Современные исторические данные указывают, что замок был изобретен на Ближнем Востоке. Один из древнейших известных замков был найден при раскопках в Хорсабаде, близ Ниневии. Это сложный деревянный замок с целой системой деревянных штифтов, которые приводились в движение ключом с выступами. Возраст его составляет около 4000 лет.
Замки и ключи упоминаются уже в текстах Ветхого Завета (в Книге пророка Исайи и Книге Судей Израилевых). Подавляющее большинство известных сегодня древнейших замков найдено в Египте, и практически все они сделаны из дерева твердых пород. Металлические — как правило, из железа — замки начали делать римляне, хотя уже древние греки стали применять в замках отдельные детали из металла. Римские мастера, судя по всему, изобрели так же и «бородки» — выступы на ключе, благодаря которым открыть замок мог только определенный ключ. Запорный механизм обычно приводил в действие простой засов (ригель, «язычок») прямоугольного или квадратного сечения, хотя некоторые древне-римские замки имели уже подпружиненные ригели. Римские замки очень мало отличаются по размерам и устройству от средневековых и, по-видимому, изготовлялись с помощью аналогичных инструментов.
В XV веке работу над кованым замком для сундука мастер начинал с листа железа, который он отбивал молотом до достижения требуемой толщины, а затем ножницами вырезал заготовку нужной формы. После этого на внутренней стороне полученной пластины сооружался механизм замка, который крепился к основе железными шпильками или заклепками, головки которых с обеих сторон расколачивались для обеспечения максимально надежного крепления. За исключением замков наилучшей работы, внутренние детали механизма замка обычно обрабатывались очень грубо, зато снаружи он зачастую был богато украшен. Обычными были украшения рельефной чеканкой, просечкой, ажурной резьбой. Иногда декорировался не сам корпус замка, а накладки — длинные прямоугольные пластины с ажурным узором. Изготовление узора было традиционным: в пластине пробивали отверстия пробойником, затем надфилями и пилочками выпиливался узор, после чего накладки крепились на корпус замка. Часто под накладки помещали позолоченные латунные листы или ткань. Отдельным деталям замка могла чеканкой придаваться форма человеческой фигуры; скважина замка могла быть скрыта вращающейся навеской.
К концу XV века мастера по замкам разработали сложные пружинные механизмы, перемещавшие отдельные детали замка. В XVI веке получили широкое распространение замки для сундуков с несколькими засовами (ригелями). В замках самой тонкой работы механизм стал крепиться к основе винтами, а тонкие пружины закрывались защитными пластинами.
Немецкие замки XVI—XVII веков украшались узорами, нанесенными техникой травления. Наиболее популярными мотивами таких узоров были человеческие фигуры, ленты и миниатюрные завитки. Вероятно, ремесленники в таких центрах, как Нюрнберг, в то время уже поставляли мастерам стандартные заготовки для замков в виде плоских железных пластин определенного размера и формы с уже готовым нанесенным декором.
Во второй половине XVII века мастера по замкам стали устанавливать замковый механизм в глубокий прямоугольный короб, сделанный из толстых железных пластин. Эти короба украшались гравировкой, часто с именем мастера; иногда, особенно во Франции, — ажурной резьбой или насечными узорами. Дизайн замка практически всегда повторялся в дизайне ключа. Считается, что наиболее сложные и красивые замки из дошедших до нас изготовлялись с целью демонстрации способностей мастера, которая была необходима для приема его в ремесленную гильдию.
В XVI веке для изготовления навесок, прикрывавших замочную скважину (одновременно они служили и украшением замка), широко использовалась латунь. Во второй половине XVII века для производства замков выпускались заготовки — корпуса из литой латуни, прежде всего в Англии, где такие заготовки широко использовал знаменитый мастер Вилкс (Wilkes) из Бирмингема. Замки исключительно тонкой работы с клеймом мастера Уолтера Бикфорда (Walter Bickford) практически всегда украшены накладными пластинами из позолоченной латуни с ажурными узорами, обычно закрепленными на основе из синей стали. Оба этих мастера делали замки со счетчиком, показывавшим, сколько раз пользовались замком.
Можно сказать, что производство замков современного типа началось в 1778 году с изобретением английским мастером Робертом Барроном замка с реверсивным механизмом двойного действия. Этот замок имеет два рычага (тумблера), которые надо поднять на определенную для каждого из них высоту, чтобы перемещение засова (ригеля) стало возможным. Дальнейшие усовершенствования в эту конструкцию внесли такие мастера, как Чабб (Chubb) и Брама (Bramah). Брама привлек к сотрудничеству инженера Генри Модели (Maudsley), и они вместе запустили машинное производство деталей запатентованного Брамой замка.
Механизм широко известного замка, запатентованного Лайнусом Йелем (Linus Yale) в 1848 году, работал по принципу подъема штифтов ключом, подобно древнейшим египетским замкам. Цилиндр замка Йеля поворачивался только после того, как штифты совмещались требуемым образом. В целом можно сказать, что мастера XIX—XX веков основное внимание уделяли надежности и безопасности замков, в первую очередь их защите от несанкционированного вскрытия, а не декору и другим художественным достоинствам.
В XVI и XVII веках значительную долю продукции мастеров по замкам составляли висячие замки. Они были исключительно разнообразны по форме — от массивных простых коробов до затейливых маленьких замочков сферической формы. В XVIII веке в Европе были широко распространены плоские замки в форме щита. Замки с секретом, для открытия которых требовалась целая серия сложных операций, мастера часто делали для собственного развлечения либо для того, чтобы показать свое искусство.
Интересна эволюция ключей. В средние века бронзовые ключи отливали в двухчастной форме, а затем начерно обрабатывали напильником. Первые железные ключи на первой стадии изготовления выковывали, как правило, довольно грубо, и потом так же грубо придавали окончательную форму напильником и пробойником. Напротив, стальные ключи, которые начали делать с XV века, были зачастую настоящими шедеврами. Лучшие их образцы выделывались ковкой и чеканкой, а также обработкой на токарном станке.
Мастер по замкам использовал целый ряд разнообразных инструментов — маленькие молоточки, миниатюрную наковальню, печь для нагрева и отжига изделия. Для работы нужны были также дрели, пилочки и напильники. Пробойники и чеканы использовались для обработки отдельных деталей замка, волочильная доска (фильеры) была необходима для изготовления шпилек и заклепок, фиксировавших детали механизма. Ключи вытачивались на токарном станке; в мастерской, как и сейчас, всегда был запас заготовок для ключей, на которых нарезались бородки.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 101 (ноябрь 2012), стр.90