Русская авангардная книга давно привлекает исследователей. Но их внимание, в основном, было направлено либо на текстовые изыску авторов-футуристов, либо, что случалось гораздо чаще, на работу художников, оформлявших эти издания.
Достаточно вспомнить труд Е.Ф. Ковтуна «Русская у футуристическая книга», вышедший в 1989 году, а также работы таких исследователей авангарда как Н.И.Харджиев, Дж.Янечек, Сьюзен Комптон и Розмари Циглер с ее интереснейшей работой «Поэтика А.Е.Крученых поры 41 градус», опубликованной в сборнике «L’avanguardia a Tiflis» (Венеция, 1982).
Мне хотелось бы привести фактический материал по истории русского авангарда. Он есть в частном собрании и мог бы служить отправной точкой для дальнейших исследований специалистов, занимающихся этой темой. Речь пойдет об автографах (дарственных надписях) участников изданий русского книжного авангарда, оставленных ими на книгах. Эта тема как-то осталась без внимания исследователей авангарда, несмотря на то, что изучение инскриптов и их ядресатов могло бы существенно пополнить историю русского авангарда. В настоящей работе эти инскрипты воспроизводятся в хронологическом порядке выхода в свет интересующих нас изданий.
Первое издание с дарственной надписью в описываемой коллекции — книга Сергея Боброва «Вер- тоградари над лозами», которая вышла в 1913 году с 10-ю цветными автолитографиями Наталии Гончаровой. Причем следует заметить, что во время выхода в свет этой книги техника цветной литографии в оформлении произведений футуристов применялась впервые. Это издание вышло в двух видах: первый, авторизованный вариант — тиражом 50 нумерованных экземпляров, подписанных авторами, и второй, обычный — тиражом в 450 экземпляров. В нашем распоряжении имеются оба издания, на каждом из которых автографы авторов книги. Это дарственная надпись С.Боброва: «Дорогому Сергею Николаевичу Дуръглину, лирическому другу и соратнику» — на авторизованном экземпляре и надпись Н.Гончаровой — на обычном экземпляре издания, адресованная поэту М.О.Цетлицу (псевдоним Амари).«Милому Михаилу Осиповичу на добрую память от Н.Тончаровой».
Следующий автограф моего собрания принадлежит Владимиру Владимировичу Маяковскому, оставлен он на обложке второй его книги, вышедшей в 1914 году при непосредственном участии «отца русского футуризма» Давида Бурлюка, — «Владимир Маяковский. Трагедия». Данное издание примечательно тем, что является первой книгой в которой издателем, а именно Давидом Бурлюком, был применен акцентированный типографический шрифт, до этого, в том же году, этот прием был использован только Т.Маринети — при оформлении его книги «Занг Тумб Тумб», ставшей первой книгой с использованием шрифтового дизайна, которым впоследствии пользовались такие известные художники авангарда, как Эль Лисицкий, И.Зданевич, И.Терентьев, А. Крученых. Книга была подарена поэтом Е.П.Иванову со следующим инскриптом: «Милому Евгению Платоновичу от Влад. Маяковского в знак дружбы».
Другой сборник футуристов — «Молоко кобылиц», несмотря на выходные данные — Москва, 1914 год, на самом деле был издан в Херсоне тиражом 400 экземпляров, а и примечателен тем, что во всех его экземплярах имеются два рисунка Давида и Николая Бурлюков, выполненных не типографским способом, а вручную — акварелью. На титульном листе нашего экземпляра мы находим автограф Д.Бурлюка, адресованный поэту и издателю С.М.Вермелю: «Давид Давидович Самуилу Матвеевичу славному с рукопожатием», датированный 1915 годом.
Книга «Весна после смерти» Тихона Чурилина, поэта-футуриста вне всяческих литературных групп, чьими стихами не раз восхищалась Марина Цветаева, великолепно иллюстрирована «лучистскими» автолитографиями Наталии Гончаровой. Эта книга вышла в 1915 году небольшим библиофильским тиражом в 240 нумерованных экземпляров, причем первые сорок — не для продажи. На шмуцтитуле нашего экземпляра рукой Чурилина нарисована таблица гадания па картах с обозначением значения каждой выпавшей карты, а внизу — очевидно, выводы из карт, выпавших ему при гадании, с его подписью.
Известная поэма Александра Блока «Двенадцать», вышедшая в 1918 году тиражом в 300 экземпляров с иллюстрациями Юрия Анненкова, является жемчужиной нашего собрания, поскольку настоящий экземпляр включает семь иллюстраций-акварелей, собственноручно раскрашенных художником. Об этом свидетельствует его дарственная надпись: «Глубокоуважаемому Борису Гитмановичу Каплуну в знак моего уважения и на память. Юрий Анненков». И далее постскриптум: «Настоящий экземпляр раскрашен мною от руки. Ю.А.». Всего же Ю.Анненковым было раскрашено не более 12 экземпляров этой книги, о чем сообщается в списке работ художника, опубликованном в 1922 году в его книге «Портреты» (стр. 146).
Василий Абгарович Катанян известен книголюбам, прежде всего, как исследователь творчества В.В.Маяковского, с которым он был дружен. Но мало кто знает, что он же является и автором стихов, которые впервые были опубликованы в лучшем, пожалуй, сборнике, изданном на Кавказе в 1919 году, — «Софии Георгиевне Мельниковой». В этом же году стихи вышли отдельной книгой, под названием «Убийство на романической почве», которая была иллюстрирована оригинальными работами на линолеуме такими художниками авангарда, как Кирилл Зданевич и Зига Валишевский. На шмуцтитуле нашего экземпляра имеется дарственная надпись молодого автора: «уважаемому Дмитрию Петровичу Гордееву на добрую память от В. Катаняна».
Книга Игоря Терентьева «А. Крученых грандио- зарь», вышедшая в 1919 году, — отнюдь не редкость среди авангардных книг, изданных на Кавказе. Это исследование творчества Алексея Крученых написано его соратником по футуризму. Книга вышла с авангардной обложкой работы Кирилла Зданевича, которую вырезал на линолеуме Дм. Гордеев. На первой странице мы видим типично «крученовский» автограф: «Худоге-фигу- ристу Архипенко шлет привет грандиозарь Крученых. Баку-Москва 1920 г.». Слово «грандиозарь» в этом автографе Крученых использовал, выделив его из текста. Очевидно, книга предназначалась для передачи в Париж, где в то время жил и работал Архипенко, с чьим творчеством, как видно из автографа, был знаком Крученых.
Еще один автограф Алексея Крученых мы находим уже на его редчайшей гектографированной книге «Цветистые торцы», вышедшей в издательстве «41 градус» в 1920 году тиражом не более 50 экземпляров. Эта дарственная надпись адресована единомышленнику на ниве футуризма: «Илье Зданевичу неугомонному от А. Крученых».
Теперь перенесемся с гор Кавказа в другой очаг авангардного искусства — Казань. Здесь плодотворно работали художники-авангардисты, входившие в объединение «Всадник», которое возникло на основе граверного класса Казанских государственных художественных мастерских. Это объединение возглавляли И.Н.Плещин- ский (председатель), Н.С.Шикалов (товарищ председателя) и Д.М.Федоров (секретарь). Все издания этого объединения выполнены вручную в небольших количествах, часто не превышавших 25-50 экземпляров, и являются библиографическими редкостями. Именно к такой редкости относится и «Альбом гравюр на линолеуме вып. 1, 1920 г.», который был подарен группой молодых художников во главе с Н.Шикаловым известному художнику-граверу В.Д.Фалилееву при посещении его мастерской. Об этом свидетельствуют дарственные надписи, оставленные ими на обложке этого издания.
Адресат следующего автографа для нас остался неизвестным. Это автограф Анатолия Мариенгофа на лучшей, пожалуй, из его иллюстрированных книг «Руки галстуком». Она вышла в 1920 году и полностью литографирована Георгием Якуловым. Автограф представляет четверостишие следующего содержания:
«Кто любит вальс,
А кто польку,
Кто любит всех,
А кто Тольку.
Так-то, Фанни. Мариенгоф».
Детская книга Наталии Нагорской «В школу», имеющаяся в нашем собрании, может считаться уникальной. Она описана в каталоге собирателя детских книг Марка Раца под номером 92, но наш экземпляр отличается от описанного прежде всего выходными данными на обложке. На экземпляре М.Раца обозначено издательство «Поморье» и год выхода 1923, а также указан тираж — 1000 экземпляров. На нашем же экземпляре стоит дата 1922 год, и от руки акварелью нарисована эмблема несуществующего издательства «НЭП». Далее на обороте обложки указано: авто-лино-акварель № 5, печатано в количестве 12 экземпляров. Это единственная книга художницы Н.Нагорской, иллюстрировавшей некоторые сборники А.Крученых в 20-е годы. Она полностью выполнена, включая текст, линогравюрой и раскрашена от руки акварелью. На первой странице автограф: «Зое Сергеевне в вечное и потомственное владение. Наш. Нагорская». К сожалению, и этот адресат на книге художницы-авангардистки для нас остался неизвестным.
Закончить знакомство с автографами на книгах русского авангарда из нашего собрания хочется шедевром полиграфического творчества Ильи Зданевича — книгой «Лидаптю Фарам», выпущенной в 1923 году в Париже на русском языке. Коллаж на обложке этого издания был выполнен малоизвестным художником Н.Грановским в лучших традициях русского авангарда, а сама книга оформлена Зданевичем типографскими шрифтами настолько искусно, что экспонировалась в 1925 году в советском отделе Международной выставки декоративных искусств в Париже. В нашем собрании находятся два экземпляра этой книги — и оба с автографами. Первый — весьма лаконичный: «Кака- бадзе — Илиадзе» и дата «24.VI. 16. Париж». Второй, замечательный, но сути стихотворный, автограф, адресован известной супружеской паре художников-авангардистов М.Ларионову и Н.Гончаровой. Мне кажется, что этот стихотворный экспромт Ильи Зданевича можно отнести ко всем авторам и художникам, создававшим русскую авангардную книгу:
«Вы на одном из первых перегонов отбушевавшего, но милого былого стоите вехами Михаила Ларионов Наталия Сергевна Гончарова».
Анатолий БОРОВКОВ
Адресаты инскриптов
Дурылин Сергей Николаевич (1886-1954) — публицист, прозаик, поэт, историк литературы и театра.
Амари (Цетлин) Михаил Осипович (1882-1945) — поэт, автор нескольких стихотворных сборников, в основном, изданных за рубежом.
Иванов Евгений Платонович (1884-1967) — драматург, прозаик, этнограф, коллекционер, издатель журнала «Театр в карикатурах».
Вермель Самуил Матвеевич (р.1895-?) — поэт, режиссер, теоретик, близкий эгофутуристам, один из редакторов сборников «Московские мастера» и «Весеннее контрагенст- во муз».
Каплун Борис Гутманович (р.1885-?) — управляющий делами комиссариата Петроградского Совета, приятель Н.Гумилева, племянник М.Урицкого.
Гордеев Дмитрий Петрович (1889-1968) — искусствовед и археолог, в 1910-1920 гг. был близок к литературнохудожественным кругам Тифлиса, исполнитель некоторых гравюр по рис. И.Зданевича к книгам футуристов.
Архипенко Александр Порфирьевич (1887-1964) — скульптор, художник-кубист, участник Салона независимых в 1910-1814 гг.
Зданевич Илья Михайлович — псевд. Ильязд, Эганбю- ри( 1894-1975) — график, дизайнер, художник прикладного искусства, критик, прозаик и поэт. Один из видных представителей футуризма.
Фалилеев Вадим Дмитриевич (1879-1950) — гравер, ж и во п и с е ц, а к в а р е л и ст.
Ларионов Михаил Федорович (1881-1964) — живописец, график, сценограф, теоретик искусства. Один из основоположников русского авангарда.
Гончарова Наталия Сергеевна (1881-1962) — живописец, график, сценограф, художник прикладного искусства, одна из ярчайших представителей русского авангарда.
Мнение эксперта
Источники иссякли...
Действительно, большинство книг русского авангарда начала XX века являются авторскими работами — их зачастую изготовляли сами авторы вручную, в маленьких типографиях, на гектографе. Как правило, они снабжались авторскими гравюрами или литографиями. Либо набирались в типографиях акнентированными шрифтами.
Поэтому и иены на эти издания держатся, как на любые авторские произведения любого другого жанра. Это подтверждается каталогами известных аукционных фирм. Например, книга С.Боброва с автолитографиями Н.Гончаровой «Вертоградари над лозами» на аукционе Кристи (лот 390, 5 октября 1989) была продана за 6600 фунтов стерлингов. Упоминаемые в статье книги (но не имеюшие автографов их создателей) проданы на аукционе Кристи 6 октября 1988 по следуюшим ценам: «Софии Георгиевне Мельниковой» — за 11 000 фунтов стерлингов (лот 365), «Лидантю Фарам» — за 4185 фунтов (лот 372). Книга Алексея Крученых «Цветистые торцы» на аукционе Кристи продана за 4950 фунтов (10 октября 1990, лот 350).
Приводимые нами цены относятся к годам, когда книги русского авангарда продавались на специализированных аукционах. Сейчас картина резко изменилась. Русский авангард усиленно собирают коллекционеры, материал оседает как в частных, так и в государственных коллекциях Запада. Аукционные дома уже не могут набрать материал для специализированных «авангардных» продаж. Изредка предметы авангарда выставляются на интернациональных аукционах графики и живописи, где и продаются порой по баснословным ценам. Примером такой продажи может служить книга К.Малевича «Супрематизм. 34 рисунка». Она была продана на аукционе Сотбис более чем за 120 тысяч долларов.
Редкость этих изданий подтверждает известный искусствовед Джон Э. Боулт в предисловии к описанию «Собрания Лобановых-Ростовских»: «Хорошие работы русских авангардистов невозможно более разыскать, даже в том случае, если бы за них предлагали деньги без всяких ограничений. Иссякли источники для собирания такого рода коллекций и на Западе, и в России».
А.Б.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 2 (2) июль-август 2002 стр.101