Неотъемлемой частью народной культуры, связанной с иконами, являлись полотенца-«рушники». Рушник— единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению — защищает святые углы, божницы, дверные и оконные проемы, свадьбы, праздники своими магическими изображениями и оберегами от сглаза и порчи, а также является пристанищем душ умерших родственников.
Что такое рушник? Вряд ли кто-то сегодня не знает этот предмет или, по крайней мере, не слышал о нем. В сегодняшнем понимании многих, рушник — это длинное вышитое полотенце, которое использовалось для встречи дорогих гостей. Но чем являлся рушник для наших прародителей, знают далеко не многие.
Рушник — это обрядовое (не бытовое), расшитое декоративное полотно прямоугольной формы из конопляного или льняного холста шириной 35—40 см и длиной 3—5 м, богато украшенное вышивкой, кружевом, лентами, браным ткачеством и тесьмой. Слово имеет корень «руш», «рух», что означает «рушить» — рвать, ломать, то есть рушник — это оторванный кусок ткани, отрез. В славянском языке корень с этим значением встречается в таких словах, которые означают одежду (рубаха) — рухо, рухлядь, то есть полотно, целостность которого нарушена. Но почему же ткань рвали, а не резали? Дело в том, что ткачество как таковое появилось намного раньше металлических ножниц. И в тот период одежду кроили, сделав надрез острым камнем, а затем ткань рвали руками.
Созвучие со словом «рука» наталкивает на ошибочное толкование слова «рушник» как полотенца для рук. Однако для вытирания использовались утирки, ширинки, рукотерки, ручники — ветошка, висящая при рукомойнике, — небольшие куски полотна, которые были украшены гораздо скромнее по сравнению с настоящим рушником. Возможно, что утирками становились части старых, уже непригодных рушников, — ведь в небогатом крестьянском быту изделия из ткани никогда не выбрасывались, а изнашивались практически до дыр.
Узоры на рушнике
Роль полотенца усиливалась нанесенным на него орнаментом. Узоры, которые обрамляют рушники, являются не только украшением, но и символизируют о связях людей со своим родом и предками.
Появление вышивки в России относят к первым столетиям Древней Руси. Рисунки часто составляли из стилизованных изображений фигур животных и человека, по узорам на окнах зимой и разнотравья полей летом. В каждой губернии, порой даже в самом маленьком уезде рождалась своя, отличная от других, техника вышивания. Условия жизни, обычаи, родная природа определяли характер вышивки и цвет. До XVIII—XIX веков каждый вышитый узор имел свой смысл и предназначение.
По технике исполнения рушники делятся на вышитые, тканые, набивные и вывязанные. Основными цветами вышивки являлись красный, черный и белый. Красный — цвет солнца, тепла и красоты, черный — символ богатства (например, чернозем), белый — символ чистоты. Одной из главных фигур в вышивке славянских народов являлась женщина в широкой юбке в виде колокола с поднятыми руками, переходящими в изображения птиц или ветви дерева (в этом изображении проявлялся культ богини земли и плодородия). Позднее в народных вышивках XVIII— XIX веков изображения птиц и животных поменяли смысл и воспринимались как выражение добра и благополучия в семье, согласия, любви между мужем и женой.
На рушниках вышивались орнаменты зооморфные (лебеди, петухи, куры, орлы, утки, олени, кони, львы), растительные (дуб, хмель, виноград, калина, мак, роза) и геометрические (круги, ромбы, зигзагообразные линии). Раскидистое дерево с мощными ветвями, оканчивающимися большими цветами (розетка), является изображением мирового дерева, древа жизни. Птицы на деревьях, вышитые на полотенцах, — это посредники между миром живых и миром мертвых. Лебеди являлись олицетворением верной любви, чистоты, уточки — знаком трудолюбия хозяйки дома и символом плодородия, голуби — символами супружеского счастья. Тема «виноградья» выражает идею изобилия, тесно связанную с предсвадебным и свадебным периодом.
Геометрический ромб — главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимали как лучи солнца. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни. Так, если он изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом, то обозначал плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу. Пустой в середине ромб означал землю или твердь. Цепочка вертикально расположенных ромбов — «дерево» жизни.
Как справедливо было замечено В. Стасовым: «Древний орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений».
Схема вышивки рушника
Выделяются 4 фрагмента узора, каждый со своим значением:
1. «Зачин». Начало вышивки. Его можно вышить узенькой полоской.
2. «Земля». Рисунок вышивается, по сравнению с «зачином», большего объема (ведь от земли идет богатство), используется растительный орнамент.
3. «Дом». Должен быть красивый, статный и высокий, показывать достаток, мастерство рукодельницы.
4. «Венец». Вышивается богато. Это то, к чему стремишься в жизни.
Причем фрагменты узора вышивки между собой отделяются либо полосками «зачина», либо вместо полоски «зачина» можно использовать кружево или мережки.
Рисунок заполнял ткань рушника на две трети. Низ рушника украшался кружевом, связанным крючком или в технике филейного вязания.
Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее, поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением.
Свадьба
Особая роль принадлежала свадебному рушнику. Не менее 40 рушников необходимо было припасти к свадьбе. Ведь по старинному народному обычаю невеста должна была одарить каждого гостя рушником, они назывались «дарьё».
Сватовские рушники — это самые большие, чтоб хватило перевязать высоких, видных мужиков, которых выбирали в сваты. Родня жениха вышивала петухов или павлинов с намеком на красоту и стать парня, дубовые листья с желудями — это богатство и крепость семьи.
Самым нарядным было рукобитное полотенце — жениху в знак согласия невесты и ее родителей на брак. Когда невеста была подготовлена к свадьбе, ее отец передавал в дом жениха посыльный рушник — знак того, что можно ехать за невестой и начинать свадьбу. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой, изукрашенное полотенчико-ширинку клали жениху в шапку. Сакрально такой рушник означал, что невеста уже «умерла» для отчего дома, и ее пора ввести в дом жениха. Рушник-ширинку повязывали на руку невесте, чтобы вывести девушку из родного дома, взяв за руку, но, не касаясь ее кожи. Запрет прикасаться к открытой коже невесты символизировал то, что она в этот момент не принадлежит миру живых: из родного дома уже ушла, а в дом мужа еще не вошла.
Перед венчанием родители благословляли молодых иконами, украшенными благословенным (родительским) рушником, на который преклоняли колени молодожены. На свадебном рушнике, который подносят родители, чаще всего изображается пара птиц (как правило, голубки или жаворонки). Они являются символом любви, добра и счастья.
Кроме птиц, на рушнике также вышивают пожелание, благословение, имена жениха и невесты. Цветочные мотивы являются символом любви, счастья, рождения детей и богатой жизни. Для свадебного ритуала обязательны были рушники на вожжи — их использовали вместо вожжей (заменены сейчас лентами на машине), обвивали дуги и укладывали вдоль спин лошадей. Все участники обряда были «намечены» рушниками: жених и невеста держали полотенце в руках, а дружка повязывал крест-накрест на груди (дружные рушники). Вот откуда пошел обычай повязывать ленты свидетелям.
Самый главный свадебный рушник носит название «венчальный». На венчании молодые становятся у аналоя на венчальный белый рушник — как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их брака. У белорусов есть выражение «встать на рушник», которое означает «выйти замуж». Во время венчания священник перевязывает руки венчающихся союзным рушником. Эта традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, их тесного духовного единения. По старинной русской традиции после венчания родители встречают молодоженов хлебом да солью, преподнося им каравай на свадебном хлебосольном рушнике. На рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) — они символизируют жениха и невесту. Рисунок олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви. Рушники с цветочными узорами чаще всего использовались в свадебных обрядах, поскольку цветы являлись не только символом плодородия и апогея лета, но и были сильнейшим оберегом благодаря своему яркому цвету, сильному запаху и целительным свойствам от «темных сил».
В современном свадебном обряде до сих пор «живет» рушник при традиционном родительском благословении и встрече молодоженов после регистрации брака. Зачастую молодые люди задаются вопросом: «Что делать с рушниками после свадьбы?» Их следует сохранить на память об этом незабываемом торжестве. В годовщину и юбилей свадьбы дом украшают рушниками и тем самым возрождают воспоминания об этом дне. Это будет передача традиций через поколения.
Разновидности рушников
Обыденные рушники вышивались в течение одного светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить.
Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота. Их никогда не ткали заранее, а только в день использования в обряде.
Если вспомнить известное выражение «скатертью дорога», которое имеет сейчас негативное значение, то раньше таким образом путникам желали счастливого пути и скорого возвращения. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам.
На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник, на котором ребенка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху.
На Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником. Выпеченные куличи и хлеба ставили на пасхальные рушники, на них часто присутствовали буквы «ХВ» (Христос Воскресе).
«Божником» называли рушник, обрамляющий иконы.
А когда умирал человек, погребальным полотенцем покрывали гроб. Затем дома, в течение сорока дней, полотенце выкладывали на подоконник, веря, что там «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие по нему вошли в дом.
Рушник играл в жизни славян сакральную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. Это история наших предков, красота и богатство духовной и материальной культуры народа.
Мария АЛЕКСЕЕВА, Ирина КУРНИКОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 99 (сентябрь 2012), стр.64