении затраченный на производство той или иной вещи. Понимание ценности антикварных вещей с позиции субстанционального подхода вряд ли возможно, так как затраты труда их авторов составляли ценность только при первой продаже в прошлом И если бы стоимость антикварной вещи снижалась при повторной продаже, ее можно было бы определить так же, как в комиссионных магазинах: первоначальная стоимость товара минус процент износа. Но известно, что стоимость антиквариата со временем лишь увеличивается.
С точки зрения конструктивистского подхода ценность является не непосредственным качеством объекта, а суждением о нем субъекта. Суждение — как желание субъекта, в нашем случае участника антикварного рынка, обладать объектом — предметом антиквариата. Это желание субъективно, так как носит психологический характер (оно основано на знании или связано с желанием повысить свой социальный престиж и т.д.) Но на рынке, где действует жесткая система предписаний и соглашений, оно объективируется и связывается с представлением о возможных прибылях и потерях. В итоге вырабатывается представление о возможном денежном эквиваленте. Такой взгляд на природу ценности более продуктивен, но суть его уже находится скорее в области социологии и психологии, нежели экономики. Безусловно, доля «психологии» присутствует и в учете ценообразовании при помощи товарных эквивалентов и допущений о рациональном поведении покупателя.
Мотивация принятия решений основана лишь на жизненной практике и желании обладать предметом старины: «В искусстве иллюзия «справедливой цены» работает парадоксальным образом. Большинство людей убеждено в том, что «большое» искусство бесценно, точнее, имеет исключительную ценность. <„> То, что нельзя «вычислить цену по заранее известной теоретической формуле», экономисты поняли еще в XVIII веке, когда стало ясно, что ценность не имеет собственной меры, для нее невозможно установить какую-то абсолютную единицу измерения».
Таким образом, не имея базы для расчета стоимости антикварных вещей в затратных подходах, экономическая теория оперирует категориями предельной полезности непосредственно по отношению к потребителю. Однако в данном случае представления о полезности носят скорее абстрактный характер и не выявляют меру ценности. Участники рынка следуют своим предпочтениям, исходя из осведомленности о достоинствах вещей и доверия к ценам, перенесенного из хозяйственной практики. Это доверие переносится на важную особенность художественных произведений — их дуалистическую природу: с одной стороны — объективированная форма или процесс, обладающие калькулируемой рукотворностью, с другой — содержание, пребывающее в разладе с цифрами.
В таких условиях стоимость антикварных произведений искусства складывается «как цена воспроизводства, увеличенная на некоторую величину, носящую смысл «наценки на гений».
Еще одной составляющей стоимости являются так называемые счетные расходы, связанные со стоимостью кредитных ресурсов, инфляцией, издержками по хранению, транспортировке и т.п. Существуют еще и сложно учитываемые скрытые факторы, такие, как способность выступать в качестве носителя рекламы, тиражируемость. Например, творческое наследие Моне, образовав вокруг себя целую рекламную индустрию, стало рекламой самого себя.
Цена будет необходимым образом зависеть и от цен на аналогичные произведения. Но эта компонента ценообразования на российском антикварном рынке представляется проблематичной, поскольку здесь отсутствуют ориентиры, в качестве которых выступают аукционные каталоги. Сегодня аукционные торги по произведениям живописи и декоративно-прикладного искусства проводятся главным образом только в аукционном доме «Гелос». В количественном отношении вещи, продающиеся на российском аукционе, значительно уступают Sotheby's и Christie's, поэтому антиквары при установлении цены охотнее обращаются именно к их каталогам.
К неэкономическим компонентам ценообразования также можно отнести те критерии, которые непосредственно связаны с историко-художественной значимостью. Установление историко-художественной ценности — прерогатива историка искусств. Однако в каждой области искусств своя специфика. Например, основные критерии ценообразования на предметы декоративно-прикладного искусства следующие:
— авторство (принадлежность произведения конкретному автору или установление автора в процессе атрибуции);
— стоимость материала и использование сложных дорогостоящих техник;
— принадлежность к известному виду декоративно-прикладных искусств;
— оригинальная художественная специфика: стилевая ясность, редкость сюжета;
— высокий для своего времени уровень мастерства и технико-технологических приемов исполнения;
— эстетика визуально-смыслового узнавания;
— место в истории и культуре.
Все перечисленные факторы могут Выть включены в объем понятия уникальности, являющейся важнейшей компонентой, поскольку она определяет цену в целом. Но подтверждение уникальности требует наличия солидного экспертного заключения и провенанса, удостоверяющего легитимность происхождения. Таким образом, речь идет об отдельной плате за качественную информацию, на основе которой цена может быть увеличена на порядок.
Безусловно, что все эти компоненты, весьма важны в процессе ценообразования на антиквариат, но они становятся ничтожными, если отсутствует покупательский спрос на предлагаемое произведение искусства. То есть произведение искусства лишь тогда превращается в товар, когда докажет свою «полезность» потребителю. Это в свою очередь указывает на то, что именно сам процесс доказательства «полезности» характеризуется высокой степенью сложности и многофакторности.
Суммируя особенности ценообразования на предметы антиквариата, стоит подчеркнуть, что непосредственно экономическая составляющая играет здесь неглавную роль. Стоимость производства и сопутствующие расходы (на хранение, транспортировку, страховку и т.д.), которые имеют значение на любом другом товарном рынке, здесь составляют только одну часть цены. В большей степени цена на антикварную вещь зависит от нематериальных показателей: его старины, «уникальности» (автора, технологии, эксклюзивности выпуска, историко-культурной ценности), его статуса в современном обществе (его «престижности» и тиражируемости).
Юлия МЯСНИКОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 62 (ноябрь 2008), стр.59