Раздел старого зарубежного искусства в Новосибирском художественном музее не очень велик по объему. На сегодняшний день он насчитывает около 250 произведений живописи, графики и скульптуры, включая отдельные образцы декоративно-прикладного искусства. Это, наверное, самая маленькая коллекция подобного рода в художественных музеях страны. Её экспонаты ныне представлены в постоянной экспозиции, частично опубликованы и исследованы, но фактически привлекают мало внимания специалистов, хотя заслуживают самого пристального интереса, особенно живопись.
Планомерное изучение коллекций живописи и графики западноевропейских художников началось только в 1990-е годы, и поэтому на данный момент судьба многих произведений до их появления в стенах музея не может быть прослежена с необходимой полнотой сведений.
Коллекция западноевропейской живописи в Новосибирском государственном художественном музее насчитывает около 50 картин. Она типична для музея, созданного без опоры на местные художественные собрания. История ее формирования проста. Так, в 1958 году, при основании картинной галереи (так раньше назывался Новосибирский художественный музей), пришла из Художественного фонда СССР картина «Христос в терновом венце», являющаяся копией с оригинала Гвидо Рени. В 1962 году из управления культуры Новосибирского горисполкома поступила в очень плохом состоянии карт на неизвестного художника «Сцена на берегу», позже определенная мною как принадлежащая бельгийской школе XIX века. Примерно в это же время из художественного фонда новосибирского отделения СХ РСФб! передано подписное и датированное полотно немецкого живописца конца XIX - начала XX века В. Виттинга «Цветочницы».
В первой половине 1960-х годов по распоряжению МК СССР в Новосибирск из Москвы и Ленинграда поступили две партии произведений западноевропейской живописи.
Первая партия включала 24 картины и пришла в конце 1960 года из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В списке поступивших работ числились имена Пьетро Либери, Леонарта Брамера, Яна Ливенса, Питера Класа, Яна Стена, Николаса Маса, Цезаря ван Эвердингена, Даниэля ван Хейля, Иоганна Генриха Роса, Януариуса Цика, имелись полотно круга Никола Пуссена и прелестный пейзаж Гюбера Робера. Наряду с произведениями, авторство которых не вызывало сомнения, были картины неизвестных мастеров, старые копии и работы с сомнительными атрибуциями.
В 1964 году, на этот раз из Государственного Эрмитажа, поступила вторая партия картин западноевропейских мастеров. Она была скромнее: в ее состав вошло 8 произведений. По художественному уровню эта группа проигрывала предыдущей. В основном это были работы неизвестных авторов и старые копии, среди которых можно было выделить сильно потемневшую копию с картины Рубенса из Прадо «Отдых святого семейства на пути в Египет», «Мужской портрет» круга Михиля ван Миривельта, «Риальто» неизвестного венецианского художника XVIII века, «Сельский пейзаж» немецкого мастера XVIII столетия, принадлежащий классицистическому направлению.
Таким образом, к середине 1960-х годов в музее сложилось основное ядро коллекции западноевропейской живописи. Большими по численности были разделы итальянской и голландской школ, несколькими произведениями были представлены фламандская, немецкая и французская школы. В целом своей полнотой и разнообразием выделялась коллекция картин XVII - XVIII веков. Единичными вещами были представлены другие эпохи.
Последующие приобретения и поступления западноевропейской живописи носили случайный характер и существенно не повлияли на состав коллекции. В 1980 году к ней добавилась интересная по сюжету работа «Рафаэль и форнарина», приобретенная у частного лица в Новосибирске и отнесенная к немецкой школе начала XIX века. В 1984 году из частного собрания в Ленинграде была куплена картина «Карточная игра», считавшаяся тогда работой неизвестного голландского художника конца XVII - начала XVIII века. В этом же году из ленинградского комиссионного магазина № 1 была приобретена картина на дереве, с евангельским сюжетом, предположительно французской школы конца XVII - начала XVIII века.
Во второй половине 1980-х годов из МК РСФСР поступили две голландские картины неизвестных мастеров XVII столетия «Пейзаж с мельницей» и «Интерьер католической церкви», расширившие жанровые границы нашего собрания голландского искусства. Одним из последних приобретений в коллекцию старой западноевропейской живописи является подписная жанровая картина 1848 года Б. де Смидта, сведения о котором пока не удалось отыскать.
Многие произведения со времени их пребывания в музее прошли реставрацию в ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря и его Иркутском филиале. В последние годы многие картины, в буквальном смысле этою слова, были возвращены к жизни опытным реставратором Н.П. Добрыниной. Некоторые сведения о происхождении экспонатов собрала в 1980-е годы научный сотрудник музея О.К. Федорова. В 1993-1996 годах при исследовании западноевропейской живописи музей сотрудничал с бюро «Эксперт» (Москва), возглавляемым известным специалистом в этой области Т.В. Максимовой. Данные технико-технологического анализа сделали возможным уточнить время создания наиболее сложных в плане атрибуции картин, определить принадлежность их к той или иной школе, и, что особенно важно, отделить оригинальные произведения от копийных.
Целью данной статьи является обзор старой европейской живописи в собрании нашего музея в свете новых атрибуций, появившихся в процессе работы по уточнению авторства тех или иных картин. В данном случае, заметим, говорить об истории классической живописи Европы на примере нашей коллекции не приходится. Но наиболее яркие образцы способны дать представление об основных стилеобразующих принципах отдельных эпох.
Среди работ итальянской школы выделяется «Мадонна» неизвестного мастера XV века, работавшего в северных провинциях, и когда-то приписывавшаяся Карло Кривелли (1430/35-1493/95), о чем свидетельствует старая этикетка на обороте картины. Она написана в типичной кватрочентистской манере с ясными композиционными доминантами. Картина плохо сохранилась, верхний слой сильно смыт, но даже в этом состоянии видны ее колористические достоинства. Тема поклонения подчеркнута двумя фигурами святых за Мадонной. Они вносят в сцену элемент торжественности.
Идентификация работ более позднего времени на данный момент затруднительна, и можно говорить об имеющихся копиях с картин «Вознесение Христа», исполненной для Скуола ди Сан Рокко в Венеции Якопо Тинторетто (1518—1594), и «Христос в терновом венце» с оригинала Гвидо Рени (1575-1642), а также о картинах «Поклонение пастухов» круга Якопо Бассано (1517/18-1592) и «Избиение Христа», имеющей отношение к окружению Сальватора Розы (1615—1673).
Из более поздних работ необходимо отметить картину венецианского живописца Пьетро Либери (1614— 1687) «Аллегорический сюжет», в основу которого взят классический мотив обнаженного женского тела, популярный в Венеции с XVI века. Ныне полотно выглядит несколько иначе, чем это присуще картинам Либери. Для этого художника характерен светлый, несколько холодноватый колорит. Наша же картина приобрела золотистокоричневую гамму из-за сильного потемнения лака, что скорее всего, явилось результатом неудачной реставрации в прошлом. Но текучие линии женских фигур, их типаж композиция в целом говорят в пользу авторства известного мастера эпохи венецианского барокко XVII века.
Итальянская живопись XVIII века представлена единственным полотном. Типичный венецианский пейзаж, изображающий Большой канал и мост Риальто, ранее считался работой неизвестного художника. Ныне его можно приписать руке Микеле Мариески (1710—1743). Определению авторства помогла собственноручная гравюра художника с нашей картины, показанная на эрмитажной выставке «Венеция и венецианская жизнь в гравюре XVIII века» в 2004 году. Эта гравюра опубликована под № 49 в каталоге данной выставки и украшает его обложку. Для картины также было принято название, под которым опубликована гравюра в каталоге, а именно — «Мост Риальто около палаццо деи Камерленги». Серия гравюр под названием «Magnificentiores Selectioresque Urbis Venetiaruni Prospectus» («Избранные великолепные виды городка Венеции») вышла из печати в 1741 году. В 1742 году серия из И гравюр была переиздана с добавлением 24 новых сюжетов.
Несколькими интересными произведениями распола гает фламандский раздел. По очень эффектной композиции можно судить о достижениях мастерской Питера Пауля Рубенса (1577—1640). В музее хранится потемневшая старая копия с его картины «Отдых на пути в Египет из мадридского Прадо. Интересно то, что она происходит из собрания Д.П. Татищева, завещавшего свою коллекций Эрмитажу в 1845 году. Привлекает внимание картина «Гуляние на улице», приписываемая Себастьяну ВранксУ 3—1647), известному мастеру, который специализировался на изображении военных сцен и ярмарок. Kpaсивая картина с хорошо построенной композицией представляет панорамный пейзаж с высоким горизонтом за деревней и многофигурный стаффаж на переднем плане. Этот прием напоминает о манере Питера Брейгеля Старшего (1525/30—1569), чье влияние еще долго чувствовалось во фламандской живописи.
Уникальной по своему характеру для нашего собрания является картина «Лес на берегу пруда», которая заслуживает отдельной публикации. Она написана совместно Лукасом ван Юденом (1595-1672) и Давидом Тенирсом Младшим (1610-1690). Первый написал пейзажный фон, второй фигуры цыган и крестьян на переднем плане. Подобное сотрудничество было типично для фламандских и голландских мастеров XVII века. Картина интересна и тем, что ранее числилась работой голландского живописца Яна Хаккерта (1628/29 — после 1685), с творчеством которого не имеет ничего общего. Технико-технологический анализ картины подтвердил ее принадлежность фламандской школе. Аналоги с произведениями обоих художников, найденные старые публикации подтверждают подобную атрибуцию. Кроме того, в работе видны авторские переделки (пентименти), что говорит в пользу ее оригинальности, а не копийного характера.
Продолжение фламандской пейзажной линии можно усмотреть в романтизированном «Пейзаже с всадником», традиционно приписывающемся Корнелису Хейсмансу (1648—1727). В последнее время удалось определить, что картина «Карточная игра», купленная из частного собрания в Ленинграде в 1 984 году и считавшаяся голландской, на самом деле является фрагментом большого полотна - правой частью картины из Эрмитажа под названием «Караульня» Гиллиса ван Тильборха (около 1625 — около 1678), художника из Брюсселя.
В сравнении с фламандским голландское искусство — более камерное. Наши произведения в достаточной степени отражают эту особенность голландской живописи. Но в портрете Вильгельма Оранского, являющемся поздней копией с оригинала, вышедшего из мастерской Михиля Янса ван Миривелта (1567—1641), можно усмотреть определенный пафос героизации личности. Кроме того, наши картины демонстрируют жанровое разнообразие голландской живописи. Религиозная тема представлена работой «Христос среди ученых» Леонарта Брамера (1596—1674), чье творчество близко по своим задачам к стилю Рембрандта (1606—1669). Кроме вышеназванного портрета Вильгельма Оранского, имеется портрет кисти Николаса Маса (1634—1693), учившегося у Рембрандта. Ему приписывается «Женский портрет», изображающий даму в виде Флоры. Рентгенограмма показала близость манеры письма подмалёвка, мягкого и живописного, пройденного широкой кистью, приемам школы Рембрандта. Но верхний красочный слой с его завершенностью и выписанностыо говорит о новых вкусах заказчиков Маса, жившего последние годы в Амстердаме и пользовавшегося большим успехом у аристократизировавшейся буржуазии.
Среди голландских картин можно найти исполненные в жанре интерьера, как, например, «Интерьер католической
церкви» неизвестного художника, возможно, роттердамской школы. Жанровая живопись представлена небольшим подписным произведением Яна ван Дейка (известен с 1733 по 1757 «Веселая пара», которое поступило в музей как копия с картины Корнелиса Питерса Бега (1631/32-1664).
Представить себе особенности голландского натюрморта можно по «Натюрморту с крабом» Яна Янса ден Эйла (1595/96—1639/40). До этого картина приписывалась Питеру Класу (1596-1661), с ранним творчеством которого имеет много общего. Но в 2004 году, после знакомства с каталогом выставки «Нидерландская живопись XVI-XIX веков из музеев Сибири», выпущенного по материалам одноименной выставки 2002 года, Ю.А. Тарасов в своей книге «Голландский натюрморт XVII века» приписал работу Эйлу. Его доказательства приняты в музее. И действительно, если присмотреться к донышку опрокинутого бокала, то можно усмотреть глаз совы и ее клюв, что является, по мнению исследователя, криптограммой художника, пользовавшегося ею вместо подписи (Uyl в переводе с голландского означает «сова»). Собственно говоря, эта деталь привлекала внимание сотрудников музея, но считалась своего рода игрой художника с натурой, похожей на обманку. Часто осведомленность искусствоведа является решающей в определении авторства или сюжета, что и случилось при работе с данной картиной.
Привлекательность пейзажных мотивов для голландских живописцев позволяет почувствовать небольшое произведение, возможно, этюдного характера, Алларта ван Эвердингена (1621-1675). Эта работа подписная. «Пейзаж с хижиной» ранее приписывался брату Алларта Цезарю ван Эвердингену, работавшему в области мифологического жанра. Обнаруженная под слоем лака монограмма вернула картину ее создателю. Здесь интересен горный мотив, который был увиден Аллартом во время его пребывания в Швеции и неоднократно использован им позже во многих больших полотнах.
Достаточно интересным образцом итальянизирующего направления в голландском пейзаже представляется картина «Город на берегу. Втид Праги», которую с известной долей уверенности можно приписать Дирку Верхарту (известен с 1631 по 1664). Работа имеет монограмму и числилась раньше произведением Даниэля Ван Хейля, живописца из Брюсселя. Впервые предположение об авторстве Верхарта высказала Л.И. Овчинникова, сотрудница Томского областного художественного музея, в котором также хранится одно произведение этого художника с очень схожими стилистическими приемами. Обстоятельный вид города относится по типу к топографическим пейзажам, столь популярным в то время. Его особенностью является то, что в основе живописного изображения лежит так называемый «Саделеровский» вид на Прагу, созданный в 1606 году по рисунку Филиппа ван ден Босхе и гравированный Йоханнесом Вехтером, а изданный Эгидием Саделером (1570—1629). У художника имеется еще один вид Праги, проходивший на аукционе «Кристи» в Амстердаме в мае 1991 года (лот №193). Он меньшего формата, идентичен по мотиву и исполнению нашему, но сделан с другой гравюры, выполненной Йоханом Вилленбергом в 1601 году.
Несколькими работами представлены немецкие художники. Среди них надо отметить «Иродиаду с головой Иоанна Крестителя» круга Ганса фон Аахена (1552— 1616), исполненную уверенной рукой, и большой пейзаж со стадом, являющийся, согласно последним исследованиям, копией с картины Иоганна Генриха Роса (1631—1685). «Цирцея» (около 1780) Януариуса Цика (1730—1797) изящно соединяет стилистические особенности рококо с подражанием старым фламандским и голландским мастерам. Хороший «Сельский пейзаж» неизвестного художника отражает влияние классицистического стиля в немецком искусстве XVIII века и, вероятно, имеет отношение к окружению Якоба Филиппа Хаккерта (1737—1807). Интересен стаффаж этой картины, где человеческие фигурки явно заимствованы из картин Лоррена (1600—1682), а фигурки животных — из картин Карела Дюжардена (около 1622—1678).
Из более поздних работ любопытно полотно «Рафаэль и Форнарина», в котором весьма заметна эстетика «Назарейцев», представителей раннеромантического движения в искусстве Германии. Их известное почитание обожаемого ими мастера часто находило отражение в их работах. Полотно датировано 1821 годом и подписано монограммой «S. Р.». Стилистическими приемами работа близка произведениям Йоханна Шеффера фон Леонхардскофа (1795—1822), австрийского художника. В пользу данного авторства говорит «Автопортрет» рано умершего мастера, где он изобразил себя именно в таком же ракурсе, как и Рафаэля на нашей картине.
Картина Вальтера Виттинга (1864-1940) «Цветочницы» написана в 1889 году и изображает молодую женщину в трауре с девочкой, посетивших мастерскую по изготовлению ритуальных принадлежностей. Произведение являет собою пример типичных требований к мастеру реалистического направления того времени, работавшему в салонном духе, о чем свидетельствует его мелодраматическая сюжетная канва.
О значительных достижениях французской живописи XVII века можно судить по картине «Поклонение золотому тельцу», которая пришла в музей с определением «круг Пуссена». Монументальная композиция хранит следы авторских переделок и является оригинальной интерпретацией темы, к которой не раз обращался сам великий мастер. Особенности полотна позволяют вести поиск автора среди художников, испытавших влияние Пуссена. Поскольку прямых учеников у Пуссена не было, то атрибуция велась в довольно широком диапазоне: от Себастьяна Бурдона (1616-1671) — целый ряд деталей указывай на близость его стилю — до раннего Шарля Лебрена (1619—1690), который также работал, будучи в Италии - в стилистике, близкой великому мастеру. Последние данные, полученные из архива Эрмитажа благодаря помощи хранителя французской живописи XVII века Н.К. Серебряной, позволяют приписать это полотно руке Жака Стеллы (1596 — 1657). Действительно, в музее августинцев в Тулузе находится картина «Обручение Марии», где среди второстепенных персонажей справа мы можем найти женщину с такой же прической и головным убором, как и на нашем полотне среди танцующих слева. Обе они изображены в профиль. Сотрудница ГМИИ имени АС. Пушкина Е.Б. Шарнова предполагает, что это полотно, видимо, пришло в Россию в 1770 году из собрания Дюфрена, вместе с двумя «Битвами» Пуссена, купленными для Екатерины II через посредников.
К французской школе можно отнести очень интересный «Портрет мужчины в костюме мольеровской эпохи». Согласно подписи, работа принадлежит кисти Виллемарга. Художников и одновременно садоводов с такой фамилией, работавших в прирейнских областях, было несколько в конце XVII века. Установить с полной уверенностью принадлежность произведения тому или иному мастеру на данный момент невозможно. Отметим только, что импозантный образ мужчины на фоне парка со скульптурой и архитектурным декором является типичным примером воплощения в жанре портрета торжественно-репрезентативного стиля второй половины XVII века, а образ природы занимает в портрете довольно важное место и отражает, видимо, подлинные интересы нашего мастера в той области, где он был специалистом; фигура же написана менее убедительно с анатомическими ошибками.
В последнее время удалось идентифицировать еще одну французскую картину из нашего собрания. Вероятно, это копия с полотна Шарля де Лафосса (1636-1716) «Христос в пустыне, окруженный ангелами» из Эрмитажа.
Подлинной жемчужиной французского раздела может считаться подписная и датированная 1772 годом картина крупнейшего живописца руин Гюбера Робера (1733-1808) «Римский храм и колоннада Бернини». Она вобрала в себя характерные приемы романтизировано-декоративнои линии пейзажа XVIII века, где художник убедительно сво дит воедино разновременные и находящиеся в разный местах постройки, создавая свой собственный мир, в котором подчеркнута глубокая связь природы, культуры повседневной жизни. Е.В. Дерябина в статье «Живопись Гюбера Робера в музеях СССР» 1992 года проследила историю нашей картины начиная с парижского салона 1773 года вплоть до начала XX века. Стоит отметить, что наш пейзаж явился одним из первых появившихся в России благо даря графу АС. Строганову. Завершает галерею французских работ очаровательный «Портрет дамы в лиловом» неизвестного художника конца XVIII века, имя создателя которого, возможно, так и останется для нас тайной.
В провинциальных музеях часто встречаются произведения бельгийских художников. Наш музей не является исключением. В нашей коллекции есть две картины бельгийских авторов — и обе подписные. Одна из них, довольно большое полотно бытового характера «Сцена на берегу», принадлежит кисти известного мастера, родом из Антверпена, Якоба Иозефа Экхаута (1793—1861) и сейчас находится в процессе реставрации. К анималистическому жанру относится картина «Мальчик, кормящий лошадей», датированная 1845 годом и подписанная художником Шарлем Филоженом Тсхаггени (1815-1894), часто изображавшим почтовых лошадей. Яркий, немного жесткий колорит, крепкий рисунок и обращение к традициям национальной школы в выборе темы и решения образов делают ее типичным примером понимания реализма в рамках романтического движения в европейском искусстве второй половины XIX века.
Среди работ других европейских школ надо отметить «Мужской портрет», изображающий рыцаря Мальтийского ордена. Его портретные черты схожи с изображением Бернарда де Витте, приора мальтийской конгрегации в Праге, которого писал Карел Шкрета (1610—1674), выдающийся чешский художник XVII столетия. Дальнейшие исследования помогут ответить на вопрос об авторстве данной картины. Ее живописные достоинства говорят о руке крупного мастера. Портрет Бернарда де Витте Карел Шкрета писал дважды, в 1650 году и около 1670 года. Есть сведения о том, что в Москве, в собрании князей Ливен, находилась когда-то старая копия одного из его портретов.
Сейчас в музее существует постоянная экспозиция зарубежного искусства. Она впервые была открыта к 40-летию музея в 1998 году. Случайные и немногочисленные произведения живописи дают, однако, достаточно весомую картину развития западноевропейского искусства с конца XVI по XIX век на примере редких или даже выдающихся имен.
В небольшом обзоре, посвященном формированию коллекции европейской живописи в собрании нашего музея и краткой характеристике ее старой части, невозможно рассказать обо всех интересных экспонатах. Но данная публикация послужит одним из шагов к более подробному анализу отдельных произведений в дальнейшем и к знакомству заинтересованных лиц с теми сокровищами, которые хранятся в музее, в настоящем.
Александр КЛУШИН
Фотосъемка Игоря ШАДРИНА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 84 (март 2011), стр.26