В конце XIX — начале XX века среди населения России были широко распространены сборы денежных пожертвований на благотворительные цели так называемые «кружечные сборы».
Тем, кто давал деньги (опускал в специальные запечатанные кружки, с которыми ходили 2—3 человека, обычно это были гимназисты и гимназистки), независимо от вносимой суммы прикрепляли на грудь жетоны, изготовленные из тонкой жести или плотного картона. Их носили на тонкой ленточке, примерно 3 мм шириной, в основном белого, синего, красного цветов, как на государственном флаге, или одного цвета, например белого. Тем самым достигались две цели: во-первых, каждый видел, что этот человек совершил благородный поступок, пожертвовав деньги на хорошее дело; во-вторых, не надо было еще раз подходить с кружкой для сбора. Такие значки называли «жетонами кружечного сбора». Они всегда были с односторонним изображением. На оборотной стороне жетона указывалось то предприятие, которое его изготовило. Иногда на них помещали адрес и даже телефон фирмы.
Жетоны отличались различной формой (круглые, квадратные, овальные, ромбовидные и другие), были многоцветными, плоскими или слегка выпуклыми. Надписи на всех металлических жетонах делали хромолитографическим способом.
Несмотря на то, что с начала их выпуска прошло уже более ста лет, до сих пор эти маленькие красочные вестники событий той эпохи обойдены вниманием как отечественных, так и зарубежных историков. В первой же работе по данной теме, изданной Робертом Верлихом «Жетоны императорской России» (Robert Werlich «Jettons of Imperiaj Russia», 1985, Вашингтон, США), среди 237 приведенных жетонов нет ни одного из этой группы.
За 65 лет коллекционирования я обнаружил 46 жетонов «кружечных сборов» из металла, относящихся к теме «Медицина в малых формах изобразительного искусства». (Они вошли в мою книгу-альбом «Жетоны Российской империи. Медицина, Красный Крест, благотворительность». М., «Медицина», 1998. IV глава книги — «Жетоны «кружечных сборов», имеющие отношение к медицине», сс. 224—269.)
Жетоны «кружечных сборов» выпускали разные организации по следующим поводам: «Сбор Красного Креста» (СПб., Москва); Рижская община — «Сбор Красного Креста в пользу госпиталей»; «Общество попечения о бесприютных детях» (1898 г. СПб.); «Общество попечения о бедных и больных детях» (СПб.); «Убежище для бездомных детей за Нарвской заставой, 17 сентября» (Ревель); «Общество защиты детей от жестокого обращения» (СПб.); «В помощь бедным детям, 1912 г.» (место выпуска не установлено); «На борьбу с детской смертностью» (СПб.); «Приют-ясли Св.Анастасии» (СПб.); «Помощь военно-санитарной организации Великой Княгини Марии Павловны» (Петроград); «На санаторию нервнобольных солдат» (место выпуска не установлено); «В разуме — сила» (Ревель. В помощь бедным студентам-медикам); «Общество охраны народного здоровья в пользу пострадавших от неурожая 1912 г.» (Ревель); «Всероссийское общество борьбы с раковыми заболеваниями» (Ревель); «На борьбу с болезнью рак» (СПб.); «На борьбу с туберкулезом» (Украина, выпуск 1920-х гг.); «1875—1878/1912» (место выпуска не установлено); «Человеколюбием — исправлять» (СПб.); «Общество спасания на водах» (место выпуска не установлено); «На помощь жертвам войны» (с изображением гербов России, Москвы, Сербии, Бельгии, Франции, Англии, Черногории, Японии).
К сожалению, надписи на оборотной стороне многих жетонов настолько повреждены, что сегодня их уже невозможно прочитать. Тем не менее удалось установить мастерские, в которых изготавливали эти жетоны. В Санкт-Петербурге это: фабрика жестяных изделий М.Кока и М. Бирмана, городская хромолитография по жести, Фабрика С.А.Трайнина, товарищество «Электрожесть». В Москве — Акционерное общество В.Бонакера, в Ревеле — товарищество «Жесть», в Риге — фабрика металлических изделий, товарищество «Л.Бирман и Б.Франк».
Безусловно, эти жетоны не отражают всю полноту их возможных выпусков. Задача историков, и особенно коллекционеров, — выявить как можно больше жетонов «кружечных сборов». Ведь они могут служить хорошим наглядным материалом в преподавании нашей истории. В то же время это очень емкие по содержанию экспонаты любой передвижной или стационарной выставки в любом музее страны.
Эдуард ГРИБАНОВ
Фото Евгения ТИМОФЕЕВА.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 22 (ноябрь 2004), стр.130