В период подготовки выставки народной иконы в Академии художеств в наше собрание попал набор вотивных подвесок. Это была часть привесов с чтимой иконы, обнаруженных в городе Клинцы Брянской области, — тридцать три подвески с изображениями мужских и женских фигур в крестьянской и монашеской одежде, запеленутых младенцев и стилизованных частей тела — ног, глаз и сердец. Учитывая очевидную их принадлежность к народной среде и особую редкость, было решено включить эти подвески в экспозицию выставки. Известно о подобных подвесах лишь то, что они пришли к нам через южные губернии, от католиков, и получили достаточно широкое распространение в России, включая и северные территории. В некоторых российских музеях привесы подобного плана имеются, но в силу небольшого их количества в основной экспозиции они не выставляются и хранятся в фондах.
Вотивные привесы (ex-voto) широко распространены в католицизме. Их приносят в дар храму по данному обету либо в благодарность. Чаще всего такие приношения совершались в Италии, Испании, странах Южной Америки, Мексике и США. Вотивные предметы обычно выполнены в виде органов и частей тела, об исцелении которых просили верующие.
На Руси пожертвованные привесы к иконам существовали с древних времен в зду.е монет, ювелирных изделий (цаты, гробницы с драгоценными камнями или чернью) и предназначались для украшения оклада иконы.
Князья, отвоевавшие образ у соседей или получившие его в дар от византийских патронов, старались украсить его богатым окладом; приближенная к князьям знать жертвовала образу заказанные у ювелира дробницы и цаты, умножая великолепие иконы и рассчитывая на ее покровительство. Мотивы людей, желающих сделать персональное подношение чтимой иконе, с тех пор не изменились. В поздний период (вероятно, не ранее XIX в.), наряду с традиционными, продававшимися в иконных лавках цатами, серебряными венцами, накладками на углы и поля оклада, которые часто украшались стразами и эмалью и предназначались для монтирования на уже существующий оклад, получают распространение привесы, подносившиеся с просьбой об исцелении или в благодарность за свершившееся по молитве исцеление. Изготовленные из драгоценного металла и изображавшие конкретного человека, часть тела или стилизованные органы тела, такие привесы утратили функцию украшения — их целью стало наглядное выражение благодарности иконе или просьбы к ней (илл. 1). После пожертвования их нанизывали на жгут, прикрепленный с внутренней стороны стекла к киоту, в котором хранилась икона. Такое понимание веры не могло не вызвать противодействия официальной церкви, тем более что просьбу о помощи верующие обращали непосредственно иконе и благодарность за оказанную помощь выражали ей же. Обеспокоенность властей по этому поводу выразилась в указе от 19 января 1722 года о снятии привесов с чтимых в народе образов (в основном это были перстни, серьги, монеты). Некоторые священники, служившие в храмах с чтимыми образами с привесами, отказывались подчиняться указу, называя выемку пожертвований ограблением.
Привесы с изображениями людей, частей тела или человеческих органов, имевшие локальное распространение в православных храмах России, еще ждут отдельного исследования. Первым этапом такого исследования мог бы стать сбор информации о сохранившихся до наших дней привесах, и в этой связи помощь коллекционеров, имеющих в своих собраниях подобные предметы и неравнодушных к отечественной истории, была бы бесценна.
Ольга ИЛЬИНА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 99 (сентябрь 2012), стр.63