В журнале «Антиквариат» (№ 10 за 2007 год) была опубликована моя статья «Лучший из учеников Калама», посвященная творчеству художника Михаила Спиридоновича Эрасси (1823—1808).
Он родился в Малороссии, получил художественное образование в России, продолжил его в Женеве, в ателье прославленного пейзажиста А. Калама, и всю дальнейшую жизнь прожил в Европе — в Швейцарии, Италии, Франции, Германии, где писал пейзажи. Наиболее активный период его деятельности пришелся на 1860-е годы. В этой публикации я постаралась собрать воедино сведения обо всех известных сегодня произведениях Эрасси из музейных коллекций, а также поступивших в последние годы на экспертизу в Государственную Третьяковскую галерею, и дать их в монографическом освещении. Подобный экскурс, на мой взгляд, представляет интерес для специалистов, коллекционеров и просто любителей искусства.
Значительная часть картин опубликована впервые, и в их числе пейзаж с видом на дворцовый ансамбль на берегу моря. Полотно, поступившее на экспертизу в 2004 году под названием «Озеро в Швейцарии», имеет подпись: «М. Erassi» и надпись: «Vierwaldstadter See» (это Фирвальдштетское озеро, или Озеро Четырех Кантонов. Ниже я коснусь вопроса об изменении названия картины). Этот сюжет занимал в творчестве Эрасси особое место, к нему художник возвращался неоднократно: многочисленные виды Фирвальдштетского озера хранятся в ПТ, Орловском музее изобразительных искусств, Ставропольском краевом музее изобразительных искусств и, кроме того, известны нам по экспертной работе.
Одновременно с публикацией в журнале вышел в свет «Каталог подделок произведений живописи», изданный Росохранкультурой, где в рубрике «Внимание: возможно, подделка!» аналогичный пейзаж опубликован как работа немецкого художника Г.Л. Зеефиша, выставленная в сентябре 2003 года на аукционе Шлосс-Альден в Германии под № 122. Отмечу, что картина в каталоге дана без указания на проведенное технико-технологическое исследование.
Проведенное нами стилистическое и технико-технологическое исследование показало характерные признаки живописи Эрасси при сравнении с его бесспорными произведениями. Подпись и надпись, нанесенные одним цветом, современны красочному слою картины и, следовательно, являются подлинными. Технико-технологическое изучение выявило также, что картина лишена подмалевка (нижнего красочного слоя), что служит признаком копийности. В связи с этим я попыталась найти оригинал. В ответ на мой запрос швейцарские и итальянские коллеги прислали литографию с идентичным изображением, которая, по моему мнению, послужила образцом для картины. Это литография АИ. Деруа из его альбома 1838—1846 годов, выполненного по рисункам Н.М.Ж. Шапюи и известного по одной из позднее изданных версий в типографии Лемерсье и Бернарда в Париже в 1850 году. Исходя из подписи под литографией «Вилла Таверна (Танци) в Торно на озере Комо в Италии», я опубликовала экспортируемую картину с новым уточненным названием.
Одновременно удалось уточнить историю изображенного памятника. Вилла была построена во второй половине XVIII века и принадлежала графу Антонио Танци, проживавшему в Милане. В то время она представляла собой два отдельно стоявших здания. Граф Танци был членом литературного общества семьи Имбонатти при «Академии преобразователей». Поэтому на его вилле частыми гостями были многие миланские литераторы: религиозный поэт Джузеппе Парини, Балестриери, Пьетро Верри. Около 1835 года вилла перешла в собственность графа Гаэтано Таверна и с тех пор называлась по имени нового владельца. При нем была построена центральная часть здания, связавшая два боковых крыла, а при его сыне Людовике в 1851 году — церковь святого Георгия. Особой гордостью хозяев виллы был ботанический сад, расположенный на склоне, где произрастали редкие растения: тисс, ливанский кедр, индийские и американские азалии, араукарии и орхидеи. Виллу также посетило много именитых гостей, среди них: последний тосканский князь Леопольд II, принц фон Булов, Наполеон III, лорд Пальмерстон, музыканты Лист и Вагнер.
Аукционная картина приведена как подписная, датированная 1845 годом, похожа на эрассиевскую по цветовому решению и имеет с ней одинаковые размеры (55,5x68 и 55x68). Единственное отличие — изображение трех плавающих лебедей на первой и их отсутствие на второй (так же, как и на гравюре).
Несмотря на столь пугающее совпадение, позволю себе не согласиться с предположением о подделке Зеефиша под Эрасси. Во-первых, в силу уже отмеченных признаков экспертируемой картины, а именно: ее стилистического и технико-технологического сходства с бесспорными полотнами Эрасси, а также подлинности авторской подписи. Во-вторых, если допустить, что с целью подделки на картине были затерты или счищены авторская подпись Зеефиша с датой и изображение лебедей, физико-оптические виды исследования в ходе экспертизы обязательно это выявили бы.
Вероятнее всего, мы имеем дело с двумя пейзажами, посвященными одному мотиву, и этот иконографический ряд дополняют еще литография Деруа и рисунок Шапюи, положенный в ее основу. То есть одна и та же композиция тиражирована усилиями четырех исполнителей. Помимо Эрасси, это Генрих Людвиг Зеефиш (1816—1879) — немецкий пейзажист и жанрист, учившийся в Берлине и Париже; Исидор Лоран Деруа (1797—1886) — французский художник, литограф и график; Никола Мари Жозеф Шапюи (1790—1858) — французский архитектор и рисовальщик, совершавший вояжи по Европе и делавший зарисовки памятников архитектуры. Из биографических справочников известно, что Шапюи ездил на озеро Комо в 1838 году и тогда же мог сделать рисунок виллы Таверна. Деруа исполнил альбом с видами Италии по рисункам Шапюи, как я уже отметила, в 1838—1846 годах.
Таким образом, все четыре произведения выстраиваются в следующую хронологическую цепочку: рисунок Шапюи — 1838 года, на основе которого были созданы и литография Деруа в альбоме 1838—1846 годов и два полотна — Зеефиша (1845) и Эрасси. Обе картины можно назвать свободными копиями композиции Шапюи-Деруа, так как художники внесли в них некоторые изменения: на переднем плане появилась береговая линия с мостиком и стаффажем, изменилось положение парусника и лодки, а над аркадой справа появились высокие деревья. Точка зрения живописцев находится чуть правее, нежели точка зрения рисовальщиков. Кроме того, как уже отмечалось, на холсте Зеефиша дано изображение лебедей, чего нет на полотне Эрасси, так же, как и на литографии. Именно этим можно объяснить теперь разницу в названиях произведений: видоизменив отдельные детали изображения, Зеефиш и Эрасси «заменили» итальянское озеро Комо на Фирвальдштетское в Швейцарии.
Это отражает художественную традицию европейской пейзажной живописи первой половины — середины XIX века. Тогда в моду вошли книпсеки — альбомные подборки литографий или гравюр с видами Италии, Швейцарии, Франции и Англии, которые использовались для копирования. Озеро Комо уже в то время было популярным европейским курортом, на берегах которого были построены роскошные виллы для августейших особ и артистических знаменитостей. Вилла Таверна (Танци) занимала свое место в этом ряду памятников. Ее название могло быть востребовано многими заказчиками, и именно этим объясняется появление нескольких произведений, дублирующих один и тот же вид.
Считаю, что только проведение повторной экспертизы помогло бы снять все вопросы и сомнения в отношении опубликованной картины.
Чтобы улучшить работу музейных специалистов, Росохранкультуре в первую очередь необходимо помочь обеспечить музеи, которые проводят научное консультирование по атрибуции живописи, и организации, занимающиеся экспертизой, каталогами зарубежных аукционов; во-вторых, используя информацию таможенной службы, создать компьютерный банк данных на произведения, ввозимые в страну.
Наталья ПРЕСНОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 57 (май 2008), стр.20