Для создания, последующего расширения и содержания городской инфраструктуры постоянно требуются большие суммы денег. В царской России городская дума для решения задач благоустройства города обычно брала долгосрочные кредиты, привлекая временно свободные деньги населения, уплачивая ему за это определенный процент. Впервые российские Муниципальные облигации появились в 1870-е годы и быстро завоевали популярность. Правом выпуска облигаций обладали лишь крупные города, остальные обходились ипотечными ссудами. Причем чем крупнее город, тем чаще городская дума пользовалась займами.
Первый заем города Петербурга был выпущен на основании постановления Санкт-Петербургской городской думы от 2 апреля 1875 года и обеспечивался, согласно ст. 117 и 139 Городского Положения 1870 года, всеми средствами города. 23 марта 1875 года вышло Высочайшее повеление о разрешении выпуска 5-процентного облигационного займа на сумму 2,9 млн рублей «для покрытия расходов по постройке постоянного моста через реку Неву». Выпущено было 12 000 облигаций достоинством в 100, 500 и 1000 рублей.
Шестипролетный Литейный мост, являясь одним из главных мостов на Неве, соединяет центральные районы Петербурга с Выборгской стороной, и перекинут через главное русло реки в глубокой ее части, достигающей практически 24 метра. Свое название мост получил от Литейного двора, основанного в 1711 году на левом берегу Невы. Большая глубина Невы, рыхлые грунты ее русла создавали большие трудности при возведении постоянных металлических мостов. Поэтому главное русло Невы вплоть до середины XIX века пересекали только наплавные деревянные мосты.
В XIX веке Выборгская сторона Петербурга превращалась в быстро развивающийся промышленный центр. С каждым годом увеличивались объемы грузопотока, проходившие через существовавший в то время наплавной мост. А бурный ледоход в начале апреля 1865 года вообще сорвал переправу. Долгое время шли споры о месте строительства постоянного металлического моста. Наконец, 22 августа 1869 года городская дума Петербурга определилась: «Быть новому мосту!» Еще до начала объявления архитектурного конкурса — 22 апреля 1871 года — городской думе предлагалось несколько вариантов строительства моста, в том числе и от иностранных фирм.
На конкурс было представлено 17 проектов. 11 декабря 1871 года городская дума отдала первое место проекту английской фирмы под девизом «Вестминстер». Но Министерство путей сообщения не согласилось с итогами конкурса, создало свою экспертную комиссию, и в результате победителем был признан инженер-полковник А.Е. Струве.
Закладка моста состоялась 30 августа 1875 года. Его конструкция представляла собой пять пролетов, которые перекрывались арочными клепаными металлическими строениями, и шестой поворотный разводной пролет, располагавшийся у левого берега, открывался как калитка. При разводке моста, осуществлявшейся восемью рабочими, поворотная ферма вращалась на вертикальной оси, которая располагалась на первой широкой массивной речной опоре. Ширина моста между перилами составляла 24,5 метра.
При возведении Литейного моста впервые в России был применен кессонный метод строительства. На дно Невы опускали большие металлические ящики — кессоны, из которых выкачивалась вода. В кессоны спускались рабочие, чтобы копать грунт и забивать сваи.
Технической новинкой стало и широкое применение стали (в качестве материала при изготовлении несущих элементов пролетов), а не чугуна, как при более раннем строительстве через Неву Николаевского моста. Это позволило увеличить пролеты арок в полтора раза.
Литейный мост стал первым в мире мостом, освещавшимся электричеством. Русский физик Павел Яблочков запатентовал свое изобретение — свечу Яблочкова. Надеясь наладить свое дело, он открыл электротехнический завод. Подрядчики,
строившие мост, решили установить электрические фонари, чтобы опробовать его изобретение.
Перила моста — высокохудожественное литье по рисунку К.К. Рахау: русалки, держащие в руках герб Санкт-Петербурга. Литые чугунные перила стояли на всех неразводных пролетах. А на разводном участке были установлены простые легкие ограждения.
Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года. Он обошелся городу в 5,1 млн рублей — значительно больше сметной стоимости. Литейный мост стал второй, вслед за Николаевским мостом, постоянной переправой через Неву в Санкт-Петербурге. В 1903 году Литейный мост переименовали в Александровский (или мост Александра II), но в 1917 году ему вернули прежнее название.
В 1964 году открылся обновленный Волго-Балтийский путь, вызвавший потребность в модернизации моста. Чтобы привести Литейный мост в соответствие с новыми условиями судоходства, в 1966—1967 годах была проведена его реконструкция. Разводной пролет был увеличен и смещен к более глубокой части русла — ширина переправы увеличилась с 19 до 34 метров. Ширина самого моста также увеличилась на 10 метров. Мост сохранил старые чугунные перила, но для разводного пролета их копии изготовили из более легкого сплава.
Вячеслав КУРИННОЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 99 (сентябрь 2012), стр.132