10 и 11 мая 2005 года в Париже (аукционный дом Piasa, отделение Drouot-Richelieu), состоялся аукцион, на котором к продаже была выставлена уникальная коллекция одежды, аксессуаров, декоративно-прикладного, созданная великим модельером начала ХХ века – Полем Пуаре. Частные коллекционеры, музеи, специалисты в области высокой моды и просто ее почитатели рассматривали эти торги как экстраординарное событие, которое, с одной стороны, давало возможность познакомиться с многочисленными оригинальными произведениями выдающегося кутюрье, а с другой стороны - предоставляло редкий шанс пополнить свои коллекции ценными предметами.
После решения внучки Поля и Дениз Пуаре — Софи продать семейную коллекцию три года продолжалась напряженная работа представителя аукционного дома Piasa Пьера-Эммануэля Оды и эксперта моды Франсуаз Огю, которые по архивным документам и фотографиям, буквально «по кусочкам» восстановили историю вещей. Был издан каталог в двух томах с хорошо проиллюстрированными и прекрасно документированными лотами.
Выставка всей коллекции, состоявшаяся перед аукционом 21—24 апреля 2005 года в мастерской французского дизайнера Аззедина Аллайи, придала предстоящим торгам широкий резонанс и привлекла большое количество участников, которые в течение двух дней яростно сражались за право обладать шедеврами кутюрье. За считанные секунды этой ожесточенной борьбы, проходившей в зале и по телефону, скромные цены аукционного каталога выросли в 10 раз от первоначальной стоимости. 532 лота (более 600 предметов) были проданы на сумму свыше €1 800 000 ($2 400 000), что ознаменовало два мировых рекорда.
Исключительная по своему значению художественная и историческая ценность коллекции, дошедшей до наших дней благодаря супруге Поля Пуаре — Дениз, а также сам факт ее беспрецедентной продажи с молотка, заставляет нас внимательнее посмотреть на это событие и поближе познакомиться с создателем этой коллекции и представленными в ней выдающимися произведениями.
Поль Пуаре — великий модельер начала XX века
Поль Пуаре родился 8 апреля 1879 года в Париже, в семье торговца тканями. Он рано обнаружил свое призвание, поэтому в 19 лет уже стал ассистентом известного французского модельера Жака Дусе, который высоко оценил художественный вкус и талант молодого Пуаре. У своего знаменитого учителя он научился не только портновскому мастерству, но и умению общаться со звездами театра. После кратковременного прохождения военной службы в 1901 году Пуаре устроился работать в другой известный модный дом, принадлежавший сыновьям Чарльза Ворта — Жану-Филиппу и Гастону. Приобретенный к тому времени опыт, а также горячее желание самому стать законодателем моды постоянно заставляли Поля Пуаре стремиться к открытию собственного дома моды. Эта мечта сбылась, когда мать Пуаре, беззаветно любившая сына и безгранично верившая в его талант, в 1903 году дала ему 50 000 франков на заведение собственного дела. Через три года напряженной работы Пуаре добился успеха: его стали узнавать на улицах, в ресторанах, на праздники к нему съезжались многочисленные представители знати, бизнеса и богемы.
В 1905 году модельер женился на очаровательной Дениз Буле, которая впоследствии стала одной из самых элегантных женщин Парижа. Мать пятерых детей, Дениз Пуаре была настоящей музой для своего мужа, вдохновляя его на создание самых удивительных и роскошных нарядов. Поль Пуаре ввел в моду стиль империи начала XIX века, освободив женщин от корсета и заменив его бюстгальтером и легким поясом для чулок. Находясь под сильным впечатлением «Русских балетов Дягилева», модельер привнес в одежду восточные мотивы, которые сказались и в крое одежды, и в аксессуарах, и в использовании роскошных тканей и изысканной орнаментики. Огромное значение для распространения этой модной тенденции имел один из самых грандиозных костюмированных праздников в Париже, названный «1002 ночь». Пуаре осознанно творил моду и ту особую, едва уловимую атмосферу, которая проникала во все сферы повседневной жизни.
Модельер очень любил современное искусство и сознательно окружал себя такими талантливыми художниками, как Поль Ириб, Жорж Лепап, Эрте, Рауль Дюфи, Дунайе де Сегонзак и другие, которые впоследствии внесли ценный вклад в развитие искусства XX века. С каждым из них он находил те особые точки соприкосновения для совместного творчества, которые способствовали рождению многих выдающихся произведений кутюрье.
В 1911 году Пуаре открыл детскую художественную школу «Ателье Мартин» и организовал собственное предприятие по производству духов «Розин». Много разъезжая с группой манекенщиц, он устраивал показы своих коллекций в разных городах мира: Лондоне, Берлине, Вене, Брюсселе, Санкт-Петербурге, Москве, Нью-Йорке. Из заграничных поездок модельер привозил разнообразную народную одежду, которая потом становилась для него источником вдохновения. Вплоть до Первой мировой войны продолжалось поистине триумфальное шествие Пуаре в качестве законодателя моды по многим странам и континентам. После войны тон в одежде начали задавать Коко Шанель и другие модельеры, предложившие современникам значительно более демократичные модели. Роскошные же наряды Пуаре в условиях изменившейся жизни перестали пользоваться спросом. Последней попыткой Кутюрье вернуть свою былую славу стала международная выставка, проходившая в Париже в 1925 году. Однако публика очень прохладно отнеслась к его моделям, поэтому через несколько лет он был вынужден закрыть свой дом и объявить себя банкротом. Осознание того факта, что он больше не властен над временем и модой, Пуаре переживал очень тяжело. Его отношения с женой, его музой, стали невыносимыми, и в 1928 году они развелись. Дениз, уходя от Пуаре, забрала изумительные наряды, созданные великим модельером специально для нее. Она хотела сохранить их в память о большой любви и том особом творческом союзе, благодаря которому родились эти настоящие шедевры высокой моды. Кроме этого, Дениз взяла с собой фотографии, некоторые личные вещи самого Пуаре, детскую одежду и другие предметы, напоминавшие ей о двадцати трех годах счастливой семейной жизни. До самой смерти она вдыхала в эти предметы жизнь, чтобы сохранить их для потомков. Именно они и составили ту коллекцию, которая была выставлена на аукцион 10 — 11 мая 2005 года в Париже под названием «Свобода в творчестве: Вселенная Поля и Дениз Пуаре (1905 — 1928)».
«Свобода в творчестве: Вселенная Поля и Дениз Пуаре
(1905 — 1928)»
Большая часть коллекции — разнообразные наряды Дениз Пуаре, которые были созданы ее мужем в 1905 — 1928 годах. Это нижнее белье, повседневные и выходные ансамбли одежды — платья, юбки, блузки, а также пальто, головные уборы и обувь. Помимо этого в коллекции были представлены головные украшения, парики, шляпки и другие аксессуары.
Основные направления деятельности и стилистические тенденции в творчестве Поля Пуаре. Шедевры коллекции
Мода Директории
В 1906 году Пуаре, вдохновленный модой конца XVIII века, создал простое узкое платье, юбка которого начиналась непосредственно от груди и ниспадала до пола. Предложенный модельером новый фасон отвергал корсет и требовал замены его бюстгальтером и поясом для чулок. Силуэт, плавно повторяющий изгибы тела, получил название «Lа Vague» («Волна») и принес модельеру славу освободителя женского тела. Летнее платье «Gavarni» («Гаварни») из коллекции Дениз Пуаре — один из самых первых примеров новой моды, введенной модельером. Платье с длинными рукавами сшито из голубого льна без рисунка, его главный декоративный элемент — крупные пуговицы, обтянутые той же тканью и подчеркивающие вытянутую линию плавного силуэта. Изображение этой модели, но с другим вариантом кроя горловины, можно увидеть в альбоме Поля Ириба (1908 г.), представлявшем коллекцию Пуаре.
Среди других изысканных нарядов этого модного направления можно выделить летнее пальто для прогулок (1907 г.). Длинное, с запахом и широкими рукавами, зауженными на локте, из льняной ткани цвета охры, оно отличается простотой и особым изыском. Главный акцент сделан на пуговицах и декоративных петлях из белого шнура, перехваченных розовыми ленточками. Расположенные сбоку на поясе и манжетах, в дополнение со скромной отделкой другой тканью по борту и горловине, они стали основным украшением этого пальто. В стиле Директории были сшиты некоторые другие платья из коллекции Дениз Пуаре, в которых, как правило, использовались гладкие ткани, украшенные вышивкой или аппликацией.
Ориентализм Поля Пуаре
Сильное влияние на модельера в течение всей его творческой жизни оказывало искусство Востока, магию которого Поль Пуаре открыл для себя еще в конце XIX века. Одним из самых удивительных нарядов, созданных им под впечатлением восточных одежд, стало вечернее манто-кафтан «Исфахан» (1908 г.). Оно было сделано из шелковой темно-зеленой ткани и украшено роскошной вышивкой золоченой нитью на спине и рукавах в традиционной восточной манере — с орнаментом в виде копьевидной пальметты и стилизованного растительного узора с изысканно извивающимися линиями. Это же манто опубликовано в альбоме Поля Ириба.
Однако самое сильное воздействие на модельера оказали «Русские балеты Дягилева» с их постановками «Шахерезады» и «Синего Бога». Так, Пуаре придумал новую модель женской одежды, в которой соединил платье и брюки. Созданный им для жены ансамбль «Языки пламени» (1911 г.) состоял из платья-брюк «а ля султан» из красного бархата и светлой накидки-шали с очень ярким рисунком из вазонов, цветов и фруктов. Края шали с белым меховым воротником были украшены эффектной длинной бахромой.
Из более поздних нарядов модельера в восточном стиле— вечернее платье «Персиянка» с тюрбаном (1924 г.), для которого Пуаре использовал роскошную ткань зеленого цвета с орнаментом. В его крое преобладали четкие прямые линии, на груди и рукавах оно было украшено вышивкой серебряными нитями. Нижнюю часть платья — от бедер — модельер сделал многослойной, дополнительно покрыв его органзой цвета слоновой кости с металлической нитью, которая выгодно оттеняла мелкий стилизованный растительный орнамент парчовой ткани платья.
Пуаре и крестьянская Россия
Следует отметить, что Поль Пуаре много путешествовал и самые яркие свои впечатления от знакомства с разными культурами и народами старался отразить в новых нарядах, предназначенных прежде всего для своей жены, его лучшей модели. После посещения России он привез несколько русских рубах с вышивкой, которые тоже были представлены на аукционе. Они послужили прообразом изумительного летнего платья под названием «Казань» (1911 г.) из светло-розового льна с геометрической вышивкой по подолу и тонким поясом под грудью. Для пошива этого платья Пуаре использовал купленную в России крестьянскую скатерть.
Готика в моделях Пуаре
Представленные в коллекции Дениз наряды показывают, что источником
Пуаре и его любовь к живописи Возрождения
Поль Пуаре был истинным любителем прекрасного, он часто посещал музеи, чтобы наслаждаться живописью старых мастеров. Жакет «Боттичелли» (1914 г.) говорит о его увлечении известным итальянским художником эпохи Возрождения. У картин С.Боттичелли Пуаре заимствовал букетики цветов, вьющихся растений, которые часто встречаются у художника в пейзажах и рисунках одежд, и украсил ими ткань жакета в технике ручной вышивки.
Пуаре и искусство авангарда
Модельер искренне любил и собирал современное искусство, дружил со многими художниками-авангардистами. Своим сотрудничеством с некоторыми из них он способствовал проникновению языка авангардных течений в декоративно-прикладное искусство. Его деятельность в этом направлении помогла формированию целой тенденции в границах стиля ар деко и в дальнейшем привела к появлению выдающихся произведений.
Среди художников, обративших на себя внимание великого модельера, был Рауль Дюфи — последователь идей фовизма в живописи, которой были свойственны динамичность мазка, пронзительная чистота и яркие контрасты цвета, а также резкое обобщение рисунка. Эти черты нашли замечательное применение в многочисленных рисунках тканей, созданных Раулем Дюфи для моделей одежды Поля Пуаре. Убедительный пример такого плодотворного союза — вечернее пальто «Персиянка» (1911 г.), платья: «Сельское» (1911 г.), «Витраж» (1913 г.), «Роза Ириба» (1913 г.). В орнаментации тканей для этих моделей Дюфи использовал не характерные для своего времени технологические возможности нанесения рисунка на поверхность таких дорогих тканей, как бархат, атлас, шелк. В это время, как правило, если узор не выполнялся в процессе ткачения на станке, то он появлялся на ткани в технике вышивки или аппликации. Рауль Дюфи, вооруженный искусством печати, стал набивать рисунки на дорогие ткани, используя свой опыт живописца и графика.
Пуаре и Дюфи основали специальную мастерскую «Petite Usine» («Маленькая фабрика»), которая просуществовала чуть больше года, но приобретенный ими опыт имел огромное значение, как для Пуаре, так и для Дюфи. Интересно, что первым произведением художественного текстиля, сделанным Раулем Дюфи в этой мастерской, было панно «Пастушка» (1910 г.), которое отличает особая художественная манера, связанная с фольклорной французской традицией лубочных картинок, оказавших заметное влияние на художника. Панно украшало интерьер библиотеки в доме Поля и Дениз Пуаре и в числе прочих предметов тоже было выставлено на аукционе. Это сотрудничество Пуаре и Дюфи с разной степенью интенсивности продолжалось до середины 1920-х годов.
Знаменитые праздники Пуаре
Фантазия великого кутюрье нигде не обретала такого размаха, как в нарядах, созданных для праздников, которые периодически устраивал Пуаре. Самым известным из них стал праздник «1002 ночи» (1911 г.), в котором мастер играл роль султана, а Дениз — роль любимой жены, сидевшей в золотой клетке. На аукционе были представлены несколько предметов праздничного костюма 1911 года как самого Поля Пуаре, так и Дениз. В полном комплекте были наряды Дениз, созданные для «Праздника королей» (1914 г.), — костюмы «Царицы Савской» и «Королевы Изабеллы», которые поразили современников смелостью художественной мысли, царственной роскошью и необычайной красотой.
Детская художественная школа
«Ателье Мартин»
Одно из важных направлений деятельности Пуаре — детская художественная школа, которую он, находясь под большим впечатлением от работ венских мастерских, открыл в апреле 1911 года. Школу Пуаре назвал в честь недавно родившейся дочери Мартин. В нее он набрал девочек 12- летнего возраста из рабочей среды, проявивших определенные способности к художественному творчеству. Главной особенностью обучения в «Ателье Мартин» был отказ от освоения академических основ живописи и поощрение выражения на бумаге непосредственных впечатлений от окружающего мира, отличавшихся детской наивностью и чистотой. Модельер специально организовывал экскурсии в ботанические сады, зоопарки, аквариумы и т.д., а затем просил девочек отразить свои впечатления на бумаге в технике акварели. Пуаре вспоминал в своих мемуарах: «Они приносили мне... поля пшеницы, в которых затерялись маргаритки, маки, подсолнухи,., дикие леса, где совершали прыжки тигры; все это преподносилось с такой чистотой и естественностью, описать которые у меня не хватает слов». Рисунки девочек затем использовали при оформлении обоев, тканей, посуды, мебели и других предметов декоративно-прикладного искусства. Для презентации и продажи произведений «марти- нок» был специально открыт торговый дом «Мартин», который с удовольствием посещали состоятельные клиенты.
Магазин парфюмерной продукции «Розин»
Поль Пуаре был первым кутюрье, который в 1911 году организовал собственное производство духов (на десять лет раньше Коко Шанель!). Сегодня это направление деятельности для большинства модных домов — основной источник доходов.
Пуаре волновал вопрос индивидуализации парфюмерных запахов, которые должны были способствовать созданию определенного образа женской красоты и подчеркивать его чувственность. Кроме духов он наладил выпуск фирменной туалетной воды, одеколона, мыла, пудры. Для продажи парфюмерной продукции он специально открыл магазин «Розин», названный так в честь старшей дочери. К новому направлению деятельности Пуаре отнесся со свойственной ему творческой энергией, пригласив для оформления рекламных материалов, например, такого художника, как Рауль Дюфи. Флаконы и баночки тоже были сделаны по индивидуальному заказу и вручную расписаны ученицами «Ателье Мартин».
Поль Пуаре и альбомы мод
Поль Пуаре был одним из первых и среди тех, кто внес изменения в оформление альбомов мод, которые к началу XX века представляли собой чуть ли не самый консервативный вид графики. Модельер кардинально изменил подход к изданию модных журналов, предложив новый жанр альбома отдельной авторской коллекции, и в 1908 году для его оформления пригласил талантливого молодого графика Поля Ириба. Другим художником, с которым сотрудничал Пуаре, был Жорж Лепап, выступивший в качестве художника-иллюстратора его коллекции в 1911 году.
Поль Ириб и Жорж Лепап воплотили в своих альбомах особую стилистику, в которой соединились линеарная элегантность, роскошь и красота глубоких чистых тонов, вызывающих ассоциации со стилем ар деко. Оба художника-графика, сотрудничая со знаменитым модельером, приобрели большую известность в области графического дизайна и создали на страницах модных журналов одни из самых запоминающихся образов женской красоты первых десятилетий XX века
Заключение
Двухдневный аукцион завершился громкими аплодисментами его организаторов и участников, которые предназначались великому кутюрье и его жене, вдохновившей мастера на создание шедевров портновского искусства и сумевшей сохранить их для потомков.
Одна из удивительных коллекций XX века перестала существовать, разойдясь по всему свету и найдя свое место в разных музеях и частных собраниях. Безусловно, многие из этих произведений мы сможем увидеть на выставках в музеях, и вполне вероятно, что некоторые из них спустя какое-то время повторно будут выставлены на аукцион. Но где бы ни оказались шедевры Пуаре, они всегда будут служить примером высочайшего художественного вкуса и профессионального мастерства.
Марина БЛЮМИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования март 2006