В журнале «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 52 за 2007 год была опубликована статья Александра Олещука «денежные выпуски Крымского краевого правительства Соломона (Крыма. Правда и вымысел», в которой автор пишет: «До сих пор подделки денег Крымского краевого правительства не обнаружены».
Я уже много лет коллекционирую фальшивые боны самых разных правилательств и поэтому могу с уверенностью утверждать, что фальшивые денежные знаки Крымского краевого правительства (правильнее было бы сказать не правительства, а казначейства) не только давным-давно обнаружены, но и встречаются чаще, чем настоящие! В моей коллекции, например, четыре фальшивых 25- рублевых денежных знака Крымского краевого казначейства, подделанных под советский выпуск. Они отпечатаны, как и настоящие, литографским способом. Даже без увеличения видно, что все рисунки фальшивых дензнаков несколько аляповаты, по сравнению с рисунками подлинных знаков. По опыту я знаю, что это — общая характерная особенность почти всех фальшивок, отпечатанных способом литографской печати. Дело здесь в том, что клише подлинных знаков изготавливали при помощи литографской гравировальной машины, которая, уменьшая оригинал созданного художником рисунка в 6 раз, создавала на литографском камне четкие ровные линии. А фальшивомонетчики обычно наносили рисунок прямо на литографские камни или на «переводную» бумагу, с которой затем рисунок переносили на камень вручную, да еще в натуральную величину. Такая «ручная работа» и является причиной аляповатости рисунка фальшивых денежных знаков Крымского краевого казначейства. Первый из хранящихся в моей коллекции фальшивых дензнаков имеет серийный номер «А-0006», второй — «А-0009», третий — «Ъ-0195», четвертый — «Э-0134». По форме шрифта и другим деталям рисунка видно, что эти фальшивки изготовлены тремя разными подпольными «фабриками». Краски фальшивых денежных знаков хоть и отличаются от подлинных, но на первый взгляд достаточно похожи на них. Только цвет оборотной стороны дензнака с номером «А-0006» явно отличается от настоящего, и это сразу бросается в глаза. Бумага подделок визуально довольно близка к подлинной. На лапах Таврического двуглавого орла подлинных крымских бонов имеются тайные «ключи» рисунка — инициалы гравера Мордуха Грабовецкого «М» и «Г» (илл. 1). Эти тайные инициалы, по замыслу, должны были гарантировать кассирам Крымского казначейства быстрое выявление фальшивых банкнот.
На двух представленных здесь фальшивках — «Ъ - 0195» и «Э-0134» — на лапах Таврического двуглавого орла отсутствует второй инициал гравера Мордуха Грабовецкого «Г», но есть первый инициал «М» (илл. 2 и 2а). Из чего понятно, что подражатель Грабовецкого изобразил букву «М» случайно, приняв ее за рисунок чешуек на лапах птицы. Все остальные детали рисунка этих двух подделок практически полностью совпадают между собой, а это свидетельствует о том, что они вышли из-под одного литографского станка.
На фальшивой банкноте серии «А-ООО6» вместо инициала «М» фальсификатор изобразил нечто похожее на букву «А», а вместо «Г» «нарисовал» толстую косую линию (илл. 3). И только на поддельной 25-рублевке с номером «А-0009» на лапах орла есть оба инициала гравера Грабовецкого — «М» и «Г» (илл. 4). А это говорит о том, что далеко не для всех крымских фальшивомонетчиков тайные «ключи» рисунка действительно были тайными.
Никакие другие номиналы поддельных дензнаков Крымского краевого казначейства, кроме 25 рублей, мне никогда не встречались. Вероятнее всего, они не существуют, так как изготовление любых, в том числе и фальшивых денежных знаков обходится достаточно дорого и не имеет смысла подделывать 5- и 10-рублевки, не говоря уже о 50-копеечниках, если с теми же затратами можно изготовить 25-рублевку.
Валерий ЛАЗАРЕВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (60) сентябрь 2008 стр. 125