Третий петербургский Рынок старого искусства в северной столице развивается динамично.
С 21 по 26 мая в С.-Петербурге в Этнографическом музее прошел Третий антикварный Салон, традиционным организатором которого выступила московская компания «Экспо-Парк. Выставочные проекты». По числу участников, а их было 26, из них 3 — москвичи, он естественно уступал московским салонам, но качественный уровень был достаточно высок. И главное, этот уровень был выдержан всеми экспонентами. Живопись Левитана, Репина, В. Маковского, Серебряковой, Гончаровой можно было приобрести по ценам значительно ниже, чем на Sotheby s, Русские торги которого проходили в те же дни.
Посетителей привлекла также выставка, на которой известный петербургский антиквар-ювелир Аркадий Тульчин показал свою коллекцию «Роскошь модерна» состоящую из работ ведущих ювелирных фирм Европы, Америки и России.
Логическим финалом Салона стал аукцион, проведенный Петербургским аукционным домом. Торги проходили в том же Этнографическом музее. Разыгрывались 209 лотов — икона, русская и западноевропейская живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, ювелирка.
По мнению специалистов, живопись выставлялась крепкого, среднего уровня — музейных шедевров не было. То, что хорошо раскупается в Москве — Сверчков, Кры- жицкий, граф Муравьев, Бровар, В.Маковский — осталось невостребованным. Впрочем, цены были явно не сбалансированы — «Пурга» (47x38) Сверчкова выставлялась за 5000 долларов, а «Рассвет над озером» (60,2x107) Крыжицкого предлагался за 40 000 долларов.
Топ-лотом стал «Портрет Лидии Дилекторской» (70x90), работы неизвестного художника школы Матисса, проданный по старту за 30 000 долларов. На первый взгляд цена была явно завышена, но, весьма вероятно, покупатель надеется, что неизвестный художник может оказаться самим Матиссом (атрибутация французских художников — отдельный разговор). На этом фоне возросший до 12 000 долларов старт в 8000 долларов за «Курильщиков» (Голландия, XYIII в., неизвестный художник) выглядел скромно.
В разделе прикладного искусства было всего понемножку: стекло, гарднеровский и мейсенский фарфор, часы, бронза, неизменные канделябры и подсвечники. Среди последних была весьма примечательная вещь — парные подсвечники с накладками в виде маскаронов, (высота — 34,5 см, Россия, первая половина XIX в). У них интересная «родословная». Изначально они находились у дочери Пушкина, Марии Александровны Гартунг. Подсвечники ушли за стартовую цену — 3000 долларов.
Всего было продано 45 лотов — для первого раза результат неплохой. Покупателями стали в основном сами петербургские антиквары. Вот что сказала Людмила Малышева, директор крупнейшего петербургского салона «Рапсодия»: «Нам, антикварам, нужно самим строить свой рынок. С появлением аукциона мы в дальнейшем сможем найти еще один путь к покупателям. Мы аукцион поддерживаем».
Сегодня петербургский рынок на подъеме. Конечно, объем продаж выше в Москве, поскольку именно в первопрестольной «крутятся» деньги. Но формируют антикварное предложение, поставляют на рынок живопись, драгоценности, серебро и фарфор, люстры и особенно мебель преимущественно питерские антиквары. Еще два-три года назад они, чтобы выстоять после дефолта и развиваться, вынуждены были снижать цены на свой товар. Сегодня цены в Москве и Петербурге одинаковые. Понимая законы антикварного бизнеса, питерцы развивают, расширяют его по вертикали. Кроме блестящих салонов на Невском, канале Грибоедова и Конюшенной, в Петербурге существует множество магазинов, магазинчиков и лавочек. Появилась даже Лавка древностей по типу европейских антикварных складов, где можно найти все: от золоченых стульев XYIII в. до живописи соцреализма.
Надежда НАЗАРЕВСКАЯ, редактор сайта «Антиквар». Санкт-Петербург — Москва
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 2 (2) июль-август 2002 стр.4
Хроника
Среди победителей конкурса — Путин
Редакция журнала «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» совместно с порталом коллекционеров www.uuu.ru провела конкурс, в котором своими знаниями померились более 600 участников. Победители, сумевшие правильно ответить на все вопросы, получили номера нашего журнала. Ими стали юрист из Омска Михаил Кокунин, программист Денис Буренин из Горнозаводска (Пермская область), эксперт из Киева Юрий Покрасс, а также москвичи — строитель Анатолий Лысенко и эксперт но антиквариату Михаил Путин. Вопросы нового конкурса опубликованы на сайте нашего журнала www.antik.ru и на портале коллекционеров www.uuu.ru.
Sotheby's - августовское затишье
Учитывая узколокальный характер августовских аукционов, — их всего три и посвящены они австралийскому искусству — подъема аукционной жизни следует ожидать в сентябре, когда аукционы вернутся в матушку-Европу.
Отметим аукцион китайского и японского искусства (Лондон, Олимпия, 10 сентября), живописи XIX века (там же 12 сентября) а также распродажу (17 сентября, Амстердам) коллекции известного голландского дизайнера и арт-дилера Анн-Поля Брикмана, в которой широко представлена мебель начиная с XVII века.
Возвращение императоров
Две картины — копия с портрета Александра I, написанного Доу, и Лагерь лейб-гвардии Преображенского полка под Красным селом — будут переданы в государственный музей заповедник Царское село . Портрет Петра III кисти неизвестного художника XIX века отправится в государственный музей-заповедник Петергоф. Еще четыре полотна — портреты Петра III, Екатерины II, Великой княжны Марии Павловны (все картины неизвестных мастеров) и портрет Георга I английского работы Кнеллера и Вуттона — вернутся в Государственный музей-заповедник в Гатчину. Михаил Швыдкой заверил, что процесс возвращения культурных ценностей будет продолжен. При этом он отметил, что в Германии многие культурные ценности, вывезенные из России, находятся в частном владении.
Сенсация нумизматического рынка
Монеты XIX в., чеканенные на полированных пластинах, встречаются достаточно редко. Выпускаемые ограниченным тиражом, они оседали в коллекциях нумизматов и собраниях музеев. И сейчас полированная монета является желанной добычей для большинства нумизматов. В коллекции нумизматического отдела Аукционного дома «Гелос» находится интересная монета — 25 копеек 1858 г. СПб ФБ, отчеканенная штемпелем образца 1849 г. с пунктирным гуртом. Монета совершенно не редкая, по В. Биткину общий тираж с более редкой ее разновидностью составляет 5 528 006 штук, достаточно большой для того времени. Необычность этой монеты заключается в том, что лицевая ее сторона отчеканена полированным штемпелем, а обратная — нет. Это означает, что монета была отчеканена штемпелями из различных пар.
Известно, что некоторые экземпляры рубля 1914 г. «На Двухсотлетие Гангутского сражения» встречаются с обратной полированной стороной, но это произошло вследствие того, что революцию пережил только один из штемпелей и когда в советское время их дочекани- вали для продажи в магазинах Советской филателистической ассоциации, то выпускали только с одной полированной стороной. В дореволюционное время такого быть не могло, и если бы был испорчен один из штемпелей, то ему на замену изготовили бы другой.
Вес 25-копеечной монеты — 5,2 гр., что несколько больше, чем серийные монеты, возможно, это происходит из-за того, что монету специально заказывали на монетном дворе для коллекции и делали из материала заказчика. По мнению И.Г.Спасского, гибридные монеты, встречающиеся в коллекциях, содержащих русские монеты XIX в., могли быть изготовлены на монетных дворах мастеровыми, которым заказывали монеты в обход администрации монетного двора вследствие спешки и ошибочного применения штемпелей из различных пар.
Возможно, 25 копеек 1858 г. с лицевой стороной, отчеканенной полированным штемпелем, и обратной стороной, отчеканенной простым, появились вследствие похожей ситуации. Коллекционер хотел сэкономить и поэтому обратился не в администрацию монетного двора, а к одному из мастеровых, работавших на нем. А тот, но какой-то причине, взял штемпели из различных пар, один — простой, а другой — полированный.
Николай ЧЕКУНИН
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 2 (2) июль-август 2002 стр.5