Предметом современного коллекционирования с недавнего времени стали и российские дужные колокольчики. Интерес к этому явлению национального быта возник с середины 60-х годов XX века (впервые статья Л. Ханулича о дужнык колокольчиках была опубликована в 1968 году в журнале «Наука и жизнь»). Сегодня же наблюдается поистине «колокольный бум».
Сформировались крупные частные коллекции, насчитывающие тысячи экземпляров. По существу, дужные колокольчики — до недавнего времени недооцененный актив, который наконец обретает реальную цену. Только в течение полутора прошедших лет продано две крупные коллекции, состоящие из нескольких сотен экземпляров и оцененные в сотни тысяч долларов!
Учитывая огромный интерес коллекционеров, антикваров и музейных работников, был подготовлен и издан «Каталог-справочник дужных и подшейных колокольчиков касимовского колокололитейного центра XIX — начала XX в.» (автор идеи и ответственный редактор — А. Глушецкий).
Почему именно касимовские колокольчики? Ответ прост. Эти изделия пользуются особым спросом у коллекционеров благодаря разнообразию форм и фольклорного оформления. В каталоге описаны колокольчики из 61 частной и 42 музейных коллекций. Дано подробное описание более 2180 изделий, относимых к касимовскому колокололитейному центру.
Вниманию читателей предлагается список имен, которые с высокой степенью вероятности принадлежат индивидуальным кустарям, семейным артельщикам и владельцам ремесленных мастерских, выпускавших дужные и подшейные колокольчики в касимовском колокололитейном центре, а также оптовым заказчикам, занимавшимся сбытом этих изделий. Он составлен на базе нанесенных на колокольчики текстов (табл. 1, 2, 3).
Алексей Халдеев
Один из первых в списке касимовских изготовителей колокольчиков — известный мастер Алексей Халдеев. Изделия, подписанные его именем и инициалами, датированы 1805 годом (видимо, это дата основания его мастерской).
«1805: КТО CEI ПОДАРАКЪ ПОКУПАЕТЪ АОНЪ ЕВО УВЕСЕАЯЕТЪ ♦ МАСТЕРЪ ♦ А.Х.» (коллекция В. Хрунова, в настоящее время в коллекции А. Глушецкого). Было высказано предположение, что «А.Х.» — это сокращение имени и фамилии мастера Халдеева. Гипотеза подтвердилась: в мае 2002 года в г. Рыбинске был приобретен колокольчик, подписанный мастером Алексеем Халдеевым:
«1805: КТО CEI ПОДАРАКЪ ПОКУПАЕТЕ А ОНЪ ЕВО УВЕСЕЛЯЕТЕ ♦ КАСИМОВЕ ♦ МА ♦ AAEKCEI ХАЛДЕЕВЕ ♦ ».
В каталоге описан еще один колокольчик с опознавательной надписью этого мастера:
«КТО CEI ПОДАРАКЪ ПОКУПАЕТЕ А ОНЪ ЕВО УВЕСЕЛЯЕТЕ KACIMOBE • М AAEKCEI ХАЛДЕЕВЪ •:•».
Данные находки позволили атриоутировать несколько колокольчиков, относимых ранее к изделиям неизвестных мастеров. Они отличаются размерами, но имеют одинаковую надпись:
«1805 ♦ КТО ♦ CEI ♦ ПОДАРАКЪ ♦ ПОКУПАЕТЕ ♦ АОНЪ ♦ ЕВО ♦ УВЕСЕЛЯЕТЕ ♦ КАСИМОВЕ ♦».
Есть колокольчики, выполненные по моделям, сходным с изделиями Халдеева, со следующей надписью:
«СЕ1: ПОДАРАКЪ: КТО: ПОКУПАЕТЕ: А ОНЪ: ЕГО: ЗА СЕГДА: У ЕСЕЛАЕТЪ МА||ЛР 3».
Однако здесь уже иной шрифт. Качество надписей позволяет отнести их либо к авторским отливкам с видоизменениями, либо к неавторским — с изделий А. Халдеева.
В некоторых коллекциях (В. Кима, М. Сурова) описаныколокольчики с аналогичным текстом и шрифтом, подписанные «мастер ЕГОРЕ».
«СЕ1: ПОДАРАК КТО: ПОКУПАЕТЕ: А ОНЪ: ЕГО: ЗА СЕГДА: У ЕСЕЛАЕТЪ: М: ЕГОРЕ:».
Эти изделия еще ждут атрибутации.
Алексей Муратов
У истоков касимовской колокололитейной традиции стоял Алексей Муратов (известны изделия с его опознавательной надписью, датированные 1805—1819 годами). Его изделия отличают особая форма, высокохудожественное исполнение и оригинальное украшение на юбке: овал, в правом верхнем углу которого — маленький кружочек с хвостиком (коллекционеры называют его стилизованным изображением «ягоды»). Мастер украшал изделия парными «ягодами». Кроме этого он заменял ими букву «о» в надписи на юбке.
На муратовских колокольчиках — изящный витиеватый шрифт, исполненный на более высоком художественном уровне, чем у Халдеева. Муратов одним из первых начал отливать в касимовском центре именные заказные колокольчики — по крайней мере, более ранних заказных изделий других мастеров пока не известно.
К числу первых колокольчиков А.Л. Муратова относятся: «1805 : 00 : ВЪ КАСИМОВЕ :00: М : 00:А: 00: Л: МУРАТОВЪ • »
«1806 ♦ ГОДУ ♦ М ♦ А ♦ М ♦ КАСИМОВЪ ».
На обоих изделиях применен художественный прием, характерный для касимовской колокололитейной традиции первой трети XIX века, — разделительные знаки между словами. В первом случае они выполнены в виде парных «ягод», во втором — ромбиков.
Длительное время сокращение А.Л.Муратов трактовалось как Александр Лазаревич Муратов. Находка коллекционера-исследователя из г. Сумы Сергея Ивановича Сукача позволила точно определить имя мастера: «1809: ВЪ КАСИМОВЕ:АЛЕКСЕИ:Л:МУРАТОВЪ:».
В последующие годы в Касимове работало немало мастеров, носивших эту же фамилию. Например, Муратов Иван А. (1828, 1829, 1830, 1832 годы), Муратов Николай А. (1832, 1834, 1835 годы), Муратов Александр (1876—1885 годы), Муратов Аарион Иванович (1885 год). Требует документального исследования вопрос: были ли они родственниками или просто однофамильцами?
С высокой степенью вероятности можно предположить, что Муратовы Иван А. и Николай А. — сыновья Муратова Алексея. Об этом свидетельствуют не только годы их работы но и отчество, обозначенное как «А», и стиль оформления колокольчиков, на которых, как у Муратова А.Л., вместо буквы «о» применены стилизованные «ягоды».
Влас Скорняков
Заметную роль в становлении касимовских традиций литья сыграл Влас Скорняков (колокольчики с его опознавательными надписями датированы 1809— 1836 годами). Он был одним из первых крупных производителей бронзовых изделий в этом регионе. К началу 1830-х годов этот мастер создал большую ремесленную мастерскую. Сейчас в различных коллекциях находится более сотни разновидностей изделий с его опознавательными надписями, при этом значительное их число коллекционеры относят к неавторским отливкам, что свидетельствует как о значительных объемах производства его личной мастерской, так и о том, что он организовал среди мелких кустарей изготовление колокольчиков по своим моделям (так называемая работа «на раздачу»).
Иван Кислов
Параллельно со Скорняковым работал другой создатель крупной ремесленной мастерской — Иван Амитриевич Кислов (изделия с его опознавательными надписями датированы 1811—1844 годами). У него было несколько опознавательных надписей: развернутая «М*ИВАНЪ КИСЛОВЪ ВЪ КАСИМОВЪ» и аббревиатуры «MIK», «М-И-К», «ИК».
Большое число сохранившихся изделий и неавторских отливок с опознавательными надписями этого мастера позволяет предположить, что масштабы его производства (как собственного, так и размещенного по мелким кузнецам) были довольно значительными. Не исключено, что он размещал заказы по своим моделям в слободском колокололитейном центре. Об этом свидетельствует значительное количество колокольчиков небольшой каплевидной формы с опознавательной надписью на юбке, тулово которых украшено специфическими слободскими декорами (жар-птицами, вазами с цветами, шестиугольными клеймами и т.п.).
Видимо, Скорняков и Кислов тесно сотрудничали. Не исключено, что их мастерские располагались неподалеку друг от друга. Об этом свидетельствует и эта купчая: «Лета 1810 года июня в седьмой день Касимовский мещанин Петр Алимпиевич сын Скорнякова продал Касимовскому мещанину Ивану Дмитриевичу Кислову участок шириной 15 сажен, в глубину 30 сажен со строениями, избами, баней за 100 руб.».
Есть колокольчики с опознавательными надписями Власа Скорнякова и Ивана Кислова, которые их владельцы атрибутируют как изготовленные до 1815 года. Эти изделия отличает особый тонкий шрифт, которым выполнены надписи, предшествующий появлению «касимовской вязи» (впоследствии В.Скорняков и И.Кислов использовали более сложные шрифты). На них встречаются одинаковые редкие орнаменты, не воспроизводимые другими касимовскими мастерами, — художественный элемент, похожий на мальтийский крест, и композиция из четырех овалов с хвостиками, похожих на цифру «9».
Муратов А. Л., Скорняков В. и Кислов И. Д. первыми применили двойные опознавательные надписи, указывая на изделиях одновременно имена владельца и изготовителя.
Алексей Кислов
Недавно атрибутирован еще один касимовский мастер — Алексей Кислов. Известно немало колокольчиков с клеймом «АК» на днище, в том числе и надписью на юбке: «мастеръ Иванъ Кисловъ в Касимове». В. Ким высказал предположение, что это неавторские отливки с изделия Ивана Кислова с инициалами другого мастера. Гипотеза нашла подтверждение — обнаружены колокольчики, подписанные Алексеем Кисловым:
«1834 М • АЛЕКСЕИ КИСЛОВЪ В КАСИМОВЪ» «1835 ГОДА М • АЛЕКОЬИ КИСЛОВЪ ВЪ КАСИМОВЫ «1835 М • АЛЕКОЬИ КИСЛОВЪ В КАСИМОВЫ.
Позволю дополнить предположение В. Кима: Алексей Кислов мог быть кузнецом, которому крупный ремесленник (возможно, родственник) ИД. Кислов размещал заказы из давальческого сырья, взяв обязательство отливать изделия по его моделям. Амбициозный кузнец все-таки ставил свои инициалы на днище около петли, а в случаях, когда у него появлялось собственное сырье, даже отливал колокольчики «от себя». Предположительно время его работы — 30-е годы XIX века, поскольку имеется несколько изделий с клеймом «АК» на днище около петли и надписью на юбке:
«1833 • В КАСИМОВ1Б МАСТЕРЪ ИВАНЪ КИСЛОВЪ» «АК» (днище).
Степан и Иван Маврины
Среди касимовских литейщиков, работавших в первой трети XIX века, были Степан и Иван Маврины.. Колокольчик, подписанный именем Степана Маврина, датирован 1824 годом. В каталоге описаны пять разновидностей колокольчиков с опознавательными надписями Ивана Маврина. Хотя все они не датированны, однако имеются обстоятельства, указывающие на их изготовление в первой трети XIX века.
Литейщик использовал два вида шрифтов — тонкий и традиционную касимовскую вязь. На колокольчиках с тонким шрифтом присутствует разделительный знак — остроконечный ромб. Тонкие шрифты использовались в этом колокололитейном центре до 20-х годов XIX столетия. Разделительные знаки между словами были присущи изделиям первых касимовских мастеров (А. Халдеева, А. Л. Муратова, В. Скорнякова, И. Д. Кислова). Позже они перестали их использовать. Маврины украшали свои изделия орнаментом в виде пары стилизованных «ягод», применявшимся в касимовском колокололитейном центре до 40-х годов XIX века.
«1824 ГГ 21 КАСИМОВ СТЕП МАВРИНЪ»
«В КАС MAC JBAH MABPJHb 00 00 00 00 00» «В КАС МАСТ JB АН MABPJHb 00000000» «В КАС ♦ JBAH ♦ МАВРИНЪ ♦ ♦♦»
Евсей, Никифор, Сафрон Барановы
Во многих центрах колокололитейного промысла работали династии мастеров. В касимовском следует выделить литейщиков с фамилией Барановы: это Евсей (Евселий, Евсевий) Баранов (изделия с его опознавательными надписями датированы 1834—1860 годами), Сафрон Баранов (1833 год), Никифор Баранов (1834—1844 годы),
Филипп Баранов (1841 год). Следует обратить внимание на то, что изделия Сафрона и Никифора Барановых украшены одинаковым художественным элементом.
Евсей Баранов по объемам произведенной продукции не уступал Скорнякову и Кислову. Видимо, он не только работал самостоятельно, но и организовал производство от своего имени на базе кузнецов-кустарей — работу на раздачу. Не исключено, что Сафрон, Никифор и Филипп Барановы лили изделия в основном по заказу своего более удачливого в предпринимательском плане родственника — Евсея Баранова и делали незначительные разовые отливки от своего имени.
Евсея Баранова можно назвать технологическим конструктивистом. Он одним из первых применил «конструктивистский» подход в массовом производстве звучащих бронзовых изделий. Сформировав исходную (типовую) модель, Баранов позже сделал ее миниатюрную модификацию, затем стал изготовлять производные модели с использованием элементов базовых. Модификации проявлялись в оформлении пояса — мастер варьировал числом и размерами валиков.
В каталоге описано более 1400 датированных изделий касимовского колокололитейного центра, но среди них нет ни одного, датированного 1807 и 1837 годами. После выхода каталога автору удалось обнаружить первый касимовский колокольчик 1837 года:
« 1837 В М ЕВСЕИ БАРАНОВЪ ».
Иван Пих
Особого внимания заслуживают колокольчики, выполненные Иваном Пихом. Масштабы его производства были гораздо меньше, чем у Муратова, Скорнякова и Кислова. Пока описано не более десяти экземпляров изделий этого мастера (из них датированных всего два — 1821 и 1834 годами). Видимо, Пих не создал крупной ремесленной мастерской. Зато его изделия отличаются высокохудожественным уровнем исполнения и своеобразной эстетикой — собственным шрифтом и нестандартными художественными элементами, позаимствованными у церковных украшений.
Семья Лабзенковых
Вторым крупным центром колокололитейного промысла в Рязанской губернии была деревня Поповская, расположенная в пяти верстах от города Касимова, на Оке. В ней в конце XIX века насчитывалось не менее восьми меднолитейных мастерских, выпускавших колокольчики. Об этом свидетельствует документальная надпись: «Деревня Поповская. Из торговых и промышленных заведений есть 2 мелочные лавки и 8 меднолитейных заводов, где исключительно выделывают колокольчики» («Сборник статистических сведений по Рязанской губернии». Т. 2, 1890, с. 411.).
В деревне Поповской колокольным промыслом занималась семья Лабзенковых, члены которой тоже были крупными ремесленниками. Основатель династии — Александр Лабзенков (колокольчики с его опознавательными надписями датированы 1838—1855 годами), его сыновья Макар Александрович (1855—1867 годы) и Назар Александрович. Колокольчики, подписанные «Братья Лабзенковы» (датированные 1856—1868 годами), по всей видимости, — продукция именно этих братьев. Не исключено, что изделия, подписанные «Мастеръ Лабзенковъ» (датированные 1854—1867 годами), принадлежат Назару Александровичу.
В это же время работал Петр Лабзенков (1848—1856 годы).
В конце XIX века в той же деревне Поповской Касимовского уезда владел мастерской и Евдоким Петрович Лабзенков (пока документально не установлено, имел ли он отношение к Петру Лабзенкову). Наряду с колокольниками, подписанными Евдокимом Петровичем Лабзенковым, встречаются и подписанные Евдокимом Петровичем Лобзовым. Среди коллекционеров-исследователей преобладает мнение, что Лабзенков Евдоким Петрович и Лобзов Евдоким Петрович — это одно и то же лицо.
Колокольчики, подписанные Евдокимом Петровичем Лабзенковым, датированы 1875,1890, 1895,1896 годами, а подписанные Евдокимом Петровичем Лобзовым — 1891,1895,1898 годами.
Может показаться странным такой значительный разрыв во времени, в пределах которого датированы изделия, подписанные Е.П. Лабзенковым (1875, а затем 1890 годом). Однако сохранились колокольчики, подписанные «мастеръ Лабзенковъ», датированные 1875, 1876, 1884, 1885 годами. Если согласиться с предположением, что они тоже принадлежат мастерской Е.П. Лабзенкова, этот длительный временной интервал окажется заполненным.
В характере оформления изделий мастерской Е.П. Лабзенкова заметно влияние нижегородских литейщиков — их декоры. В этом отношении интересен следующий колокольчик:
«1875 КАСИМОВСКОМ М ЕВДОКИМЪ ЛАБЗЕНКОВЪ».
Сверху надписи — ободок из точек. На тулове — четыре Георгия, в овалах между ними — пальметты.
Мастер использовал редкую для касимовского центра рекламную надпись: «СЕРЕБРА 6. ЗОЛОТ».
После составления каталога коллекция автора пополнилась редким колокольчиком из мастерской Е. Лабзенкова, позволившим атрибутировать еще одного торговца, заказывавшего изделия со своими опознавательными надписями: «1894. Г. ИЗЪ ЛАВКИ МАЛЮГИНА».
Василий Клюзен
Близок к изделиям перечисленных мастеров характер продукции Василия Клюзена (1840—1846 годы). Обращает внимание совпадение модели, по которой отливали свои изделия Е. Баранов, Лабзенковы, В. Клюзен и К. Солодовников. Они одинаково украшали юбку двумя пересекающимися овалами. Схожесть размеров колокольчиков, орнаментальных украшений, а также совпадающий период времени, в который работали эти мастера, позволяют объединить их в одну группу. Видимо, они черпали из одного источника представления о технических и художественных канонах изготовления бронзовых звучащих изделий.
Иван Кузнец (Кузнецов)
В конце 50-х — начале 60-х годов в Касимове работал Иван Кузнец(Кузнецов), о чем свидетельствуют достаточно редкие колокольчики с надписью:
«1858 ВЪ КАСИМОВ1Б: МАСТИРЪ: ИВАНЪ: КУЗНЕЦЪ».
Встречаются изделия с широкой расклешенной юбкой и клеймом на днище «ИК». Юбка некоторых украшена художественным элементом в виде «солнца» с одиннадцатью изогнутыми лучами. Колокольчики датированы 1855, 1858, 1859,1860,1861 годами. Схожесть инициалов и близость дат позволяют предположить, что это изделия одного мастера.
Клеймо с инициалами «ИК» использовали несколько литейщиков.
Примечательны следующие колокольчики:
«835-СЕЛА ЕЛАНИ ВАСИЛИЯ ФЕДОР: САМИХАТОВА»
«ИК» (днище около петли)
«АРТАМОНА ГРИГОРЬЕВИЧА ВЕРЕТЕННИКОВА: » «1842» (изнанка юбки)
«ИК» (днище около петли).
Параметры их совпадают с одной из моделей И.Д. Кислова, по которой отлиты колокольчики, подписанные мастером и датированные 1832, 1836, 1842, 1844 годами. Размеры, внешний вид, дата изготовления, шрифт, возможное прочтение сокращения «ИК» позволяют отнести их к изделиям мастерской Ивана Кислова.
Не исключено, что Артамон Григорьевич Веретенников мог быть основателем торговой династии, занимающейся сбытом дужных колокольчиков. Он являлся заказчиком мастерской И.Д. Кислова, а его сыновья — братья Веретенниковы, — продолжая семейное дело, заказывали изделия у Н.И. Кислова — сына мастера.
Описаны колокольчики с инициалами «ИК», которые тоже можно отнести к изделиям мастерской И.Д. Кислова:
«1838 ик СЕИ КОЛОК : Г : ПЕТРА ДМИТРИЕВИЧА» «1838 ик СЕИ КОЛОК ИВАНА ГУРЬЕВА БОРЩЕВА»
«1844 ХХХХХХХХХХХХХХХХ» (юбка) «ИК» (днище).
Династия Мазуриных
В 1850—1860-е годы колокольчики изготавливала династия Мазуриных, прежде всего братья Агап (1851— 1868 годы) и Иван (1853—1859 годы). Можно с высокой вероятностью предположить, что те, которые подписаны «Мастеръ Мазуринъ» (1854—1868 годы), принадлежат Агапу Мазурину — во всяком случае, значительная часть из них по размерам и внешнему оформлению совпадают с изделиями, подписанными этим мастером. Ему же принадлежат изделия с надписью:
«ВЪ КАСИМОВЕ МАСТЕРЪ АГАПЪ».
Лидировал среди братьев Агап. Об этом свидетельствует тот факт, что изделий с его именем больше, а также убеждает множество относимых к нему изделий с подписью: «Мастеръ Мазуринъ». Известны колокольчики, подписанные обоими братьями, текст отражает главенство Агапа:
«МАСТИРЪ АГАПЪ БРАТЪ ЕВО ИВАНЪ ВЪ КАСИМОВЕ».
Наряду с владельцами крупных ремесленных мастерских работали мастера, изготавливающие небольшие партии колокольчиков. В частности, в 1850-х годах партию изделий выполнил Федор Тюкин, в 1860-х — Максим Соколов, в начале 1870-х — Василий Егорович Карасев.
После 60-х годов XIX века проявилась тенденция к еще большей унификации моделей, по которым изготавливали свои изделия касимовские мастера. В этот период они начинают массово выпускать колокольчики с широкой расклешенной юбкой, отличавшиеся более качественными акустическими характеристиками. Они были уже менее массивными, но увеличились в диаметре. Мастера стали более утилитарно подходить к декоративно-художественному оформлению юбки. Изобразительные элементы выполняют в основном роль разделительного знака (точки) между началом и концом надписи. Зато оформление тулова стало разнообразнее. Появились новые декоры — клеймо с Георгием Победоносцем, пальметты, сложные растительные узоры, изображение бога Велеса.
Мастерская Кисловых
Особое направление касимовского литья породил Николай Иванович Кислов. По сведениям И. Духина, годы жизни мастера 1816—1900. Подписанные его именем колокольчики датированы 1843—1900 годами (однако изделия, датированные после 1886 года, атрибутируются как неавторские отливки с изменением дат). Наиболее плодотворным периодом работы его мастерской были 1870— 1880 годы, на которые приходится почти половина описанных в каталоге изделий этого ремесленника. Мастер прежде всего унаследовал принципы работы отца, продолжив отливать колокольчики по его моделям, в частности каплевидной формы.
Однако он сформировал и свой модельный ряд. Несомненно, он первый среди касимовских литейщиков, если судить по масштабам производства, разнообразию моделей и фольклорного оформления. Николай Кислов создал крупнейшую в касимовском центре ремесленную мастерскую по изготовлению дужных колокольчиков, которую следует особо отметить за ее вклад в создание оригинального жанра касимовской «фольклорной пластики». Здесь было отлито более 40 оригинальных надписей (цифра не окончательная, так как наверняка будут описаны другие оригинальные колокольные тексты, воспроизведенные этой талантливой семьей ремесленников). Это поговорки, пословицы, скоморошины, напутствия, рекламные слоганы и т.п. Несомненно, у этих литейщиков были незаурядная фантазия и чувство юмора: большинство надписей с ироническим подтекстом.
Нестандартный подход продемонстрировал этот мастер в использовании надписей, выполнявших функции товарных знаков. Он отливал двойные опознавательные надписи, содержащие информацию как о торговце товаром, так и об изготовителе. Это сочетание подчеркивало высокий уровень изготовления бронзовых изделий и престижность места их приобретения.
Николай Кислов использовал богатый модельный ряд: классическую, каплевидную формы колокольчиков, с широкой расклешенной юбкой. Воспроизводил он и модели нижегородских литейщиков (пурехскую с высокой юбкой).
Некоторые специалисты полагают, что вместе с Николаем Ивановичем Кисловым в мастерской работал его сын Михаил. Колокольчики с широкой расклешенной юбкой, с надписями на днище «М.Кисловъ», по их мнению, принадлежат Михаилу Николаевичу Кислову. Сокращения «М»Н»К»», «М»КИС», «М»Н»КИС», а также надписи на юбке «М»Н» КИСЛОВЪ» можно читать как «мастер Кислов», а возможно — «Михаил Кислов» или «Михаил Николаевич Кислов».
На наш взгляд, такое предположение небезосновательно. Коллекционер-исследователь И. Духин записал и опубликовал воспоминания внучки Н.И. Кислова — Веры Ивановны Кисловой: «После смерти деда в мастерской работал мой дядя, Михаил Николаевич Кислов. Он в этой мастерской лил не колокольчики, а детали для машин пароходов судовладельцев Качковых. Он отравил свои легкие, долго болел и умер в 1916 г.» (И.Духин. Касимовские колокольчики. В кн. «Колокольчики России. Каталог коллекции В.И. Хрунова». М., 2000, с. 35.). Возможно, после смерти Н.И. Кислова основным видом деятельности его правопреемников стало изготовление деталей для пароходов, но это не исключает того, что раньше отец и сын могли вместе лить колокольчики.
Для основной массы изделий Николая Кислова характерно использование нескольких типовых моделей, а в колокольчиках с широкой расклешенной юбкой эта закономерность нарушена — они отличаются разнообразием индивидуальных моделей. Нельзя не обратить внимание и на то, что более 90 процентов изделий с декорами на тулове в виде Георгия и одноглавых орлов, относимых к изделиям мастерской Кисловых, приходится на колокольчики с широкой расклешенной юбкой с опознавательными надписями на днище «М.КИСЛОВЪ», «М.КИС.», «М.К.» или надписью на юбке «М»Н» КИСЛОВЪ». Все это может свидетельствовать о том, что их изготовил другой мастер — Михаил Кислов. К сожалению, пока не представляется возможным четко разграничить изделия отца и сына Кисловых. В каталоге они приведены как изделия одной мастерской — Кисловых.
Николай Иванович и Михаил Николаевич Кисловы лучше других воплотили в жизнь идею отливать на колокольчиках шутливые надписи, поговорки, пословицы, загадки. Отец и сын, несомненно, обладавшие завидным чувством юмора, были подлинными творцами этого жанра. Известно около пяти десятков оригинальных надписей, отлитых на изделиях их мастерской.
1. «1851 ПРАЩАИ МИЛЫЯ МАЯ ЕДУ В ДАЛЬНЫЯ КРАЯ» «НК» (днище)
2. «1853 КУПИ МЕНЯ ДЯДЯ ПА ДЕНЬГАМЪ ГЛЯДЯ»
3. «1854 ГОДА ГЕН: ЕДУ НИСВИЩУ А НАЕДУ НИСПУЩУ»
4. «1857 ТОЧНА НА ЗАКАСЪ И ЗДЕЛАНЪ ДЛЯ ВАСЪ»
5. «1858 ГО ТОЧНА НА ЗАКАСЪ И ЗДЕЛАНЪ ДЛЯ ВАСЪ»
6. «1858 ЕДУ Я ГУЛЯТЬ ПО БЕЛОМУ СВЪТУ А ДЕНЕХЪУМ: НЕТУ»
7. «1859 ЕДУ НИСВИЩУ А НАЕДУ НИСПУЩУ»
8. «1861 ПАРА НАШЕМУ ТЕЛЕНКУ ВОЛКА СЪЕСТЬ»
9. «1861 НЕ ЛЮБА НИСЛУШАИ А ВРАТЬ НИМЕШАИ»
10.«1862 НЫНЕ СМИРНЫХЪ ВАЛКОВЪ ТИЛЯТЫ ЛИЖУТЬ»
11.«1862 ВОТЪ СТАРЫ ДРУХЪ ЛуТЧИ НОВЫХ ДВУХЪ»«М:Н:КИС:» (на днище)
12.«1863 ПРАЩАИ ДЕДУ ВОТЬ Я АТ ТЕБЯ ГУЛЯТЬ УЕДУ» «• М • Н ■ КИСЛОВ» (на днище вокруг петли)
13.«1864 НЕТЪ БАРЫША ЗАТО СЛАВА ХАР АША»
14.«1869 М. Н. К. КОГО ЛЮБЛЮ ТОГО ДАРЮ»
15.«1872 ВДОЛЬ УЛИЦЫ ЕХАЛЪ ПЕТУХЪ НА КУРИЦЫ»
16.«1873 КОЛОКОЛЪ. МУСЪ А.Е.К.Е. НА ДУЛЮ С.К.МАС.НИК.КМСЛОВЪ»
17.«1876 ГОД. ВОЛКА БАЯЦА И ВЛЕСЪ НИХАДИТЬ»
18.«1876 КАКЪ ПРАДАЖА МАЛА И ТАРГОВЛЯ НИМИЛА»
19.«А ХТО ВЫДУМАЛЪ ХМИЛЬНОЯ ТОТЪ КУДА РАЗУМИНЪ БЫЛЪ»
20.«ВА ВЕСЬ СВЕТЪ ГАРЕЛЪ СНЕКЪ CAAOMAI ТУШИЛИ»
21.«ВАЛКОВЪ БАЯТЦА И ВЛЕСЪ ГУЛЯТЬ НИ ХАДИТЬ»
22.«И ВОТЪ ПИТУШКИ ЗАЛАТЫЯ ГРИБИШКИ •М»Н»К»»
23.«ГРОМЪ ГРЕМИТЦА КРАСНА ДЕВА СУИТИТЦА» «НК» (днище)
24.«ЕДУ НИСВИЩУ А НАЕДУ НИ • М • НИКАЛАИ КИСЛОВЪ •»
25.«ЕДУ НИСВИЩУ А НАЕДУ НИСПУЩУ • М • КИСЛОВЪ X»
26.«ЕДУ НИСВИЩУ А НАЕДУ НИСПУЩУ • М • НИК» КИСЛОВЪ»
27.«ЗА ВОЛГА НА ТАРЕ МАСКАЛЬ СИНА КОСИТЬ X»
28.«ЗАТЕМЪ ЩУКА В ОЗИРИ ЧТОБА КАРАСЬ НИДРЕМАЛ»
29.«КАЗА С ВОЛКАМЪ ТЯГАЛАСЬ АДНА АСТАЛАС:»
30.«КАМАРЪ СЪ МУХАИ ПЛЯСОВАЛЪ КАМАРЪ МУХУ ЦЕЛОВАЛЪ:»
31.«КТО МНЕ РАД ТОТ МНЕ И СЛАД»
32.«КУРЫЧКА БЫЧКА РАДИЛА А ПРАСЕНАЧИКЪ ЯИЧКА СНЕС»
33.«НАМЪ ПРИЯТЕЛИ ЗНАКОМЫ К СЕБЕ В ГОСТ1 ЗАУТЬ:»
34.«НАТО ЩУКА ВЪ ОЗИРИ ЧТОБА КАРАСЬ НИ ДРЯМАЛЪХ»
35.«НИСУЛИ ЖУРАВЛЯ В НЕБИ А ДАВАЙ СИНИЦУ В РУКИ X»
36. «НЕ ЛЮБА НИ ЗВЕНИ НИ НРАВИТЦА ТАКЪ ПИРМИНИ » «М. Н. КИСЛОВ» (на днище вокруг петли)
37.«НЫНЯ ЧЕСТНОСТЬ И ВЕРНОСТЬ В ОТСТАВКУ ушли»
38.«НЫНЕ СВЕТЪ НИТАКОВЪ СТАЛО МЕНИ ДУРАКОВЪ:»
39.«ПАРА УШЪ И НАШЕМУ ТИЛЕНКУ ВОЛКА СЪЕСТЬ:»
40.«ПА СЕНКИ ШАПКА ПА ЯРМОШКИ ШЛЫКЪ В ПОРУ ШЪТЬ:»
41.«ПОВИСЬ КРЕПКА НЕОТОРВАТ И ФЕДКА» «НК» (днище)
42.«СКИНИМСЯ ПО ДЕНЕЖКЕ КУПИМ ВОДОЧКИ»
43.«ТЕЩА КРИЧИТ РОЩА ТРЕЩИТ»
44.«ХАДИ В КАБАКЪ НЮХА1 ТАБАКЪ ВИНО ПЕ НИЩИХЪБЕЙХ»
45.«ХАРАШО ПИТУХИ ПАЮТЬ И СПАТЬ НИ ДАЮТЬ X» «М. Н. КИСЛОВ» (на днище вокруг петли)
46.«ЧЮДЕСА В РИШИТЕ ДЫРЪ МНОГА А ВЫЛИСТЬ НЕГДИХ»
47.«Я ЕДУ НИСВИЩУ А ХТО ЗАЦЕПИТЬ НИСПУЩУ ».
В этих текстах широко представлен русский народный фольклор: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки.
Братья Ленины
В деревне Уланова Гора Касимовского уезда работали братья Ленины: Степан (1865-—1866 годы), Иван Васильевич (1871—1913 годы), в каталогах личных коллекций также упоминается Николай Ленин. Некоторые специалисты, однако, полагают, что встречающаяся надпись «НЛенинъ» — это нечеткая отливка надписи «ИЛенинъ», и вообще ставят под сомнение существование мастера Николая Ленина. Ивана Ленина можно признать на этом историческом этапе лидером по числу отлитых колокольчиков. Его ремесленная мастерская выпускала звонкую продукцию более 40 лет, уступая по объемам производства только Кисловым.
Здесь было изготовлено наибольшее число именных заказных колокольчиков, особенность которых — указание на изделии местожительства заказчика. Анализ таких текстов позволяет выяснить рынки сбыта и географию торговых контактов касимовских литейщиков. И. Ленин сформировал свои фирменные художественные элементы оформления колокольчиков, ставшие визуальной визитной карточкой его мастерской.
Если Николай Кислов — лидер по разнообразию колокольных текстов, то Иван Ленин — по декоративно-художественным элементам. Его мастерская была последним колокололитейным заведением в д. Уланова Гора — свидетельствует источник по состоянию на 1889 год: «Деревня Уланова гора. Волость Подгорядная. Из местных промышленников насчитывается: 1 выделывает колокольчики, 6 поденщиков, 3 торговца, 4 сторожа..» («Сборник статистических сведений по Рязанской губернии». Т. 2., 1890, с. 411).
Василий Краснов
В конце XIX века в деревне Поповской Касимовского уезда Рязанской губернии работал Василий Иванович Краснов (1882—1891 годы). Самым плодотворным периодом его деятельности были 1886—1890 годы, на них приходится половина описанных в каталоге изделий его мастерской. Ремесленник отливал колокольчики одной формы и одинаково обрабатывал их на токарном станке. На одной части изделий обозначал место производства — город Касимов, на других — деревню Поповку. На подавляющем большинстве его колокольчиков нет украшений ни на юбке, ни на тулове. Однако он проявил новаторство, изготовив небольшую партию изделий со сложными растительными узорами. Известны колокольчики, подписанные «КРАСНОВ» и «КРАСНОВ В.И.». Одинаковые размеры и схожесть художественного оформления позволяют сделать вывод, что Краснов и Краснов В.И. это один и тот же мастер.
Поздние касимовские литейшики
Одним из них, тоже работавшим в деревне Поповской, был Яков Птицын. В каталоге описаны изделия, подписанные его именем и датированные 1894, 1901 годами. Мастер отливал комбинированные тексты, включающие опознавательную надпись изготовителя и традиционный фразеологизм: «Кого люблю — того дарю».
Касимовский литейщик, который проработал в этой сфере около двадцати лет, но представлен в частных и музейных коллекциях всего десятком изделий, имеющих его опознавательные надписи, — это Петров Афанасий Сидоровиx(1866—1881 годы). Только недавно удалось установить отчество этого изготовителя.
Колокололитейные заведения были и в сельце Алешино Касимовского уезда Атрибутирован литейщик, работавший здесь, — Ефим Мазурин (1868,1869 годы). В каталоге описаны два экземпляра колокольчиков, подписанных этим именем, и несколько — относимых к его изделиям.
Встречаются колокольчики с вариациями следующей надписи:
«1869 ГОДА ЛИТЪ СЕИ КОЛОКОЛЪ ВЪ СЕЛЬЦЕ АЛЕШЕНЕ».
Это позволяет предположить наличие не атрибутированных пока мастеров из этого села.
Индивидуальные кустари
Среди коллекционеров особо ценятся изделия, встречающиеся в единичных экземплярах. Они изготовлены индивидуальными кустарями.
В каталоге приведены два колокольчика с именем и инициалами Данилова Сахрона (Сафрона):
«1832 ГОДА МАСТИРЪ САХРОН ДАНИЛОВ» «ВЪ КА МЪ С. Д».
Надпись можно читать как: «В Касимове мастер Сахрон (Сафрон) Данилов».
В процессе составления каталога были атрибутированы еще два касимовских мастера — Николай Раристов и Кузьма Кондаков, которых можно отнести к иднивидуальным кустарям, отлившим партию изделий со своей опознавательной надписью:
«1840: МАСТЕРЪ НИКОЛАЙ ГАРИСТОВЪ».
«1854 КА • МА • КУЗМА КОНДАКОВЪ».
Из литейщиков, работавших до 40-х годов XIX века, надо отметить Григория Демина (1835 год). Описаны только два экземпляра изделий, подписанных этим мастером, что пока не позволяет проследить закономерность его работы.
В. Ким описал редкий колокольчик, изготовленный в Касимове подмастерьем:
«ПОДМАСТЕРИЯ ДАРЯГОВЪ КУЗЬМА В КАСИ:».
Коллекционер-иследователь С.Сукач (г. Сумы) обнаружил еще одно изделие с опознавательной надписью этого изготовителя:
«СЕИ • КОКАЛЪ • ЛИЛЪ • ПАДМАСТЕРЪЯ • КУЗМА В ».
В числе недавно установленных изготовителей следует назвать Дмитрия Шестопалова, представленного в каталоге всего одним экземпляром:
«1869 ГО ВЪ КАСИМОВЕ М. МИТРИЯ ШЕСТОПАЛОВА».
Здесь же описаны заказные именные колокольчики с опознавательной надписью на изнанке юбки ДСАЧЕВЪ:, что позволяет атрибутировать еще одного изготовителя этого колокололитейного центра, работавшего в конце 70-х годов XIX века.
Колокололитейные заведения были и в Скопинском уезде Рязанской губернии.
Есть сведения, что литьем дужных колокольчиков в касимовском центре также занимались: Винокуровы, Юрий Трушин, Гаврила Огурцов, Рыбин, И.Н. Селиванов, Сурин. Пока достоверных данных о наличии изделий этих изготовителей у автора нет, и в каталоге они не описаны, хотя не исключена возможность их появления.
Информацию о литейщиках (кузнецах), в том числе отливавших дужные колокольчики, можно почерпнуть из архивных документов (купчих на недвижимость, описаний земельных участков с имеющимися на них строениями, налоговых документов, воспоминаний современников и т.п.), однако не все литейщики изготавливали колокольчики с опознавательными надписями. Так что следует иметь в виду, что литейщиков (кузнецов), периодически отливавших колокольчики, значительно больше, чем в списке имен, увековеченных в опознавательных надписях на юбке.
Колокольчики с опознавательными надписями нескольких изготовителей
Встречаются колокольчики с опознавательными надписями нескольких изготовителей из различных колокололитейных центров. Их происхождение объясняется рядом причин. Изделия касимовских мастеров были предметом подражания для литейщиков других центров.
«ЗАВ. ЕГОРА СПИР КЛЮИКОВА ВЪ СЕЛГЬ ПУРИХЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБ:»
«М:И. ЛЕН» (днище вокруг петли).
На тулове — фирменный изобразительный знак мастерской И.В. Ленина — четыре небольших клейма с гербом Российской империи.
«186Н : ГОГ СЕИ : КОГ : ЛИЛЪ : МА : МИХАИЛО : ГОЛЧИНЪ:»
«М. Н. КИСЛОВЪ» (днище)
«ОГИМАМЛ» (изнанка юбки).
Несанкционированная, неавторская отливка. Надпись на днище «М.Н. Кисловъ» осталась от колокольчика, взятого за основу изготовления нового изделия. Буквы на изнанке юбки «ОГИМАМЛ» — неправильно отформованная аббревиатура, которую следует читать справа налево «Л МА МИГО», т. е. «лил мастер Михайло Голчин».
Мастер Сергей Жилин из слободского колокололитейного центра использовал в качестве модели колокольчики Ивана Кислова и Ивана Ивановича Мамонова, поставив на их тулове клеймо со своим именем.
«МАСТЕР ИВАНЪ КИСЛОВЪ ВЪ КАСИМОВЕ».
На тулове между двумя жар-птицами клеймо:
СОМ
СЕРГЕЙ
ЖИЛИНЪ
«СЕ1 ♦ КОЛ ♦ IBAHA ♦ IBAHOB ♦ МАМОНОВА».
На тулове между одноглавым орлом и жар-птицами клеймо:
СОМ
СЕРГЕЙ
ЖИЛИНЪ
В каталоге описаны изделия, содержащие одновременно опознавательные надписи завода братьев Самофаловых и М.Н. Кислова:
«ЗАВОДА • Б • САМОФАЛОВЫХ- М- Н • К »
«ЗАВОДА БРАТ - САМОФАЛОВЫХЪ М.Н.КИСЛОВЪ:».
В Воронеже был завод братьев Самофаловых, отливавший церковные колокола. Появление описанных колокольных текстов можно объяснить так: воронежский завод братьев Самофаловых специализировался на изготовлении больших меднолитейных изделий, а небольшие дужные колокольчики им было выгодней заказывать в Рязанской губернии. В результате появились изделия с опознавательными надписями сразу двух изготовителей из различных регионов.
После составления каталога был обнаружен еще один интересный колокольчик с опознавательной надписью двух изготовителей:
«1863 ЗАВОДА БРАТЬЕВЪ САМОФАЛОВЫХ»
«ИК» (днище).
Также описаны колокольчики с опознавательными надписями только завода братьев Самофаловых, выполненные шрифтами, использовавшимися в мастерской Н.И. Кислова и оформленными специфическим касимовским художественным элементом — восьмиконечной звездой. Это позволило отнести их к изделиям касимовского колокололитейного центра и включить в каталог. В данном случае колокололитейное заведение братьев Самофаловых выступало заказчиком, сбывавшим эти изделия от своего имени.
В практике колокололитейного дела это не единственный случай, когда изготовители крупных церковных колоколов из одного региона заказывали дужные колокольчики со своими опознавательными надписями в другом центре, специализирующемся на изготовлении малых форм. В конце XIX века так поступал торговый дом Оловянишникова, входивший в «Товарищество П.И. Оловянишникова сыновья», которому в г. Ярославле принадлежал крупнейший в России завод по литью церковных колоколов. Причем этот торговый дом заказывал дужные колокольчики со своими опознавательными надписями в Нижегородской губернии на заводе Е.С. Клюикова, в том числе для сбыта на Нижегородской ярмарке.
Рязанские заказчики слободских изделий
К касимовским литейщикам обычно относят Ивана Ивановича Мамонова.
Характер оформления его изделий (обилие декоров на тулове, характерных для слободского колокололитейного центра) позволяет усомниться в их касимовском происхождении. Автор склонен согласиться с предположением вятских историков-краеведов П. Перминова и А. Рева, что Мамонов мог быть родом из Слободского. Есть архивные сведения, указывающие на то, что на различных заводах в г. Слободском работали Мамоновы, т. е. эта фамилия в Вятской губернии была распространенной.
Впоследствии мастер мог переехать в Рязанскую губернию, где и занялся колокололитейным делом. И вскоре выяснил, что объемы сбыта дужных колокольчиков здесь существенно выше, а вот их изготовление дешевле в Вятской губернии. В Касимове медное сырье было привозным, в Слободском же — добывалось из болот на окраинах города. Предприниматель организовал заказы на литье дужных колокольчиков в Вятской губернии по моделям и со шрифтами касимовских мастеров, а слободские литейщики добавили на них свои «фирменные» украшения. Изделия оказались дешевле касимовских и выделялись оригинальным художественным оформлением — сочетанием колокололитейных традиций двух региональных центров.
Но это лишь убедительная гипотеза. Во всяком случае, атрибуция мастера Мамонова (или заказчика) по месту его нахождения требует дополнительного документального исследования.
Неоднозначную оценку вызывают и изделия Ивана Алексеевича Митюнина, основавшего мастерскую или торговое заведение в 1816 году. Они тоже отличаются нетипичным обилием декора. Не исключено, что Митюнин — торговец, заказывавший колокольчики в более дешевом слободском колокололитейном центре и сбывавший их в Рязанской губернии.
Аналогичное предположение можно высказать относительно рязанского мещанина Николая Ивановича Гучева. Многочисленные изделия с такой опознавательной надписью датированы 1833 годом и имеют обильный декор на тулове.
Вероятно, Мамонов, Митюнин и Гучев были крупными торговцами, заказывавшими изделия со своими опознавательными надписями как в касимовском, так и слободском центрах.
P.S.После составления каталога автором была получена информация еще о нескольких интереснейших экземплярах касимовского колокололитейного центра, а именно:
Баранов Евсей (Евсевий, Евселий)
«СЮ 1837 СО В СЮ М СЮ ЕВСЕИ СЮ БАРАНОВЪ СЮ»
Баранов Никифор
«1836 * МАСТЕРЪ * НИКИФОРЪ * БАРАНОВЪ»
Кислов Алексей
«1834 М • АЛЕКОЬИ КИСЛОВЪ В КАСИМОВЪ»
Кислов Иван
«1810 ВЪ КАСИМОВЕ МАСТЕРЪ ИВАНЪ КИСЛОВЪ*» «1819 • СК • КНЯЗЯ ЕФИМА ИВАНОВИЧА КУТУЕВА» «1823 : КАСИМОВЕ : МАСТЕРЪ ИВАНЪ КИСЛОВЪ»
Кисловых мастерская
«1858 ЕДУ Я ГУЛЯТЬ ПО БЕЛОМУ СВЪТУ А ДЕНЕХЪ У М: НЕТУ»
«1869 М.Н.К. КОГО ЛЮБЛЮ ТОГО ДАРЮ»
«КТО МНЕ РАД ТОТ МНЕ И СЛАД»
«НАТО ЩУКА В ОЗИРИ ЧТОБА КАРАСЬ НИ ДРЯМАЛЪХ»
Кондаков Кузьма
«1854 КА МА • КУЗМА КОНДАКОВЪ»
Лабзенков Александр
«1842 ВЪ МА АЛЕКСАНДРЪ ЛАБЗЕНКОВ»
Лабзенков Евдоким
«1894. Г. ИЗЪ ЛАВКИ МАЛЮГИНА»
Лабзенков Макар
«1857 КА МАСТЕРЪ МАКАРЪ ЛАБЗЕНКОВЪ»
Лабзенков Петр
«1852 ГОДА • КА • МА ПЕТРЪ ЛАБЗЕНКОВЪ»
Ленин Иван
«ЗВЕНИТЬ КОЛОКОЛЬЧИКЪ ПОДУГОЙ»
«М • И ЛЕН» (днище)
«СЕИ КОЛКАЛЪ ТАВО КТО КПИТЬ ЕГО»
«М. • И. • ЛЕН» (днище)
«СЕИ К • СЯЛА ТАРАДЕИ: КР • ВАСИЛЬЯ ЖИРНОВЪС» «М. И.ЛЕНИНЪ» (днище)
«СЕИ • КОЛ МАКАРОВА МАКАРОВИЧА СГРАШНИКОВА!»
«М. И. • ЛЕНИНЪ» (днище)
Муратов Алексей Л.
«1809: ВЪ КАСИМОВЕ:АЛЕКСЕИ:Л:МУРАТОВЪ:»
Петров Афанасий Сидорович
«МА АФАНАСЕИ : СИ : ПЕТРОВЪ : ВЪ КАСИМОВЪ»
Самофаловы братья
«1863 ЗАВОДА БРАТЬЕВЪ САМОФАЛОВЫХ»
«ИК» (днище)
Именные заказные колокольчики
«1896 ГО : СЕИ : КОЛКОЛЪ : ПАРАСЕКИНИ : МАРИЕ :»
«1863 СЕИ КОЛ : ВАСИЛЪЯ ГУКОВЪЯ»
«СЕЛО ПАЧИНКИ НА ИМЯ ПАВЛА ЮНКИНА»
«С.К. ИВАНА АФАНАСЬЕВА ВОЛЬНОВА»
«С.К. СТЕПАНЪ АФАНАСЬЕВА ШИШКАНОВА»
«С.К. МИХАИЛЕ НИКИФОРОВА ЯКУНИНА»
«1875 ГОДА ЕГОРА ГРИГОР МАЛЕНЕВЪ ВЪ ВАСИЛЕВЕ»
Андрей ГЛУШЕЦКИЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 42 (ноябрь 2006), стр.120