Вторая империя, правление Наполеона III, Франко-прусская война, поражение под Седаном, падение Второй империи, Парижская Коммуна... Эти страницы истории нашли отражение в ряде довольно любопытных нумизматических предметов, ставших сегодня большой редкостью.
Это монетовидные знаки с сатирическими изображениями, посредством которых французский народ продемонстрировал свое отношение и к событиям, и к персоналиям того периода.
В середине XIX века Франция претендовала на гегемонию в Европе. Но укрепление ее позиций на континенте требовало от императора решения и других задач. В частности, крупная буржуазия, чьим ставленником фактически был Наполеон III Бонапарт (1808—1873, император с 1852 по 1870 г.), ждала завоеваний новых рынков для сбыта французских товаров. Напуганная мощными народными выступлениями, уже приводившими к созданию Первой и Второй Республик, она требовала решительного их подавления и создания условий, исключавших новый революционный взрыв.
Но в целом бесславное правление Луи Наполеона Бонапарта не оправдало надежд промышленников, торговцев и банкиров. Вторая империя, как во Франции называли этот период, буксовала по всем направлениям: колониальная политика страны почти полностью провалилась, отношения с Англией и Россией оставляли желать лучшего, a точнее — Франция практически оказалась в международной изоляции, плюс масса внутриполитических проблем. Стремясь избежать очередной революции, правительство сочло, что лучший способ для выхода из тяжелого положения — это война с Пруссией. Французский император стремился не допустить объединения Германии под скипетром прусского короля Вильгельма Гогенцоллерна (1797—1888). Усиление соседнего государства не устраивало Францию, усматривавшую в этом прямую угрозу ее господству в Европе.
Поводом к началу войны послужил конфликт, разгоревшийся из-за кандидатуры на испанский престол, который кортесы предложили дальнему родственнику Вильгельма, принцу Леопольду Гогенцоллерну-Зигмарингену. Наполеон был категорически против этой кандидатуры, опасаясь, что Испания впоследствии станет союзницей Пруссии. Он добился того, что Леопольд отказался от этого предложения, но потребовал от Вильгельма письменного тому подтверждения. Прусский король не желал войны, зато его канцлер Отто Бисмарк (1815—1898, князь, первый рейхсканцлер Германской империи с 1871 по 1890 г.) стремился как можно быстрее ее спровоцировать. Поэтому текст телеграммы Вильгельма Наполеону он изменил так, что тот приобрел оскорбительный для французской стороны смысл. Возмущенный этим посланием, Наполеон 14 июля 1870 года объявил Пруссии войну. Под лозунгом «Что такое прусская армия? Нам стоит только дунуть на нее!» Франция вступила в полосу сплошных поражений, апофеозом которых стала катастрофа при Седане.
23 августа того же года более чем 120-тысячная армия под командованием маршала М.Э.П.М. графа де Мак-Магона во главе с самим императором двинулась на помощь войскам маршала Базена, осажденным в крепости Мец. Однако на этом пути они столкнулись с армией неприятеля и, потерпев поражение, отступили к крепости Седан. 1 сентября прусские войска, насчитывавшие 245 тысяч человек при 813 орудиях, под командованием генерала X. фон Мольтке почти полностью окружили армию Мак-Магона. После нескольких безуспешных попыток прорыва она сложила оружие. Сдалась и крепость Седан, в которой находился Наполеон. 2 сентября 1870 года он подписал капитуляцию, тем самым открыв прусским войскам путь на Париж.
Вспыхнувшая в Париже 4 сентября 1870 года революция свергла ненавистный народу режим и провозгласила республику. Однако новое правительство не препятствовало продвижению прусских войск, что привело к осаде и блокаде французской столицы и подписанию 26 января 1871 года позорного мира с Пруссией.
А 18 марта 1871 года реальностью стала Парижская Коммуна, просуществовавшая 72 дня и жестоко подавленная не без помощи прусской военщины...
Все эти события и отразились в сатирических изображениях и надписях, появившихся на неофициальных монетовидных выпусках, о чем, в частности, довольно интересно рассказал А.П. Шишкин в статье «Политическая сатира на медалях» («Коллекционер», № 33, 1997). Речь в ней идет о медном знаке, копирующем монету тех времен (илл. 1), на котором представлен Наполеон III, но не в лавровом венке, подобающем августейшим особам, а в прусской каске. Шею императора «украшает» ошейник с красноречивой надписью «SEDAN». В верхней части аверса вместо монетной надписи «NAPOLEON III EMPEREUR» («Наполеон Ш Император») появилась новая — «NAPOLEON III MISERABLE» («Наполеон III Презренный). В нижней части в качестве номинала указано — «80000 PRISONIERES» («80000 пленных»). На реверсе этого знака, в верхней его части, монетная надпись «EMPIRE FRANCAIS» («Французская Империя») заменена на — «VAMPIRE FRANCAIS» («Французский вампир»), в нижней — даты правления Наполеона Маленького: «2 DEC. 1851—2 SEPT. 1870» («2 декабря 1851 — 2 сентября 1870»). В центре реверса монетный орел, держащий в лапах перун с молниями, заменен на зловещего вида сову с пушкой в когтях.
Монетовидный знак имеет следующие параметры: диаметр — 27,3 мм.; толщина — 1,8 мм.; вес — 4,05 г.; гурт — гладкий.
Кроме того, здесь же А.П. Шишкин описывает и стандартную бронзовую французскую монету, на которой на лице Наполеона III сделана соответствующая надчеканка — «SEDAN».
Мне также известна стандартная французская 10-сантимовая монета того времени, на аверсе которой анонимный умелец выгравировал Луи Наполеону Бонапарту прусскую каску и такой же ошейник с надписью «SEDAN» (илл. 2). Мало того, автор добавил еще и окурок в зубах императора, а расположенную ниже портрета дату (возможно, более раннюю, а потому подвергшуюся переделке) перегравировал на позорный 1870 год.
Наличие двух этих абсолютно разных случаев переделки стандартных монет свидетельствует о том, что, во-первых, могли быть и другие варианты изображений переделанных монет, так или иначе выражавших народную ненависть к монарху; во-вторых, о большой популярности монетовидного знака (илл. 1) и стремлении многих изготовить для себя и своих единомышленников некое его подобие.
Помимо уже перечисленных предметов мне известен еще один весьма интересный медный монетовидный знак (илл. 3) с параметрами: диаметр — 28,4 мм; толщина — 2,5 мм; вес — 8,15 г.; гурт — гладкий. На его аверсе, в центре, — две головы, повернутые в разные стороны и размещенные наподобие «валета» из карточной колоды. Одна из них (верхняя) практически повторяет изображение Наполеона III в прусской каске с монетовидного знака (илл. 1), но уже с дымящимся окурком в зубах. Другая (нижняя), вероятно, принадлежит Бисмарку. Она — с лавровым венком и остроконечным навершием прусской каски. Круговая надпись гласит: «NAPOLEON III LE LACHE GUILLAUME LE CRUEL», то есть «Наполеон III Презренный, Вильгельм Беспощадный». Не исключено, что вторая часть надписи подразумевает то обстоятельство, что Франция после подписания тяжелейшего, фактически грабительского Франкфуртского мирного договора с Пруссией потеряла Эльзас и Восточную Лотарингию, а также допустила временную оккупацию западных укреплений Парижа и части западных департаментов.
Реверс этого монетовидного знака по своему дизайну напоминает реверс монетовидного знака, изображенного на иллюстрации 1, но все же отличается от него. Сова на нем — более хищного вида и уже с императорской короной над головой. В когтях у нее, естественно, не перун с молниями и даже не пушка, а скрещенные человеческие кости. В верхней части круговой надписи — «LES VAMPIRES DE LA MORT» («Вампиры смерти»). В нижней — даты позорной Франко-прусской войны («1870—1871»), отделенные от остальной круговой надписи тремя горящими пушечными ядрами с каждой из сторон.
В один ряд с этими французскими памятниками начала 70-х годов XIX века, вероятно, следует поставить и стандартные монеты того периода с надчеканкой «VIVE LA COMMUNE» («Да здравствует Коммуна»), монетовидный знак, изготовленный по типу 5-франковой монеты (причем с указанием номинала), с изображением сцены расстрела коммунаров и портретом их палача Тьера, а также монетовидный знак с портретом маршала Мак-Магона, отразивший монархические цели французской военщины, тоже сделанный по типу 5-франковой монеты (последние три предмета описаны в упомянутой публикации А.П. Шишкина).
Скорее всего этими предметами не ограничивается раздел «Политическая сатира в нумизматике», надо надеяться, что со временем он будет значительно дополнен новыми интересными экземплярами.
Владимир НАЗАРОВ
Иллюстрации Александра Чеботарева.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 57 (май 2008), стр.142