В преддверии юбилейной даты — 100-летие начала Первой Мировой войны — Омский Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открыл выставку «Храбрый наш казак Крючков. А Первая Мировая война в образами событиях». Из фондов музея впервые представлены зрителю коллекции плакатов, лубков и открыток. времен Первой Мировой войны. Особое место в экспозиции занимает плакат и лубок— явление уникальное и новаторское в русской культуре XX столетия.
Созданные в первые недели и месяцы военных действий — август-ноябрь 1914 года, они являются подлинными свидетелями и участниками событий Великой войны. Среди самых выразительных и эмоционально-убедительных плакатов омской коллекции - «Храбрый наш казак Крючков» и «1-й герой», на которых запечатлен реальный герой - донской казак Козьма Крючков. Личность легендарная, ставшая, благодаря официальной пропаганде, символом доблести и непобедимости русского воинства.
Подвиг Козьмы Фирсовича Крючкова (1890-1919) связан с одним из эпизодов начала войны. Попав в засаду к немцам вместе с другими казаками, он лично зарубил 11 немцев, сам получил 16 колотых ран. Оправившись от тяжелого ранения, казак Крючков продолжил сражаться на фронтах Первой мировой войны. Не нарушив присягу, он вступил в ряды Белой гвардии и погиб в Гражданскую войну. Первый георгиевский кавалер в войне 1914-1918 годов, Крючков стал эталонным героем, портретные изображения которого украшали многочисленные плакаты и лубочные картинки, почтовые открытки, пачки папирос и коробки конфет. О нем слагались песни, сохранившиеся до нашего времени... Подвигу лихого казака подражали на фронте, а в тылу он был примером смелости для уличной детворы и... дам из высшего общества.
Козьма Фирсович Крючков, переживший громкую славу и ставший одним из персонажей романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», был забыт на несколько десятилетий. История вернула имя героя, благодаря, в том числе, и произведениям с изображением и описанием его подвига.
Коллекция плакатов и лубков, представленная на выставке, поступила в музей в 1987 году из московского частного собрания. Ее историческая значимость обусловлена важнейшей ролью наглядной агитации и политической пропаганды на фронтах Первой мировой войны, где силам России, Англии и Франции противостояли войска Германии, Австро-Венгрии и Турции. Так, на картинке «Дракон заморский и витязь русский» изображен былинный богатырь, сражающийся с трехголовым змеем, у которого головы — это германский кайзер Вильгельм II, собирательный образ турецкого триумвирата, т. н. младотурецких правителей Энвер-паши, Талаат-паши, Джемаль-паши, и австрийский император Франц Иосиф I. Композиция плаката и сопроводительные тексты не оставляют сомнений в том, что сила и правда на стороне русского богатыря.
Пропагандистский плакат Первой мировой войны — уникальное явление в русской культуре начала XX столетия, соединившее в себе черты классического, народного и авангардного искусства. Опираясь на традиции русского лубка и законы западноевропейской рекламной продукции, авторы военных плакатов основной акцент делали на главных персонажах, рисуя их крупным планом и приближая к зрителю. Простое по художественным средствам и понятное по сюжету изображение призвано было пробуждать патриотические чувства и внушать уверенность в быстрой победе. Часто этому способствовали и тексты, которые воспринимались в единстве с композицией рисунка. Для народных картинок тексты чаще всего создавались на основе официальных сообщений газет и журналов. В подобных пояснениях указывались данные о месте, дате события, а также сведения о потерях вражеской стороны. Ярким примером такого подхода к созданию лубка является лист автора широко известных плакатов советского времени Д.С. Моора (1883—1946) «Баба тоже не чурбан — может взять аэроплан. На русской границе опустился неприятельский аэроплан...». Художник предлагает зрителю не только от души посмеяться над забавной сценкой с героинями — «бабами не робкого десятка» и незадачливым пилотом вражеского аэроплана, но и прочитать об этом реальном событии.
Коллекция произведений, представленная на выставке, позволяет обратиться к различным типологическим видам агитационной продукции периода Первой мировой войны и, прежде всего, к военной карикатуре. Листы «Глядите здесь, смотрите там, австриец весь ползет по швам...», «Что, Вильгеша, милый друг.», «Что ж, теперь узнаешь вкус! Потяну тебя за ус.» и другие выполнены по законам жанра сатирической графики. Отрицательные герои — немцы, австрийцы, турки — «выведены» в самом неприглядном виде: они маленькие, уродливые и очень злые... Главным злодеем был, конечно, кайзер Германии Вильгельм II, развязавший кровавую бойню между народами. Без его изображения редко обходились карикатуристы. Рисовали кайзера то в виде Наполеона, то кровожадным пауком, то обезумевшим от страха прусским воякой. Тексты, как правило, размещенные в пределах рамки изображения, писали профессиональные литераторы и поэты, среди которых был и Владимир Маяковский.
В экспозиции представлен необычный плакат вертикального формата «Сказ про мужика лукавого Василия Федорова, что в земле немецкой царем сидел...», выполненный в стиле билибинских иллюстраций сказок А.С. Пушкина. Возможно, его автор, действительно, — ИЯ. Билибин. (Такое предположение было высказано Н.И. Батуриной — крупнейшим специалистом в области русского плаката.) Не менее важную роль, чем рисунки, в композиции данного плаката играет текст. Его скомороший характер явно подчеркивает сатирическую основу произведения и настраивает на восприятие сюжета как некого театрального действа, разыгранного на городской базарной площади.
К редким экземплярам военно-патриотической продукции принадлежит плакат «Городки». Изображая русского богатыря в красной рубахе, автор прямо высказывается о непобедимой мощи России. Весь спектр изобразительных средств «работает» на идею, на символ, в роли которого выступает былинный герой. Его фигура заполняет почти всю изобразительную поверхность листа, он крепко стоит на земле и уверенно держит палицу. Образ вызывает множество ассоциаций как со славянской, так и с античной мифологией. Этот герой понятен, его решимость и отвага направлены на врагов. Роль такого рода продукции, как и других видов народного творчества (например, частушки), была значима и ответственна в период военного времени, поскольку человек из народа именно оттуда черпал не только сведения о войне, но и уверенность в победе.
Невероятный взлет в издании плакатов и лубочных картинок, наметившийся в первые месяцы войны, заметно снизился в 1915 году, и к началу 1916 года лубочный бум сошел почти на нет. Такая ситуация объяснялась не только изменением общественного настроения в условиях военного времени и осложнением экономического положения многих предприятий, но и причинами иного характера. Пропагандистский плакат и лубочная картинка, своеобразный рупор отечественных побед и ратной славы, замолк в период поражений и обострившейся в России оппозиционной войны.
Как источник печатного слова, наделенный к тому же мощной изобразительной силой, плакат и лубок не могли не попасть под цензурный надзор. Они подвергались предварительному просмотру, о чем ставилась надпись на самих листах. Вопрос о выходе в свет продукции, посвященной различным военным событиям, также решался военными цензорами. На омских экземплярах мы видим такие надписи: «Дозволено Цензурою 15 сентября 1914 г.»; «Дозволено Цензурою 20 августа 1914 г.»; «Разрешено военною цензурою. 15 ноября 1914 г.». Подобная информация для историков обладает особой ценностью, поскольку позволяет определить степень актуальности сюжета и настроение русского общества на данный период военного времени. В частности, плакаты, увидевшие свет в августе, сентябре и октябре 1914 года, широко освещали подвиг донского казака Козьмы Крючкова и других известных героев и выступали с резкой критикой канцлера Германии Вильгельма II. Русское общество верило в быструю победу. Полагали — война закончится через полгода...
Поскольку плакат и лубочная картинка, как уже отмечалось, являлись своеобразным рупором отечественных побед, а потребность в их производстве возрастала, в России к началу войны начался настоящий подъем полиграфической индустрии. Модернизация мелких и во многом кустарных литографических и типографских заведений привела к созданию типолитографий, оснащенных современными машинами и материалами — бумагой и красками. Ими в Москве владели крупные Торговые дома и Товарищества И.М. Машистова, А.П. Коркина и А.В. Бейдемана, А.Ф. Постнова, А.В. Крылова. Особой славой пользовались лубочные картинки, отпечатанные на производстве И.Д. Сытина (в экспозиции картинка «Баба тоже не чурбан.»).
Коллекция, представленная на выставке, знакомит с новыми способами промышленной цветной печати — хромолитографией и автотипией. К началу войны эти техники широко применялись в российской полиграфической промышленности и являлись основной при издании лубочных картинок, военных плакатов и открыток. Однако, несмотря на то, что внедрение новой автоматической техники на предприятиях, производивших печатную продукцию, шло полным ходом, абсолютного замещения станков машинами не произошло. Печатание цветных изображений требовало активного применения и старых ручных станков. Благодаря умелому использованию традиционных способов печати и новым технологиям промышленного производства печатная продукция Первой мировой войны «дошла» до нашего времени в прекрасном состоянии. Цветная печать, несмотря на столетний возраст, не потеряла свои эстетические качества и сияние ярких красок. Это свидетельствует о хорошем контроле как со стороны владельцев предприятий, так и цензуры.
Патриотический настрой в русском обществе в самом начале войны вызвал небывалый подъем творческих сил художественной интеллигенции. Как отмечают исследователи, с начала Первой мировой войны по 3 декабря 1914 года в России вышло около 270 военных лубков, 1500 открыток, 400 брошюр и альбомов и 200 портретов.
Небольшая коллекция открыток, представленная в экспозиции, также демонстрирует высокое качество печати и разнообразие композиционных приемов. Открытки серии «Военный заем» изданы Управлением по делам мелкого кредита (Петроград, 1916). Особое внимание в такого рода печатной продукции уделялось оборотной стороне. В частности, эту серию оформлял художник А.М. Арнштам (1880—1969). Если говорить о сюжете лицевой стороны открыток, то они, как лубки или плакаты, обладают двойной силой воздействия на гражданское население. Во-первых — сам визуальный образ. Он обладает большой силой убеждения, внутренней энергией, выразительным ритмом. Во-вторых — это тексты, обращенные к патриотическим чувствам граждан России. Например, «...чем больше денег, тем больше снарядов!» или «Спешите купить, чтобы преодолеть все преграды!». Законы рекламы патриотического характера в полной мере воплощали художники, делая искусство прикладной графики самодостаточным и художественно значимым.
Литераторы, художники, артисты, композиторы, воодушевленные единым порывом помочь фронту, часто создавали произведения искусства, наполненные патриотической символикой и мифологическими ассоциациями. К таким примерам можно отнести эскиз «Замок» к картине Н.К. Рериха (1874—1947) «Град обреченный» (1914).
Искусство мастера опосредованно отражало предчувствие катастрофы мирового масштаба. Эти настроения художник передает в рисунке «Замок», выполненном гуашью и акварелью. С первого взгляда работа поражает своей таинственностью, ощущением смутной тревоги. Замок словно «прорастает» из земли и «парит» в воздухе, излучая почти зловещую энергию. Это впечатление усиливает закрученная пирамидальная композиция, сбивчивый ритм ее вертикалей. Особо важную роль играет цветовое решение рисунка, построенное на резких контрастах синих и желтовато-зеленых тонов. Эмоциональный строй произведения созвучен с известными картинами Рериха — «Зарево» (1914) и «Град обреченный» (1914), которые и сегодня воспринимаются как философские символы, отражающие мысли и чувства Рериха-художника и великого гуманиста в начале Первой мировой войны.
Глядя на акварель Е.Е. Лансере (1875-1946) «Сарака- мыш», созданную в январе 1915 года, далеко не каждый зритель поймет: почему этот пейзажный этюд находится в экспозиции? Мало кто вспомнит события Первой мировой войны на Кавказе и победоносную Саракамышскую операцию 1914-1915 годов. Это было мощное сухопутное сражение российской и турецкой армий. За несколько дней до начала операции Кавказскую армию посетил император Николай II.
Е.Е. Лансере был одним из многочисленных художников, выполнявших роль военных корреспондентов. В марте 1915 года он был зачислен в резерв чинов Кавказской армии. Свои впечатления художник зафиксировал в «Путевых записках о поездке на Кавказский фронт 1914-1915 гг.» и множестве натурных эскизов, этюдов и зарисовок. Омский рисунок - один из них. Евгений Лансере, испытав страх и ужас от всего того, что увидел на театре военных действий, писал: «Зато это чувство и есть реальное ощущение войны...» Однако восприятие трагических событий у художника, воспитанного на эстетике художественного объединения «Мир искусства», не было лишено романтизма.
Романтизация войны вообще была свойственна многим деятелям русской культуры, особенно в самом начале боевых действий. Возможно, к Н.С. Гумилеву это относится в большей степени. Он был одним из самых ярких представителей русской культуры, участвовавших добровольцем в боевых действиях русской армии. 24 августа 1914 года поэт был зачислен в эскадрон лейб-гвардии Уланского полка, стал разведчиком конного взвода. На передовой линии фронта он показывал чудеса храбрости, был награжден двумя Георгиевскими крестами и получил офицерский чин. Сегодня для историков, не менее чем его замечательное поэтическое наследие, ценны «Записки русского кавалериста». Гумилев публиковал их на страницах петроградского журнала «Биржевые ведомости» в 1915-1916 годах. Следует заметить, что отрывки из его «Записок» наиболее часто цитируются авторами статей о событиях Первой мировой войны. В них привлекает внимание не только фактологический материал, но и живое, эмоциональное чувство художника-воина.
На портрете Н.С. Войтинской (1886-1965) мы видим острохарактерный образ Гумилева. Он написан в 1909 году молодой и никому в России еще не известной художницей. Зная трагическую судьбу поэта, многие из нас заметят: портрет художественно-выразительными средствами словно проецирует неоднозначное восприятие личности Гумилева - человека, способного на отчаянную смелость и благородство поступков.
Историки, называя Первую мировую войну Великой, Второй Отечественной, часто отмечают: «...в памяти россиян до сегодняшнего дня она остается “белым пятном”». Можно только надеяться, что памятная дата - 100-летие со дня ее начала откроет хотя бы некоторые страницы истории одной из самых кровопролитных войн XX столетия и напомнит о людях - героях этих трагических событий.
Галина СЕВОСТЬЯНОВА
Фоторепродукции Марка ФРУМГАРЦА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 125 (апрель 2015), стр.94