Иконографию святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, в целом можно назвать единой. Такова она и в материалах из собрания Новосибирского государственного художественного музея, где хранится восемь икон с изображением этого святого.
Традиционно Симеона писали стоящим на берегу реки с удочкой и ведерком воды у ног. Иногда на плоскости одной иконной доски фигура святого повторяется в разных масштабах и разных положениях. На заднем плане располагается часовня или комплекс монастырских строений. Чаще всего изображение строится на принципах прямой перспективы.
В других музейных и частных собраниях встречаются иконы Симеона, выполненные из бисера на картоне или же в виде овальных медальонов, созданных в технике финифти. Можно встретить цветную литографию под окладом из фольги, а также редкую для православной традиции деревянную скульптуру.
В Новосибирском художественном музее есть икона XIX века, где традиционное изображение святого выполнено на золотом цированном (гравированном по левкасу) орнаментированном фоне. Другая икона имеет оригинальную, вероятнее всего, владельческую особенность: к небольшому изображению Симеона прибиты мелкими гвоздиками прямоугольные металлические штампованные образки Господа Вседержителя и Николая Чудотворца. Более того, в эту же икону слева посередине врезан овальный элемент из фарфора и слюды, прикрывающий отверстие для хранения мощей.
Обилие материалов и техник исполнения свидетельствует о народном, в значительной степени кустарном, характере изготовления таких икон. Кроме того, это безусловное свидетельство широкой популярности образа святого в Сибири и за ее пределами.
Иногда Симеона Верхотурского изображали вместе с другими святыми. Нам известно несколько типов: Симеон и Николай Чудотворец, Симеон с мученицей Натальей. Однако подробнее остановиться хотелось бы на иконе, написанной, по всей видимости, в XVIII столетии. Имя мастера остается неизвестным. Этот образ привлекает интересным композиционным решением, а также тщательно продуманной богословской символикой цвета и формы. Образ святого праведного Симеона является, на наш взгляд, гармонической частью смыслового и композиционного построения этой иконы и может быть рассмотрен только в контексте изображения в целом.
Нижнюю часть композиции составляют четыре фигуры святых, выстроившиеся полукругом слева направо. Имена святых определяются по надписям, сделанным мастером-иконописцем белой темперой над фигурой каждого из изображенных. Здесь трое святителей — Николаи удотворец, архиепископ Мирликийский, митрополит Московский Петр, Димитрий, митрополит Ростовский, — и святой праведный Симеон, Верхотурский чудотворец. Николай, Петр и Димитрий одеты в богатые архиерейские облачения, украшенные изображениями растительного орнамента, жемчуга, драгоценных камней.
Облачение Ростовского митрополита Димитрия венчает не менее роскошно украшенный головной убор — митра, являющаяся, с одной стороны, символом духовной власти и высокого положения архипастыря, а с другой — напоминанием о терновом венце, сопровождавшем крестные страдания Царя царей. В апокалиптическом предвестии апостола и евангелиста Иоанна Богослова, например, Христос описывается с фантастическим венцом на голове.
Непременным атрибутом богослужебного архиерейского облачения на иконе является так называемый саккос — длинная верхняя одежда, которую в древности делали из грубых тканей, самого непритязательного покроя как напоминание о скорби и необходимости покаяния и строгого поста. Несмотря на то, что саккосы святителей, как уже было отмечено, дополнены многочисленными украшениями, они являются постоянным напоминанием о необходимости смирения и самоуничижения, подобного жертве Христа за грехи всего человеческого рода. В чине архиерейского богослужения есть удивительные слова, которые сопровождают облачение в саккос: «Архиерее Твои, Господи, облекутся в правду». Интересно, что саккосы святителей на нашей иконе выполнены в цветовой гамме, где превалируют красный и золотой цвета. Традиционно в христианской Церкви красный - цвет жертвы, мученичества, страдания за веру. Неслучайно поэтому облачения фиолетового, темно-красного и красного цветов священнослужители надевают в дни памяти мучеников и в церковные праздники, посвященные Кресту Господню, а значит, воспоминанию страстей Христовых. Желтые и золотые одежды имеют прямо противоположную символику. Это цвета радости, ликования. Облачения, выполненные в этой цветовой гамме, употребляются в богослужениях, посвященных Иисусу Христу, пророкам, апостолам и, конечно же, святителям, трое из которых представлены на иконе.
Еще одна важная, можно сказать, центральная деталь архипастырских одеяний — омофор, представляющий собой длинную ленту, огибающую плечи святителем и спускающуюся до самого подола саккоса. У всех троих святителей на омофорах изображен крест как образ земных страданий и воскресения Спасителя. Тот факт, что омофор огибает шею архиерея, свидетельствует о бремени, которое он берет на себя, вступая на святительскую кафедру. Омофор, таким образом, объединяет в себе два основных символических значения: уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особую полно ту божественной благодати и силы, даваемых для этого архипастырю.
Возвращаясь к фигурам четырех святых, представленных в нижней части композиции, отметим, что на груди каждого из архиереев находится панагия (в переводе с греческого – «всесвятая») – медальон, на котором традиционно помещается изображение Богоматери. Слово «панагия» в христианской церковно-богослужебной практике имеет несколько смыслов. Помимо детали архиерейской одежды, так обозначается иконографический тип Богоматери, а также просфора в честь Богородицы — специально выпеченный и освященный хлеб, используемый для приготовления Честных Даров. Наконец, слово «панагия» особенно часто используется как эпитет Богоматери в текстах и обрядах христианских церквей. Мы полагаем, что всеми этими сведениями обладал иконописец, не случайно расположивший в верхней часта композиции Коронование Богоматери — популярный в XVIII веке иконографический сюжет, пришедший в восточнославянские страны из Западной Европы. Особое распространение этот сюжет получил в украинской церковной живописи.
В нашей иконе Коронование Богоматери представляет трехфигурную композицию: в центре находится Дева Мария, справа - Господь Вседержитель, слева - Христос с крестом в руках. Над ними парит белый голубь — символ Духа Святого. Трое святителей и Симеон находятся в молитвенном предстоянии Богоматери и Троице. Фигура праведника Симеона явно выделяется рядом с облаченными в одежды из дорогих тканей святителями Николаем Петром и Димитрием. Верхотурский чудотворец на иконе одет только в скромный темно-зеленый подрясник. Рясы того же цвета лишь отчасти видны под роскошными облачениями святителей. Интересно, что именно на темнозеленом фоне золотые высветления одежды Симеона, обозначающие избранность и сияние божественной благодати святого, особенно выразительны и четко видны.
В окружении прославленных архиереев фигура праведного Симеона со сложенными в молитвенном обращении руками приобретает особый смысл. Иконописец в созданном им образе реализовал два пути святости. Первый путь указан самим Христом — пастырем своего стада, пострадавшим за грехи мира. Это путь архиерейского служения, постоянно сопровождаемый вниманием паствы и всех окружающих. Второй путь — менее приметный. Это путь самоотречения и тайного служения на благо людям и во славу Бога. Это путь, избранный Симеоном.
Темно-зеленый цвет подрясника, в который одет Симеон, тоже имеет символическое разъяснение. Облачения такого цвета, как правило, употребляются в богослужебной практике в дни памяти преподобных, то есть уподобившихся своей жизнью Христу, подвижников и юродивых. Именно среди юродивых Симеон прославлен Русской равославной Церковью за свое отречение от земных благ и жизнь вопреки общепринятым нормам поведения человека в обществе.
Старинное Житие святого, сохранившееся в списках XVII—XIX веков, рассказывает главным образом о посмертных чудесах, совершенных у честных мощей Верхотурского праведника. Собственно биографическая составляющая Жития изложена достаточно кратко. Из текста мы узнаем, что «житие же его бяше доброе. Человек той бяше в Сибирскую страну с Руси пришлец, дворянского чина рождением и жительствовааше у нас в странничестве, рукоделие же его бяше еже шить нашивки на одеяние кож овчих... на теплых одеждах, сиречь шубах. Бяше же к Богу прилежен и в церковь на молитву непрестанно входен». Будучи сыном состоятельных родителей, Симеон оставляет богатство, дворянские привилегии и отправляется в далекий сибирский край. Сообщается также в тексте Жития и о строгом телесном воздержании Симеона. На некоторых иконах из собрания Новосибирского художественного музея это отражается в лике святого, истонченном, строгом, сосредоточенном.
Возвращаясь к подробно рассмотренной иконе предстоящих Коронованию Богоматери святых, отметим еще одну символическую деталь. Композиция Коронования достаточно четко вписывается в круг — общераспространенный, в том числе и в христианстве, символ вечности и гармонической завершенности, а из фигур предстоящих святых складывается форма чаши, история которой в русской иконописи отсылает нас еще к Троице Андрея Рублева, где, по предположению некоторых исследователей, именно этот образ страданий и искупления организует смысловую и композиционную структуру изображения.
Единая в общих композиционных решениях, иконография Симеона Верхотурского приобретает смысловое разнообразие за счет внимания к деталям, оригинальным техническим аспектам исполнения. Особое место в иконографии занимают совместные изображения с другими святыми. И здесь внимание к детали вновь оказывается решающим в понимании единого смыслового целого и каждой его составляющей в отдельности.
Станислав ЕРМОЛЕНКО
Фотосъемка Игоря ШАДРИНА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 84 (март 2011), стр.20