Особое Место в собрании государственного Музея керамики занимает «Египетский сервиз» императора Александра I, созданный во Франции в 1804—1806 годах-Продолжая традиции европейских дворцовых сервизов XVIII столетия, он являет собой классический пример наиболее полного воплощения в фарфоре стиля ампир.
Творцы «Египетского сервиза» мыслили создать шедевр, который был бы достоен императора Наполеона в пору его величайшего триумфа. Сервиз был изготовлен для дворца Тюильри и предназначался для особо торжественных случаев, однако судьба его сложилась иначе — он оказался в России. Министр иностранных дел Франции Шарль-Морис Талейран, в соответствии с желанием Наполеона возродить в дипломатических целях «политику подарков», включил в их число и «Египетский сервиз». В 1807 году в Тильзите он был обещан, а в 1808 году в Эрфурте уже вручен императору Александру I в честь заключения союза между Россией и Францией.
25 июля 1807 года Александр I в сопровождении кавалерийского эскорта направился к Неману. Для встречи двух императоров посередине реки, на двух плотах построили два павильона, обтянув их белым полотном: один просторнее и лучше — для императоров, другой — для свиты. На фронтонах павильона с одной стороны краской зеленого цвета была нарисована буква «А», с другой, обращенной к Тильзиту, — такой же величины буква «N». Водное пространство символизировало зыбкость и текучесть европейской истории до подписания договора, срединное положение плота — равноправие императоров. Твердость берегов напоминала о военной опоре, какую оба имели, и о той почве под ногами, которую сулил Тильзитский мир народам Франции и России.
Две большие лодки были приготовлены на обоих берегах для того, чтобы в одно и то же время привезти к плотам императоров. Но как бы ни старались выполнить это условие, все же лодка Наполеона коснулась плота на несколько секунд раньше, так что французский император успел быстро пройти в павильон и встретить русского императора при его входе на плот.
Разговор продолжался два часа. По его окончании свиты императоров были приглашены в большой павильон, где на тесном пространстве плота они увидели двух великих монархов, от воли которых зависела участь всей Европы. Александр I был в черном с красными лацканами, обшитом золотом мундире Преображенского полка покроя того времени, в коротких ботфортах, на правом плече — аксельбант, через плечо — Андреевская лента. Наполеон был в любимом мундире Гвардейских егерей, с лентой Почетного легиона и в маленькой шляпе.
Александр I, заключая в Тильзите мир с Наполеоном, в то же время заключил с ним союз против неприятелей обоих государств. Тильзитский мир был временным компромиссом: ни та, ни другая сторона не могла сокрушить противника военным путем, так что надо было действовать дипломатическими средствами. Правда, уже в сентябре 1808 года в Эрфурте при встрече Наполеона и Александра I обнаружилась непрочность этого мира.
Созданный во Франции в 1804— 1806 годах, совместными усилиями ученых, скульпторов, художников, многочисленным штатом мастеров, «Египетский сервиз» считается одним из самых выдающихся по своим художественным достоинствам произведением «золотого века» Севрской фарфоровой мануфактуры. Стиль героической идеализации, ампир, используя множество источников, в своих произведениях демонстрировал исключительное понимание совершенства и красоты эллинистических культур Греции, Рима и Египта.
Бонапарт стал мечтать о походе в Египет еще летом 1797 года. Он был уверен, что поход в долину Нила самым кардинальным образом изменит стратегическую ситуацию в Европе. Нет сомнений, что он мечтал о славе, был очарован восточной экзотикой, историями о походе Александра Великого.
Первая большая французская колониальная кампания в Средиземноморье была еще проникнута характерным для революционной эпохи духом романтизма. Поход был продиктован стремлением Наполеона встать в один ряд с историческими героями, ведь завоевание страны древнейшей и наиболее самобытной культуры могло расцениваться современниками как великое деяние. Интерес же к египетским древностям должен был еще больше упрочить славу победителя. В планы Наполеона входило создание «Института Египта», который бы объединил представителей всех отраслей науки, желавших изучать «страну фараонов». Вот почему среди участников военной экспедиции были ученые, писатели и художники.
Идея создания тематического сервиза, посвященного Египетскому походу Наполеона, принадлежит
участнику этой экспедиции, известному ученому, писателю, художнику-граверу барону Доменику Вивану Денону (1747—1825). Он присоединился к походу в последний момент, так как сначала ему было в этом отказано — из-за возраста. Наполеон сказал ему, что он в свои 50 лет слишком стар, чтобы переносить такой климат и трудности похода в пустыне. Но потом, как знатоку живописи, Денону было приказано следовать за Бонапартом в Нижний Египет. Личный советник императора по культуре Виван Денон, выполняя его поручения, стал главным проводником его идей и грандиозных планов в искусстве. Занимая высокий пост и оказывая решающее влияние на художников, Денон предложил в качестве основного источника сюжетов будущего сервиза использовать его военные зарисовки, опубликованные в 1802 году в альбоме гравюр «Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту».
Императорский двор Наполеона I должен был затмить прочие царские и королевские дворы и тем самым подчеркнуть превосходство «новой» империи над старыми европейскими монархиями. Для рафинированной французской знати были заново отделаны и наполнены интерьеры Версаля, Трианона, Тюильри и других старых королевских резиденций. Убранство дворцов требовало большого количества высокохудожественных произведений станкового и декоративного искусства, а также различных предметов быта. Интерьеры в изобилии насыщали изделиями из фарфора, их выставляли напоказ в шкафах, на комодах, консолях, использовали во время торжественных завтраков, многолюдных обедов и ужинов, преподносили в качестве щедрых подарков. На производство всевозможных предметов роскоши в основном и была ориентирована Севрская мануфактура.
Французская королевская мануфактура с 1756 года находилась в городе Севр. Конвент объявил ее «гордостью и славой Франции». В начале XIX века, несмотря на конкуренцию со стороны самых известных фарфоровых предприятий, она, благодаря техническому и художественному совершенству, уверенно завоевала ведущее место и стала общеевропейским законодателем моды в искусстве фарфора. Одна из наиболее ярких страниц истории Севра связана с именем выдающегося ученого, минеролога, керамиста Александра Броньяра (1770—1847), назначенного в 1 800 году на должность директора мануфактуры. Будучи умелым администратором, Броньяр привлек к работе высокопрофессиональных мастеров, специалистов высокого профиля, что позволило, с одной стороны, усовершенствовать технологию производства, а с другой — по- новому применить традиционные способы декорировки: цветной фон, золочение, рельеф, резьбу и т.д. Усовершенствование технологического процесса, высокое качество керамической массы и красок позволили использовать фарфор как самый благоприятный материал для изготовления художественных изделий в стиле ампир.
Как и другие виды искусства, фарфор испытывал на себе определяющее влияние личных желаний и вкуса Наполеона, убежденного в том, что художественные произведения предназначены исключительно для прославления неограниченной власти императора на фоне государственного могущества и военных побед Франции. Именно эти задачи «триумфальной пропаганды» были блестяще реализованы авторами «Египетского сервиза».
Основные материалы по истории создания сервиза хранятся в Севре. Согласно опубликованной описи 1808 года, он насчитывал 136 разнообразных по форме предметов, включая настольное украшение «сюр- ту-де-табль», объединенных в целостный ансамбль. По своему назначению сервиз делится на две части — десертную и набор для завтрака, чая и кофе — «кабаре».
Смысловым и композиционным ядром ансамбля является традиционное для парадных сервизов настольное украшение. В то время появилась тенденция при украшении стола представлять уменьшенные макеты знаменитых архитектурных памятников, которые были в собраниях многих правителей. Мастерами в этом были: Лас Ка- зес — во Франции, Дж. Алтьери — в Италии. В этом же направлении работали архитекторы Французской Академии во дворце Манчини.
«Очень жаль, что невозможно построить египетский храм в Париже. Это был бы монумент, которым я хотел бы обогатить столицу», — цитирует Наполеона Лас Казес в своих «Воспоминаниях». Объединенный талант двух людей позволил реализовать мечту французского императора, но в виде фарфоровой миниатюры для украшения его стола. Эта идея (может показаться странной, хотя заимствование форм настольных украшений у египетских монументов имеет итальянское происхождение) никогда не родилась бы на свет, если бы барон Виван Денон не принял участие в Египетской экспедиции. Очарованный красотой линий, совершенством приспособлений, «которое не мешает общему впечатлению простоты», Денон, должно быть, вспоминал о своих впечатлениях, когда пытался найти новые художественные формы для возрождающейся Императорской фарфоровой мануфактуры в Севре.
Авторами художественного проекта этого сложного пластического сооружения были скульптор Александр Брашар (1775—1827) и участник Египетской кампании архитектор Жан- Батист Ле Пер (1761—1844).
«Сюрту» состоит из тринадцати архитектурных фрагментов, каждый из которых представляет собой уменьшенную копию конкретных архитектурных памятников. Различные по стилю и времени постройки, они сознательно объединены в четкую симметрическую композицию, являющую собой собирательный образ древнеегипетской архитектуры. Центральное место в ансамбле настольного украшения отведено «Киоску Августа» с острова Филе и четырем обелискам (илл. 2) из храма Амона-Ра в Луксоре. По обеим сторонам от них расположены «Храм бога Гора в Эдфу» и «Храм богини Хатор в Дендере» (илл. 3), колоннады с пилонами (илл. 5) и два ряда «Аллей сфинксов» (илл. 4) из Карнака. Решенный в духе времени, «сюрту-де-табль» «Египетского сервиза» считается самым совершенным образцом среди аналогичных произведений. Торжественный архитектурный фон настольного украшения определяет композицию сервиза в целом, объединяя все его части в лаконичный пространственный ансамбль.
Из переписки видно, что директор мануфактуры испытывал большие трудности при изготовлении настольного украшения. Так, 10 июля 1805 года Броньяр пишет Ле Перу: «Создание настольного украшения по чертежам, которые вы мне передали, довольно затруднительно. Трудно изготовить монументы, сохраняя пропорции; сделать их достаточно большими, чтобы детали производили впечатление, и избежать того, чтобы поставить на стол солидную массу фарфора, которая заслонит все. Чертежи, выполненные в натуральную величину, ничего нам не дают. В настоящее время я принимаю участие в создании ансамбля из глины. Я хотел бы, чтобы вы его увидели до окончания работ».
Броньяр — Ле Перу, 10 июня 1806 года: «Мы только что закончили первый египетский храм, чертежи которого вы нам представили. Мы хотели бы продолжить изготовление этого прекрасного настольного украшения и, смею просить о любезности, получить от вас чертежи остальных предметов архитектуры, входящих в него. Я хотел бы получить от вас чертежи незамедлительно, так как наш модельщик в настоящее время не занят...».
Броньяр — Ле Перу, сентябрь 1808 года: «Общий поднос из окрашенного металла, покрытого глазурью, имитирующий серый гранит, еще не готов и будет прислан отдельно. Это настольное украшение, по своему стилю, не может быть должным образом размещено на обычных подносах из стекла, обрамленного позолоченной бронзой. Было бы лучше, в ожидании изготовления общего подноса из металла, сделать поднос из окрашенного дерева, покрытого глазурью, имитирующей гранит...».
Связующим звеном между «сюрту» и другими предметами служат четыре скульптуры египтян, держащих в высоко поднятых руках чаши для фруктов (илл. 1). Посудные формы, находящиеся в прямой зависимости от общего архитектурного решения сервизного комплекса, выполнены на основе свободного сочетания простых объемов, сдержанны и уравновешены в декоре, строго продуманы в деталях. Предметы сервировки стола многочисленны и разнообразны по назначению, среди них компот- ники — плоские чаши для фруктов с сиропом, борта которых украшены вязью из золотых иероглифов по кобальтовому фону, а зеркала — зодиакальными знаками (илл. 6); холодильники для вина с ручками в виде священных кобр — так называемые «мороженицы», по тулову декорированы барельефами, выполненными «в сером цвете на фоне цвета шелка-сырца» (илл. 7); сахарницы — емкости для сахарных голов (илл. 9); вазочки для конфитюра (илл. 8); сливочники-ойнохойи с тройным сливом (илл. 11); чайные и кофейные чашки «а ля цветок жасмина» (илл. 10, 12). Разработанная авторами сервиза форма сахарниц и конфитюрниц уникальна.
Основными элементами декора являются рельефные и пластические украшения, цвет, сюжетная и орнаментальная роспись. Характерные для ампира лепные детали в виде львиных лап и фантастических птиц соседствуют с традиционной египетской символикой — стилизованными изображениями фараонов и канонических священных змей. Лепка в сочетании с особенностями массы и глазури создает замечательные светотеневые эффекты. Матовую белизну бисквита эффектно подчеркивает фоновая роспись, выполненная кобальтом необычайной сочности и глубины. В ряде случаев поверхность изделий полностью покрыта позолотой, которая вместе с синим цветом придает колористическому решению композиции мажорное звучание и дворцовую парадность.
В золоченом декоре использованы древнеегипетские иероглифы, знаки зодиака, геометрические и растительные элементы, орнамент каждого предмета неповторим. В результате тщательного отбора и максимальной стилизации мотивов автору эскизов архитектору Теодору Броньяру (1739—1813) удалось создать столь индивидуальный орнамент, что по его элементам с полной достоверностью можно определить принадлежность предмета этому сервизу.
Особое место в ансамбле занимают тарелки с жанровой и пейзажной росписью, сюжеты которых заимствованы с гравюр В. Денона, зеркало тарелок расписано ведущим художником Севрской мануфактуры Жаком-Франсуа Свебахом (1769—1823) с его обычной быстротой изображения в кайме бурой сепией, которая в старинных документах почему-то описывается как «серая сепия», хотя лишь девять видов имеют авторскую подпись — «Sw» или Swebach» (илл. 13). О военной кампании напоминает только изображение штаб-квартиры, устроенной в гробнице, чтобы избежать жары (илл. 14), и изображение смерти бригадного генерала Дюплесси (илл. 16). Отношения военных с местным населением проиллюстрировано встречей генерала с «Ассамблеей шейхов» и « Военным советом»
(илл 13). Понятно, что приглашенный в качестве художника, Денон был поглощен прежде всего рисованием городов и памятников (илл. 17, 18, 19), его пытливому и открытому уму было свойственно интересоваться как арабскими и христианскими, относительно недавними памятниками, так и древними развалинами, а особенно повседневной жизнью, которую он запечатлел во многих сценах: египетские бани (илл. 20), продавец макарон (илл. 21), египтяне, пекущие хлеб (илл. 22), стоянка кочевников, праздник в гареме (илл. 24) — все эти сюжеты были старательно перенесены на тарелки, для того, чтобы своей выразительностью смягчить строгость ансамбля.
Серия тарелок с изображением Египта периода французской военной экспедиции конца XVIII столетия стала своего рода художественной хроникой тех лет, а ансамбль в целом — своеобразным мемориальным памятником французской армии и ее легендарному полководцу генералу Бонапарту.
Египетская тематика была столь популярной на Севрской мануфактуре, что в 1811—1812 годах, вопреки всем правилам, здесь был изготовлен второй «Египетский сервиз», получивший гораздо большую известность. Его заказал Наполеон для подарка жене Жозефине, с которой был уже в разводе. Бонапарт думал, что этот подарок будет ей приятен. В 1812 году двенадцать мужчин на шести носилках доставили сервиз Жозефине в знак прежнего расположения к ней Наполеона. Но, по-видимому, она часто испытывала на себе «политику подарков» и отказалась от него. Подарок вернулся в Севр, где и хранился до 1818 года.
В том же году сервиз отправили герцогу Веллингтону, в то время британскому послу во Франции. Этот подарок он получил после обеда, данного им в марте 1818 года в британском посольстве в Париже. Разговор зашел на тему, всегда интересную для правителей Франции, — о достоинствах французского фарфора. Веллингтон, видимо, чтобы угодить королю, похвалил изделия «старого режима», выразил свое предпочтение предметам XVIII века из мягкого фарфора. Король Франции Людовик XVIII ответил ему, что новые изделия Севра твердого фарфора успешно выдерживают сравнения со старыми. В подтверждение своих слов он решил подарить Веллингтону образец нового севрского фарфора, а единственным значительным подарком для самого известного человека в Европе мог быть «Египетский сервиз», отвергнутый в свое время Жозефиной.
Сервиз доставили Веллингтону 21 марта 1818 года с посланием короля: «Делай маленькие подарки — сохранишь дружбу».
Подробности бытования «Египетского сервиза» в России еще мало изучены. Известно, что до 1883 года он хранился в Сервизной Большого Кремлевского Дворца, затем в Оружейной палате, а в 1920-х годах его передали в Государственный музей керамики (в 1929 году в порядке обмена несколько предметов сервиза передали в Государственный Эрмитаж).
В 1992—1993 годах, в связи с подготовкой международной выставки в Версале, сервиз был полностью отреставрирован. В сентябре 1993 года в музее состоялся предварительный показ обновленного сервиза. С ноября 1993 года по февраль 1994 года в Версале на выставке «Королевские столы» он экспонировался среди изделий из фарфора и серебра, использовавшихся для убранства столов во время королевских и императорских банкетов.
Во Франции к сервизу был проявлен большой интерес, так как в Европе его никогда не видели. Поступило предложение показать сервиз на выставке, посвященной египетской культуре и ее влиянию на развитие европейского искусства. Выставка «Египтомания», работавшая в течение года в разных странах и частях света, стала крупной культурной акцией в рамках международной программы египтологии. Она проходила в три этапа. С марта по май 1994 года экспозиция была развернута в Лувре, а затем в Национальной Галерее в Оттаве. Там сервиз экспонировался в течение всего лета, а осенью он вернулся в Европу, чтобы в октябре 1994 — феврале 1995 года.
В течение полутора лет широкого показа сервиз экспонировался по-разному: в соответствии с традицией — на столах, в авангардной манере — в специально спроектированных витринах и залах.
В 2002—2003 годах в Германии, в городе Хильдесхайм, проводилась выставка, посвященная эпохе двух императоров «Наполеон Бонапарт — Император Александр I». И «Египетский сервиз» снова занял свое достойное место.
Ольга ЕГОРОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 6 (58) июнь 2008 стр. 4