Моя первая встреча с народной иконой произошла почти 40 лет назад в маленьком украинском селе Винницкой области, куда будущий муж привез меня для знакомства с его родителями. Войдя в дом будущих родственников, я впервые увидела очень яркую икону «Усекновение главы Иоанна Предтечи».
Она стояла на столике, прислоненная к чисто выбеленной стене. На ней была изображена голова Иоанна с полуоткрытыми глазами, лежащая на овальном блюде, обрамленном ярко-зеленой каймой. Блюдо было наполнено кровью, стекающей на стол. Икона была написана
непрофессионально, с явными нарушениями пропорций и нарочитой живоподобностью. Потом каждый раз, когда мы с детьми приезжали навестить родителей мужа, я сразу шла в ту комнатку, где на прежнем месте стояла эта необычная икона, от которой невозможно было отвести взгляд.
Давно ушли из жизни родители моего мужа, практически умерло некогда цветущее село, но до сих пор стоит у меня перед глазами эта удивительная икона, написанная потрясающе талантливым непрофессионалом.
По прошествии многих лет собирательства удивляешься тому факту, что контент простой, искренней, наполненной наивной чистотой народной иконы долгие годы не был востребован и не оценен по заслугам. Бывало, такую икону, написанную часто на незалевкашенной доске, собиратели, приобретая за бесценок, откладывали в дальний угол, как говорится, «на потом». Недооцененность народной иконы приводит к ее невостребованности широким кругом собирателей. Вот поэтому в небольших иконных лавках такие иконы зачастую стыдливо прячутся где-нибудь в уголочках, «не на виду».
Незавидна жизнь простеньких икон и в семьях, которым они достались в наследство от стареньких бабушек-дедушек. Такими иконами не гордятся, не ставят их на видное место, не задаются вопросом о необходимости реставрации. Исключение составляют только иконы, бытование которых окрашено какой-нибудь романтической или иной семейной легендой. Но это, к сожалению, только исключение. В основном владельцы таких икон как не ценили, так и до сих пор не ценят подобное наследство.
Таким образом, отсутствие интереса порождает поверхностное отношение к народной иконе, и в результате этого, в основной массе, эти иконы не реставрируются в должной мере и на необходимом уровне. Реставрация таких икон достаточно затратна, а результат, скорее всего, трудно продаваем. А ведь судьба иконы, требующей реставрации и не получающей ее, весьма драматична. Но еще более драматична ситуация, когда подобную икону приобретают с целью поистине варварской: смыть всю живопись и нарисовать (именно «нарисовать», а не написать) «новодельчик».
Одним из самых востребованных народных икон были иконы Богородицы. Безусловно, ни одна семья не могла обойтись без икон главной заступницы и защитницы — Божией Матери.
Небольшая иконка «Божия Матерь с Младенцем» (илл. 1), на которой Она изображена с задумчиво-грустным взглядом серо-зеленых глаз, мягким овалом лица и легким румянцем щек, — так видел сельский иконописец нежный образ Богородицы. Младенец с васильковыми глазами и мягкими кудрями, расчесанными на прямой пробор над высоким лбом, сосредоточен и спокоен. Одежды Богородицы и Младенца яркие: белая рубашка и ярко-синий хитон Младенца, оранжевокрасный с бирюзовым подбоем мафорий Богородицы. Очевидно, что икона была написана непрофессионалом: правая, благословляющая, ручка Младенца намного больше левой. Однако это несоответствие не мешает иконе обладать неповторимым обаянием.
А вот совсем другой тип народной иконы Богородицы, без всякой претензии на «красивость» (илл. 2).
Маленькая иконка Казанской Божией Матери XVIII века, оборотная сторона которой украшена крошечными декоративными уголочками из меди. Вероятно, это створка от маленького складня, написанного скорописью. Художник-самоучка использовал ограниченное количество красок, цветовая гамма иконки скудна. Лики выполнены в несколько слоев плавей, создающих их объемность, мазки быстрые, уверенные, но вместе с тем — неточные. Так, «жемчежины» на мафории Богородицы очень похожи на зрачки Младенца. Этот маленький образочек, написанный деревенским богомазом, мог брать с собой и ямщик, отправляющийся в путь, и рекрут, уходящий служить в армию, и крестьянин, идущий на заработки.
Желание ежедневно молиться святым, соименным членам семьи, просить у них помощи и поддержки, было присуще не только богатым, но и простолюдинам. Вот почему так много народных икон с избранными святыми (илл. 3). Изображенные на этой иконе святые Агриппина и Анастасий коренастого сложения, с натруженными руками, в простых одеждах. Верхние углы иконы украшены небогатым золотистым узором на черном фоне, причем узор образует подобие арки, под которой стоят святые. При всей скудности возможностей, иконописец создал икону яркую, праздничную. Образы святых понятны и близки как благочестивому заказчику, так и исполнителю заказа.
Сельскому жителю, основному покупателю народной иконы, были близки сюжеты, которые в какой-то мере отражали крестьянский быт. В результате этого до нас дошло большое количество так называемых «лошадиных» икон.
Очень редкая икона, написанная сельским иконописцем на рубеже XVIII—XIX веков, иллюстрирует чудо спасения святым Федором Тироном своей матери из плена злобного Змия (илл. 4). Икона изображает малоизвестное чудо из жития святого Федора. Святой Федор изображен стоящим у поверженного врага; на святом нет богатых лат — ведь он не офицер, а только молодой новобранец — «тирон». Побежденный святым змий жалок: покрытый редкими колючками с высунутым от усталости языком он сидит в позе собаки, послушно подающей лапу хозяину по его приказу. Матушка святого спокойно взирает на поверженного мучителя. Пейзаж скуден: горки, поросшие редкими травками, а на верхнем плане — деревья, похожие на переросшие мухоморы. Но сельский иконописец не смог обойтись без еще одного персонажа, для него очень важного, — коня. Конь наблюдает за всем происходящим из-за холма, вытянув от любопытства шею и как бы поторапливая хозяина: «Победил, так возвращайся ко мне поскорее, я уже устал ждать».
Вот еще одна народная икона, подчеркивающая любовь сельских иконописцев к лошадям (илл. 5).
На иконе «Георгий Победоносец» автор по-своему расставляет акценты важности персонажей. Для него, безусловно, главный герой этой иконы — конь. В стремительном порыве конь привстал на задние ноги, чтобы передними копытами раздавить дракона. Его грива развевается языками белого пламени, ярким огнем горит глаз, сбруя с красными ремешками подчеркивает мощную фигуру прекрасного коня. А вот фигура Георгия Победоносца явно проигрывает своему коню. Корпус неестественно развернут, тоненькие ручки с трудом удерживают несоразмерно тяжелое для них копье, слабенькая ножка с утоньшенной коленочкой не попадает в стремя. Да и фигура дракона не внушает страха. Он, поверженный на спину, пытается прикрыть свое толстенькое брюшко маленькими, похожими на гусиные, крылышками.
Каждая такая икона — это серьезный повод к изучению многообразия и неповторимости народной иконы, подкупающей своей наивной чистотой и бесхитростной красотой.
Беспрецедентная выставка «Народная икона», которая проводится в выставочных залах Российской академии художеств, направлена на кардинальное изменение вектора интереса к народной иконе, и значит — на ее сохранение как замечательного явления русского искусства.
Нина ГЕРАСИМЕНКО
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 99 (сентябрь 2012), стр.58