Плеяда замечательных русских художников, вошедшая в историю культуры как круг «Мир искусства», оставила множество графических работ, которые сейчас занимают достойное место на отечественном антикварном рынке
На рубеже XIX и XX веков художники круга «Мир искусства» возродили отечественную автолитографию. Немало сделали они в ксилографии и линогравюре, практически, полностью изменив эстетику печатной графики. По существу, их опыт в этой области дожил до наших дней. Говоря о печатной графике, мы будем относить к ней только листовую продукцию, выполненную по рисункам «мирискуссников» в технике цветной литографии и хромолитографии, и почти не будем обращаться к работам для книг и журналов.
Автолитографии, выходившие как приложения к журналу «Мир искусства», ныне хорошо известны и неоднократно представлялись на различных выставках. Но до недавнего времени у коллекционеров они не вызывали особого интереса — велико было пренебрежение к «журнальным вырезкам». Зато большим спросом пользовались открытки, выпущенные Общиной Святой Евгении. Над рисунками для этих открыток работали И.Билибин, К.Сомов, Л.Бакст, М.Добужинский, А.Бенуа, Н.Рерих и многие другие прославленные мастера. Открытки А. Остроумовой-Лебедевой, выполненные ксилографией и линогравюры для открыток В.Фалилеева вызывают меньший интерес, хотя по технике исполнения и по степени редкости они ничуть не уступают работам других именитых авторов.
Интересны разные слухи и домыслы, связанные с периодом работы «мирискуссников» в графике. В среде коллекционеров почему-то долго считалось, что открытки, выполненные в технике хромолитографии, художники печатали сами. До сих пор некоторые собиратели ищут раскрашенные открытки-автолитографии Б.Кустодиева «Купец», «Купчиха» и «Извозчик», вышедшие в начале 1920-х годов. Но известно, что художник раскрасил какой-то единственный экземпляр открытки для выставки, следовательно, все проходящие на антикварном рынке крашенные экземпляры указанных выше работ — просто подделки.
Кстати, на рынке еще встречается литографическая «обнаженка» Б.Кустодиева. Но в категорию редкостей перешли автолитографии М.Добужинекого с видами городов. Известно, что он редко печатал более 20 оттисков — только для выставок и подарков близким друзьям.
«Мирискуссники» много работали в плакате, ресторанных меню, пригласительных билетах, по их рисункам печатались конверты и «фирменные» заставки для почтовой бумаги. Ныне эти вещи почти не встречаются. Изредка попадаются календарные стенки и календари с работами авторов круга «Мир искусства». Заметим, что уже в начале XX века отечественный рынок был не «лучшим местом» для автолитографий и гравюр, хотя открытки и календари расходились 10-тысячными тиражами, причем открытки выдерживали иногда по несколько изданий.
Популярны были работы К.Сомова, довольно успешно продававшиеся. Санкт-петербургская литография И.Кадушкина воспроизвела в цветной литографии два фронтисписа работы К.Сомова для книг К.Бальмонта и Вяч.Иванова, а также его обложку для серии «Театр» издательства «Шиповник». Отдельные листы были пущены в продажу и несколько раз допечатывались. Об этом говорит несколько типов и тонов бумаги экземпляров этих сомовских работ, которые до сих пор встречаются на рынке.
По некоторым сведениям, правда, неподтвержденным, К.Сомов сам участвовал в тиражировании фронтисписа к книге К.Бальмонта «Жар-Птица». Работая над «Книгой маркизы», художник пустил в широкую продажу «Пикник» — цинкографию, раскрашенную автором акварелью. Встречаются экземпляры «Пикника» на трех типах бумаги и с некоторыми вариантами раскраски. За последний год на антикварном рынке прошли две контурные гравюры К.Сомова: увеличенный автором экслибрис Н.М.Миронова и «Парижанка» — оба оттиска на однотипной офортной бумаге. Первый лист нигде в литературе не упоминается, а раскрашенная «Парижанка» находилась в 1910-е годы в собрании В.Гиршмана.
Замечу, что нередко пробные оттиски открыток — без обороток — предлагаются сейчас как оригинальные оттиски, сделанные художниками. А вообще отечественный рынок крайне скуден на предложения печатной графики «мирискуссников». Вряд ли можно найти на прилавках несколько пристойных листов зараз, да и открытки в хорошей сохранности быстро оседают в новых коллекциях.
Мы уже говорили, что начало XX века не было лучшим временем для рынка литографии. Но положение резко изменилось после 1917 года. Значительно возрос интерес к авторской литографии. В кратчайшие сроки были изданы и быстро разошлись папки автолитографий М.Добужинского «Петербург в 1921 году», К.Богаевского «Автолитография», А.Остроумовой-Лебедевой «Петербург, Б.Кустодиева «16 автолитографий», К.Юона «Сергиев Посад» и других работ авторов «Мира искусства». Появилось в тогдашней прессе множество хвалебных рецензий на эти произведения, критических выпадов досталось только М.Добужинскому — за идеологическую невыдержанность его графики. Замечу, что панки автолитографий в то время охотно покупали и библиофилы, и собиратели графики. Но в последние десятилетия коллекционеры графики, так сказать, взяли верх.
Хотя автолитографии при желании можно было рас кра ш и вать, художник и по многим причинам предпочитали этого не делать. Встречаются папки лишь с двумя-тремя раскрашенными листами. В большинстве случаев это подарки художников друзьям — с посвящениями и датами. Так что проходившие в последние годы на рынке крашенные листы в большинстве случаев крашены не авторами.
Ушедшие из жизни по естественным причинам коллекционеры, собиравшие в первой половине XX века автолитографии «мирискуссников», оставили немало папок с графикой мастеров. Эти папки безжалостно раскомплектовывались, литографии продавались полистно — цена отдельного листа значительно превышала его же цену в комплекте.
Особенно не повезло папке автолитографий К.Богаевского, отпечатанных на сухой хрупкой бумаге. Отдельные листы продавались в 5-10 раз дороже листа в комплекте. Такая полистная продажа почти привела к исчезновению полных папок, что, естественно, значительно увеличило их цену. Например, самая дешевая, как наиболее тиражная, папка М.Добужинского еще недавно с трудом уходила за 200 долларов, а сегодня покупателя не пугает цена и в 500 долларов. Если пять лет назад папку Б.Кустодиева было удачей продать за 500 долларов, то сегодня ее моментально покупают за 750-850 долларов.
Из наиболее вероятных тенденций на рынке автолитографий отметим одну: в дальнейшем цены на полные экземпляры нанок будут устойчиво расти, что в значительной мере сохранит их целостность.
Мария ЧАПКИНА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 2 (2) июль-август 2002 стр.97
* Более подробно об открытках Общины Святой Евгении см. в статье Третьякова «Лети с приветом, вернись с ответом» в № 1 нашего журнала (Ред.).