XV век можно назвать «Веком часовника» — настолько популярной была эта книга, которую современные исследователи называют бестселлером того времени.
Часовник — это персональный домашний молитвенник для мирян, по которому читали молитву по часам дня, свое название книга получила от Часов Девы Марии — наиболее важной части книги. У именитого дворянства таких Часовников было по несколько экземпляров. До наших дней уцелело 6 книг из библиотеки бургундского герцога Филиппа Доброго, а всего в его библиотеке их было 26. Не отставали от герцога и его окружение, и зажиточные горожане, да и просто бюргеры. Обладать Часовником считалось делом престижным, все грамотные и даже неграмотные стремились приобрести эту книгу. Поэтому в XV веке Часовник стал традиционным свадебным подарком невесте. Кстати сказать, не таким уж и дешевым, если учесть, что рукописный Часовник стоил столько же, сколько половина каменного городского дома.
Обилие и кажущееся единообрижским издателем и гравером Антуаном Вреланом это выпущенный им в 1485 году молитвенник, прекрасно орнаментированный гравюрами на дереве.
Тексты Часовников можно разделить на три категории: основные, второстепенные и дополнительные. Основные тексты — экстракт Бревиария (книги, используемой при богослужении в церкви): Календарь, Часы Девы Марии, Покаянные псалмы, Литании, Заупокойная месса и Поминовения Святых. Второстепенные тексты — выдержки из Евангелий, два специальных гимна Богоматери «Obsecro Те...» («Молю Тебя...») и «О’ Intemerata..» («О, Несравненная...»), Страстные Часы, Часы Св. Духа и очень часто — Часы Св. Троицы. Дополнительные тексты содержат выдержки из Псалтиры и разнообразные молитвы. Служба, посвященная какому-то одному святому, чаще всего — это Часы Св. Варвары, встречается очень редко как в рукописных, так и в печатных Часовниках. Иногда в календарях бывают Альманахи с указанием дней празднования Пасхи на несколько лет вперед, тогда можно датировать Часовник первым годом альманаха.
Типичный образец состава часовника:
Ordinarium (Календарь)
Inicii Evangelii (Выдержки из Евангелий)
«Obsecro Те...» («Молю Тебя...»)
«О’ Intemerata...» («О, Несравненная..»)
Horae Beatae Marie Virginis (Часы Девы Марии)
PsaLmipoetential.es (Покаянные псалмы)
Horae cruciariae (Страстные Часы)
Horae Sanctis Spiritus (ЧасыСв. Духа)
Horae Sanctae Trinitae (Заупокойнаямесса)
Hymenenis Marie Virginis (ГимныДевеМарии)
Memoriae (Поминовения Святых)
Тексты Часовников, при всей их традиционности разнообразно варьируются, не так-то просто найти два одинаковых по составу издания. Это связано с тем, что в подборе разделов допускалась определенная свобода. Разнообразие текстов в Часовниках было не только в выборе разделов, но и внутри последних — таких, как Часы Девы Марии, Заупокойная месса.
Часы Девы Марии — наиболее важная часть Часовника, делится в свою очередь на Часы Matures и Laudes — Заутреню (до 6 часов утра), Prime — Первостатейные часы (с 6 до 9 часов утра), Tierce — Третие часы (с 9 часов до полудня), Sexte — Шестые часы (с 12 до 3 часов дня), None — Девятые часы (с 3 часов дня до 6 часов вечера), Vespere — Вечерню (с 6 часов вечера до 9 часов вечера), Completor — Завершение (с 9 часов вечера до полуночи).
Часовники делали для мужчин и для женщин — об этом свидетельствуют мужские или женские окончания глаголов в молитвах «Obsecro Те...» и «О’ Intemerata..». Поэтому, внимательно читая тексты молитв в этих книгах, можно узнать, для кого она была написана, если это рукописная книга.
Каждый Часовник начинается с календаря — элемента, взятого им от Бревиария. Календари в рукописных книгах зачастую содержат миниатюры, а в печатных — гравюры с интересными жанровыми сценками, например занятиями в разные времена года, или со знаками Зодиака.
ЯНВАРЬ — В миниатюрах самых старых Часовников часто изображался Янус с двумя или тремя головами, закрывавший одной рукой дверь старого года и открывавший другой рукой дверь новому году. Позднее изображали какого-нибудь персонажа, который пьет или ест, пребывая около огня. Потом сцена повторяется: он ест, уже сидя за столом, спиной к камину. Наконец, Янус настолько очеловечивается, что приглашает за свой стол друзей.
ФЕВРАЛЬ — это сцены у огня. Довольно часто — персонаж, который греется, сняв один из башмаков и подставив огню голую ногу, иногда его изображали держащим обувь. Нередко можно увидеть у огня мужчину и женщину.
МАРТ — В этом месяце почти всегда изображался виноградарь, обрезавший лозу.
АПРЕЛЬ — Для характеристики этого месяца у миниатюристов было множество сюжетов, отображавших радостную встречу весны. Это могли быть, например, молодой человек или девушка, прогуливавшиеся на природе пешком или на лошадях, с цветами в руках. В другом случае это был охотник, скакавший по полям с соколом в руке.
МАЙ — чаще всего олицетворяют соколиная охота или молодые люди, водящие хороводы.
ИЮНЬ — это сцены сенокоса, жатвы, боронования, стрижки овец.
ИЮЛЬ — обычно изображение жатвы, довольно часто — сенокоса, редко — стрижки овец.
АВГУСТ — сцены молотьбы зерна, реже — просеивания зерна и жатвы.
СЕНТЯБРЬ — как правило, это сцены приготовления молодого вина, но также изображали и сбор винограда, иногда — сев, сбор яблок.
ОКТЯБРЬ — характеризуют изображение человека, который бросает семена в землю, сев и пахота. Довольно часто встречаются сценки давления винограда, реже — его сбор.
НОЯБРЬ — отображался сценами сбора желудей — персонаж в дубовом лесу сбивал их длинными шестами, а под деревьями толклись свиньи.
ДЕКАБРЬ — чаще всего это сцена забоя свиньи топором, а также выпечка хлебов. Иногда — это пиршество, очень редко — у огня.
Следует подчеркнуть особую иконографическую ценность этих книг, так как в них можно найти редкие сюжеты, проследить эволюцию иконографии миниатюр и гравюр. На протяжении XV века она менялась следующим образом. Нередко вслед за календарем идут выдержки из Евангелий, открываемые страстями от Иоанна. Раздел этот обычно украшался одной миниатюрой. Если в первой половине века изображался «Св.Иоанн на Патмосе», то позднее это была сцена мученичества Св. Иоанна, которая затем прочно вошла в печатные Часовники, как, например, в изданный Керве в Париже в 1515 году. Миниатюра с изображением Св. Иоанна, использовавшаяся в разделе Поминовений Святых или в разделе Евангельских выдержек, имеет строго устоявшуюся иконографию — это Св. Иоанн, изгоняющий дьявола из причастия. Этот сюжет, появившись в рукописных книгах, затем переходит в печатные, он есть, например, в Часовнике, напечатанном в Париже издателем Ардуэном в 1508 году.
В разделе Часовников Часы Девы Марии, самом крупном, было, как правило, и большее количество миниатюр — свыше 8: это сцены детства Христа. Страстные Часы украшали по-разному — от одной миниатюры «Распятие» до целого страстного цикла из 8 миниатюр. Заупокойная месса сопровождалась миниатюрой «Похоронная служба», «Воскрешение Лазаря» или «Взятие души в рай». Во второй половине века часто стали употреблять сюжет «Иов на гноище», который затем перешел в печатные Часовники. Наиболее интересный пример миниатюры к Заупокойной мессе — когда при миниатюре «Взятие души в рай» на полях даются четыре медальона, в которых изображены последнее причастие, зашивание покойника двумя монахами в пелену, отпевание в храме и погребальная служба. В разделе Заупокойной мессы рукописных Часовников появляются «Пляски смерти», обычно на полях, которые затем тоже перейдут в печатные книги. С полей рукописных Часовников попал этот сюжет и в иллюстрации книг. В 1493 году он появился в большой гравюре молодого Альбрехта Дюрера в книге «Всемирная хроника» Гартмана Шеделя, тему «Плясок смерти» неоднократно будет использовать Лукас Кранах. Но справедливости ради стоит напомнить, что сюжет «Пляски смерти» — столь убедительно повествующий о бренности человеческой жизни, не важно, кто ты — король, Папа Римский или простой крестьянин, — был заимствован для миниатюр Часовников у монументальной живописи. Взять, к примеру, хотя бы фреску XIII века с этой тематикой в пределе церкви Св. Николая в Берлине. Вообще, этот сюжет очень занимал зрителя, о чем свидетельствует немецкая ксилографическая книга XV века с тем же названием — «Пляски смерти» или, как ее иногда называют, «Танец смерти».
Раздел Гимнов Деве Марии сопровождался сценами на тему поклонения: либо одной миниатюрой, изображавшей донатора — заказчика книги, коленопреклоненного перед Девой Марией, либо — «Поклонением кресту», где изображены Богоматерь и апостолы, поклоняющиеся голгофскому кресту, либо же у каждой молитвы была отдельная миниатюра.
Часы св. Духа чаще всего украшались миниатюрой «Сошествие Св. Духа».
Раздел Покаянных псалмов в Часовниках первой половины XV века открывался обычно изображением царя Давида в юности: это сцена победы над Голиафом. Потом этот сюжет сменяется изображением Давида уже царя, коленопреклоненного в покаянии (это происходит или в его дворце, или же на фоне пейзажа). Во второй половине века появляется сцена с изображением Давида, смотрящего на Вирсавию. Именно этот сюжет был унаследован печатными Часовниками и неизменно присутствует в изданных в Париже печатником Ардуэном в 1508 году и печатником Керве в 1515 году. Известны случаи, когда раздел Покаянных псалмов открывался миниатюрой «Страшный суд».
Раздел Поминовения святых декорировали по-разному: миниатюрами, украшавшими каждую молитву, или с изображениями только некоторых святых. Иногда миниатюра украшала всего одну молитву, по-видимому, наиболее важную для заказчика.
Часовники без миниатюр — редчайшее исключение как в рукописной книге, так и в печатной. В таком случае начало разделов отмечено крупными инициалами и бордюрами. Элементы декора Часовников — миниатюра или гравюра в печатных книгах, рамка-заставка, инициалы и рубрика. Последние ставили в важных местах текста и писали красными, синими, зелеными чернилами или золотом, серебром — все это перешло и в печать. В Часовниках, как нигде часто, практикуются сплошные цветные тексты, особенно — в голландских рукописях, когда целые страницы текста или большие его куски писались цветными чернилами.
Бордюры или, как их называют, рамки-заставки — очень разнообразны, так как для каждой миниатюры было принято делать рамку, не похожую на другую. Зачастую рамки-заставки для миниатюр и для текста делали разные мастера, отсюда такое разнообразие в декоре полей. Миниатюры тоже нередко писали несколько мастеров.
Часовники изготовляли, как правило, небольших размеров, удобные для обращения: обычно это был формат in-octavo — в восьмую часть листа. В конце XV века в моду вошли Часовники миниатюрного размера — induodecimo — в двенадцатую долю листа.
Разнообразие в Часовниках обнаруживается в количестве строк текста, в письме или шрифте, инициалах, в тех росчерках пером, которые продолжают буквы верхней и нижней строк, в декорировке полей рукописей и, наконец, в самих миниатюрах: это могла быть миниатюра во весь лист, обычно с рамкой-заставкой, миниатюра на 1/2 листа, под которой идет начало текста главы. Особенно интересны Часовники, имеющие в рамках-заставках при крупных миниатюрах более мелкие миниатюры, вписанные в круглые медальоны или в квадратные клейма, иногда они сочетаются. В эти клейма обычно вписывали сюжеты, пояснявшие или дополнявшие сюжет основной миниатюры.
Рукописные Часовники в основном производили специальные мастерские, особенно много их было во Фландрии. Методы работы обеспечивали настоящую серийную продукцию. Иллюминаторы имели приспособления, позволявшие многократно воспроизводить одну модель. Эти «эскизы» представляли для них несомненную помощь в работе. Некоторые миниатюристы создавали для Часовников довольно много одних и тех же сцен, посвященных великим литургическим праздникам, в то время как копиисты писали разные календари, сообразно епископствам. Особенно известной была мастерская Виллема Врелана в Брюгге. Несмотря на то, что в творческой манере Врелана прослеживаются некий униформизм и единообразие, его влияние на других мастеров по изготовлению Часовников было огромным. Причем под него подпадали даже такие прославленные нидерландские миниатюристы, как Симон Мармион, мастерская которого по производству Часовников существовала в Валансьене с 1458 года и была связана с мастерской Врелана. Экспорт брюггских Часовников в Испанию способствовал экспансии фламандского искусства, в частности, исследователи отмечают сильное влияние Врелана на испанскую миниатюру.
Сколь крупными были мастерские по изготовлению Часовников, можно судить уже по ателье Врелана, в котором работали 60 мастеров. Врелан очень любил писать гризайли с синим фоном, оттененные коричневой краской и имевшие проработку золотом. В мастерских, подобных той, что возглавлял Виллем Врелан, главный мастер руководил работой, давал инструкции, сам делал те миниатюры в Часовниках, на которые обращали большее внимание, а остальные сцены делали подмастерья.
Чаще всего написанные или напечатанные на латыни Часовники сопровождали вставными молитвами на разных языках, и это выделялось киноварью. До начала печатания Часовников в конце XV века бумагу использовали редко, даже печатные Часовники, например во Франции, всегда печатали на пергамене, хотя в Нидерландах их издавали и на бумаге.
Мастерские по производству рукописных Часовников являлись предприятиями мануфактурного типа, работавшими как на заказ, так и для свободной продажи. Распределение работ в них позволяло выполнять сразу много экземпляров Часовников, несмотря на то, что «издание» делали не на печатном станке, а вручную. Любопытные сведения обнаружил Лифтинк в одной рукописи Лейденского университета, написанной в 1437 году в Голландии. Это распоряжение частного лица главе мастерской, иначе говоря, заказ на изготовление большого числа копий различных текстов: 200 экземпляров «Семи покаянных псалмов», 200 экземпляров двустиший Катона на фламандском языке, 400 экземпляров маленьких молитвенников. То есть в данном случае можно говорить о настоящем издании этих произведений. Так, работа копиистов подготавливала работу печатников, тем более что часто инкунабулы печатались очень небольшим тиражом, порой всего в несколько экземпляров, а обычно их тираж колебался в пределах 100—200—300 экземпляров.
В истории западноевропейской книги — как рукописной, так и печатной — Часовники занимают особое место. Они роскошно оформлены: обилие миниатюрной живописи или раскрашенных акварелью гравюр, цветное письмо или печать текста, применение многоцветных инициалов, наличие множества бордюров. Никогда не похожие один на другой, рукописные Часовники, как и печатные, всегда отличаются по составу текста, иллюстрациям, декорировке. Печатные Часовники, как никакие другие печатные книги, в своем оформлении дольше всех сохраняли влияние книги рукописной. Поэтому они представляют богатый материал для изучения истории миниатюры и гравюры, различных художественных школ, позволяют проследить смену стилей в декоре рукописей и обнаружить взаимовлияние рукописной и печатной книги, а также ее взаимодействие со станковым искусством.
На западном рынке можно купить Часовники, в особенности рукописные. Они дошли до наших дней в гораздо большем количестве, чем печатные, которые представляют огромную редкость. А если еще учесть, что онипочти всегда имели ручную доработку — раскраску, то каждый экземпляр печатного Часовника так же уникален, как рукописный. Поэтому купить его — значит, купить произведение западноевропейского средневекового искусства.
Татьяна ДОЛГОДРОВА
Фото Игоря НАРИЖНОГО
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 22 (ноябрь 2004), стр.76