Nevicus, он же Hagecius, он же Agecio, он же Tadeus Hajek z Hajky — крупнейший чешский ученый, внесший значительный вклад в развитие европейской науки. Будучи всесторонне образованным человеком, Таек интересовался астрологией, картографией, химией, пивоварением, Математикой, ботаникой. Современники отмечают, что его знания по истории были так широки, что никто из сверстников не мог с ним сравниться.
Но что касается его научных пристрастий, то это были медицина и астрономия. В медицине он достиг невероятных высот, став личным врачом императоров Максимилиана II и Рудольфа II, а позднее — протомедиком Чешского королевства. Еще больших успехов он достиг в астрономии — его научные труды получили общеевропейское признание, за ним сохраняется слава основателя состоящей из точных расчетов движения звезд, планет и комет меридиа новой астрономии.
В 1565 году известный меценат и могущественный человек — наместник Чешского королевства Фердинанд Тирольский пригласил к своему двору в качестве личного врача одного из крупнейших лекарей того времени Пьетро Маттиоли, который был очень авторитетным и известным во всей Европе ученым. В знаменитом трактате основателя современной астрономии А. Визалия «О строении человеческого тела» 1555 года П. Маттиоли изображен на гравюре среди выдающихся коллег автора, присутствующих при вскрытии человеческого тела. Известно, что о произведениях врача, в частности, «Senensis medici. Commentarii in sex libros Pedacc Discoridis...» (Венеция, 1565 г.), знали и в далекой Московии. Трудами Маттиоли интересовался Иван Грозный, страдавший, особенно в последние годы жизни, различными недугами. Широко в Европе был известен Гербарий Маттиоли, в котором содержались различные полезные сведения о траволечении и гигиене. До приезда Маттиоли в Прагу Гербарий уже дважды издавался в типографии Винчецо Вальгриза: первый раз на итальянском языке — в 1544 году, второй — на латинском — в 1554 году. В то время травников и гербариев издавалось довольно много: свирепствовала чума, и люди искали совета, как избежать заражения и смерти. Однако практически все эти книги выходили на латинском языке, что ограничивало большинству людей доступ к информации. И тогда, в благодарность за хороший прием в Чехии Маттиоли решил издать Гербарий на чешском языке. Кроме того, одним из побудительных мотивов автора было желание издать Гербарий для славянских народов, в том числе и московитов, которые таких книг не имели.
На издание Гербария были брошены лучшие силы. Печатать книгу взялся давно мечтавший об этом крупнейший чешский типограф Иржи Мелантрих из Авен- тина. До выхода в свет Гербария он уже был известнейшим типографом в Чехии, теперь ему предстояло выйти на европейский уровень. Мелантрих взял на себя всю техническую сторону издания произведения. Кроме того, что он решал проблемы, связанные с шрифтами, бумагой, прессами, расположением гравюр в тексте, а их было более 600, ему приходилось даже выручать подгулявших граверов, приглашенных для работы. Ну и конечно, если бы не было денег, ничего бы не состоялось. Их дал Фердинанд Тирольский. Он также занимался поиском граверов и рисовальщиков. Они были приглашены из Германии. Рисунки для гравюр сделал Джорджо Либерале — автор иллюстраций к венецианскому изданию.
Необходимо было найти переводчика на чешский язык — предложили это Тадеашу Гаеку из Гайка. И не случайно. Не было в Чехии XVI века ученого более авторитетного и, возможно, более успешного, чем Тадеаш Гаек из Гайка. Он получил не просто хорошее — блестящее образование: сначала — в семье (отец его был бакалавром Пражского университета, известным коллекционером алхимической литературы и, скорее всего, способствовал стремлению сына учиться), а затем в пражском, венском и итальянских университетах. Энциклопедические знания позволили ему пробовать силы в различных областях, однако основное внимание Тадеаш Гаек сосредоточил на математике, медицине и астрономии. Ему было около 25 лет, когда он, правда, недолго, преподавал математику в Пражском университете. Чуть позже он решил сосредоточиться на медицине и достиг, как уже было сказано, невероятных результатов в этой области, став личным врачом императоров Максимилиана II и Рудольфа II, а в конце жизни был даже назначен протомедиком Чешского королевства. Но в мировой науке он известен как астроном, на работы которого ссылался в свое время сам Галилео Галилей. Поэтому, когда было решено издавать Гербарий на чешском языке, показалось совершенно естественным пригласить на роль переводчика Тадеаша Гаека.
И Гаек перевод сделал. Правильнее сказать, свободный перевод или даже самостоятельное произведение, так как в процессе работы он многое написал сам. Находил точные чешские названия растений, создавая одно временно основы чешской ботанической терминологии, которая, как оказалось впоследствии, значительно повлияла на польскую ботаническую терминологию. Тадеаш Гаек указал, какими растениями лечатся те или иные болезни. В предисловии он пишет, что нельзя забывать о том, что каждое растение, как и все на земле, подчиняется четырем стихиям — огня, воды, воздуха и земли. Кроме того, каждое растение, его сила зависит от звезд и, откапывая его, необходимо учитывать положение звезды на небе. Надо знать, в какой час суток, какая трава имеет силу, помнить, что растение, выкопанное (собранное) в городе или на кладбище, не обладает такими целебными свойствами, как растение, найденное высоко в горах или в лугах. В процессе этой работы он попытался создать точную географическую карту Чехии, а также указал, где и какие растения произрастают. Гаек как врач давал советы, как хранить собранные травы, как и в каких случаях употреблять их. Так, он пишет: замечено, что не только сок, но и даже запах капусты приводит к скисанию вина в бочках. Из этого уже древние делали вывод, что капусту можно использовать и для снятия алкогольного синдрома.
Книга стала настоящим бестселлером в Чехии, настольной книгой нескольких поколений врачей и народных лекарей. Гербарий ходил по рукам в списках. Неудивительно, что в том же XVI веке эта довольно дорогая книга была переиздана еще раз, в Праге, в 1596 году. Интересно, что в XX веке Гербарий также трижды переиздавался в Праге — в 1924—1928,1931 и 1982 годах.
В своем предисловии Маттиоли выразил Гаеку восхищение. Кроме того, в начале книги, среди портретов короля и различных покровителей издания, между предисловиями, в овальной рамке был помещен портрет переводчика.
В 1570-х годах, когда ученый сосредоточился исключительно на астрономии, лишь некоторые из своих трудов он посвятил ей. А до этого составлял, например, несложные календари на отдельные годы — minuce — в чешском варианте (от латинского термина minuere, связанного с кровопусканием). Для лекарей того времени гораздо важнее были астральные знания, а не установление диагноза и определение способа лечения. Считалось, что состояние различных частей тела и органов зависит от расположения солнца, известных планет, знаков зодиака. Астрологию изучали в университетах, а в лечебниках в обязательном порядке должна была быть подробная анатомическая карта человека с описанием влияния Космоса на организм. В соответствии с этим лечение, как правило, зависело от определенного дня недели, времени суток и т.д. Minuce давали рекомендации по различным жизненным ситуациям, разъяснения, когда, например, можно заниматься прививкой деревьев, посевом, когда отнимать младенца от груди, когда париться в бане или пускать кровь и т. д.
Иногда календари дополняли рисунками человеческих фигур — «muziky», на которых указывались места, где именно делать надрезы или уколы.
Гаековы календари были образцами соединения астрологических и медицинских знаний. Как и у других чешских авторов minuce имели традиционное оформление. На титульном листе всегда помещался портрет короля, затем следовал собственно календарь, потом — информация, как и под каким знаком надо действовать, астрологическое предсказание, описание случаев затмения солнца или луны, если они приходились на это время, и, наконец, список ярмарок в Чешском королевстве.
Но календари были не единственными трудами Гаека. Его интересовало множество различных вещей. В 1562 году была издана небольшая работа по метопоскопии (Thaddaesi Nemici Hagecii ab Hagek Doctoris Medici Aphorismorumm Metoposcopicorum Libellus vnus, nun- quam antea editus... Pragae, 1562), которая вышла и во французском переводе в Париже в 1565 году, и на латыни — во Франкфурте-на-Майне в 1584 году. В ней Гаек пытался установить, как по морщинам на лице человека и строению его лба можно определить характер личности. В книге были портретные изображения различных типов лиц, на лбу которых четко обозначены практически все возможные варианты расположения морщинок. Над каждым портретом — надпись: какому типу характера соответствует их расположение. На титульном листе также изображено лицо с изборожденным морщинами лбом. На каждой морщинке, как ноты на нотных линиях, изображены ответственные за них планеты. Над портретом надпись: «In facie prvdentis relvcet sapienta» — «В облике разумного видится мудрость».
Известны исследования Гаека, где речь идет о производстве пива, в которых он сообщал данные о том, как варили пиво в стародавние времена, о его характере, силе и особенностях. Это, например, его труды О pive a spusobach jeho priprave, jeho podstate, silach a ucincich., Frankobrod (1585), Stare pamatky pivovarstvi ceskeho. О pive a jeho vyrobe, povaze, silach a vlastnos- tech, Frankfurt (1585) и др.
Но и интерес к астрономии практически никогда не покидал Тадеаша Гаека. Надо сказать, что гелиоцентрическая система Коперника, ставившая под сомнение веру в то, что Земля является центром Вселенной, была ему известна. Более того, так случилось, что именно Гаек сохранил одну из работ Коперника — «Cometntariolus», которая была написана в самом начале XVI века и распространялась только среди друзей. Свой экземпляр он подарил Тихо Браге, своему другу, и, благодаря Гаеку, так же, как Иоганн Кеплер, был приглашен в Прагу ко двору Рудольфа II. Вокруг Коперника велись споры. Его сторонники подвергали критике не только геоцентрическую систему Птоломея, но и взгляды на устройство Вселенной Аристотеля, который предполагал, что во Вселенной должны быть две качественно отличающиеся друг от друга сферы. Одна — от центра Земли до орбиты Луны, состоящая из земных элементов и изменяемая, а другая — от Луны до неподвижных звезд, состоящая из эфира и неизменяемая. В соответствии с этой теорией все изменения могут происходить только в подлунной изменяемой сфере. Следовательно, именно к ней должны относиться все метеориты и кометы. Споры разгорелись, когда в ноябре 1572 года в созвездии Кассиопеи вдруг засверкала новая звезда, которая казалась самой яркой на небе, она сразу же приковала к себе внимание исследователей. Конечно, ими ставились разные цели. Некоторые составляли различные астрологические прогнозы. Эти прогнозы, как правило, быстро издавались и распродавались. Были ученые, которые хотели изучить и познать суть явления. А были сомневавшиеся в аристотелевской догме, желавшие рассчитать расстояние от новой звезды до земли, чтобы доказать, что она удалена от Земли на большее расстояние, чем Луна. Это доказывало бы, что звезда принадлежит к надлунной эфирной сфере и что сфера эта не является неизменной. К таким ученым относился и Гаек, который посвятил этому вопросу труд «Dialexis de novae et prius incognitae stellae apparitione», Франкфурт-на-Майне, 1574 («Рассуждения о возникновении новой, ранее неизвестной звезды»), Труд Гаека состоит из трех частей, в которых он сравнивает свои наблюдения с результатами других авторов и приходит к заключению, что новая звезда принадлежит к надлунной сфере, как и другие неподвижные звезды. Автор приводит геометрическое обоснование своих выводов и методы расчетов.
Гаек изучал и другие кометы. Их исследованию посвящены его книги «Descriptio cometae», Прага (1578); «Apodixis phisica et mathematica de cometis», Герлиц (1581) и другие.
Позднее, в XVII веке, известнейший астроном иезуит Джиовани Батиста Риччиоли, частично поправив расчеты Гаека, подтвердит его мировое значение как астронома. Раччиоли на составленной им карте Луны один из кратеров назвал именем Тадеаша Гаека из Гайка. Так этот кратер называется и по сей день.
Наталья РОМАШЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (60) сентябрь 2008 стр. 56