ПЕРИОД РЕСТАВРАЦИИ
Новая ситуация в Европе
После падения наполеоновской империи Венский конгресс (1814— 1815) полностью перекроил Европу. Стали возвращаться дореволюционные королевские династии и государства. Однако царственные особы теперь оказались совсем в другом политическом и экономическом положении, чем до эмиграции. Годы французского господства и бесконечные войны катастрофически повлияли на производительные ресурсы стран. Социальные перевороты, вызванные французской революцией, вызвали рост среднего класса, и хотя он еще не имел политической власти, его экономическая власть была уже сильной. Восстановленные монархии, еще слабые и уязвимые, уже не обладали социальным престижем и материальным богатством, которые у них были в XVIII веке. Эта ситуация повлияла на развитие декоративных искусств, и серебряного дела в частности. После уничтожения гильдий и почти полного неучастия царственных особ в делах искусства мастера оказались без всякого руководства и ориентиров, так что некоторое время были просто не в состоянии создать сколько-нибудь четкий, выразительный стиль. Кроме того, их потенциальные покупатели были разнородными, их интересовали недорогие предметы, которые становились более доступными при машинном производстве.
Упадок стиля ампир
Стиль ампир, возникший до того как к власти пришел Наполеон, пережил его падение на несколько лет. Объясняется это тем, что монархии еще не успели создать свой собственный стиль, и ампир продолжал господствовать, хотя и очищенный от явных наполеоновских символов. Поэтому французский король Людовик XVIII мог устроиться в своих апартаментах, не меняя их стиль.
Многие серебряных дел мастера, прославившиеся в период ампира (например Одио и Кайе), продолжали работать в этой традиции и выполняли заказы различных монархов даже в годы реставрации. В серебряном деле ампир продержался еще одно десятилетие, правда, постепенно теряя свои существенные черты.
Его упадку способствовали большие финансовые и экономические трудности, которые испытывали многие страны. Уровень жизни и стиль всех слоев общества в это время оказался далеким от имперской роскоши. Ностальгия по дореволюционному режиму способствовала возрождению старых традиций, и влияние английских мастеров стало распространяться по всей Европе. Чистые и изящные формы, характерные для начала века, становились все тяжелее, а гладкие поверхности начали перегружаться сложными и порой безвкусными мотивами. Постоянно варьировались цветочные мотивы. Мотив стилизованной пальметты, обычный в наполеоновский период, уступил место сочетаниям листьев аканта, которые зачастую переходили с бордюра на другие части предмета. Эта тенденция получила развитие позже, в период «эклектизма».
Влияние английского серебра
После падения Французской империи между европейскими странами начался обмен художественными стилями. В серебряном деле вкусы и традиции Англии распространились во многих государствах континентальной Европы. В силу исторических причин некоторым странам была близка англо-саксонская культура даже во время господства Наполеона. Другие же только теперь начали открывать для себя формы и декоративные мотивы, модные по другую сторону Ла-Манша. Например, в первые годы XIX века серебряные изделия скандинавских стран были ближе к неоклассицизму английского мастера Адама, чем к искусству французов. В самой Франции, где родился ампир, английский стиль, по политическим причинам, не пользовался популярностью, но после реставрации, особенно в годы правления Карла Х (1824—1830), он стал укрепляться. Дело в том, что многие французские мастера, бежавшие во время революции на Британские острова, после реставрации монархии вернулись на родину, вдохновленные теми идеями, которые они впитали во время пребывания в Англии.
Культурный обмен расширялся благодаря сотрудничеству мастеров двух стран (Одно работал в Лондоне для фирмы Гэррарда, Вехт работал на фирму Сторр, Мортимер и Хант). В духе английских традиций во Франции появились сосуды более простых форм (гладкие круглые чайники, овальные кофейники и т.п.), с некоторыми излюбленными английскими декоративными мотивами, например, рельефными фестонами, где чередовались большие и маленькие лепестки, расположенные вертикально или под разными углами. Ими украшали бордюры блюд и подносов.
Благодаря торговым связям между английскими и итальянскими городами серебряное производство Италии тоже испытало влияние английского стиля. Так, многие мастера Генуи часто создавали предметы, очень близкие по стилю неоклассическим моделям Адама.
То же можно сказать и о работах сицилийских мастеров, хотя их увлечение английской модой объясняется несколько иными причинами: англичане обнаружили, что сицилийское вино марсала не уступает испанскому хересу, поэтому во время своих поездок на Сицилию в Палермо, Мессине и Катанье виноторговцы заодно заказывали и серебряные изделия. Они регулярно привозили эти предметы из Италии в Англию, а английские — на Сицилию.
Темы и декоративные мотивы периода реставрации
В этот период искусство работы по серебру еще не обрело независимого и оригинального способа выражения, по
Европейское производство
Тяжелая экономическая ситуация в странах Пиренейского полуострова привела к резкому сокращению производства серебряных изделий. Здесь стали делать лишь церковную утварь.
Среди немногих предметов, достойных упоминания, — столовый сервиз, подаренный доном Жоао герцогу Веллингтону в честь победы при Ватерлоо. В работе над ним участвовали 142 мастера, в том числе скульпторы Пино де Гама и Жоао Тексера Пинто, которые три года — с 1813 по 1816-й работали под руководством художника Антонио Домингос де Секвейра.
Интерес представляют и некоторые изделия мастеров из Нидерландов. Они слегка подчинились диктату французского ампира и всегда тяготели к более простым формам, почти лишенным украшений. Декорирование ограничивалось фасонным литьем и рифлением, которые подчеркивали четкие линии и гладкие поверхности предметов. Только после падения Наполеона немецкоговорящие страны смогли полностью развить свой неоклассический стиль. Этому в большой степени способствовали опубликованные работы Иоганна Иоахима Винкельмана (1717—1768).
После публикации в 1821 году ряда моделей для серебра художника Карла Фридриха Шинкеля (1781—1841) ведущие мастера (такие, как Хоссауэр, Штир и Нойс) начали делать своеобразные изделия, которые в художественном отношении никак не были связаны с остальной Европой.
Во Франции Кайе и Фоконье, вдохновленные моделями Лафитта, сделали ряд серебряных предметов, в которых просматривался возврат к скульптурным элементам, чеканке и рельефам, впоследствии они стали постоянными элементами французского серебряного искусства.
Столовые приборы XIX века
В XIX веке люди стали пользоваться самыми разными столовыми приборами. Их модели в большинстве своем перешли из предыдущего столетия, варьировались лишь форма и украшения. Декоративные мотивы тоже повторяли традиционные мотивы XVIII века. Очень часто использовались цветочные и растительные мотивы (особенно в период Второй французской республики) и скульптурные элементы.
Фасонное литье позволяло создавать предметы одинаковой формы, украшенные по всей длине. Ручка ножей обычно была прямой с закругленным концом, хотя нередко она повторяла форму прошлых стилей. Лезвие теперь делали всегда закругленным на конце. Тупая и режущая его стороны были прямыми, параллельными друг другу. Во второй половине века лезвие стало короче, его форма — похожей на лопаточку, чтобы было легче подвигать пищу к вилке. При этом уменьшилась режущая способность ножа, но это компенсировали зазубрины на лезвии. Ручки иногда изготовляли из таких ценных материалов, как слоновая кость, украшали в духе знаменитых ренессансных моделей. Производство серебряных столовых приборов было стабильным, но начались эксперименты с другими материалами и сплавами — железом, оловом, латунью, никелем и сплавом никеля с серебром. Эти материалы становились популярными, особенно после усовершенствования процесса плющения металла электролизом, что позволяло заметно удешевлять столовые приборы, делая их доступными для широкого круга покупателей.
Сосуды для охлаждения вина
Они также известны как ведерки для льда. В них наливают холодную воду или кладут лед и погружают бутылки. Такие ведерки появились в Европе в последние тридцать лет XVIII века, хотя сохранились экземпляры и 1720-х годов. У них всегда — круглая или восьмиугольная форма.
Обычно их делали парами, каждое — для одной бутылки, хотя встречаются овальные ведерки для двух бутылок, например, сосуды из позолоченного серебра, сделанные Дигби Скоттом и Бенджамином Смитом в 1805 году (хранятся в Королевской коллекции). Ведерки всегда богато декорировали. Иногда их делали в форме вазы, похожей на мраморные сосуды, обнаруженные при археологических раскопках.
Пример тому — ведерки, сделанные из вермеля в 1812 году Полем Сторром, известные как уорвикские вазы. Они представляют собой уменьшенные копии мраморной вазы, обнаруженной в 1770 году на вилле Адриана, недалеко от Рима (хранится в Уорвикском замке). Существуют разные варианты таких охладителей вина — ведерки, бочонки, амфоры и чаши. Самые интересные из них сделаны в Великобритании знаменитыми мастерами того времени.
ЭКЛЕКТИКА
Серебро второй половины XIX века
В это время стали развиваться и укрепляться тенденции, которые были характерны для серебряного дела после падения французской империи. Возврат к прежним стилям, возрастающее применение промышленных способов производства и конкуренция с «штампованными» изделиями привели к возникновению эклектического стиля. Термины, которые используются для определения стиля этого периода или его частей (эклектика, историзм, романтизм и т.п.), скорее отражают стремление к лингвистическому и концептуальному упрощению, чем к установлению общего художественного выражения. Они не выражают всей сложности ситуации, различных событий и влияний, которые послужили основой для создания стиля. Поэтому прежде всего следует разобраться в том, какие его черты оказались наиболее важными и устойчивыми в общем развитии декоративных искусств, вне зависимости от места его бытования. Что же повлияло на создание этого стиля?
Во-первых, необходимо подчеркнуть важную роль международных промышленных выставок, которые все чаще стали проходить в европейских странах. Они позволяли производителям обмениваться идеями и товарами,сравнивать свои изделия с заграничными, способствовали как популяризации промышленных способов, так и обновлению ремесленных работ. Но, с другой стороны они же содействовали потере своеобразия национальных стилей. Благодаря партнерству мастеров серебряных дел, других ремесленников и творческих работников (чеканщиков, мастеров по бронзе, архитекторов, дизайнеров а больше всего — скульпторов) в серебряном деле появилась новая фигура — глава фирмы, который руководил людьми, создававшими изделия. Кроме того, увеличилось производство предметов, выполнявших только функцию украшения. Как правило, это были скульптурные изделия, не имевшие практического значения и использовавшиеся только для показа. В создании таких предметов мастера состязались, с одной стороны, друг с другом, а с другой — с производственниками, стремясь доказать, что вещи, сделанные вручную, превосходят те, что выполнены машиной, как в качественном, так и в художественном отношении. Дизайнеры промышленного производства, со своей стороны, старались добиться той точности деталей и той выразительности предмета, которые отличали работы мастеров-ремесленников.
В Англии это состязание нашло отражение в жарких дебатах между разными представителями культуры, среди которых были дизайнер Генри Коул, архитектор и писатель Огастас Уэлби Нортмор Пуджин, критик и теоретик Джон Рескин, художник и поэт Вильям Моррис. Претензии на превосходство часто приводили к созданию чересчур сложных, тяжелых, перегруженных деталями изделий, не составлявших органичного целого, с точки зрения формы и декора. Эта ситуация усугублялась тем, что в отличие от аристократии XVIII века новый средний класс и вообще вся женская часть общества приобретали серебро, не понимая его художественной ценности. Изделия зачастую покупали, только для того, чтобы подчеркнуть свой социальный статус, ибо чем богаче и пышнее выглядел предмет, тем, полагали, солиднее выглядишь и ты сам. При этом, не обращая внимания на низкое качество предметов, покупатели нередко предпочитали промышленные изделия, именно потому, что те были обильно декорированы.
Зеркала
Напомним, что в XVIII веке очень популярны были зеркала в изящных серебряных рамках, большинство из них входили в наборы с другими туалетными принадлежностями. Зеркалам придавали большое значение и в оформлении помещений. Их отражающие поверхности (во многих случаях это были зеркала из венецианского стекла) визуально увеличивали размеры комнат, делали ярче освещение и цвет, за счет чего помещения выглядели наряднее и роскошнее. Такие зеркала, хотя все реже и реже, изготавливали и в течение всего XIX века, однако их портили чрезмерные украшения, типичные для того времени.
Англия в Викторианскую эпоху
В этот период полностью проявились тенденции, которые зародились еще в период Регентства, а именно — стремление к украшательству, к некоторым гибридным формам и созданию разнообразных подарочных изделий. Возрождение рококо, особенно в начале 1830-х годов, что сказалось в схожести форм, не очень было заметно в серебряных изделиях того времени. Они стали более тяжелыми, менее изящными, их декор не отличался разнообразием.
В целом это был так называемый «усталый» стиль рококо. В середине XIX века вернулись стили века прошлого — вновь стал модным китайский стиль, повторялись неоклассические и ренессансные темы. Некоторые предметы отличало подражание готике, выполнены они главным образом под влиянием работ архитектора Огастаса Уэлби Нортмора Пуджина. Впрочем, это ощущалось в основном в изделиях церковного характера.
В Викторианскую эпоху очень много изготовляли подарочного серебра, которое презентовали при каждом удобном случае. Кроме кубков и чашек в моде были скульптуры. Их делали ведущие мастера, например, Вильям Тиил и Вайат. Именно в этом жанре больше всего проявлялись, часто в ущерб вкусу, тяга к монументальности и роскоши, напыщенность и сложность. То же самое можно сказать о центральных столовых вазах. Став чисто декоративными, они полностью утратили функциональное значение и демонстрировали техническое совершенство мастера и богатство владельца. Очень много подарочного серебра вышло из мастерских фирмы Гаррарда, которая в 1843 году после фирмы «Рен- делл, Бридж и Ренделл» стала поставщиком королевского двора. Сам принц Альберт заказал у Гаррарда много изделий, для которых он лично делал эскизы, например, для знаменитой центральной вазы в стиле позднего Ренессанса с фигурками любимых собак королевы. Очень известной была лондонская фирма Эдмунда Коттерилла, моделями которого пользовались многие серебряных дел мастера. Такой же знаменитой была фирма Джорджа ЭлкингтОна в Бирмингеме, которая наряду с изделиями, сделанными из промышленных полуфабрикатов, изготовляла предметы в сотрудничестве со знаменитыми французскими скульпторами.
Французское серебро
Во Франции интерес к прежним стилям не мешал созданию изделий
Возрастало влияние других видов искусства. Серебряных дел мастера широко использовали модели известных декораторов, художников, архитекторов, а особенно скульпторов. Такие скульпторы, как Флагман, Фёшер, Прадье, Кавелье, Прео и Бари воплощали свои эстетические идеалы в трехмерных формах и моделях, которые серебряных дел мастера переводили на свои изделия.
В правление Луи Филиппа возросла популярность неорококо, в первую очередь под влиянием Шарля Одио, который вернувшись из английской эмиграции, «привез» с собой стиль, уже утвердившийся на Британских островах. Его работы пользовались большим успехом, несмотря на их несколько чрезмерное декорирование и тяжелые скульптурные формы, отличные от изящных форм XVIII века.
Парижская выставка 1839 года открыла миру имя человека, который стал одним из самых известных и самых критикуемых интерпретаторов серебряного искусства XIX века. Это был Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис (1802—1855), чьи изделия вызывали одновременно и восторг, и критику.
Поклонники сравнивали его с великим Челлини, противники считали, что он берет всего понемногу от других мастеров. Однако нельзя отрицать, что лучшие его работы, вдохновленные скульптурными группами Флагмана, Прадье и Фёшера, великолепны по технике. Слава Фроман-Мёриса заметно возросла после Лондонской выставки 1851 года, а его трехмерные работы в ренессансном стиле пользовались спросом во всей Европе.
После перерыва в производстве, вызванного Февральской революцией 1848 года, серебряное искусство вновь ожило в период Второй Республики. Снова возник интерес к античности, стали часто использовать полудрагоценные камни и эмали, появилась мода на восточные формы и украшения — китайские и японские. Наряду с такими тенденциями были пересмотрены и переоценены стили XVIII века, в частности, неоклассицизм, к которому очень благоволила супруга Наполеона III Евгения. Однако все работы того времени носили эклектический характер. В этот период успешно творил Шарль Кристофль (1805— 1863). Он начал работать в духе Фроман-Мёриса, но быстро перешел к другому стилю. Фирма Кристофля была индустриального характера, так что многие предметы делала из полуфабрикатов с накладными элементами.
Другие европейские страны
Из-за политических и социальных потрясений во многих европейских странах производство серебряных изделий в XIX веке значительно сократилось, а качество их заметно ухудшилось. Это выразилось в некритическом отношении к прошлым стилям и к эклектизму.
Благодаря выставкам, английские и французские модели распространились в других странах и тоже вызвали обращение мастеров к монументальности и старым стилям. Их иногда комбинировали как попало, поэтому изделия не отличались художественной целостностью, хотя в техническом отношении некоторые из них были превосходными. Замечательной была и церковная утварь в неоготическом стиле, которую делали для литурги.
«Величальные» солонки
В восточноевропейских странах всегда придавали большое значение церемонии приветствия гостя. Да и до сих пор это особый ритуал — с подношением хлеба с солью и вина. Хлеб подносят в корзинке, соль — в солонке. В XIX веке в домах аристократов и богатых людей солонки были серебряными. Сохранились даже комплекты из хлебной корзинки и салфетки из серебрано они встречаются очень редко. Весьма распространенными были солонки в виде маленького стульчика, поэтому их иногда называли «тронными». Высокая спинка такого стульчика была ажурной, а сиденье, в которое насыпали соль, — с гравированным приветствием или гербом и инициалами владельца.
Россия
На фоне общего единообразия европейских серебряных изделий в лучшую сторону — большей оригинальностью — отличаются произведения некоторых русских мастеров.
В России, особенно в Санкт-Петербурге, многие мастера работали в манере, сложившейся под влиянием европейских моделей. В то время русское серебро (в основном парадные изделия) имело традиционные связи с французским и немецким. Царствующие особы и аристократия заказывали изделия у самых известных мастеров в Европе, чаще всего в Аугсбурге и Париже.
Как реакция на эту культурную зависимость в середине XIX века возникло движение художников, меценатов и интеллигентов, известное под названием «Славянское Возрождение». Оно ратовало за возрождение русских художественных традиций. Многие изделия (больше всего в Москве) стали делать в старорусском стиле: братины (кубки братства), ковши и другие традиционно русские сосуды. Это движение горячо поддерживал знаменитый мастер Карл Фаберже (1846—1920). Наряду с особо ценными вещами в стиле неорококо и предметами, предвосхитившими стиль модерн, он сделал много предметов в старорусском стиле.
(Продолжение следует.)
Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования март 2006