Документы того памятного года — года Великой Победы — всегда привлекали коллекционеров и собирателей. Однако до сих пор часть материалов источниковой базы истории СССР и изучена неудовлетворительно, и опубликована в недостаточных объемах. В первую очередь — памятники отечественной меморифилии.
Празднование Дня авиации в Тушине 19 августа 1945 года, как всегда, отличалось масштабностью, зрелищностью и максимальной (по сравнению с парадами на Красной площади) доступностью для народа.
Обязательное присутствие на празднике вождя тоже способствовало ощущению высокого статуса этого мероприятия. Но главное — тысячи москвичей и гостей столицы в тот день могли не сдерживаясь проявлять здесь свои эмоции, испытывая подлинную гордость за державу, советские самолеты и авиационную технику, за всеобщих любимцев — «сталинских соколов». Это была своеобразная компенсация за трудности, невзгоды, утраты и потери тяжелых лет.
Памятники меморифилии авиапарада 1945 года могут украсить любую коллекцию или экспозицию — как специализированную авиационную, так и более широко трактуемую, относящуюся к истории Великой Отечественной войны, нашей столице и году Победы. Однако надо сказать, что до сих пор недоступны основные документы, использованные в тщательно разработанных системах обеспечения мероприятий в Тушине. А эти «бумаги» важны и в силу других причин. По ним, например, можно было бы составить и уточнить перечень тех, кто тогда принадлежал к «избранным» — к советской элите. Именной пропуск и/или билет на престижнейшее мероприятие эпохи социализма — бесспорное тому свидетельство. И в этом качестве памятникам меморифилии еще предстоят углубленные исследования, отчего внимание к подобным материалам только повысится.
Наиболее часто среди реликвий парада 1945 года встречается билет стоимостью 5 рублей. Неуказанный тираж составлял несколько сотен тысяч экземпляров.
Следующим, в порядке снижения частоты предложения, полагаем пригласительный билет, отпечатанный Гознаком, тиражом 15 тысяч экземпляров. По не совсем ясным причинам именно таких билетов 1945 года сейчас мало на рынке.
Возможно, со временем, когда появятся статистические данные о том, какие комбинации (наборы) цифр, указывающих на билетах №№ секторов и участков, встречаются чаще, наверняка станет понятно, что некоторые из них — заметно более редки. Тогда, несомненно, оживится и практика собирательства — будут основания для составления котировочной таблицы вариантов реального материала.
Довольно трудно отыскать многоцветные картонные пропуска «генеральского» и выше этого уровней. Они встречаются не так часто, как, примерно соответствующие им по статусу, аналогичные документы под литерами «А», «Б» и особенно — с надписью «Левая трибуна» Красной площади. Интересны различающиеся уровнем исполнения служебные пропуска от 19 августа 1945 года, которые могли быть выданы как по линии Наркомата госбезопасности, так и по линии НКВД.
Делая выводы из наблюдений за столичным рынком, можно сказать, что в последние годы в продажу ни разу не поступали мало-мальски представительные подборки билетов и пропусков на парады в Тушине. Встречаются, причем «не каждый день», лишь единичные образцы. А дилеры-старожилы свидетельствуют, что коллекции «Тушино в меморифилии» никогда и не предлагали к продаже. Однако, вне всяких сомнений, такие собрания в Москве есть. И не одно!
В обозримой перспективе не исключено значительное увеличение количества таких документов. А что сейчас? Поскольку они продаются эпизодически, о какой-либо сложившейся системе цен говорить не приходится. Как правило, сегодня экземпляр стоит в пределах 10—50 рублей. Правда, возможны и уровни 70— 80 рублей (особенно при многоцветной печати). По некоторым данным, уже была попытка предложить отдельные билеты (кстати, именно 1945 года), исходя из «заоблачных» расценок.
Складывается впечатление, что «бумаги», имеющие отношение к авиапарадам в Тушине, сохранились в относительно небольших количествах. Это впоследствии, конечно, повлияет на ценообразование, особенно когда появятся (а они обязательно появятся) справочники и каталоги пригласительных билетов и пропусков, отражающих значимые моменты истории нашей страны.
Сергей ПАШЕНИН
Иллюстрации предоставлены автором
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 22 (ноябрь 2004), стр.126