Этот камин, выполненный по эскизу М.А. Врубеля в художественной гончарной мастерской «Абрамцево», — настоящий шедевр русской монументально-декоративной керамики эпохи модерна.
Новаторство Врубеля выразилось в отказе от традиционного способа изготовления крупных керамических панно из одинаковых по размеру квадратных плиток. Он составлял плоскость из изразцов разной формы, соответствовавших рисунку изображения, поэтому швы между ними не дробят картину, а подчеркивают и усиливают линию ее рисунка. А. Б. Салтыков сравнивал этот метод со стенной живописью Древнего Египта. Безупречно композиционное решение камина. Тонкое чувство цвета, использование люстров, соотношение глазурованных и матовых поверхностей делают его похожим на драгоценное мозаичное панно. Блестящим исполнителем сложнейших для воплощения замыслов Врубеля был талантливый мастер-технолог П.К.Вау
Камин был выполнен в нескольких экземплярах-вариантах, различных по колористическому решению и некоторым деталям рисунка и декора. В настоящее время известно местонахождение пяти из них. «Московские» камины, помимо Музея народного искусства, есть в Музее-заповеднике «Коломенское» (передан в 1934 году из Государственного музея керамики, куда ранее поступил из Государственного музейного фонда) и в Государственной Третьяковской галерее (поступил в 1965 году из дома № 14 на Садовой-Самотечной ул.). Еще два камина сохранились в Петербурге: в Государственном Русском музее (поступил в 1957 году) и в бывшем доходном доме Ф.Г.Бажанова (ныне Детская библиотека истории и культуры Петербурга). И этот, о котором мы рассказываем, — единственный из каминов, оставшийся на месте первоначальной установки. В отличие от всех остальных экземпляров, созданных в абрамцевской мастерской, «бажановский» камин выполнило художественно-керамическое производство О.О.Гольдвейна и П.К.Ваулина в Кикерине под Петербургом в 1908 году, где Ваулин работал после ухода из абрамцевской мастерской.
Кое-что известно еще об одном экземпляре камина. При очередной смене владельцев абрамцевской гончарной мастерской в 1924 году он был списан как «неполный битый».
Интересно свидетельство А.Б.Салтыкова о том, что в 1940 году на Гжельском керамическом комбинате еще сохранялись старые гипсовые формы врубелевских каминов. Вероятно, они попали туда после ликвидации абрамцевской мастерской вместе со скульптурными формами М.А.Врубеля, которые в 1930-х годах использовал А.В.Филиппов для тиражирования майоликовых скульптур.
Начиная с 1900 года разные варианты каминов неоднократно экспонировались на выставках. Впервые камин был представлен публике на II Выставке журнала «Мир искусства», проходившей в январе—феврале 1900 года в залах Музея училища барона Штиглица в Петербурге. Наряду с восторженными отзывами передовой критики в адрес Врубеля прозвучали гневные обвинения B. В.Стасова в декадентстве.
В том же году камин стал «гвоздем» экспозиции Павильона кустарных изделий и рукоделия России на Всемирной выставке в Париже, где абрамцевская керамика была отмечена высокими наградами. М.А.Врубель и C. И.Мамонтов (как «экспонент», представлявший мастерскую) получили Золотые медали выставки, П.К.Ваулин был удостоен Почетного отзыва. Экспонировавшийся там вариант камина принято считать основным, несмотря на то, что нынешнее его местонахождение неизвестно. Существует легенда, что он был приобретен с выставки для подношения «Бессмертным» (французским академикам).
Следующая по времени экспозиция абрамцевской керамики проходила в 1915 — 1916 годах в частной галерее Лемерсье в Москве, на Петровке.
В 1956 году Государственный Русский музей демонстрирует камин на юбилейной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения Михаила Врубеля. В 1981 году камин из собрания Музея народного искусства, вместе с другими произведениями абрамцевской керамики, был включен в каталог нашумевшей выставки «Москва—Париж. 1900—1930», что свидетельствует о нереализованном намерении его показа на выставке.
В 1995—1997-х годах вновь отреставрированный «третьяковский» экземпляр камина совершил турне по Европе (Лондон, Дюссельдорф, Мюнхен), которое закончилось его демонстрацией на персональной выставке Михаила Врубеля в залах Галереи на Крымском валу.
В последние десятилетия камин размещался на парадной лестнице, напротив входа в Музей народного искусства. Достоверной информации о времени его установки нет. В сохранившейся проектной документации архитекторов С.У.Соловьева (в 1903 году перестроившего старую усадьбу для размещения музея) и В.Н.Башкирова, в 1911 году осуществившего пристройку магазина кустарных изделий, нет сведений о размещении в зданиях музейных экспозиций. Очевидно, интерьеры оформляли без их участия, после окончания строительно-архитектурных работ.
Богатый фотографический материал 1900—1920-х годов тоже не фиксирует место размещения камина. На одной из фотографий, датируемой концом 1900-х годов, парадная лестница обставлена мебелью, выполненной по эскизам С. В.Малютина в мастерских Кустарного музея.
Следующая по времени фотография — из большой серии снимков интерьеров музея, специально оформленных к приезду императора Николая II в 1912 году. Площадка парадной лестницы была украшена деревьями в кадках.
В 1921 году открывается новая постоянная экспозиция музея. Однако и на ней камин, вероятнее всего, не выставлялся. В достаточно подробном Путеводителе по Кустарному музею ВСНХ, изданном в 1925 году, он не упоминается, несмотря на то, что там отмечены гораздо менее значимые экспонаты. Вероятно, камин был собран позднее, уже в 1930-е годы, когда началось «уплотнение» музея и вытеснение его из основного здания в пристройку 1911 года. Иного места, как на площадке лестницы, для камина тогда не нашлось.
В 2003 году Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, подразделением которого с 1999 года стал Музей народного искусства, начал давно ожидаемую и назревшую капитальную реставрацию своего здания (точнее, той части исторического музейного комплекса, в которой он располагается в настоящее время). Для проведения этих работ потребовалось демонтировать каминную облицовку. Ее обследование показало, что изразцы смонтированы на деревянном каркасе, укрепленном на небольшом расстоянии от стены. Керамика закреплена на деревянной решетке проволокой, швы и пустоты заполнены гипсом. Ни на одном из изразцов из внешней облицовки камина не было следов глины или специального раствора, которые принято использовать при сборке изразцовых печей и каминов. Кроме того, каминная облицовка не имеет боковых стенок, позволяющих собрать камин для его функционального использования. Очевидно, этот экземпляр был выполнен как выставочный образец и никогда не собирался стационарно. На стене за камином сохранились следы, свидетельствующие о том, что его здесь монтировали дважды и при этом был заменен деревянный каркас. Первоначально он полностью повторял внешние очертания керамической облицовки. Нынешний же каркас имеет прямоугольную форму, он несколько шире внешних границ керамического панно. При замене каркасов камин был намного поднят и установлен на несоразмерно высокий и громоздкий деревянный постамент. Вероятно, это вызвано тем, что при первоначальной установке он просто не мог «удержать» огромную пустую плоскость стены.
Демонтаж камина, реставрацию изразцов и его сборку на выставке в залах ВМДПиНИ с виртуозностью осуществила группа художников-реставраторов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э.Грабаря под руководством Ю.А.Любченко. Камин освободили от грязи и копоти, масляной краски, грубых тонировок и гипсовых вставок, и впервые за многие десятилетия его можно увидеть таким, каким он был задуман его создателем. Кроме того, отмыли подпись, сделанную при обжиге одного из изразцов, свидетельствующую, что камин «Исполнен у С.И.Мамонтова по рис. Врубеля». На оборотной стороне изразцов обнаружены граффити и подпись, требующие дальнейших исследований, которые, возможно, дадут новую информацию об обстоятельствах исполнения этого экземпляра.
Сегодня камин демонстрируется в рамках временной выставки «Москва в Париже, 1900 г.», где впервые в едином комплексе собраны уникальные памятники и документы, связанные с Павильоном кустарных изделий и рукоделия России на Всемирной выставке в Париже 1900 года. В центре этой экспозиции, как и сто лет назад, установлен камин «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича» — гордость собрания Музея народного искусства имени С.Т.Морозова.
Константин НАРВОЙТ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 22 (ноябрь 2004), стр.98