В современной российской экономике аналогов антикварному рынку нет. Именно поэтому многие вопросы функционирования антикварного рынка страны изучены недостаточно полно, а наличие ряда важных его особенностей вообще замалчивается. За исключением цифр, нет ничего более обманчивого, чем факты. А.Смит.
Вот только некоторые мнения известных специалистов о состоянии дел в этой полновесной отрасли современного хозяйства страны.
A.И.Вилков: «Сегодня антикварно-художественного рынка в России нет, а есть базар. Или есть процесс, а рынка нет».
B.В.Бычков: «Серьезных исследований рынка антиквариата и происходящих на нем процессов... нет».
А.А.Гилодо: «Для операторов, работающих на рынке, и для покупателей проблемой является его неструктурированность».
Но так ли это на самом деле? Возможно, столь категорические утверждения как раз и обусловлены недостаточностью теоретической проработки базовых вопросов антикварного рынка и отсутствием работ, обобщающих уже накопленный более чем за 15 лет опыт его деятельности. Публикаций на этот счет довольно много (их авторы — Ю.А.Годованец, В.В.Бычков, В.А.Дудаков, В.А.Филиппов, Л.Л.Шпаковская, А.А.Гилодо и др.), но общий целостный взгляд на проблему до сих пор не выработан. Есть основополагающие, с моей точки зрения, группы вопросов, которые лежат в основе понимания проблематики рационального функционирования отечественного антикварного рынка. Перечислим их.
Что является товаром на антикварном рынке, каковы его первостепенные свойства и что является базой ценообразования на предметы антиквариата? Какова структура отечественного антикварного рынка в целом и каков механизм взаимодействия отдельных его составляющих? Что собой представляет инфраструктура антикварной отрасли и можно ли ее усовершенствовать, чтобы приблизиться к зарубежным аналогам?
Часть I.
Товар на антикварном рынке, его свойства и цена
Попробуем посмотреть на антикварный рынок немного со стороны и с несколько другой позиции —с позиции политэкономической науки.
С точки зрения экономиста в словосочетании «антикварный рынок» слово «рынок» — определяющее. Рынок — главное, и это понятие имеет политэкономическое содержание, поэтому, чтобы прояснить ситуацию, нам придется обратиться к политэкономии, хотя бы в ее простейшем варианте.
Что же такое рынок? Рынок — это определенным образом структурированные экономические отношения отдельных индивидуумов,
1. Номенклатура антикварного товара
Антиквариат априори является товаром на антикварном рынке. Смысл, который обычно вкладывается в понятие антиквариат (от латинского antiqarius — старинный), заключается в следующем: это старинные предметы, имеющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность. В Указе Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 года «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей» предметами антиквариата называются культурные ценности, созданные более 50 лет назад, включающие следующие категории артефактов:
а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки, искусства и техники, а также предметы, относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей, государственных, политических и общественных деятелей;
б) предметы и их фрагменты, найденные в результате археологических раскопок;
в) художественные ценности, в том числе картины и рисунки целиком ручной работы, на любой основе и из любых материалов; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в том числе иконы и церковная утварь; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе изделия традиционных народных промыслов и другие художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и прочих материалов;
г) составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
д) редкие рукописи и документальные памятники, в том числе инкунабулы и другие изделия, представляющие особый исторический, художественный, научный и культурный интерес;
е) архивы, включая фоно- и фотоархивы и другие архивные материалы;
ж) уникальные и редкие музыкальные инструменты;
з) старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, отнесенные к культурным ценностям — предметам антиквариата.
В 2002 году этот указ, во многом носящий фискальный характер, в связи с реорганизационными мероприятиями, проводимыми в стране, был отменен. Однако с небольшими дополнениями этот же перечень предметов можно найти и в Законе РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1993 г.), но как таковой термин «антиквариат» в нем отсутствует. В этом законе для обозначения артефакта используется термин «культурные ценности». Полагая, что оба эти термины во многом дублируют друг друга, автор здесь и далее использует термин «антиквариат».
2. Стоимостные характеристики антикварного товара
Антиквариат, как и всякий другой товар, можно охарактеризовать с разных позиций. Это и его художественные достоинства, и время изготовления, и имя мастера или художника, и многое другое. К примеру, в ювелирном изделии это — вес драгоценного камня и его качественные характеристики, для антикварных самоваров важны их форма, объем и материал, из которого они изготовлены, для предметов декоративно-прикладного назначения важнейшие показатели — их художественное совершенство, время изготовления и т.д. Но есть только одна позиция, существенная для любого антикварного предмета, — позиция, с которой антиквариат рассматривается сквозь призму экономики, то есть определяются себестоимость товара, если она может быть вычислена, стоимость приобретения продавцом — оператором рынка, а главное — цена, по которой антикварный товар реализуется. Но что же является основой этих экономических категорий применительно к антиквариату?
В современной экономической теории наиболее распространена концепция формирования цены товара, разработанная английским экономистом А.Маршаллом (1842—1924). Согласно ей цена — это совокупная характеристика предельной полезности, издержек производства, спроса и предложения. Однако воззрения А.Маршалла на проблему ценообразования антиквариата неприемлемы уже хотя бы потому, что издержки производства антикварных изделий не поддаются никакому здравому учету. В решении этого вопроса невозможно опереться ни на учение выдающегося экономиста А.Смита (1723—1780), по которому цены формируются в зависимости от спроса и предложения, ни на воззрения столь же известного экономиста Д. Кейнса (1883—1946), утверждавшего, что цена — всего лишь следствие государственного регулирования рыночной экономики за счет увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. Нецелесообразно в нашем случае использовать и идеи других исследователей, например «маржиналистов», которые решают поставленные задачи применительно к массовому производству товаров. Как известно, антиквариат — товар штучный или, в крайнем случае, малосерийный. Обратимся к К.Марксу. Как тонко подметил известный американский экономист Дж.Гелбрейт, ученье К.Маркса слишком ценно, чтобы целиком отдать его марксистам.
Товар, по Марксу, — «вещь, которая по своим свойствам способна удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Природа этой потребности — порождается ли, например, последняя желудком или фантазией — ничего не изменяет в деле». И далее, ссылаясь на Николя Барбона (Nicolas Barbon), он пишет, что приобретение товара — «это аппетит духа, и он присущ ему столь же естественно, как голод телу,., большая часть вещей имеет стоимость, потому что удовлетворяет потребностям духа» (выделено мной. — Л.Б .). В свете этого К.Маркс выделяет потребительную стоимость: полезность вещи, ее способность удовлетворить какую-либо человеческую потребность и стоимость, которая определяется общественно необходимыми затратами на производство товара. Поскольку общественно необходимые затраты, пошедшие на «производство» предметов антиквариата, априори не могут быть известны, то субстанция стоимости как экономическая категория, присущая антикварному товару, для нас интереса не представляет. Но вот категория потребительной стоимости, как удовлетворяющая потребностям духа, для нас представляет существенный интерес. Правда, применительно к антиквариату, по моему мнению, она должна обладать интегральными качествами, то есть иметь несколько иные, чем у К.Маркса, свойства и быть носителем не только качества товара, но и его стоимости, отражающей представления об этой важнейшей характеристике товара операторов антикварного рынка в конкретных экономических условиях отечественной экономики.
3. Практические вопросы ценообразования антиквариата
Разделим потребителей антиквариата на две группы. Первая — это те, кто покупает антиквариат, чтобы удовлетворить потребности духа, вторая — те, кто покупает антиквариат с сугубо утилитарными целями — увеличить свой капитал или богатство. Теоретически точка зрения именно этих двух групп в совокупности и доминирует при определении цены антиквариата. Мотивация поведения коллекционеров во многом удачно описана Л.Шпаковской, Н.Щербаненко и другими авторами, но для большей ясности попытаемся обобщить уже известные материалы.
Группа людей, приобретающих антиквариат как элитный «духовный» товар. Основной стимул для них — внутреннее стремление к самовыражению, проявлению своего крайне развитого индивидуализма. Антиквариат — именно тот товар, который, обладая эстетическими качествами, способствует воспитанию вкуса у подобного рода людей. Привыкая к таким предметам, они постепенно усваивают, что нечто гармоничное, тщательно и с любовью сделанное из высококачественных материалов и есть Прекрасное. Антиквариат, если его рассматривать как предмет роскоши, стимулирует процесс познания категории «Прекрасное» как мировой гармонии и способствует повышению духовного уровня и культуры. Кроме того, у этой группы людей зачастую существует традиционное представление о том, что антикварные художественные изделия — это предметы роскоши, к обладанию которыми необходимо стремиться, чтобы повысить свой общественный статус. Естественно, старинные вещи, особенно если это произведения известных живописцев или художественные изделия, выполненные из дорогих материалов, являются символом материального благополучия и эффективным показателем жизненных успехов, богатства и экономической свободы их обладателя. Украшение ими частных интерьеров имеет и психологический аспект, который может быть объяснен подсознательным восприятием тех или иных моментов социального обустройства общества (илл. 1, 2).
Другая группа людей покупает антиквариат с целью аккумуляции материальных благ. Если участник второй группы — оператор антикварного рынка, то деление кругооборота Маркса: Товар — Деньги — Товар [Т — Д — Т] на два самостоятельных цикла [Т — Д] и [Д — Т] создает для него возможность накопления товара (антиквариата). При этом подразумевается, что накопленный антиквариат может трансформироваться в кратчайшие сроки в другие виды товаров или денежные средства. Иными словами, представители этой группы предполагают, что накопленный антиквариат или, по Марксу, «сокровища» — это резервуар, в который при необходимости уходят избыточные деньги, переведенные в товар, и из которых товар (антиквариат) переходит в сферу обращения при возникновении потребности в денежных ресурсах. Эта категория людей рассматривает антиквариат исключительно в контексте материальных ценностей, поэтому обладание большим количеством ценных художественных предметов для них — признак личной состоятельности и могущества (илл. 3, За).
Если мотивация поведения участников первой группы не требует пояснения, то побудительные мотивы участников второй группы будут понятнее на фактологическом материале.
В отечественной экономике наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, растут темпы добычи углеводородного и других видов минерального сырья, увеличиваются золотовалютные резервы страны и стабилизационный фонд, повышаются реальные доходы населения, многие другие показатели характеризуются положительной динамикой, а с другой — мы отстаем по темпам развития таких важнейших отраслей народного хозяйства, как, например, сельское хозяйство. В стране накапливается большое количество нефтедолларов, не находящих устойчивых и экономически выгодных сфер применения. Рост вкладов в отечественные банки не перекрывают темпы инфляции, рынок ценных бумаг весьма опасен для вложений, поскольку его состояние зависит от слишком большого количества факторов, плохо поддающихся прогнозированию и учету. Рынок недвижимости «перегрет» и тоже опасен для серьезных вложений. Доллар и евро ведут себя крайне нестабильно. Планируемые темпы инфляции составляют 8—10%, однако даже такие относительно низкие для нашей страны показатели вызовут увеличение обращаемой денежной массы в стране примерно на 20 — 25% в год. Сужение сферы прибыльных вложений делает антикварный рынок особенно благоприятным для инвесторов, где даже по коротким позициям можно получить существенный доход. Ювелирные изделия, фарфор, картины известных художников были и остаются одним из самых надежных и, главное, рентабельных способов хранения капиталов.
Как же отмеченные особенности текущего периода экономики отражаются на современном антикварном рынке? В первую очередь это проявляется в том, что на этом рынке нет и не может быть фиксированных оптовых или розничных цен. На нем есть только договорные цены, основанные на представлениях операторов антикварного рынка о потребительной стоимости товара в конкретных условиях отечественной экономики в целом и отечественного и зарубежного антикварного рынка в частности. Динамика изменений значений этих цен тесно коррелируется с динамикой изменения основных макроэкономических показателей экономики страны. В памяти любителей антиквариата еще свежи воспоминания о тех днях, когда рынок переживал стагнацию, впрочем, как и вся российская экономика, и тех днях, когда с полок антикварных магазинов сметалось все подряд, правда, и в других магазинах в это время тоже ничего не оставалось.
Было бы неверно считать, что такие процессы происходят только в России и целиком связаны с особенностями российской экономики. В Америке, как это ни странно, после трагических событий 11 сентября спрос на антиквариат вырос в несколько раз, а вот в Европе резко возросли объемы приобретения населением антиквариата в связи с переходом на единую европейскую валюту — евро. Из практики известно, что в условиях стабильной экономики цены антикварного рынка ежегодно повышаются в среднем примерно на 5%. В условиях нестабильной экономики цены за тот же период возрастают на 100% и более.
Трудно говорить о темпах роста цен во всех сегментах антикварного рынка, но, по мнению ряда экспертов, в сегодняшних условиях антикварный рынок дорожает в среднем на 15 — 20% в год. С начала 1990-х годов цены на произведения искусства и предметы старины подскочили в десятки раз. Лидерами в ежегодном росте цен на
Сегодня на антикварном рынке отмечается повышенный интерес к российскому искусству. Коллекционировать отечественный антиквариат стало модно. Свидетельство тому — успешные торги крупнейших продавцов российского искусства, аукционных домов Sotheby's и Christie's. Если в 2001 году российских картин продали на 3 000 217 фунтов стерлингов, то в 2003 году продажи превысили 6 000 000 фунтов стерлингов, а в 2004 году — уже достигли 7 000 000 фунтов стерлингов.
К примеру, на недавнем русском аукционе Christie's три картины русских художников были проданы более чем за $1000 000, еще одна — почти за $2000 000, а на аукционе Sotheby's самовар работы К.Фаберже купили более чем за $500 000 (илл. 6). Не требует объяснений тот факт, что изменение цен на мировом антикварном рынке достаточно быстро сказывается и на наших внутренних ценах.
Все изложенное позволяет сформулировать первый закон антикварного рынка: На антикварном рынке существуют только договорные цены, основанные на интегральной потребительной стоимости товара в конкретных условиях отечественной экономики.
1.Особенности антиквариата как рыночного товара
В самом слове антиквариат заложена доминанта времени. Согласно закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 01.06.1993 г. вывозу из РФ не подлежат культурные ценности, созданные более 100 лет назад. При детализации понятия «культурные ценности» ЮНЕСКО тоже опирается на эту базовую цифру (24.05.1995 г.).
Полагая, как и ранее, тождественность понятий «культурные ценности» и «антиквариат», можно сделать вывод о том, что антиквариатом считаются артефакты, созданные 100 лет назад. На практике в сферу интересов российских антикваров попадают артефакты, возраст которых зачастую большого значения не имеет.
Нынче на антикварном рынке широко представлены работы первой трети XX века в стиле ар нуво и ар деко. Оба этих стиля оказали существенное влияние на весь современный художественный мир — от изящных искусств до архитектуры включительно. К примеру, в стиле модерн — великолепные работы в стекле Эмиля Галле (Emile Galle, 1846—4904) и его учеников — братьев Августа и Антония Дом (Daum Auguste, 1853—1909; Antonin, 1864—1930), восхитительные лампы и ювелирные изделия американского ювелира Чарльза Тиффани (Charles Tiffany, 1812— 1902) и его сына Ауи Комфорта (Louis Comfort), выразительная скульптура французского художника Рауля Франсуа Аарша (Raoul Francois Larche, 1860—1912) и многие другие. Художественных изделий из керамики, железа, стекла, дерева и бронзы в стиле ар деко сегодня на антикварном рынке более чем достаточно. Приведем только несколько имен «трубадуров» этого стиля — Дмитрий Чипарус (Dimitri Chiparus, 1886—1947), скульптор румынского происхождения, работавший в основном в Париже, где он и прославился своими камерными статуэтками застывших в пируэте прославленных балерин. Алонсо Доминик (Alonzo Dominique), творивший в конце XIX — начале XX века, который обращался к библейской тематике и историческим реминисценциям на темы, характерные эпохе Возрождения и готики, а также многие другие. Среди антикваров пользуются популярностью и художественные работы, выполненные в стилистике 1930-х, 1940-х и даже 1960 — 1970-х годов, вплоть до современных артефактов. Таким образом, товар, обращающийся на современном отечественном антикварном рынке, верхней временной границы изготовления практически не имеет (илл. 7—14).
А есть ли нижняя «возрастная» граница у антиквариата? Теоретически нет. Но на практике на российском рынке вращается антиквариат не старше последней четверти XVII — начала XVIII века. Проводимые в Москве в 2004 и 2005 годах Art Culture Studio Международные Салоны изящных искусств, где среди прочих вещей были представлены предметы XVI и XVII веков, на нашем антикварном рынке пока существенно не сказываются. Более «старый» российский антиквариат почти весь сосредоточен в музеях. Иная ситуация на зарубежном антикварном рынке. Там, например, наблюдаются спрос и серьезный интерес коллекционеров на египетские памятники. На аукционах Christie's и Sotheby's регулярно проводятся египетские торги. Так, в 2004 году на Christie's были выставлены на продажу превосходная статуэтка фараона Амона Ра III и прекрасное скульптурное изображение головы священной кошки богини Бастет из бронзы с добавлением золота.
Памятник не уступает аналогам из Британского музея, известного своим собранием священных животных этой богини. Sotheby's в 2004 году за $220 800 продал великолепный мифологический папирус жрицы Амона Ченетшедхонсу, времени XXI династии, с тридцатью виньетками-иллюстрациями к ночному путешествию солнца через Дуат (в представлении древних египтян — это подземный мир за западным горизонтом, где заходит солнце). На этом же аукционе были проданы многие другие вещественные памятники той эпохи, в том числе уникальный погребальный (фаюмский) портрет, написанный восковыми красками, который вставляли на место лица в бинты мумии.
Нельзя сказать, что отечественный рынок совсем лишен древнего или археологического антиквариата. Например, в 2003 году Управление уголовного розыска криминальной милиции ГУВД Нижегородской области (отдел по борьбе с незаконным оборотом антиквариата и культурных ценностей) провело рейд по антикварным магазинам города, чтобы выявить случаи незаконной торговли археологическими находками. По информации пресс-службы администрации губернатора, предварительная стоимость изъятых из оборота предметов археологии составила $8000.
Дело в том, что согласно федеральному Закону от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты археологического наследия — это государственная собственность. Именно поэтому появление на антикварном рынке археологического антиквариата незаконно. Государство применяет для решения этой проблемы не только карательные, но и поощрительные меры. Так, власти Краснодарского края за сообщение о грабительских раскопках, археологических находках или за сдачу древних предметов материальной культуры в государственную часть музейного фонда установили поощрение.
Но, несмотря на принимаемые на самом высоком уровне решения и меры, незаконный оборот археологического антиквариата в небольшом объеме на отечественном рынке все же наблюдается. В качестве товара на нем можно найти многие предметы бытования древних народов, населявших территорию бывшего СССР, вплоть до орудий труда первобытного человека эпохи неолита, периода перехода от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, ведь в раскопках древних стоянок попадаются обработанные (шлифованные и просверленные под рукоятки) орудия из камня, наконечники стрел и копий, скребки для выделки шкур убитых зверей и т.д. Вот типичный пример — при раскопках одной из стоянок периода неолита на юге страны найдены 2 скребка для выделки шкур, 8 топоров различной формы и разной степени готовности к употреблению. При этом на некоторых образцах видны отдельные этапы процесса изготовления этих орудий. И таких примеров можно привести много с той лишь разницей, что в зависимости от места нахождения стоянок первобытного человека набор его орудий труда различен (илл. 15). Еще раз подчеркнем: археологический антиквариат является государственной собственностью. Показательно, что бережное отношение к археологическим находкам было предписано еще в 1718 году, когда Петр I издал указ следующего содержания: «Также если кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными; также какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно — також бы приносили, за что будет довольная дача». Все изложенное выше позволяет сформулировать второй закон антикварного рынка: Де-юре номенклатура антикварного товара (культурных ценностей) и определяющие его временные рамки зависят от политики государства в данном секторе экономики, де- факто — от значимых предпочтений операторов антикварного рынка.
Антиквариат — товар не воспроизводимый. Не все антиквары воспримут это положение однозначно. Действительно, ежегодно какая-то часть созданных 100 лет назад артефактов де-юре и де-факто переходит в разряд антиквариата. И через этот же промежуток времени художественные изделия, изготовленные сегодня, тоже станут антиквариатом. Более того, современный уровень развития науки и техники позволяет воспроизвести практически любой антикварный предмет со 100-процентной идентичностью. Да и в 30—40-х годах XVIII века, благодаря изобретениям А.Кола, Ф.Саважа, Дютеля, М.Гремпе, Бланшара, Б.Чевертона, Д.Уатта, произведения декоративно-прикладного искусства копировали с высокой точностью. Почему же тогда антиквариат — товар не воспроизводимый. К слову, существует даже определенная группа коллекционеров, которая собирает артефакты, произведенные сегодня, справедливо полагая, что со временем они станут антиквариатом.
Для большей доказательности этого тезиса обратимся к далекому от предмета исследования вопросу охраны природных ресурсов. Природные ресурсы делятся на восполнимые, или возобновляемые, например — основные биоресурсы морей и океанов или лесные ресурсы, и невосполнимые, или не возобновляемые, такие, как месторождения полезных ископаемых и др. К сожалению, равнозначной замены добытым из недр нефти, газу, различным рудам и т.д. практически нет. Точно так же, как нет и не может быть замены высокохудожественным творениям великих мастеров прошлого. Даже самого высокого уровня современная копия хорошей старинной работы остается всего лишь копией и очень часто, если авторство такого «шедевра» скрывается или не установлено, в кругах операторов антикварного рынка носит название, имеющее негативный оттенок, «новодела» или «фалыпака» (илл.16). Если с «фалыпаками» все более или менее ясно, то как относиться к авторским копиям, выполненным самими художниками, или к работам старых мастеров и художников, копирующих произведения своих современников или предшественников. Примеров тому множество: А.Саврасов, создавший много копий своего полотна «Грачи прилетели», Ф.Барбедьен, отливший большое количество уменьшенных копий с работ античных скульпторов, французский бронзовщик П.Ф.Томир, по заказу Демидова выполнивший в нескольких экземплярах (ставшие хрестоматийными) каминные часы со скульптурной композицией «Минин и Пожарский» и т.д. (илл. 17,18,19).
Если эти произведения искусства созданы в достаточно отдаленном от нас времени, — это, несомненно, полноценный антикварный товар. Проблема в другом — художественные достоинства всего обилия существующего на российском рынке антиквариата далеко не равноценны: бытовой или
Совсем иначе обстоит дело с бытовым антиквариатом. Его на отечественном рынке — изобилие. Это тоже товар не воспроизводимый, но в свое время его производство было поставлено на поток, поэтому он сохранился до наших дней в большом количестве, несмотря на все перипетии отечественной истории. Примером этому могут служить боташевские самовары, простые разновидности которых в конце XIX века продавались оптом — возами (илл.21). Понятно, что цены на бытовой антиквариат не идут ни в какое сравнение с ценами на антиквариат высокохудожественный. Тем не менее многим любителям старины не хватает мелочей, которые в свое время украшали быт наших дедушек и бабушек, и они покупают бытовой антиквариат по относительно высоким ценам. Общий смысл изложенного позволяет сформулировать третий закон антикварного рынка: Подлинные артефакты, обращающиеся на антикварном рынке, — товар не воспроизводимый.
Антиквариат — товар длительного и цикличного периода торгового оборота. Вторичное появление на антикварном рынке когда-то проданных
Сегодня в мире существует всего 50 подлинных пасхальных яиц этой фирмы. Первое пасхальное яйцо было изготовлено для императрицы Марии Федоровны по заказу Александра III в 1884 году, в дальнейшем она получала такой же подарок каждый год, вплоть до смерти императора в 1896 году. Николай II заказывал у Фаберже уже по два пасхальных яйца, одно — для матери, другое — для своей супруги Александры Федоровны. Последние пасхальные яйца для царской семьи были приготовлены к Пасхе 1917 года, но А.Ф.Керенский не разрешил передавать их Николаю II. Судьба этих двух работ К.Фаберже не известна. По одному пасхальному яйцу заказали князь Юсупов, герцогиня Мальборо и нефтяной магнат Э. Нобель.
Удивительно, но аж 7 яиц фирма изготовила для владелицы золотых приисков Варвары Кельх.
В 1917 году все принадлежавшие царской семье 42 пасхальных яйца были конфискованы. А.Ф.Керенский распорядился отвезти их в Москву, в Оружейную палату. С 1921 и вплоть до 1933 года их, как предметы культа, активно продавали за рубеж, после чего в России остались только 10 экземпляров. Особую роль в этих распродажах сыграл американский бизнесмен А.Хаммер, который не только сам купил 11 императорских пасхальных яиц, но и во многих сделках такого рода выступал в качестве посредника.
Более того, Анастас Микоян передал ему оригинальные пуансоны фирмы «Фаберже», благодаря чему г-н Хаммер довольно быстро наладил производство поддельного «Фаберже», в том числе и уже ставших знаменитыми на весь мир пасхальных яиц. Прибыль от их производства А.Хаммер делил пополам с Советским правительством. Позднее за настоящего «дореволюционного Карла Фаберже» выдавались изделия, выполненные в Париже братьями Евгением и Александром Фаберже (материалы монографии Т.Фаберже, В.Скурлова и др. «Фаберже и петербургские ювелиры». Санкт- Петербург, 1997).
За все прошедшие годы на аукционе Sotheby's поштучно было продано всего 7 пасхальных яиц. В основном это были яйца, принадлежащие Варваре Кельх, вывезшей их из России до революции. Последнее пасхальное яйцо фирмы «Фаберже», выставленное на аукцион Christie's, было продано в 2002 году. В 2004 году наследники Малкольма Форбса (1919—1990) продали принадлежавшую их семье коллекцию, которая включала 15 пасхальных яиц, в том числе 9 — из царского собрания, российскому магнату В.Вексельбергу на сумму (по оценке аналитиков-аукционистов) примерно $100000000 — 150000000. Владелец многочисленных масс-медиа Форбс начал собирать эту коллекцию в начале 60-х годов прошлого века.
На этом примере совершенно отчетливо прослеживается определенная цикличность в появлении описанного товара на антикварном рынке. Первая волна распродаж (1921— 1933), вторая (1960—1970) и третья, последняя, в 2004 году. Все это позволяет говорить еще об одном (четвертом) законе антикварного рынка: Антиквариат — товар с длительным и цикличным периодом обращения на торговом рынке.
Высокохудожественного антиквариата с каждым годом на отечественном рынке становится меньше. Российский антикварный рынок скудеет. Чаша весов все больше и больше склоняется в сторону малохудожественного или бытового артефакта. Этому есть несколько серьезных причин. Во-первых, высокохудожественный антиквариат не успевает появляться в антикварных магазинах и галереях, как его тут же раскупают, да он зачастую и не доходит до торговых точек. Во многом этому способствуют артдилеры, чья деятельность до сих пор не находится в правовом русле. Сегодня практически невозможно купить изделия ювелиров Хлебникова, Болина, Сазикова, Фаберже, а о картинах художников «первого ряда» — Врубеля, Серова и др. —и говорить не приходится. Их на отечественном рынке просто нет. В этом смысле зарубежный антикварный рынок намного богаче российского.
Другой важный фактор, снижающий художественный потенциал отечественного антикварного рынка, — таможенные барьеры. Оптимисты говорят, что их практически нет, а пессимисты утверждают обратное. Это напоминает ставший широко известным «философский» вопрос о стакане, наполовину наполненном водой. Он наполовину пуст или наполовину полон? Ведь в таком важном деле, как таможенное регулирование операций ввоза и вывоза антиквариата и наполнения товаром антикварного рынка, значимо все — и уровень налогов и таможенных сборов, сложность и длительность процедур оформления перемещения художественных ценностей через границу и т.д.
Без сомнения, внутренние ресурсы отечественного антикварного рынка исчерпываются, для его оживления нужны новые источники. У подтянутые выше Международные Салоны изящных искусств, уже дважды проводившиеся в Москве, вряд ли изменят ситуацию на рынке в обозримом будущем.
Не надо забывать и еще одно очень важное обстоятельство. После революции 1917 года практически все крупные собрания антиквариата были либо национализированы, либо разграблены. Так, княгиня Мещерская вспоминает, что из принадлежавшего ее семье большого собрания живописи ничего не уцелело, все было разграблено. Впоследствии она никогда не видела ни одной из своих картин в российских музеях. Бежавший из России князь Юсупов смог прихватить с собой только одно полотно Рембрандта, но его богатейшей коллекции повезло больше. Немалая ее часть сохранилась и была передана в музеи. Оставшиеся после всех революционных потрясений и последующих войн отечественные собрания антиквариата (а это основа антикварного рынка) ни по каким параметрам не могут конкурировать с собраниями европейских коллекционеров. Упомянем только обилие артефактов, появившееся во Франции уже во времена Людовика XIV, Людовика-Солнце (1638—1715). Гобеленовые, кружевные, фаянсовые и фарфоровые мануфактуры того времени наводнили Европу изделиями французского производства. Естественно, часть этих изделий сохранилась и обращается на европейских антикварных рынках и сегодня. В России их просто нет. Казалось бы, что мешает устранить барьеры между рынками? Но не все так просто. Нужны кардинальные меры по изменению государственной политики в сфере перемещения через границу РФ культурных ценностей (антиквариата). Сформулируем соответствующий изложенному в этом разделе материалу еще один (пятый) закон антикварного рынка: Антикварный рынок в условиях замкнутого или ограниченного экономического пространства перманентно беднеет.
5. Второстепенные дефиниции антикварного товара
В среде операторов рынка можно часто услышать и другие определения антикварного товара, отражающие те или иные пристрастия конкретной группы коллекционеров, например — антиквариат коллекционный, мемориальный, подписной. Активно обсуждаются вопросы, имеет ли данный предмет товарный вид и не реставрирован ли он и т.д. Такие определения рыночного продукта не имеют под собой полноценной экономической или рыночной основы, ибо коллекционным и мемориальным может быть антиквариат как художественный, так и бытовой. Достаточно много отечественных коллекционеров собирают марки и монеты, зачастую с дефектами или ошибками печати и штамповки, спичечные коробки и работы К. Фаберже, каминные часы, утюги и многое другое. То же самое можно сказать и о других, используемых операторами терминах. Иными словами, собирают практически любой артефакт, безотносительно к его художественным или бытовым дефинициям. «На вкус и цвет товарищей нет» — гласит известная пословица. Благодаря этому проблема выходит за рамки обозначенной нами темы и носит в основном социологический аспект. Очевидно, что артефакт коллекционный или мемориальный, подписной или реставрированный априори уже относится к известным и описанным выше группам: художественный, бытовой или археологический антиквариат. Понятно, что за предмет, который коллекционер считает коллекционным или мемориальным, он заплатит большую сумму, чем за аналогичный товар, не имеющий такого рода отличий. Вот несколько любопытных фактов.
Аукционный дом «Osenat-Fontainebleau» в ноябре 2004 года выставил на продажу около 800 предметов, принадлежавших Наполеону I. Все они до настоящего момента хранились в частных коллекциях потомков маршалов и генералов Наполеона. Всего вещей было продано на сумму €3 460 000. В частности, одна из рубашек, которую император носил незадолго до своей смерти на о. Святой Елены, была куплена за €53 000. Его орден Почетного легиона, украшенный 55 бриллиантами и 125 изумрудами, был куплен
Из мемориального антиквариата на международных салонах весьма востребованы письма выдающихся политических и военных деятелей, писателей, поэтов и т.д. Например, письмо адмирала Нельсона, написанное в 1800 году леди Гамильтон, продано на аукционе Christie's за рекордную цену — 117 250 фунтов. В 2002 году на аукционе Sotheby's за 10 000 фунтов стерлингов была продана факсимильная рукопись М.Ю.Лермонтова с текстом известного стихотворения «Кинжал».
Все, что связано с легендарной группой «Биттлз», коллекционеры ценят особо. Это могут быть бытовые предметы, рукописи текстов песен, воспоминания обслуживавшего группу персонала и т.д. 600 000 фунтов стерлингов было уплачено одним из поклонников этой группы за факсимильный рукописный текст песни Джона Ленона «Все, что вам нужно, — любовь». Принадлежавшие ему же пианино и футляр для очков были проданы на аукционе за 140 000 и 55 000 фунтов стерлингов, соответственно.
Леонид БУРДО
Продолжение следует.
Автор благодарит антикварные галереи «Александр», «Невский, 20» и лично 3.Малаеву за предоставленные материалы.
Антиквариат, предметы искусства и коллекционирован