Ивана Александровича Голышева специалисты-искусствоведы знают литографа-самоучку второй половины XIX века. Я специалисты-книговеды, у которые уже пробудился интерес к. книге того же периода, обычно считающейся не очень интересной и Малопривлекательной, иногда обращают внимание на выводившие в то время небольшими тиражами малопопулярные брошюры этого автора.
Почти никто ничего не знает об этом человеке как о коллекционере, забыты его труды и исследования. Расходятся во мнениях немногие его биографы о датах его жизни: год рождения всегда называют 1838 год, а дату смерти указывают по-разному — 1896 или 1897, а то и 1890 год. К сожалению, именно эта дата смерти (надеемся, что она — досадная опечатка, так как Голышев еще издавал свои труды после 1890 года) указана в недавно увидевшем свет энциклопедическом словаре «Собиратели и хранители прекрасного» (А.П. Банников, С.А. Сапожников. Собиратели и хранители прекрасного. Энциклопедический словарь российских коллекционеров от Петра I до Николая II 1700—1918 гг. М., 2007), где справка о герое нашего повествования более чем скромная и заканчивается фразой: «Судьба коллекции не известна».
На глаза нам попался экземпляр брошюры, изданной в честь «двадцати-пяти-летнего юбилея учено-литературной и художественной деятельности» Ивана Александровича Голышева. Небольшая книжонка открывается портретом самого Голышева, затем приводятся многочисленные тексты поздравлений и телеграмм, начиная от великих князей, министра Императорского Двора графа И. Воронцова-Дашкова, представителей разных ученых обществ Москвы и Петербурга и заканчивая приветствиями от редакций газет и журналов, дирекций музеев и архивов. В начале же брошюры есть приплетный лист, на котором рукою самого Голышева написано:
«Назад тому пять лет, как я имел с Вами переписку, и на днях разбирая список своих знакомых, решаюсь препроводить описание о моем деревенском юбилее покорнейше прошу принять на память; это печаталось вследствие предложения и желания некоторых знакомых, ученых, родственников. Желаю Вам всего лучшаго и добраго здоровья с истинным уважением и совершеною преданностию честь имею пребыть, Вашим покорнейшим слугою И.Голышев. 15 Ноября 1887 года, Голышевка, Мстерское почтовое Отделение, Владимирской губернии».
(Здесь и далее текст дается с сохранением авторской орфографии).
Разгадывать фамилию адресата Голышева, некоего Петра Дмитриевича, не пришлось, так как это скромное издание поступило в Научную библиотеку МГУ им. М.В. Ломоносова в собрании московского коллекционера Валериана Вадимовича Величко и хранилось в отдельной папке вместе с другими изданиями И.А.Голышева. На каждом из них был наклеен экслибрис, известный любому почитателю книжных редкостей, — «Библиотека Николая Петровича Сырейщикова». Он наследовал часть собрания отца — Петра Дмитриевича, а часть, вероятно, была распродана или обменена в свое время, и многие редкие издания из этой книжной коллекции попали в руки В.В.Величко, который так и оставил в своем книжном шкафу старинную папку большого размера с коленкоровым корешком и надставленными клапанами. На ее верхней крышке наклеена небольшого размера бумажная марка с надписью: «Издашя И.А.Голышева». На внутренней стороне этой же крышки экслибрис первого владельца — «Из библиотеки П.Д.Сырейщикова».
В этой же папке хранятся и письма Ивана Александровича Голышева к Петру Дмитриевичу Сырейщикову, о которых он говорит в своем небольшом автографе, только что упомянутом нами. Из десятка писем Голышева к П.Д Сырейщикову за 1881—1884 годы становится ясно, что Петр Дмитриевич, узнав об изданиях Ивана Александровича, обратился к нему, жившему почти всю свою жизнь в селе Мстёра Владимирской губернии, с просьбой приобрести их. Голышев в первом же письме подтверждает незначительный тираж своих изданий: «В продаже или магазинах моих изданий действительно нет нигде, они печатаются в самом ограниченном числе от 50 до 200 экземпляров...».
Вероятно, затем Сырейщиков попросил список всех имевшихся изданий. Голышев ему отправил такой список, а Петр Дмитриевич отметил в нем те издания, которые хотел получить, и переправил перечень обратно Голышеву, который и подобрал московскому коллекционеру свои издания для отправки. Но Сырейщиков, понимая редкость изданий, попросил прислать не один экземпляр, а сразу несколько. В письмах приводится несколько списков с ценами на издания и тиражами, а также с указанием оставшихся экземпляров, но по большей части от многих изданий у их автора уже не оставалось почти ничего.
Вот что посылалось в одном из нескольких почтовых отправлений на адрес П.Д. Сырейщикова «В Москву. Купеческое Общество, взаимнаго кредита. Ильинка Рыбий Переулок»:
«3. экз. Древности Богоявленской церкви — 3—50. — 10—50. 3. Памятники резьбы — 3—50. — 10—50.
3. Памятники сооружений — 3—50. — 10—50.
3. Атлась с пряничных досок — 8. — 24.
3. Альбом древностей — 7. — 21.
3. С. Метеры — 1. — 3.
3. Лубочныя картинки — 1. — 3.
3. Мыши кота погребают — 1. — 3.
3. Образцы резьбы — 50. — 1—50
3. Пауза — 25. — » — 75.
3. Серапионова пустынь — 25. — » — 75.
1. Борковская пустынь — — » — 75.
3. Часовня Николая Чудотворца — 25. — » — 75.
3. Распятие и Христос Багряницы — 25. — » — 75. Итого — 90 — 25 к.».
Нередко Голышев сетует в письмах:
«Прочие не все есть.
Брошюры свои у меня расходились часто не разумно, кто выпросит, кто унесет и т.п. а потому когда я хватился то многих не доискался, а потому и Вам попали некоторыя не совсем чистыя, и я имел намерение лишь удовлетворить как любителя».
Что же хранится в голышевской папке из собрания теперь уже В.В.Величко? Что осталось от приобретенных Сырейщиковым изданий и перешло в руки коллекционера?
Прежде всего стоит сказать, что в папку еще вложен лист, на котором неизвестной рукой составлен реестр «Изданий Ивана Александровича Голышева», где в разделе «Брошюры» даны десять наименований, а в разделе «Альбомы» — шесть наименований. Вряд ли это полная библиография И.А.Голышева, так как год последнего издания в этом реестре — 1882. А в издании, посвященном 25-летней деятельности Голышева (1887), уже указано в разделе «Альбомы» — семь наименований, а в разделе «Книжки и брошюры» — восемнадцать. В одном из его изданий 1890 года приводится список, в котором пойменовано 9 альбомов и 19 книг и брошюр. В современной литературе указывают на издание то 18—19 брошюр Голышева, то на 30... Но мы не ставили своей задачей привести полный список трудов этого замечательного человека, а попытались лишь обрисовать его деятельность и вклад в развитие отдельных наук.
В папке помимо упомянутого издания — «Двадцатипяти-летний юбилей учено-литературной и художественной деятельности Ивана Александровича Голышева Действительнаго Члена императорских Обществ: Истории и Древностей Российских при Московском Университете и Московскаго Археологическаго, Киевскаго Историческаго Общества Летописца Нестора, С.-Петербургских:— Почетнаго Корреспондента Императорской Публичной Библиотеки, Члена Сотрудника Императорских Русских Археологическаго и Географическаго Обществ, Члена Корреспондента Императорскаго Общества Любителей Древней Письменности, Члена Сотрудника Археологическаго Института, ростовскаго Музея церковных древностей и Почетнаго Члена Нижегородскаго и Владимирскаго губернских Статистических Комитетов. (Бывшаго крепостнаго крестьянина-самоучки) В усадьбе Голышевке, рядом с слободой Мстерой, Вязниковскаго уезда, Владимирской губернии. 8 июня 1886 г. Описание с приложениями составлено под редакциею Н.С.Стромилова, Члена разных ученых учреждений и обществ. Владимир. Типография губернскаго правления. 1887» (а название именно таково, Голышев не скупился на слова для титульного листа), хранится еще одно, посвященное К.Н.Тихонравову, — «Константин Никитич Тихонравов. Секретарь Владимирскаго Статистическаго Комитета, Редактор Владимирских Губернских Ведомостей, член ученых Обществ: Действительный Императорских С.-Петербургскаго и Московскаго Археологических, Сотрудник Русскаго Географического, Корреспондент Вольнаго Экономического и Соревнователь императорскаго Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Родился 1822 г. скончался 1879 г. Составил И.Голышев Член разных ученых учреждений и обществ. Оттиск из чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1866 г. кн. 3-я. Владимир. 1887. Типография губернскаго правдения».
Но не эти издания заинтересовали П.ДСырейщикова... Он хотел приобрести те, которые были посвящены описанию русских древностей, что собственно и составляло неподдельный интерес самого И.А.Голышева, что заставило его, крепостного крестьянина, учиться грамоте, потом рисованию, затем искусству литографирования, печатника, что заставило его постигать азы археологии, нумизматики, архитектуры, палеографии. Почему же эти издания вызывали интерес у московских коллекционеров, почему Голышев не продавал широко свои книги?
Скорее всего при жизни Ивана Александровича Голышева о нем знал довольно узкий круг лиц, в основном те, кто интересовался стариной в том или ином виде. Сам Голышев рассказал о себе ярко и сочно в своих воспоминаниях, которые печатались в «Русской Старине» по настоятельной просьбе М.И.Семевского, о чем он написал П.Д.Сырейщикову: «В «Русской Старине» (книж. IV. VI. 1879.Г.) были помещены мои воспоминания, написанныя по желанию и неоднократной просьбе М.И.Семевскаго и других, к коим Г.Семевский сделал длинное заглавие: «Жизнь и труды бывшаго крепостнаго крестьянина основателя литографии в сл. Метера и археолога»; появление их на свет произошло следующим образом: случайная переписка с Г.Семевским по моим изданиям послужила к его вызову от 7. марта 1878 г. он мне писал следующее: «Пришла мне мысль, которую и сообщаю Вам, почему бы Вам владеющему пером не составить воспоминания о своей жизни начиная их с самаго ранняго детства мне кажется — они должны иметь интерес и я с большим удовольствием поместил бы их на страницах «Русской Старины», и еще с большим удовольствием вознаградил бы Вас за труд полистною платою». От 13. Июня того же года он снова писал мне: «Повторяю свою просьбу: напишите свою автобиографию; разскажите свое не затейливое крестьянское воспитание; изложите свои воспоминания, о пережитом прошлом и проч. Поверьте все это будет интересно». Не менее сильно и очень убедительно настаивал об этом покойный и незабвенный мой покровитель и друг Константин Никитич Тихонравов (бывший Секретарь нашего Статистическаго Комитета и археолог его несколько строчек по этому поводу приведены мною в некрологе (Русская Старина, книж. XII. 1879. г. стр. 722) от всякой денежной платы за свои воспоминания я отказался и предоставил Г.Семевскому на полную его волю сократить их как угодно, но все таки хотя я и не просил мне высылалась за тот год «Русская Старина», и выслано 30. экземпл. отдельных оттисков этих воспоминаний. От 26 ноября того же 1878 г. Г. Семевский писал следующее: «Возвратясь из за Границы, я нашел у себя «Воспоминания крепостнаго крестьянина» Вашу автобиографию, которую Вы столь обязательно мне доставили. Сердечно благодарю Вас Многоуважаемый И.А. Я прочел рукопись немедля и с большим вниманием. Она вполне интересна и обнародование ее — будет крайне полезно в особенности для тех самородков талантов и тружеников которыя выбираются на торную дорогу из среды столь же темной и из условий столь же тяжких, из коих Вы выбрались опираясь на науку, которую всегда любили и которой с страстным увлечением служили». Вот судьба появления на свет моих воспоминаний».
Думаю, что многим больше известны эти воспоминания, чем сами издания И.А.Голышева, которые редко . встречаются в продаже, на аукционах. Иногда на библиофильских сайтах промелькнет описание одной из брошюр не самой лучшей сохранности, но помета в конце описания — «Малотиражная библиофильская редкость!» — есть обязательно.
Жизнь этого человека полна горестей и трудностей. Родился он в семье иконописцев в слободе Мстёра Вязниковского уезда Владимирской губернии. Образование его ограничилось, как и положено для крестьянина того времени, славянской азбукой, часословом да псалтирью. Ребенок он был слабый и болезненный, «страдал глазами и, не смотря на помощь, оказанную ему в Москве, лишился употребления одного глаза еще в детском возрасте». В 11 лет поступил в ученье к литографу Лилье в Москве, а потом и в Строгановскую рисовальную школу. Отец Голышева был предприимчивым крестьянином, уже тогда организовавшим в Мстёре широкую торговлю лубочными i картинками, которые закупал в Москве. Волею судьбы крепостной Иван Голышев начал учиться в Строгановской школе тогда, когда ее основатель граф Сергей Григорьевич Строганов отправился во Владимир, почти на родину Голышева, изучать старинные памятники этой губернии. По прошествии времени они познакомятся и будут заниматься стариной в одном и том же Обществе истории и древностей российских. А пока юный Голышев живет то у одних московских литографов, то у других, служит на посылках, исполняет в Москве поручения отца, постигает азы гравировального и литографского дела. Как-то, чтобы получить разрешение цензуры на очередную лубочную картинку, Иван Голышев попадает к цензору Ивану Михайловичу Снегиреву, который дарит ему свою книгу о лубочных картинках. Ваня Голышев не стал доучиваться в Строгановской школе, поскольку быстро понял, что ему, как крепостному, все равно не выдадут аттестат, и испугался, что его помещик — граф Виктор Никитич Панин — после школы потребует исполнять его художественные «глупости», а Ивану хотелось вернуться домой, к отцу, и начать свое дело...
Граф Панин действительно не отпускал своих крепостных на волю ни за какие деньги. К пятнадцати годам Голышев уже был самостоятельным исполнителем литографий. Он смог многому научиться, познал некоторые секреты литографского искусства у отца и сына Логиновых, загорелся идеей приобрести литографский камень, стал копить деньги и скоро осуществил задуманное. Иван предложил отцу открыть свое литографское дело в Мстёре. Но в его родной деревне его не любили за то, что он выделился из толпы, стоял несколько выше остальных по образованию и положению, поэтому вскоре «положили отдать его в солдаты». Спасло от солдатчины Голышева его же мастерство: отец отправился в Петербург к Панину просить за сына и отвез тому литографированное издание «Виды храмов села Мстёра», выполненное Иваном. Граф Панин разрешил принять деньги вместо рекрутчины. Пройдя все эти испытания, Голышев хорошо понимал значение образования и культуры для его среды, вот почему уже в 1860-х годах он организовал в волостном правлении воскресную школу для рисования и библиотеку.
В 1857 году Иван Голышев обосновался в Мстёре и открыл там литографическое заведение — первое сельское заведение подобного типа. Он стал изучать все, что могло помочь ему в дальнейшем освоении литографского дела, начиная от азов химии и заканчивая инженерным делом. Вскоре он сам сделал ручной печатный станок. В j середине 1860-х годов Голышев купил небольшой участок земли в Мстёре, построил дом и перевел сюда литографию и книжную торговлю. Уже тогда пять ручных станков выпускали ежедневно до трех тысяч народных картинок, которые потом раскрашивались «молодыми девушками из бедных семей», тем самым Голышев давал работу более чем двумстам семействам. Голышевские картинки продавались многочисленными офенями, которые, снаряжаясь в свои «путешествия» с начала осени до Пасхи, осаждали голышевский склад, стараясь получить побольше товара. Весть о крестьянине-литографе быстро разнеслась по всей губернии. Вскоре с молодым литографом познакомился редактор «Владимирских Губернских Ведомостей» К.Н.Тихонравов, по чьему предложению Голышев через некоторое время будет избран действительным членом статистического комитета — первый случай избрания крестьянина! Пока же Иван много и плодотворно работал под руководством Тихонравова, изучая древности родного края.
В начале 1860-х годов за статистические труды он удостоился серебряной медали на шею, которой был искренне рад, так как она избавляла его от телесного наказания, столь распространенного в его среде. Кстати сказать, в 1862 году при проезде через Владимир государя Голышев преподнес ему свои работы и получил за это золотые часы. К этому моменту Иван Александрович уже публиковался и был известным человеком в научных кругах. И подобных знаков внимания со стороны императорской фамилии к научным достижениям Голышева будет еще много...
К 1887 году сельская мастерская имела в своем распоряжении до 130 камней, на которых было изображено до 300 картин. В год печаталось «30,000 картин на портретной бумаге, 350,000 на простой, 150,000 на писчей (самый низший сорт) и 20,000 гадательных тетрадей и сонников». Из писем Голышева Сырейщикову мы знаем, что доходов это производство не приносило, лишь с трудом покрывало расходы, кроме того, немало средств уходило на улаживание дел с властями разного ранга, которые по разным причинам стремились время от времени закрыть его производство то по наветам односельчан, то по закону 1865 года о литографии и книжной торговле, а то и «доброжелатели» несколько раз пытались поджечь мастерскую... Но Голышева всегда спасали находчивость, расчет и мастерство. Не раз он сам, захватив одно из изданий, отправлялся на поклон к власть имущим... и всегда его литографированные работы вызывали интерес, восхищение и помогали отстоять любимое дело.
Все свои издания Голышев приносил в дар музеям и древлехранилищам, а также жертвовал «много любопытных старинных предметов, картин, рукописей и т.п.».
Он был действительным членом Московского археологического общества, Общества истории и древностей российских, членом-сотрудником географического и археологического петербургских обществ, археологического института. За свои труды был удостоен ордена Св. Станислава, большой серебряной медали от Петербургского археологического общества и многих других знаков отличия.
Испытал он и отчуждение родных. Его отец, с которым он начинал общее дело, был человеком крутого нрава, завидовал успехам сына, часто наговаривал на него, старался выманить деньги. Иван, уже будучи женатым человеком, жившим в собственной усадьбе Голышевка, финансово зависел от отца, отдавал ему все заработанные деньги — так было заведено в этой среде... Жизнь для Голышева стала невыносимой, особенно после того, как ему пожаловали звание почетного гражданина, чего не мог пережить отец, считая, что это звание заслужил в первую очередь он сам. Только суд, к которому Голышев вынужден был прибегнуть, образумил отца, заставил вернуть сыну захваченные документы. Отец покаялся и примирился с успехами сына только перед смертью.
Так же, как и П.Д.Сырейщиков, многие писали Голышеву в Мстёру в надежде приобрести его издания. О нем узнавали из его же публикаций в печатных изданиях многих ученых обществ, членом которых он становился благодаря своим трудам и находкам. Так, например, граф Путятин пишет Голышеву: «Убедившись в тщетности моих усилий достать в Петербурге и в Москве Ваши издания, любопытные и весьма интересующие меня, обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой известить меня, где оныя могут быть приобретены». Интересуется голышевскими изданиями и коллекциями и известный собиратель автографов барон Николай Казимирович Богушевский, тоже долгие годы состоявший в переписке с Иваном Александровичем. На верхней обложке многих изданий Голышева, сохранившихся в папке П.Д.Сырейщикова, есть штамп: «Отпечатано в числе : 200 экземпляров».
Большая часть его трудов посвящена описаниям памятников русской старины, будь то памятники архитектуры, письменности, резьбы по дереву, лубка, а исследования по истории мстерских ремесел, офенству до сих пор остаются единственными в своем роде... Голышевский альбом рисунков рукописных синодиков пользовался большой популярностью. Многие синодики он разыскал в Вязниковском монастыре. Отпечатанный альбом с 30 листами хромолитографических рисунков, орнаментов, виньеток, буквиц, бордюров, мастерски перерисованных Голышевым, изданный в красках и золотом, принес ему окончательное признание и славу. Директор Публичной библиотеки А.Ф.Бычков заметил, что это издание Голышева может поспорить с изданиями, увидевшими свет в лучших типолитографических заведениях столиц.
Вероятно, Иван Александрович выпустил два разных издания, посвященных своей 25-летней деятельности.
Одно, о котором говорилось выше, скорее всего вышло в свет после проведения юбилея, в совсем ограниченном количестве. Оно было разослано тем, кто присутствовал на торжестве, и тем, кому Голышев счел необходимым его подарить. Среди одаренных оказался и П.Д.Сырей- щиков. Это издание «формата кварты», в обложке коричневой бумаги, украшено портретом автора. Однако в фондах университетской библиотеки нашлось и другое издание, посвященное этому же событию, но вышедшее годом раньше, как бы предваряя юбилей: «Двадцатипятилетняя деятельность Ивана Александровича Голышева бывшего крепостного крестьянина-самоучки. 1861 — 1886 г.г.», напечатанное в 1886 году во Владимире, в типографии губернского правления. Эта брошюра гораздо меньшего формата, в обложке из бумаги серо-зеленого цвета, без портрета, но с более подробной библиографией трудов Голышева, в которой приводится около 500 его публикаций в «Губернских ведомостях» и изданиях Владимирского губернского комитета. Отдельно составлен список рисунков из его же изданий — их около 200. Кроме того есть и список предметов, доставленных Голышевым за эти годы в разные коллекции великих князей, обществ, музеев.
Какими же коллекциями располагал этот крестьянин-самоучка? В некоторых описаниях юбилея Голышева говорится и о том, что в его кабинете «были разставлены коллекции древностей: медные большие доски, служившие для лубочных картин, старинные с резьбою пряничные формы, лубочные картины, резные украшения, фаянсовые кунганы, шкатулки, подсвечники, кокошники, повязки, полотенцы, башмаки, кафельныя изразцы, подзоры и другие предметы старины». Но из тех же писем Голышева к Сырейщикову мы узнаем, что о его коллекциях знали московские собиратели и его часто приглашали принять участие в разных выставках, вероятно, и Сырейщиков интересовался судьбой этих коллекций, на что Голышев отвечал ему в одном из писем: «...не давно был у меня фабрикант Василий Анисимович Тюляев, который купил у меня коллекцию прежних гравюр.
P.S. Разбирая книги и рукописи для Г.Тюляева, попались остатки своих изданий народных: Апокалипсис в 30 картинках и святцы в 12 картинках в величину альбомов, печатались в 1870 году, но это вероятно для Вас не составляет интереса, текста в них нет».
Значит, известный московский собиратель В.А.Тюляев получил от Голышева часть его коллекции гравюр, что- то из книг и рукописей. Как известно, в 1894 году Н.В. Баснин издал «Каталог коллекции, собранной В.А.Тюляевым», где поименованы 1073 листа, а годом позже А.В. Морозов купил 1000 листов тюляевской коллекции для своего собрания. Вполне вероятно, что часть собрания И.А. Голышева вошла и в морозовское собрание.
В 1895 году Иван Александрович выпустил брошюру «50 лет книжного и картинного производства И.А. Голышева». У него было много замыслов, он продолжал писать и публиковаться, работал над альбомом «Рукописная повесть о видении Косьмы-игумена, 1688 года», но, к сожалению, этот альбом увидел свет уже после смерти автора...
Почти на всех изданиях Ивана Голышева наклеен экслибрис Николая Петровича Сырейщикова, сына адресата нашего литографа, только на самой папке, в которой хранились издания и письма, остался экслибрис первого владельца — Петра Дмитриевича Сырейщикова. Но его книжный знак предательски просматривается под книжным знаком сына, поскольку он меньшего размера, в чем реставраторы легко убедились после незначительных усилий. Это показалось странным, ведь обычно коллекционер наклеивает свой экслибрис рядом с экслибрисом предыдущего владельца, редко кто уничтожает прежний экслибрис или заклеивает его наглухо. Но тут вспомнилась одна университетская библиотечная байка, которых много в подобного рода заведениях... Старейшие сотрудники библиотеки помнят Николая Петровича Сырейщикова, который гордился тем, что здесь хранилась часть книжного семейного собрания (а основная коллекция его отца и по сей день украшает библиотеку биологического факультета МГУ). Помнят они его, ходившего среди стеллажей, куда в прежние времена допускались особо приближенные к книге профессора, помнят, как однажды он, очевидно, в очередной раз привычно взял книгу со стеллажа и размашисто написал на ней: «Из книг Н.П. Сырейщикова». На вопрос коллег, зачем он это сделал, Сырейщиков ответил просто и с достоинством: «Пусть и эта книга будет из моей библиотеки».
Такова история небольшой части одного книжного собрания Величко, которая повлекла за собой рассказ не только о славном издателе-литографе Голышеве, но и о владельцах его изданий Сырейщиковых, волею судьбы оказавшейся в фонде Отдела редких книг и рукописей университетской библиотеки.
Издания И.А.Голышева, хранящиеся в Научной библиотеке МГУ:
*Древности Богоявленской церкви в слободе Метере, Владимирской губернии, Вязниковскаго уезда. Сочинил и издал крестьянин И.Голышев, Член Сотрудник Императорских Русскаго Географическаго и Вольнаго Экномическаго Обществ, Член Корреспондент Московскаго Археологическаго Общества и Действительный Член Владимирскаго Губерн- скаго Статистическаго Комитета. Губ. г. Владимир. В Типографии Гу- бернскаго Правления. 1870.
8° (20,9x13,8)
[4],60 с.
В издат. обл.— зел. бум.
Имеется два экземпляра, на одном из них на верхней обложке пр. кар. помета: «Мстёра 6 }ию[ня] 19О[5] под. вдов[ой] Голышевой».
*Древности Богоявленской церкви в слободе Метере Вязниковскаго уезда, Владимирской губернии. Рисовал и издал крестьянин И.Голышев, Член Сотрудник Императорских Русскаго Географическаго и Вольнаго Эко- номическаго Обществ, Член Корреспондент Московскаго Археоло- гическаго Общества и Действительный Член Владимирскаго Губернскаго Статистическаго Комитета. Сл. Мстера. Печ. в Литографии И.Голышева. 1870.
2° (38,7x25,6)
[2] с., 20 л., [2] с.
Титл, и обл. — литографированные.
В издат. обл. — желт. бум.
* — астериксом отмечены издания Талышева из коллекции
П.Д. Сырейщикова.
Борковская Николаевская пустынь во Владимирской губернии, Основанная по завещанию Князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго, сыном его Иваном Дмитриевичем. Историческое описание. Составил Член сотрудник Императорских: Рус- скаго Географическаго и Вольнаго Экономическаго Общества, член корреспондент Московскаго Археологическаго общества и Действительный Член Владимирскаго губернскаго Статистическаго Комитета крестьянин слоб. Метеры И.Голышев. Владимир. 1871. [В Губернской типографии].
8° (20,3x14,2; 19,4x13,5)
34 с.
Переплет — картон, мраморн. бум., лидерин. На верхней крышке переплета наклеена изд. верхи, обл. сер. бум.
* Атлас рисунков с старинных прянишных досок Вязниковскаго уезда, Владимирской губернии. Собрал и Издал И. Голышев, Член сотрудник Императорских Русскаго Географическаго и Вольнаго Экономическаго Обществ, Член Корреспондент Московскаго Общества и Действительный Член Владимирскаго Губернскаго Статистическаго Комитета (отпечатано в числе 50 Экземпляров) С. Метера. Печ. В Литографии И. Голышева. 1874.
4° (переплет — 43,0x28,0; блок — 42,7x27,7)
[8] с., 20 л. ил.
Переплет — тонкий зел. картон.
*Памятники старинной русской резьбы по дереву. Во Владимирской губернии. Рисовал и издал И. Голышев, Член ученых Обществ: Сотрудник Императорских Русскаго Географическаго и Вольнаго Экономическаго; Московских: Корреспондент Археологическаго, Действительный Член Общества любителей духовнаго просвещения и Действительный Член Владимирскаго Гу-
бернскаго Статистическаго Комитета. С. Метера, Владимирской Губернии. 1876.
4° (42,0x27,3)
[4],4 с., 20 л. ил.
Титл, и обл. — литографированные.
В издат. обл.— серо-гол. бум.
*Сборник русской старины. Владимирской губернии. Составил и издал И. Голышев. Действительный Член Императорских Обществ истории и Древностей Российских при Московском Университете и Московскаго Археологическаго, Почетный Корреспондент Императорской Публичной Библиотеки. Член Сотрудник Императорских Русских Археологическаго и Географическаго Обществ, Член Корреспондент Общества Любителей Древней Письменности, Член Сотрудник Археологическаго Института и других. Голышевка. Близ Слободы Метеры, Владимирской Губернии. Вязниковскаго уезда. AW4 [1880] года.
4° (42,0x27,5)
[2],5,[1]с., 15 л. ил.
В издат. обл.— корич. бум.
Имеется второй деф. экз.
* Альбом русских древностей Владимирской губернии. Рисовал и издал И. Голышев. Член ученых Обществ: Сотрудник Императорских С. Петербургских Географическаго, Археологическаго и Вольнаго Экономичес- каго; Московских: Действительный Член Общества любителей духовнаго просвещения, Корреспондент Археологическаго и Действительный Член Владимирскаго Губернскаго Статистическаго Комитета. Голышевка, близ сл. Метеры, Вязниковскаго уезда, Владимир. Губернии. 1881.
4° (42,0x27,4)
[6],7,[1] с., 40 л. ил.
Тит. л. и верх. обл. — литографированные.
В издат. обл.— роз. бум.
Памятники русской старины Владимирской губернии. Рисовал и издал И.Голышев, Член Императорских Санктпетербургскаго и московскаго Археологическаго и других ученых Обществ. Голышевка, близ слободы Метеры Вязниковскаго уезда, Владимир. Губернии. 1882.
2° (41,1x26,5)
[4],6 с., 20 л. илл., [2] с.
В издат. обл. — коричн. бум. Нижняя обл. отсутствует.
*Место земнаго упокоения и надгробный памятник Боярину и Воеводе Князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, в городе Суздале. Губ. гор. Владимир. Типография П.Ф.Новгородскаго. 1885 г.
4° (32,1x24,4)
[2], 27, [1] с., 5 л. илл.
В издат. обл. — желт. бум.
Двадцати-пяти-летняя деятельность Ивана Александровича Голышева бывшего крепостного крестьянина-самоучки. 1861—1886 г.г. Владимир Типография губернскаго правления. 1886.
8° (22,3x15,0)
75,[1] с.
В издат. обл.— серо-зел. бум.
*Двадцатипятилетний юбилей учено-литературной и художественной деятельности Ивана Александровича Голышева Действительнаго Члена императорских Обществ: Истории и Древностей Российских при Московском Университете и Московскаго Археологическаго, Киевскаго Историческаго Общества Летописца Нестора, С.-Петербургских: — Почетнаго Корреспондента Императорской Публичной Библиотеки, Члена Сотрудника Императорских Русских Археологиче- скаго и Географическаго Обществ, Члена Корреспондента
Императорскаго Общества Любителей Древней Письменности, Члена Сотрудника Археологическаго Института, ростовскаго Музея церковных древностей и Почетнаго Члена Нижегородскаго и Владимирскаго губернских Статистических Комитетов. (Бывшаго крепостнаго крестьянина-самоучки) В усадьбе Голышевке, рядом с слободой Мстерой, Вязниковскаго уезда, Владимирской губернии. 8 июня 1886 г. Описание с приложениями составлено под редакциею Н.С.Стромилова, Члена разных ученых учреждений и обществ. Владимир. Типография губернскаго правления. 1887.
4° (27,8x20,5)
1 приплет. л., [2], 65, [1],14 с.,1 л. портр. (фронт.).
1 л. портр. — надпись под изображением: «И.Голышев». В правом нижнем углу: «Фотогравюра Художника Павлова. Москва.».
Между 1 л. портрета и с. 1 — защитный лист бумаги с вырезанными углами.
В издат. обл— сер. бум.
*Константин Никитич Тихонравов. Секретарь Владимирскаго Статистическаго Комитета, Редактор Владимирских Губернских Ведомостей, член ученых Обществ: Действительный Императорских С.-Петербургскаго и Московскаго Археологических, Сотрудник Русскаго Географическаго, Корреспондент Вольнаго Эконо- мическаго и Соревнователь императорскаго Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Родился 1822 г. скончался 1879 г. Составил И.Голышев Член разных ученых учреждений и обществ. Оттиск из чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1866 г. кн. 3-я. Владимир. 1887. Типография губернскаго правления.
4° (25,6x17,0)
[2],40 с., 1 л. портр. (фронт.).
1 л. портр. — надпись под изображением: «К. Тихонравов. Секретарь Владимирскаго статистическаго Комитета. Род. 1822 — + 1879». 25,5x16,2.
Между 1 л. портрета и с.1 — защитный лист бумаги с вырезанными углами.
В издат. обл. — сер. бум.
Рукописный Синодик Богородицерождественской Церкви села Климовскаго Вологодской губернии, Вельскаго уезда. 1746 года.
[Владимир, Типография Губерн. правления. 1890] 2° (42,4x29,0)
8,[2] с.
Экз. деф.: отсутствует 35 л. илл., тит. л, обл.
Лубочная старинная картинка «Мыши кота погребают» и некоторый прежния народный гравюры. (С рисунком.) Изд. И. Голышев. Владимир. В Типографии Губернскаго Правления. 1878.
8° (22,5x14,5).
[4],31 ,[1] с., 1 л. илл.
В изд. обл. — темно-син. бум., текст в рамке.
Ирина ВЕЛИКОДНАЯ
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (60) сентябрь 2008 стр. 56