История приобретения этого уникального произведения восходит к 1870-м годам и отсылает нас к Всемирным выставкам искусства, раскрывая неизвестные ранее факты приобретения произведений декоративно-прикладного искусства в великокняжеские дворцы.
С конца 1860-х годов великий князь Владимир Александрович становится постоянным участником Всемирных выставок искусства, проходящих в Париже, Лондоне, Вене и других городах. Европейские корреспонденты и обозреватели выставок неоднократно отмечали его живейший интерес ко всем новинкам, особенно в области декоративно— прикладного искусства. После того как он стал Президентом Императорской Академии художеств, изменился и его статус присутствия на всемирных выставках. Владимир Александрович активно содействовал
«продвижению» русского искусства в Европе, старался продемонстрировать публике все лучшее, что было создано за этот период русскими мастерами. Вице-президент Императорской Академии художеств граф Иван Иванович Толстой писал: «Искусство во всех его выражениях Великий князь Владимир Александрович не считал забавою, а делом важным и всегда был готов защищать истинно русское искусство». Так, на выставке 1873 года были представлены живописные полотна ведущих отечественных художников, которые при поддержке Великого князя экспонировали свои произведения. Особой нарядностью отличался и «Русский Павильон». Он состоял из фрагмента оформления Дубового зала во дворце Великого князя Владимира Александровича, украшенного живописным полотном В. П. Верещагина «Илья Муромец на пиру у князя Владимира». Как раз в это время Великий князь занимался оформлением интерьеров своего будущего дворца в Санкт-Петербурге и был горд продемонстрировать восхищенной публике частичку своего будущего дома А на Всемирной выставке в Париже в 1878 году выставлялся портрет Великого князя кисти М.Кельхер (M.Kaelher), который получил восхищенные отзывы критиков.
На выставках Владимир Александрович любил и себя показать, и других посмотреть. Огромное количество произведений декоративно-прикладного искусства для своего дворца он выбирал именно на Всемирных выставках, считая их эталоном всего лучшего, что создали в то время европейские мастера. Поэтому, когда на Всемирной выставке в Париже в 1867 году Золотой медалью была удостоена фирма Фрателли Toco (Fratelli Toso) за люстру венецианского стекла, Великий князь посчитал, что именно такая люстра должна украшать его Малиновую гостиную, оформленную архитектором А.И. Резановым в стиле итальянского ренессанса (илл. 2, 3, 4). Согласно архивным документам конторы двора Его Императорского Высочества Великого князя Владимира Александровича, переписка с фирмой о заказе люстры началась сразу же после закрытия выставки. В это время вновь ставшее популярным венецианское стекло пользовалось не меньшим спросом, чем произведения известных бронзовых мастерских. Все самые именитые собиратели и коллекционеры произведений декоративно-прикладного искусства стали считать престижным и модным иметь в своих собраниях современные изделия венецианского стекла. Представители царственных и аристократических фамилий очень часто обращались именно к венецианским компаниям при выборе люстр и других осветительных приборов для парадных и жилых интерьеров.
Как раз в середине XIX века начали возрождаться традиции венецианского стеклоделия. Благоприятная внутриполитическая обстановка в Венеции способствовала быстрому расцвету любимого дела ее жителей — стеклоделию, которое после падения Республики в 1797 году и прихода наполеоновской армии было прервано почти на полвека. Мэр Венеции Антонио Коллеони (Antonio Colleoni) вместе с ученым, основателем первого музея стекла в Венеции Винченцо Занетти (Vincenzo Zanetti), дали мощный толчок в развитии стекольной промышленности города. А при поддержке адвоката из Виченцо Антонио Сальвиатти вскоре открылась и первая фирма «А. Сальвиатти» (A. Salviatti). На волне общего подъема промышленности возрождались старинные венецианские компании (Corte Bigaglia, Calle Beroviero, Fondamenta Radi) и открывались новые.
Первоначально в подражание старым античным образ цам делали вещи, которые пользовались наибольшим спросом и популярностью. Напрасными оказались опасения истинных ценителей и экспертов стекла по поводу того, что после многолетнего перерыва может пострадать качество изделий. Несмотря на временный застой в стеклянном производстве, старые мастера еще помнили методы и приемы, какими владели их отцы и деды. Они старательно и вдохновенно передавали свои навыки и умения молодым, возрождая таким образом лучшие традиции семейного дела. В середине 1860-х годов в ассортименте предлагаемых изделий стали появляться и такие, что были исполнены в подражание стилям барокко и ренессанс с включением уже новых разработок техник и декора.
Фирма Фрателли Toco (Fratelli Toso) была основана в 1854 году Пьетро Тосо совместно с братьями Ангело (1823—1892), Карло (1831—1881), Фердинандо (1830— 1902), Джованни (1826—1888), Грегорио (1835—1897), который стал первым менеджером компании, а также со всеми сыновьями самого Пьетро Тосо. Он давно мечтал о создании подобной компании, но в первые десятилетия XIX века об этом нельзя было и думать. Наполеоновская армия, вступившая в город, надолго парализовала его развитие, дезорганизовала всю его промышленность. Многие ценнейшие произведения были уничтожены, другие вывезены во Францию.
Однако аббат Винсент Занетти (Vincenzo Zanetti), страстный защитник и ценитель «славного дела венецианцев», опасаясь, что драгоценные рецепты стеклоделия могут исчезнуть безвозвратно, договорился с Пьетро Тосо о том, что несколько братьев его большой семьи начнут тайно посещать в вечернее время занятия по стеклоделию. И на протяжении многих лет священнослужитель передавал семье Тосо уникальные секреты изготовления и декорировки ручными способами изделий из венецианского стекла. После завершения Венского конгресса политическая обстановка в Европе начала меняться, и Венеция, вновь получив долгожданную независимость, стала активно возрождать стекольную промышленность. Надо отметить, что изделия братьев Тосо, которые уже много лет работали у Занетти, своим мастерством сразу стали выделяться среди изделий других компаний.
Официально фирма (она существует и сейчас) была основана в 1854 году, а спустя 10 лет на выставке стекла в Му- рано завоевала первую Большую золотую медаль. В самом начале своей истории компания специализировалась на производстве посуды и оконных вставок— витражей. Вскоре в ассортименте изделий предприятия появились люстры и канделябры. Бартоломео Кечетти, например, так описывает одну из самых первых люстр, представленных публике: «большая парадная люстра на 24 свечи первоклассно воссоздает образ старинного венецианского произведения. Удачная имитация «под старину» дополняется современными мотивами и подобное сочетание старины и нового искусства особым образом выделяет работы этой фирмы». Эта первая люстра была создана из 1700 стеклянных деталей и имела высоту более чем 2,80 м.
С середины 1860-х годов компания заняла лидирующее место по изготовлению подобных люстр, которые не только воспроизводили изделия из стекла с включением барочных и ренессансных мотивов, но и имитировали античные изделия. С таким же успехом компания создавала предметы согласно вкусам и предпочтениям времени, включая в единую композицию как старые, так и совершенно новые, неожиданные декоративные элементы.
Компания Фрателли Тосо славилась как одна из самых крупных фирм по изготовлению крупных люстр и канделябров, которые предназначались для парадных залов дворцов и особняков. Особое признание среди других производств европейских держав итальянская компания получила после огромного успеха на Всемирной выставке в Париже в 1867 году.
Представленная компанией Ф. Тосо люстра, по единогласному мнению корреспондентов и обозревателей, заслужила Золотую медаль. Мастер Ангело Серена (Angelo Serena) вместе с Джованни Фута (Giovanni Fuga) и Лоренцо Санти (Lorenzo Santi) был дизайнером люстры, смоделированной на 60 свечей, состоявшей из 356 отдельных деталей и имевшей общий вес 330 кг. При ее транспортировке в Париж использовали более 15 разнообразных видов коробок и упаковок, чтобы сохранить ее в пути.
После ошеломляющего успеха продукции фирмы Ф. Тосо Великий князь Владимир Александрович заказал ее мастерам и художникам изготовить аналогичную по форме и характеру декора люстру для украшения центральной гостиной парадной анфилады дворца — Малиновой. Ангело Серена и Лоренцо Санти, оставив в основе композицию «парижской» люстры, видоизменили и дополнили люстру Владимирского дворца новыми декоративными мотивами в виде изогнутых листьев, рокайльных веточек и изящных шишечек. Все работы по изготовлению металлического каркаса и креплений исполнил Кессионаре Мариетти (Cessionari Marietti), клеймо которого, как правило, располагается на самом верхнем участке люстры на месте ее крепления. Эксперт и самый выдающийся мастер работы по дереву — Джованни Тосо собственноручно исполнил для столь высочайшего заказа все деревянные крепления и отдельные декоративные элементы. Чтобы составить такую люстру, мастерам требовалось более 60 дней и подробный рисунок каждого этапа сборки.
В начале 1870-х годов люстру доставили в Санкт-Петербург, к ней было приложено подробное описание того, как следует составлять и крепить ее отдельные фрагменты. Коробки с деталями люстры под личным наблюдением главного архитектора А.И. Резанова были перенесены в Малиновую гостиную, где с помощью мастеров стекольщиков Императорского стеклянного завода и началась сборка люстры и двух стенников. Согласно схеме, стеклянные детали собирали ярусами (всего 4 яруса) и крепили к основному стержню.
Так же крепили большинство люстр и венецианские компании. Однако сложнее всего было крепить собранную люстру к потолку. Кроме того, Великий князь Владимир Александрович опасался, что резной кессонированный потолок Малиновой гостиной не выдержит веса люстры. Он сетовал на недоработку архитектора, который не догадался спроектировать небольшое дополнительное помещение над потолком гостиной, что позволило бы установить более мощные металлические крепежи и таким образом рассредоточить центр тяжести. В компанию Ф. Тосо направили письмо с просьбой предоставить специальный крепеж, так как в силу сложившейся ситуации подвесной крюк для люстры «должен быть небольшого размера, дабы не нарушать декоративный ансамбль потолка и всей гостиной, но быть таким крепким, дабы выдержать весь груз люстры, а мастера сомневаются, что таковые имеются у нас в распоряжении». Вскоре из Италии были доставлены специальные крепежи, которые позволили прочно закрепить люстру и одновременно с этим не повредить резной потолок орехового дерева
Эта люстра фирмы Ф. Тосо по праву стала не просто центральным осветительным прибором Малиновой гостиной, но «жемчужиной» венецианского стекла, сохранившейся в великокняжеском собрании.
Екатерина ХМЕЛЬНИЦКАЯ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 52 (ноябрь 2007), стр.52