«...По рекламным объявлениям можно читать историю», — сказал кто-то. Действительно, из рекламных объявлений прошлого можно почерпнуть массу сведений о жизни людей разных сословий в тот или иной исторический период. Чем питались, во что одевались и как себя украшали, какими бытовыми приборами, косметическими средствами, лекарствами пользовались, как путешествовали и какие подарки дарили — вся эта информация, иногда серьезная, иногда забавная, роскошно поданная или скромно оформленная, размещена на страницах адрес-календарей, журналов, газет. Несмотря на всю утилитарность, временность и легковесность, рекламные объявления прошлых эпох могут стать ценным источником сведений при изучении какого-либо предмета или области деятельности человека. Например, такого привычного явления, как бумага.
Бумага, производившаяся российскими фабриками, даже высококачественная, не считалась произведением искусства, она всегда была предметом повседневной жизни. Поэтому перед современниками не стояла задача сохранить бумагу как таковую для истории, не становилась она и предметом коллекционирования. Вследствие такого утилитарного подхода бумага, которая использовалась в торговле, строительстве, хозяйственной деятельности, до наших дней сохранилось мало. Наиболее полно судить о бумаге, бытовавшей, например, в XIX — начале XX века, можно по тем сортам, которые использовались в книгопечатании, делопроизводстве, живописи, картографии, гравировальном деле. И в такой ситуации ценным и интересным источником сведений становятся, повторимся, рекламные объявления изучаемого периода.
Если говорить о первой половине XIX века, то рекламы как таковой, имеющей прямое отношение к бумаге, в то время не публиковали. Однако в серьезных литературных журналах или на издательской обложке самих книг помещали книгопродавческие объявления, сообщавшие о выходе из печати новых изданий и о том, в какой лавке их можно приобрести. Иногда в таких объявлениях сообщали и дополнительные сведения о бумаге, на которой была напечатана новая книга, поскольку от сорта бумаги зависела цена всего издания.
Например, о книге «Бытие сердца моего, или Полное собрание стихотворений князя Ивана Михайловича Долгорукого» (Москва, 1817) сообщалось: «Подписная цена за 4 части на лучшей бумаге 25 р., на простой 20 р. Для охотников имеется небольшое число экземпляров на лучшей веленевой бумаге, цена 50 р.» (журнал «Вестник Европы», 1817 г.).
Произведение А.С. Пушкина «Кавказский пленник» в петербургском издании 1822 года предлагалось взыскательным покупателям в двух вариантах — на бумаге разного сорта: «на любской за 5 рублей и на веленевой за 7 рублей».
В книгопродавческом объявлении в журнале «Сын Отечества», сообщавшем о выходе иллюстрированных «Басен» И.А. Крылова в пяти частях (Санкт-Петербург, 1815—1816), говорилось, что небольшое количество экземпляров (100 из 2000), по числу подписавшихся на них, будет отпечатано на «лучшей веленевой бумаге» и снабжено «лучшими оттисками картинок». Цена экземпляра варьировалась в зависимости от полиграфического исполнения экземпляра: «Басни» на английской веленевой бумаге с картинками продавались по цене 25 рублей, на русской веленевой бумаге с картинками — по 15 рублей. Остальную часть тиража в расчете на менее состоятельных покупателей предполагалось издать на простой бумаге, с гравюрами и без них. Таким образом, из рекламного объявления становится понятно, что иностранная бумага по качеству превосходила отечественную, а потому ценилась гораздо выше.
Располагая подобными данными о стоимости книги, напечатанной на бумаге того или иного сорта, и о количестве страниц в книге, можно рассчитать примерную стоимость печатного листа бумаги (с текстом, иллюстрациями, украшениями). В целом, с учетом качества и сложности печати, лист простой (серой и самой дешевой) бумаги мог стоить от 2 до 16 копеек; белой (качеством получше) — от 2 до 20 копеек; любской (хорошего качества и высокой плотности) — от 3 до 35 копеек; веленевой (бесфактурной, тонкой, бежевого оттенка, с характерным блеском) — от 4 до 45 копеек.
Во второй половине XIX — начале XX века бумага в рекламных объявлениях отражена более разнообразно. Появились упоминания о сортах, которые использовались не только в книгопечатании, но и в других областях — в торговле, строительстве, при изготовлении елочных игрушек и коробок, упаковке кондитерских изделий, отделке стен домов и мебели, а также предлагались различные инструменты и машины, необходимые в писчебумажном производстве. Проанализировав даже небольшую часть таких объявлений, можно выделить уже более 20 сортов бу- i маги, которые использовали в различных областях.
Во-первых, это сорта бумаги, применяемые в книгопечатании, писчебумажном деле, рисовании: альбомная, бристольский картон, меловая, обложечная, писчая, почтовая, рисовальная, хромолитографская, художественно-печатная, чертежная, японская шелковая и др.
Так, у фабрики конторских и копирных книг братьев Простаковых была «торговля писчими, почтовыми, цветными и оберточными бумагами» (адрес-календарь «Вся Москва», 1896 г.). Бумажно-красильное заведение Е. Раковского и Коля «рекомендовало» «для литографий всякого рода крашеные бумаги» (журнал «Печатное искусство», 1902 г.). Большой магазин Б. Аванцо на Кузнецком мосту (Москва) предлагал «роскошную почтовую бумагу в коробках и в пачках, большой выбор различных конвертов, бумагу рисовальную и чертежную первоклассных иностранных фабрик» (адрес-календарь «Вся Москва», 1904— 1917 гг.). Контора склада бумаги П.А. Короткова (Санкт- Петербург, ул. Моховая) также сообщала о «большом выборе бумаг: крашеных (меловых), изящных обложечных, шелковых японских, бристольских картонов и др.» (адрес-календарь «Весь Петербург», 1905 г.).
Во-вторых, это технические и торговые сорта бумаги: бутылочная, восковая, гофрированная, картон разных номеров и цветов, кожаная, креповая, обойная, пакетная, пропускная, ротационная, товарная, цветная и др.
Фабрика у станции Мытищи Ярославской железной дороги производила «ажурные бумаги, коробки, картонажи, кондитерские и елочные украшения» (адрес-календарь «Вся Москва», 1896 г.). У Г.Ф.Федорова (Москва, 2-я Мещанская ул.) было «Первое российское производство парафиновых и восковых бумаг, компрессной желтой, телеграфной синей, желтого копирного картона» (адрес-календарь «Вся Москва», 1901 г.). В одном из объявлений предлагалась «кожаная бумага заграничная, разных цветов и узоров», рекомендуемая «гг. издателям, типографам, переплетным и картонажным фабрикам», а также «изящный материал для обложек, оберток, коробок» (журнал «Печатное искусство», 1902—1903 гг.). Торговый дом наследников Алексея Николаевича Клюгина (Москва, Старый Гостиный двор) вел «торговлю писчебумажным товаром, карточной прессовой политурой, оберточными и товарными бумагами, бумажными мешками, белым, полубелым и шведским картоном собственной и прочих фабрик» (адрес-календарь «Вся Москва», 1906 г.). Торговый дом наследницы А.В. Лепешкиной и ИЛА. Баранова предлагал «обширный выбор обоев русских и иностранных фабрик» (адрес-календарь «Вся Москва», 1914 г.).
Многие писчебумажные фабрики и магазины имели в своем ассортименте сразу несколько сортов разной бумаги в расчете на широкий круг покупателей. Объявление Санкт-петербургского предприятия мануфактур-советника В.П.Печаткина с сыновьями сообщало о «производстве всех сортов бумаги: газетных, книжных, веленевых, слоновых, писчих, альбомных, этикетных, мундштучной папки, оберточных, картузных и проч.» (адрес-календарь «Вся Москва», 1897 г.). Оптово-розничная писчебумажная торговля М.Р.Рубинштейна на Маросейке (Москва) обращала внимание на свою «специальность» — здесь продавалась «бумага всякого рода: товарная, рояльная, писчая, почтовая, альбомная, мундштучная, папиросная, оберточная и другие сорта» (адрес-календарь «Вся Москва», 1899 г.).
Ценно то, что рекламные объявления помимо перчисления наименований сортов нередко дают и объяснения, для чего конкретно тот или иной сорт предназначен, например:
Хр о мо лито графская бумага — для этикеток, карточек и других литографских работ, печатания многими красками.
Художественно-печатная бумага — для книг изящного издания, каталогов, прейскурантов, винных и меню карточек и всякого типографского печатания многими красками.
Тлянцевая и другая специальная бумага — для картонажных и переплетных работ.
Меловая бумага — для фототипий, автотипий, роскошных изданий, альбомов, каталогов.
Тофрированная бумага — муар, шагрень и другие имитации для — альбомов, коробок, картонажей.
Кожаная бумага разных цветов и узоров рекомендовалась издателям, типографам, переплетным и картонажным фабрикам для обложек, оберток, коробок.
Бумага различных сортов продавалась в писчебумажных и хозяйственных магазинах наряду с другими многочисленными товарами. Так, писчебумажный магазин Т.И. Гагена в Москве, на Большой Лубянке, работавший на протяжении нескольких десятилетий, предлагал «по самым умеренным ценам» «Большой и разнообразный выбор всех письменных и канцелярских принадлежностей, копировальные прессы, почтовую бумагу русских и заграничных фабрик, роскошные папетри, карманные книжки, учебные пособия, рисовальные принадлежности ... и проч.» (адрес-календарь «Вся Москва», 1895 г.). В отделении учебных пособий и детских игр при московском книжном магазине «Новое время» А.С.Суворина, на углу Кузнецкого моста и Неглинной, наряду с ученическими столами, классными досками, грифелями и разнообразными канцелярскими принадлежностями покупателям предлагалась бумага «писчая разных фабрик №№ 1 — 6 за стопу от 1 р. 10 к. до 4 р. 75 к., почтовая, бюварная, линованная, нотная, оберточная и копировальная», а также «тетради ученические из рижской бумаги» (адрес-календарь «Вся Москва», 1895 г.).
Фабрика и склад разных товаров для кондитерских, аптек и дрогистов Ч.Засмуцкого в Москве, на 1-й Мещанской улице, имели в наличии «доброкачественные и по весьма дешевым ценам» «бумажки для тянучек с Вашей фирмой, торговую бумагу круглую, овальную и четырехугольную, роскогиные карамельные бумажки резаные и крашеные, четырехугольную бумагу под пасхи, листики для украшения тортов, куличей и конфет» (адрес-календарь «Вся Москва», 1895 г.). А «Представитель фирмы Leykam Josefsthal в Санкт-Петербурге предлагал «бумагу для банковских чеков с собственными водяными знаками» (адрес-календарь «Весь Петербург», 1913 г.).
Крупные торговые фирмы имели в наличии и вовсе «экзотические» сорта бумаги. Например, фирма «Ф. Иохим и К°» (на Невском проспекте в Санкт-Петербурге) специализировалась на «американском асбестовом картоне» (адрес-календарь «Вся Москва», 1896 г.). «Промышленное и торговое товарищество братьев Мамонтовых» в Москве наряду с масляными, эмалевыми красками, лаками, олифой, пробками и сургучем предлагало «политуру, свинцовую и оловянную бумагу» (адрес-календарь «Вся Москва», 1900 г.), а «Торговый Дом Беккер и Михельс» в Санкт-Петербурге, на Литейном, — алюминиевую бумагу (адрес-календарь «Весь Петербург», 1913 г.).
Ряд объявлений рекламировал различные материалы и машины, необходимые в писчебумажном производстве. Так, Оттон Адольф Баиор (на Маросейке в Москве), являясь «представителем лучших специальных фабрик и заводов», предлагал «все устройство писчебумажных» и многих других предприятий (адрес-календарь «Вся Москва», 1897 г.), а Торговый Дом «Лерх и Брандт» (в Санкт-Петербурге) — различные материалы: «английскую глину «каолин», сукна, английские машинные разного рода ножи из лучшей стали, машинные сети» (адрес-календарь «Весь Петербург», 1903 г.).
Машинная фабрика и железолитейное заведение «Жозефа Ангера из Нью-Йорка», работавшие с 1866 года, рекомендовали «свои собственные типо- и литографские машины, американские машины с пияном, машины для резания и прокалывания бумаги, снабженные новейшими усовершенствованиями» (журнал «Печатное искусство», 1902-1903 гг.).
Не лишены похвальбы объявления, предлагающие новейшие изобретения и машины:
«Самою практическою и дешевою машиною для резания бумаги, бесспорно, следует считать настоящую американскую машину «Undercut», построенную Ф.М. Вейлером в Нью-Йорке. Благодаря своей остроумной простоте и солидности конструкции, машина эта в состоянии выполнить двойное количество работы» (журнал «Печатное искусство», 1902—1903 гг.).
«Фридрих Гейм и К°, Оффенбах на Майне, изготовляют очень удобной конструкции и рачительной и прочной работы под ручательством по умеренным ценам: каландры, скоросатинировальные прессы, типо-, лито- и металлографские станки, бумагорезательные машины, ножницы для резания, папки, паковальные и переплетные для тиснения прессы» (журнал «Печатное искусство», 1902—1903 гг.).
«Карл Краузе в Аейпциге. Универсальная бумагорезальная машина с быстрым поднятием ножа после резки. Эта бумагорезальная машина — положительно самая усовершенствованная из всех существующих бумагорезальных машин и соединяет в себе всевозможные преимущества, делающие ее образцовой по выполнению» (журнал «Печатное искусство», 1902—1903 гг.).
Как видно из названий фирм, русским фабрикантам в основном предлагались иностранные машины и механизмы (что традиционно для русского писчебумажного производства), по утверждению торговцев, прошедшие всевозможные испытания, нередко награжденные медалями на выставках и получившие многочисленные положительные отзывы, с которыми покупателям предлагалось ознакомиться в конторе владельца товара. Для привлечения покупателей отмечались такие положительные стороны предлагаемых машин, как «удобная конструкция», «длительный срок эксплуатации», «экономная работа», «умеренные и дешевые цены», а также «скорое время исполнения заказа».
Это лишь небольшая часть тех объявлений, которые можно найти в различных периодических изданиях XIX— начала XX века. Даже не имея дополнительных сведений, на основании только такой информации можно составить приблизительную картину того, какие сорта бытовали в тот или иной период и для каких целей они использовались, какое оборудование предлагали фабрикантам в XIX веке и чему они отдавали предпочтение.
Юлия ВИШНЯКОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 59 (июль-август 2008), стр.92