Художник 4-В — именно такое определение — «состоявшийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком» — дано М. И. Доливо-Добровольскому в справочнике «Единый художественный рейтинг». В Интернете можно увидеть его работы на сайтах издательств и антикварных салонов. А теперь, думается, пришло время собрать воедино все разрозненные сведения об этом художнике, уточнить список сохранившихся произведений. Совсем не рассчитывая сделать это с исчерпывающей полнотой, обозначу лишь то, что удалось обнаружить ради удовлетворения собственного интереса к художникам, связанным с Саратовом.
Саратовском Радищевском музее Михаил Иванович Доливо-Добровольский давно известен как человек, входивший в круг знакомых А.П.Боголюбова, и как автор нескольких саратовских пейзажей он принадлежал к дворянскому роду с польскими корнями, восходящему к XVI веку и внесенному в дворянские книги нескольких губерний Российской империи. Среди представителей этого рода — крупные военные, государственные, религиозные деятели, научные работники, дипломаты. Самый знаменитый — М.О.Доливо-Добровольский (1861—1919) — ученый и изобретатель, творец современной электроэнергетики.
Отец будущего художника, Иван-Осип Доливо-Добровольский (1805—1852), был морским офицером (сведения о родственниках М.И.Доливо-Добровольского мне любезно предоставил Анатолий Вадимович Доливо-Добровольский). В 1860 году в девятнадцать лет Михаил поступил в Академию художеств (Н.Н. Петров. «Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет ея существова- ния». СПб., 1866. Заметим, что в «Указателе...» к этому сборнику, составленном А.Е. Юндоловым (СПб.,1887), назван еще и Д.Доливо-Добровольский.). В 1862 и 1863 годах он получил две вторые серебряные медали за пейзажные этюды, в 1864 году — первую серебряную медаль за картину «Зима». В 1866 году был удостоен звания классного художника пейзажной живописи третьей степени. В годы учебы Михаил Иванович был близок с Л.Ф.Лагорио, принимал участие в поездках по Кавказу, Украине. Знакомство с А.П.Боголюбовым могло состояться уже в год поступления Доливо-Добровольского в Академию, тогда, после успешной выставки работ, проходившей 15 ноября — 15 декабря 1860, Алексей Петрович пользовался большой популярностью среди учащихся (если это не произошло еще раньше, благодаря возможным контактам А.П.Боголюбова, который до Академии художеств служил на флоте, с отцом художника).
Следующий период, который обнаруживается среди жизненных вех Доливо-Добровольского, — самое начало 1870-х годов, время его пребывания в Италии. В 1870-м он стал персонажем небольшой терракотовой композиции «Художник Михаил Иванович Доливо-Добровольский и жена купца Буренина». Композиция-шарж была исполнена в 1870 году в Риме скульптором М.А. Чижовым (хранится в ГРМ). Известны две работы «римского» периода» — «Ослик» (1873) и «Римский дворик» — самого Доливо-Добровольского («Ослик» хранится в Пензенской картинной галерее имени КА.Савицкого, «Римский дворик» — в собрании антикварного салона «На Патриарших»).
В 1874 году он оказывается уже во Франции, в числе молодых художников, обосновавшихся в Париже. Среди них были В.М.Васнецов, М.М.Антокольский, В.В.Верещагин, П.О.Ковалевский, Е.А.Егоров, И.П.Ропет. А.П.Боголюбов в «Записках моряка-художника» вспоминал об этом времени: «Центром сборища всей этой публики были генерал Дмитрий Александрович Татищев и я. К Татищеву ходили обыкновенно завтракать по воскресеньям, а у меня бывали «вторники». <...> Мои вечера отличались от татищевских сходок простотою и веселостью. Заходили ко мне художники французы Бонна, Жан Поль Лоране, Жером и прочие. Частенько у меня были музыка и пение. Душою этого был художник Доливо-Добровольский — милый тенор. Он мне приводил своих знакомых. Ревел басом Шукало, провинциальный певец, и прочие доморощенные артисты и артистки».
Но не только эти вечера в боголюбовской мастерской на Рю да Рю посещал Доливо-Добровольский. В 1874— 1875 годах он входил в кружок офортистов, в котором работали А.П.Боголюбов, А.К.Беггров, И.Е.Репин, К.А.Савицкий, В.Д.Поленов, Н.Д.Дмитриев-Оренбургский, Д.А.Татищев, П.В.Жуковский, А.А. Харламов, А.К.Лавеццари, Ф.Е. Буров, П.Шиндлер, Ф.Бриджмен.
Значимый факт в биографии М.И. Доливо-Добровольского — поездка с группой русских художников в местечко Вёль в Нормандии летом 1874 года. Любопытно, что факт пребывания М.И.Доливо-Добровольского в Вёле в биобиблиографическом словаре «Художники СССР» (том третий. М., 1976) приписывается Николаю Флориановичу Добровольскому (1837 — 1900). Путаница началась с публикации И.С.Зильберштейна «Новые страницы творческой биографии Репина» («Репин. Художественное наследство». В 2-х томах. М.-Л., 1948). Об этом прекрасном времени остались свидетельства в письмах участников поездки. К.А.Савицкий сообщал И.Н.Крамскому: «Что за море, что за скалы, что за люди тамошние французики и их патриархальный быт — это просто очарование... Всяких любителей, потребителей и самих художников было там такое множество, что доходило до смешного. Выйдешь на этюд, так всюду рассажены, точно грибы или что-нибудь похуже...».
Тому же адресату писал И.Е.Репин: «Пишем, пишем и пишем, а по вечерам гуляем слегка и солидно. Сегодня воскресенье, день солнечный, на небе ни облачка с самого утра... и все строчат кто где: кто в поле, кто в огороде, кто на море, кто под мельницей, кто на дороге...». Русских художников можно было узнать по красным шапкам, которые защищали их от морских ветров.
К.А.Савицкий, перечисляя всех, кто был в Вёле тем летом, — И.Е.Репина, В.Д.Поленова, А.П.Боголюбова, А.К. Беггрова, А.А.Харламова, упоминает Добровольского, кратко его характеризуя: «очень франтоватый, но слывущий под названием «свиной художник» (специальность его — писать свиней)». Можно предположить, что именно впечатления от Вёля легли в основу двух небольших живописных работ Доливо-Добровольского — «Две лошади» и «Нормандия» (обе — 1875 года; хранятся в Пензенской картинной галерее. Источник поступления неизвестен. Можно предположить, что они оказались в Пензе благодаря знакомству с К.А.Савицким или семьей Татищевых).
В августе 1875 года Доливо-Добровольский появляется в Петербурге, а весной 1877 года, судя по упоминаниям в письмах В.М.Васнецова, опять находится в Париже: «Вчера у Татищева обедали все двенадцать русских художников со включением и Бриджмена — американца! Я, упившись не в меру красным вином, накричал разных разностей за Россию, а Добровольского едва ли даже не оскорбил за Лавровскую». Вероятно, размолвка вышла из-за несходства музыкальных вкусов, речь шла об известной русской певице Е.А.Лавровской.
В апреле 1877 работы Доливо-Добровольского 6ыли приняты на выставку парижского Салона. В.М.Васнецов, излагая свои впечатления от выставки И.Н.Крамскому, оценил их невысоко, поставив Доливо-Добровольского в один ряд с художником-любителем Д. А.Татищевым.
Позже, где-то во второй половине 1877 года, судьба привела М.И.Доливо-Добровольского в Саратов. Здесь служил его дядя — А.Н.Доливо-Добровольский (1830 — после 1896; Александр Николаевич с 1864 по 1868 годы был губернским лесничим Саратовской губернии, в 1868 году стал полковником Корпуса лесничих. Позднее был окружным надзирателем Самарской удельной конторы (1881—1894), управляющим Самарским удельным имением (1895—1896), имел домовладение в Саратове). Михаил Иванович провел здесь около четырех лет. Его пейзажи пользовались популярностью, их можно было увидеть в домах многих горожан. К сожалению, пока не удается обнаружить никаких документальных свидетельств о пребывании художника в этом городе, за исключением единственного упоминания в памятной книжке Саратовской губернии на 1880 год: «Александро-Мариинское реальное училище: допущен к исправлению должности второго учителя рисования, вместо выбывшего в полк Нисченкова, Г.С. Михаил Иванович До- ливо-Добровольский».
В Радищевском музее оказалось четыре его живописных работы, одна станковая графическая и два альбома с рисунками. Этюд «Теленок» (1875) был подарен в 1885 году А.П.Боголюбовым к открытию Радищевского музея и находился в первой экспозиции. Через десять лет он же подарил два альбома небольшого формата: один переплетенный в тисненую кожу, другой — в зеленый шелк, с рисунками акварелью и карандашом. Судя по содержанию, это — путевые наброски: пейзажи, жанровые сценки, изображения архитектурных достопримечательностей, очень много зарисовок животных. География зарисовок весьма разнообразна: Тифлис, Баку, Ессентуки, Владикавказ, Керченская губерния, Майкоп. В одном из альбомов встречается дата «1861», которая позволяет отнести их ко времени учебы Доливо-Добровольского в Академии художеств и совместных путешествий с Л.Ф.Лагорио.
На первом листе одного из альбомов сделана надпись, в которой с обычной для него откровенностью Боголюбов подвел итог своих взаимоотношений с Доливо-Добровольским: «Вот все, что у меня осталось от покойного артиста, певца, художника, талантливого, ничего из себя не выработавшего, но всегда жившего всласть, хотя подчас и крайне бестолкового Михаила Ивановича Доливо-Добровольского, ученика то Лагорио, то моего. А.Боголюбов. Хотел бы, чтоб книжка эта всегда хранилась в Радищевском музее».
Остальные работы поступили после 1916 года, источник поступления указан только в одном случае — это известная в Саратове коллекция Кокуевых. Пейзаж «На Волге вечером» (1878) был передан из Радищевского музея в картинную галерею города Вольска Саратовской области.
В Саратове в музее Н.Г.Чернышевского хранится копия с картины Доливо-Добровольского «Вид Саратова с Волги» (1878), сделанная молодым Петром Уткиным, будущим участником объединения «Голубая роза».
В коллекции Куйбышевского художественного музея хранится пейзаж «Самара» (1880), который теперь передан Самарскому историко-краеведческому музею. При образовании в 1945 году музея изобразительных искусств в Нижнем Тагиле туда попал «Вид Астрахани с Каспийского моря» (1879).
Самый неожиданный ответ при выяснении местонахождения произведений Доливо-Добровольского был получен из музея культуры Астрахани, где, как оказалось, находится не одна, а пять живописных работ, написанных им в 1879 году. На четырех изображена Астрахань и ее окрестности, на одной — Саратов. Контакты М.И.Доливо-Добровольского с Астраханью тоже основывались на родственных связях — там служил другой его дядя — Петр Николаевич Доливо-Добровольский (1844—?).
Мы поторопились подготовить эту небольшую публикацию, чтобы вызвать интерес к личности и творчеству забытого художника у коллег-музейщиков, краеведов, антикваров, издателей. Думается, что новые подробности биографии, уточнение датировок и атрибуций, истории бытования произведений еще ждут нас всех впереди.
Елена САВЕЛЬЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 59 (июль-август 2008), стр.32