Гармония и совершенство
Появление на московском антикварном ринке двух декоративных ваз, созданных на Императорском фарфоровом заводе в первой четверти XIX века, можно рассматривать как факт исключительный и заслуживающий большого внимания всех любителей русского искусства.
Эпоха Александра I — едва ли не самая блестящая в истории ведущего фарфорового предприятия России — Императорского фарфорового завода в Петербурге (ИФЗ). Технический и художественный уровень изделий того времени значительно повысился по сравнению с предшествующим периодом, благодаря усилиям как отечественных, так и иностранных мастеров, специально приглашенных на завод для усовершенствования его деятельности. Очень важную роль в становлении художественного облика александровского фарфора сыграли французские технологи и художники, приехавшие в Россию в 1815 году и проработавшие на ИФЗ по десять лет и более, а нередко и закончившие здесь свою жизнь. Среди них художники А.А. Адам (приехавший еще в 1808 году), Ж.Ф.Ж. Свебах, декоратор и орнаменталист Д.И. Моро, токарь Ф. Давиньон. Все они прежде трудились на Севрской фарфоровой мануфактуре, которая в начале XIX века, безусловно, занимала ведущее место в Европе среди аналогичных производств и была законодательницей мод в искусстве фарфора Французские мастера привнесли высокие технологии, свой опыт, завершенность и монументальность большого стиля в деятельность ИФЗ, создавали уникальные произведения и уделяли большое внимание обучению русских художников.
К высшим достижениям ИФЗ первой четверти XIX века относится создание декоративных ваз, в формах, орнаменте и росписи которых ярко проявился стиль ампир, гармоничные и торжественные черты которого были разработаны и блестяще воплощены в искусстве Франции начала XIX столетия.
Вазы Императорского завода в это время проектировались на основе античных образцов, отличались выверенными пропорциями, отточенностью и высоким уровнем исполнения всех составляющих частей: тулова, горла, ножки. Особую завершенность и красоту придавали им скульптурные ручки, формованию и тщательной отделке которых уделялось большое внимание. Их детали создавались на основе наиболее популярных античных орнаментальных мотивов — стилизованных пальметт и завитков, и листьев аканта в различных вариантах комбинаций, пластическое решение которых отличалось каждый раз совершенством проработки каждой детали и выразительностью силуэта.
Представленные на антикварном рынке вазы являются замечательными примерами подобных произведений ИФЗ.
Они имеют одну из наиболее типичных форм александровского времени, спроектированных на основе амфоры и получивших название «бандо». Эта форма, созданная во второй половине 1810-х годов, — один из ранних ампирных образцов. Ручки ваз выполнены в виде завитков аканта, декорированы рельефными листьями и заканчиваются внизу рельефной, оригинальной и сложной по рисунку пальметтой. Прекрасный по рисунку рельефный стилизованный лиственный орнамент украшает нижнюю часть тулова ваз, а также край горла и основание ножки, подчеркивая основные членения. (Вазы аналогичной формы есть, по крайней мере, в собраниях Эрмитажа и Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»).
Тулова ваз декорированы орнаментами матового и полированного золота. Они выполнены художником-декоратором Д.-И. Моро (?—1830), одним из лучших французских мастеров, который работал на ИФЗ с 1815 по 1830 год (с перерывом). По краю горла ваз — золоченые подписи этого мастера moreau. Главной специальностью Моро были золоченые и скульптурные орнаменты. На вазах помещены очень типичные для этого художника прекрасные по рисунку орнаменты в стиле ампир, созданные на основе античных мотивов и содержащие характерный набор бесконечно варьирующихся элементов. На одной из ваз изображена композиция из стилизованных побегов, листьев и завитков аканта, пальметт и цветов, в которую включены также головы мифологических существ. На другой вазе — композиция из фигур грифонов, листьев и завитков аканта.
Золоченые орнаменты Моро отличаются не только виртуозным рисунком, но и ясностью композиционного решения, очень широкой и свободной манерой исполнения, что позволяло ему расписывать большие вазы без мелочной и слишком усложненной орнаментики. Очень часто декорированные Моро вазы имеют подпись золотом от руки, чаще всего она встречается на горле ваз, как в данном случае. (Иногда, вероятно, на предметах более раннего времени — конца 1810-х годов — встречается подпись Moreau Decorateur a St. Peterbourg'). Следует заметить, что на одной из ваз аналогичной формы из собрания Эрмитажа, опубликованной в книге Т.В. Кудрявцевой «Русский императорский фарфор» (СПб., 2003, стр. 100), есть подпись Moreau Decorateur в массе, что дает основание утверждать, что рельефный декор на вазах данной формы, а может быть, и эскиз самой формы, созданы Д.-И. Моро. Элементы рельефного декора тоже отличаются свойственной ему особой элегантностью, четкостью рисунка и тонкостью проработки деталей. Согласно новым архивным сведениям, приведенным здесь же, Моро работал на ИФЗ по контракту, который четырежды продлевался, и был обязан «давать рисунки формам различных вещей и украшениям на оных как по мастерской живописи, так и скульптуры орнаментной», а также исполнять «ежегодно две вазы одну к Новому году, другую к Св. Пасхе».
Как известно, Моро поступил на ИФЗ в 1815 году, в 1825 году уехал в Париж, затем снова вернулся в Россию. Мастер много внимания уделял административной работе на заводе, заведовал отделением выделки белых вещей, в последние годы своей жизни (1828—1830) был ремесленным инспектором предприятия.
Искусство Моро высоко ценили современники. Исследователи приводят такие высказывания о вазах ИФЗ 1820-х годов, взятые из архивов: «Можно решительно сказать, что орнаментное искусство у нас не уступит ни одной европейской фабрике», — писал директор завода С.И.Комаров, имея в виду работы МОРО. Этому мнению вторит и другой автор: «...орнаментальная скульптура превосходит все, делаемое в чужих краях».
Сейчас трудно сказать, сколько именно ваз создал и подписал Д.-И. Моро. В крупнейших музейных собраниях России есть ряд его подписных произведений. Кроме Эрмитажа, где находится также знаменитая ваза «Россия» высотой 222 см, выполненная Моро и Давиньоном в 1828 году, то есть во второй приезд мастера на ИФЗ, более десяти ваз с декором Моро находятся в Русском музее, две его подписные вазы формы «фюзо» хранятся в собрании музея керамики в Кускове. В большинстве случаев золоченые декоры Моро украшают вазы с сюжетной росписью, особенно часто он декорировал произведения с росписью Свебаха. Все они относятся к периоду 1816—1825 годов. Несомненно, целый ряд высококлассных изделий ИФЗ с золочеными орнаментами, не имеющих подписи автора, можно с большой долей вероятности отнести к его работам. Вазы только с орнаментальной росписью этого мастера встречаются значительно реже. В Русском музее есть две пары подписных ваз исключительно с орнаментальными композициями, характерными для Моро и включающими стилизованные растительные и зооморфные мотивы. Они датируются 1822-—1826 годами (см.: И.П. Попова. «Декоративные фарфоровые вазы и дворцовые парадные сервизы первой трети XIX века из собрания Государственного Русского музея». Каталог выставки. Л., 1989, №№ 36, 37,46,47).
Принадлежность представленных на антикварном рынке ваз к изделиям Императорского завода 1820-х годов не вызывает никакого сомнения. Не только их высокий исполнительский уровень, характерные подписи художника и тисненная в массе метка на одной из ваз, но и отсутствие марок на данных предметах являются верными атрибуционными признаками фарфора ИФЗ 1810-—1820-х годов. Почти вся продукция ИФЗ того времени была немаркированной. В частности, все упомянутые вазы из Русского музея, Эрмитажа и Кускова не маркированы. Однако, как правило, они имеют подписи или специальные метки художников, декораторов, формовщиков, по которым их очень легко можно идентифицировать. Возможно, подобная практика возникла на ИФЗ не без влияния французского фарфора первой четверти XIX века, значительная часть которого то-же не имела марок. (В скобках следует заметить, что близость французского и русского фарфора в стилистическом и художественном отношении нередко провоцирует такую ситуацию, когда немаркированные изделия начала XIX столетия на антикварном рынке выдаются за продукцию ИФЗ. Но существует целый ряд признаков, позволяющих безоговорочно определить тот или иной предмет как несомненное изделие Императорского завода).
О подлинности этих ваз свидетельствует и тот факт, что они происходят из старой хорошей московской коллекции, которую собирали еще в советское время.
Подписные декоративные вазы, выполненные на Императорском фарфоровом заводе в один из лучших периодов его деятельности, несомненно, представляют большую художественную ценность, их можно поставить в ряд с известными музейными образцами александровского времени. Произведения русского фарфора такого уровня давно не отмечались на отечественном антикварном рынке, поэтому их появление можно назвать большой редкостью и удачей.
Татьяна МОЗЖУХИНА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 59 (июль-август 2008), стр.12