Отечественная война 1812 года и заграничные походы 1813-1814 годов оказали огромное влияние на русское общество, вызвали невиданный патриотический подъем, адежды на обновление страны на основе законности и справедливости. В эти годы создаются многочисленные портреты участников военных действий: М.И.Голенищева-Кутузова, М.Б.Барклая де Толли, П.Х.Витгенштейна, генералов Раевского, Кульнева, Блюхера, Сеславина, Платова, Паскевича и других.
Надо сказать, что военные занимали особое место в структуре российского государства. Служба в армии считалась долгом чести, поэтому в портретах героев войны 1812 года отразились, при всем различии индивидуального облика моделей, осознание ими высокого воинского долга, чувство собственного достоинства. В эти годы создаются графические серии портретов участников войны — это и альбом рисунков французского художника Луи де Сент-Обена, гравюры Ф. Вендрамини, С. Кордели, Т. Райта и многих других. Эта тематика широко использовалась для декорирования предметов из фарфора и стекла.
В стекольном производстве, а это Императорский стекольный завод и частный завод Бахметева, выпускались стопы, стаканы, бокалы и другие предметы с портретами героев войны 1812 года или с триумфальными надписями. На фарфоровых производствах того времени — Императорском фарфоровом заводе, заводах Гарднера, Попова, Сафронова и, конечно, на заводе Батенина — выпускались, в основном, чашки с блюдцами, реже — сервизы с портретами императора Александра I, Кутузова, Витгенштейна, Блюхера, Платова, Сеславина... Очень часто и для стекла, и для фарфора использовали одни и те же гравированные портреты.
В коллекции русского фарфора Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» находится несколько предметов, выполненных на фарфоровом производстве купца Батенина в Санкт-Петербурге (1814— 1834 (?) гг.). Какие это предметы?
Чашка с блюдцем 1810-х годов с профильным монохромным портретом императора Александра I. Роспись на чашке выполнена по гравюре Т. Райта (1816 (?) г.) с медали И.А. Шилова (илл. 1). Чашка 1810-х годов с портретом графа П.Х. Витгенштейна. Роспись на чашке выполнена с гравюры И. Ческого, скорее всего, по оригиналу художника П.Э. Рокштуля (1812—1813 гг.) (илл. 2). Чашка с блюдцем с портретом генерала И.Ф. Паскевича, конец 1820-х годов. Роспись на чашке выполнена по гравюре Г. Доу 1825 года с портрета кисти Джорджа Доу, написанного для Военной галереи Зимнего дворца (галерея была открыта 25 декабря 1826 г.). Паскевич ко времени написания портрета и создания гравюры — в звании генерал-адъютанта (илл. 3). Чашка с блюдцем с портретом неизвестного военного, так она числится в музейном инвентаре (илл. 4).
Наша задача определить, кто изображен на портрете и когда была изготовлена на заводе Батенина эта чашка с блюдцем. Атрибуция затрудняется тем, что мастера росписи по фарфору, особенно на частных заводах, не всегда точно передают черты лица изображенного на портрете или гравюре.
Рассмотрим внимательно портрет. На чашке изображен генерал в общевойсковом мундире, с голубой лентой ордена Святого Андрея Первозванного через плечо, звездами орденов Святого Александра Невского, Святого Владимира, Святого Андрея Первозванного и четырьмя орденами Святого Георгия Победоносца.
За всю историю России только четыре человека стали полными кавалерами ордена Святого Георгия:
М.И. Кутузов (1745—1813), генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский;
М.Б. Барклай де Толли (1761—1818), генерал-фельдмаршал, князь;
И.Ф. Паскевич (1782—1856), генерал-фельдмаршал, граф Эриванский, светлейший князь Варшавский;
И.И. Дибич-Забалканский (1785—1831), генерал-фельдмаршал, граф.
Портреты Кутузова, Барклая де Толли и Паскевича достаточно хорошо известны. Значит, на чашке портрет И.И. Дибича?
Поскольку мы в изучении портрета «неизвестного» ориентируемся на орден Святого Георгия, предварим нашу атрибуцию сведениями о самом ордене.
Орден был утвержден 26 ноября 1769 года императрицей Екатериной II. Полное название ордена — Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. В статуте ордена было сказано: «...ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Святого Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою выполнил во всем при присяге, чести и долгу, но сверху сего ознаменовал себя на пользу и славу Российского оружия особенным отличием». Эту награду мог получить тот, кто «лично предводительствуя войском, одержит над неприятелем, в значительных силах состоящим, полную победу, последствием которой будет совершенное его уничтожение» или «лично предводительствуя войском, возьмет крепость». Орденом также награждали за взятие неприятельского знамени, захват в плен главнокомандующего или корпусного командира неприятельского войска и другие выдающиеся подвиги.
Орден Святого Георгия подразделялся на четыре степени:
Награждение производилось с 4-й степени, затем вручался орден 3-й, далее — 2-й и, наконец, орден Святого Георгия 1-й степени. Лента всех степеней ордена имела чередующиеся три черные и две оранжевые продольные полоски.
Первым делом необходимо было посмотреть портреты Военной галереи Зимнего дворца, она была открыта в 1826 году, и, возможно, мы найдем нашего героя. Действительно, портрет Дибича есть в галерее, он был написан Доу в период с 1821 по 1825 год (илл. 5).
На портрете И.И. Дибич изображен в генерал-адъютантском мундире образца 1815 года, на левой стороне груди — звезды орденов Святого Александра Невского и Святого Владимира 1-й степени. Датировать портрет можно между 12 октября 1821 года, когда Дибич был награжден орденом Святого Владимира 1-й степени, и 7 сентября 1825 года, когда портрет был передан для размещения в галерее. К этому времени он был уже кавалером ордена Святого Георгия Победоносца 4-й степени, полученном в 1808 году за участие в военной кампании против Наполеона 1805—1807 годов, и 3-й степени, полученном в 1812 году за сражение под Полоцком.
Но на чашке явно другой портрет. В росписи предмета завода Батенина мы видим у Дибича ленту и звезду ордена Святого Андрея Первозванного и все четыре знака ордена Святого Георгия Победоносца, поэтому наша задача состоит в том, чтобы выяснить, когда были получены эти знаки отличия, и найти графическое изображение, с которого, очевидно, и сделан портрет. Это не только поможет определить иконографию, но и датировать фарфоровый предмет. Обратимся к военной биографии Дибича. И.И. Дибич был автором плана ведения войны с Турцией в 1828—1829 годах, в ходе которой фактически управлял армией при нерешительном и старом фельдмаршале Витгенштейне. С 1829 года — главнокомандующий действующей русской армией. Одержал победу при Кулевче (1829 г.), овладел крепостью Силистрия (1829 г.), совершил переход через Балканы к Адрианополю, создав угрозу Стамбулу, за что получил титул Забалканского. В сентябре 1828 года за организацию осады и взятие Варны награжден лентой и орденом Святого Андрея Первозванного. Орден Святого Георгия 2-й степени он получил за сражение в битве при Кулевче в июне 1829-го, а 1-й степени — в августе того же года за взятие крепости Силистрия, переход через Балканы и заключение Адрианопольского мира с Турцией. Следовательно, чашка с блюдцем на заводе Батенина выполнена в 1829—1830 годах, и на ней мы видим портрет графа И.И. Дибича-Забалканского, генерал-фельдмаршала, не только героя войны 1812 года, но и героя войны с Турцией 1828—1829 годов.
Теперь нам следует найти гравюру, с которой был сделан портрет на чашке. Воспользуемся двумя самыми известными изданиями по русской графике — это «Подробный словарь русских гравированных портретов» ДА. Ровинского (СПб., 1887) и «Каталог русских гравированных и литографированных портретов» из собрания А.В. Морозова 1913 года. В словаре Ровинского приводится гравированный портрет И.И. Дибича, выполненный Томасом Райтом1 с портрета Дж. Доу2, из галереи Зимнего дворца (илл. 6). Портрет без фона, гравюра пунктиром, поясной, 3/4 влево, с подписью на английском и русском языках: «Иван Иванович/ Барон Дибич Генерал Лейтенант и Генерал Адъютант», Лондон, 1823 год. Второй вариант этой же гравюры и с теми же подписями вышел в мае 1824 года, а третий вариант, судя по надписи под гравюрой «Иван Иванович/граф/Дибич-Забалканский», выпущен в 1829 году. Упоминаются у Ровинского еще несколько вариантов той же гравюры Райта, напечатанные в 1829 году.
В каталоге Морозова приводятся те же гравюры с портретом Дибича, что и у Ровинского, за исключением одной (илл. 7): без фона, гравюра пунктиром, 3/4 влево, с надписью «Генерал Фельдмаршал/Граф/Иван Иванович/Дибич Забалканский». Этого же типа упоминаются гравюры резцом и пунктиром 1829 года. Однако это не те гравюры, с которых могла быть сделана роспись на чашке завода Батенина. Поиски гравюры велись и в Интернете, и вот, наконец, на сайте Hrono.ru (биографический справочник) Dibich.html, в биографической статье об Иване Ивановиче Дибиче, находим несколько портретов, в том числе нужный для атрибуции портрета на чашке (илл. 8). В основе почти всех графических изображений И.И. Дибича лежит портрет, гравированный Томасом Райтом с портрета Доу, меняются только орденские ленты, мундиры, знаки отличия.
Подводя итог проделанной работы по атрибуции портрета на чашке завода Батенина, делаем вывод: чашка с блюдцем завода Батенина с портретом неизвестного военного была выполнена на заводе в 1829—1830 годах. На чашке полихромная роспись (илл. 9) — поясной портрет генерал-фельдмаршала, графа, полного кавалера ордена Святого Георгия Победоносца И.И. Дибича-Забалканского. Портрет выполнен с одного из вариантов гравюры Томаса Райта того же времени.
Следует отметить, что портрет И.И. Дибича на фарфоре встречается крайне редко. В каталогах коллекций фарфора музеев Москвы и Санкт-Петербурга и некоторых частных собраний фарфоровых предметов с портретом героя войны 1812 года и войны с Турцией 1828—1829 годов генерал-фельдмаршала Дибича-Забалканского опубликовано не было. Чашка с портретом И.И. Дибича единственная в собрании Государственного музея керамики, а музей обладает одной из лучших коллекций русского фарфора в России.
Елена СТРЕЛКОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 101 (ноябрь 2012), стр.46